Как докупить площадь по программе реновации до оформления равнозначной квартиры в собственность

Как переехать по программе реновации в квартиру большей площади. Можно ли вместо одной равнозначной квартиры получить две с доплатой. Какие документы нужны для участия в аукционе по докупке жилья

1. Что и на каких условиях можно приобрести?

Если вы участник программы реновации и еще не оформили договор на предоставляемую взамен жилья в сносимом доме равнозначную квартиру, вы можете вместо нее выбрать квартиру большей площади либо несколько квартир, доплатив только за то количество квадратных метров, на которое ваше новое жилье будет превышать средний размер равнозначной квартиры в вашем доме.

На этом этапе докупить можно максимум столько квадратных метров, сколько вам не хватает до 100 квадратных метров. На приобретаемые за доплату квадратные метры предоставляется скидка 10%. 

При этом:

  • приобрести за доплату возможно только квартиры, имеющиеся в собственности Фонда реновации;
  • приобретаемая квартира должна находиться в доме, построенном по программе реновации и расположенном в том же районе города Москвы (в ЗелАО и ТиНАО — в том же административном округе), что и расселяемый дом;
  • первоочередным является предоставление жителям равнозначных квартир, поэтому перечни квартир, предлагаемых на докупку, формируются после завершения предоставления равнозначных квартир (выпуска смотровых);
  • право на приобретение квартир за доплату возникает только при наличии соответствующих квартир;
  • право на приобретение квартир за доплату у собственников и нанимателей возникает не ранее начала переселения их дома.


Если вы уже оформили договор на равнозначную квартиру и оформили ее в собственность, право на приобретение жилья со скидкой 10% сохраняется за вами еще 2 года. В этом случае вы можете купить одну квартиру площадью до 100 квадратных метров в дополнение к равнозначной. Подробнее об этом — в инструкции на mos.ru.

2. Как докупить дополнительную площадь?

Шаг 1. Дождитесь письма от Департамента городского имущества Москвы с предложением новой равнозначной квартиры.

Шаг 2. Обратитесь в центр информирования по переселению для написания заявления на предоставление проекта договора на равнозначную квартиру (не подписывайте его).

Шаг 3. Выберите квартиру на сайте Фонда реновации.

Шаг 4. Соберите пакет документов, оплатите обеспечительный платеж в размере 100 тысяч рублей и подайте заявление на докупку в Фонд реновации.

Шаг 5. Если на выбранную вами квартиру претендует кто-то еще, примите участие в аукционе.

Шаг 6. Заключите договор на новую квартиру и оформите право собственности.

Шаг 7. Перевезите вещи.

Шаг 8. Закройте лицевые счета на жилищно-коммунальные услуги по старому месту жительства и откройте по новому.

Шаг 9. При необходимости зарегистрируйтесь по новому месту жительства.

Шаг 10. При необходимости смените детский сад, школу, поликлинику.

3. Когда придет письмо из Департамента городского имущества? Что в нем будет?

Как только новый дом будет готов к заселению, письмо вам доставит сотрудник Департамента городского имущества по адресу освобождаемой квартиры. Если вас не будет дома, он оставит письмо в вашем почтовом ящике.


В письме будут указаны:

  • адрес новой квартиры;
  • площадь (в квадратных метрах);
  • количество комнат;
  • порядок и срок осмотра квартиры;
  • адрес, где можно получить ключи.


Если все ваши соседи получили такое письмо, а вы нет, обратитесь за ним в центр информирования по переселению. Он откроется в день старта расселения в новом доме или рядом с ним. При себе нужно иметь паспорт.

4. Как получить проект договора на равнозначное жилье?

После получение письма с предложением равнозначной квартиры от Департамента городского имущества Москвы обратитесь в центр информирования по переселению для написания заявления на предоставление проекта договора на равнозначную квартиру.


Он выдается при предъявлении:

  • документов, удостоверяющих личность всех собственников (нанимателей) квартиры в сносимом доме, а также всех зарегистрированных в этой квартире лиц;
  • правоустанавливающих документов на квартиру;
  • разрешения органов опеки на распоряжение имуществом несовершеннолетнего, если несовершеннолетний — это один из собственников жилья либо не собственник, но находится под опекой и проживает в этой квартире);
  • документов, подтверждающих полномочия опекуна, паспорта опекуна и документа, содержащего информацию о месте пребывания опекаемого (если в квартире есть ребенок, находящийся под опекой, либо недееспособный гражданин);
  • письма с предложением новой квартиры;
  • согласия на новую квартиру.

Вам необходимо получить проект договора для ознакомления, но не подписывать его. Докупка квартиры взамен предоставляемой вам равнозначной квартиры будет невозможна после подписания проекта договора.

5. Как найти квартиру, которую я могу купить?

Посмотреть, какие квартиры выставлены на продажу, можно на сайте Фонда реновации.


Помните, что вы можете выбрать квартиру либо в том же доме, где вам предоставлено равнозначное жилье, либо в другом доме, построенном по программе реновации, но расположенном в том же районе, что и предоставленное вам равнозначное жилье (для Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского административных округов — в том же административном округе).

6. Как подать заявление на докупку? Какие документы понадобятся?

Обратитесь в Фонд реновации Москвы по телефону: +7 (495) 651-07-97 (в голосовом меню выбрать кнопку 2). Выясните, какой пакет документов необходим именно вам для подачи заявления на докупку, запишитесь на прием.


Оплатите обеспечительный платеж в размере 100 тысяч рублей. Деньги перечисляются на расчетный счет Фонда реновации и в случае проведения аукциона становятся обеспечением заявки на участие. В случае заключения договора платеж входит в его оплату. Если вы проиграете аукцион, деньги вам вернут в течение 7 рабочих дней со дня подписания протокола об итогах аукциона.


В назначенное время придите в Фонд реновации с пакетом документов и подайте заявление на докупку.


Обратите внимание, что заявление подписывается всеми собственниками (нанимателями) квартиры в пятиэтажке на личном приеме в Фонде реновации. Подписи за несовершеннолетних и недееспособных граждан ставят их законные представители. Если кто-то из собственников (нанимателей) не может присутствовать на встрече, необходимо оформить нотариальную доверенность на представителя.

7. Как принять участие в аукционе?

Если с вашими документами все будет в порядке и за время рассмотрения заявления больше никто из участников программы реновации не подаст заявление на докупку на выбранную вами квартиру, Фонд реновации вынесет решение о заключении договора мены с доплатой либо договора купли-продажи без проведения аукциона.


Если на выбранную вами квартиру будете претендовать не только вы, Фонд реновации примет решение о проведении аукциона.


Извещение о проведении аукциона публикуется на сайте Фонда реновации.


Начальная цена аукциона — это рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Она соответствует рыночной стоимости одного квадратного метра соответствующего жилого помещения по вашему району. Шаг аукциона — 1% от начальной цены аукциона, указанной в извещении о проведении аукциона.


Победителем считается участник, предложивший большую сумму.


Если после проведения аукциона победитель откажется от покупки квартиры, она будет предложена тому участнику, который сделал предложение о цене аукциона предпоследним. Он имеет право отказаться, обеспечительный платеж ему в этом случае будет возвращен.


Собственнику или нанимателю, победившему в аукционе и уклонившемуся от исполнения своих обязательств по заключению договора мены или договора купли-продажи, обеспечительный платеж не возвращается.

8. Как заключить договор и оформить право собственности?

Если отселяемая квартира находилась в собственности, то с собственниками заключается договор мены.


Если квартира в пятиэтажке была в долевой собственности, то право собственности на новую квартиру оформляется в тех же долях. Если квартир приобретается несколько, то каждая из них оформляется в тех же долях, что и старая.


Если отселяемая квартира находится в социальном найме, то с нанимателями заключается договор купли-продажи. Все зарегистрированные в квартире станут собственниками в новой квартире в равных долях. Оформить квартиры в соцнайм в случае докупки дополнительной площади нельзя.

Изменить или разделить доли можно будет самостоятельно после реализации своего права на докупку по программе реновации.

Если по приобретаемым квартирам проводился аукцион, то Фонд реновации заключает договор с победителем. Не ставший победителем оформляет в Департаменте городского имущества договор на равнозначную квартиру.

Сделки с участием несовершеннолетних или недееспособных граждан подлежат обязательному нотариальному заверению.

Затем необходимо произвести оплату денежных средств по договору и зарегистрировать право собственности в Росреестре

9. Как переехать?

Вы можете обратиться за помощью в организации переезда в центр информирования по переселению вашего дома. Услуги транспортной компании оплатит город. В оговоренное время вам предоставят транспорт и бригаду грузчиков.


Ветераны, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и другие льготные категории граждан также могут рассчитывать на бесплатную помощь в разборе и сборе мебели.

10. Как закрыть старый и открыть новый лицевой счет?

После того как вы переедете, вам нужно:

  • оплатить и закрыть лицевые счета за жилищно-коммунальные услуги, которые вы получали в старой квартире, передать ключи от квартиры управляющей компании;
  • открыть лицевой счет на жилищно-коммунальные услуги в новой квартире и заключить договор управления многоквартирным домом с новой управляющей компанией.


Подробнее о том, как это сделать, читайте в инструкции mos.ru.

11. Как зарегистрироваться в новой квартире?

При необходимости зарегистрируйтесь по месту жительства в новой квартире. Выписываться при этом из старой квартиры не нужно — после регистрации по новому месту жительства ваша старая прописка обнулится автоматически.

12. Как сменить детский сад, школу или поликлинику?

Смена места жительства не влечет за собой обязательную смену детского сада, школы или поликлиники, но если у вас есть такая необходимость, ознакомьтесь с инструкциями:

13. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Если у вас остались вопросы по приобретению дополнительной жилплощади по программе реновации, позвоните по телефону: +7 (495) 651-07-97 (в голосовом меню выбрать кнопку 2).


Другую информацию о программе реновации вы можете узнать:

Расскажите друзьям
Поделиться