Как переехать в равнозначное жилье по программе реновации

Что такое равнозначная квартира и как ее получить. Что делать, если меня не устраивает ремонт в квартире по реновации. Какие документы нужны для оформления договора мены или договора соцнайма по программе реновации

1. Что такое равнозначное жилье?

Равнозначная квартира — это новая квартира в благоустроенном доме, расположенном в том же районе Москвы (Для Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского АО — в том же административном округе), где и дом, расселяемый по программе реновации. Жилая площадь и количество комнат в новом жилье не меньше, а общая площадь больше, чем в старой квартире. Выполнена улучшенная отделка, соответствующая стандартам реновации.


Собственникам новые квартиры предоставляются в собственность. Нанимателям новые квартиры предоставляются по договорам социального найма. При этом наниматели могут оформить новую квартиру в собственность по письменному заявлению.


Обратите внимание, если вы хотите переехать в квартиру с большей площадью или количеством комнат, вы можете докупить квадратные метры. Процедура переезда в этом случае будет отличаться.


Вместо равнозначной квартиры вы также можете получить равноценную (равную рыночной стоимости сносимого жилья) денежную компенсацию или равноценную квартиру.

Тем, кто состоит на жилищном учете, квартиры предоставляются вне очереди, с улучшением жилищных условий по норме предоставления. Процедура переезда такая же, как и процедура переезда в равнозначное жилье. После переезда семья с жилищного учета снимается.


Также можно получить равнозначную или равноценную квартиру, без увеличения площади по норме предоставления. В этом случае очередники сохраняют свое право состоять на учете.


Право состоять на жилищном учете сохраняется и в случае получения денежной компенсации.

2. Как переехать по программе реновации?

Шаг 1. Дождитесь письма Департамента городского имущества Москвы с предложением равнозначной квартиры.

Шаг 2. Осмотрите квартиру.

Шаг 3. Заключите договор на равнозначную квартиру.

Шаг 4. Перевезите вещи.

Шаг 5. Закройте лицевые счета на жилищно-коммунальные услуги по старому месту жительства и откройте — по новому.

Шаг 6. При необходимости зарегистрируйтесь по новому месту жительства.

Шаг 7. При необходимости смените детский сад, школу, поликлинику.

3. Когда придет письмо из Департамента городского имущества? Что в нем будет?

Как только новый дом будет готов к заселению, письмо вам доставит сотрудник Департамента городского имущества по адресу освобождаемой квартиры. Если вас не будет дома, он оставит письмо в вашем почтовом ящике.


В письме будут указаны:

  • адрес новой квартиры;
  • площадь (в квадратных метрах);
  • количество комнат;
  • порядок и срок осмотра квартиры;
  • адрес, где можно получить ключи.


Если все ваши соседи получили такое письмо, а вы нет, обратитесь за ним в центр информирования по переселению. Он откроется в день старта расселения в новом доме или рядом с ним. При себе нужно иметь паспорт.

4. Как проходит осмотр квартиры?

После получения письма от Департамента городского имущества Москвы у вас есть 5 дней на осмотр квартиры. (Если у вас не будет времени посмотреть квартиру в этот период, предупредите об этом сотрудников центра информирования по переселению). В течение этого времени вам нужно прийти в центр информирования по переселению вашего дома и получить ключи от новой квартиры. При себе нужно иметь:

  • паспорт;
  • письмо с предложением равнозначной квартиры Департамента городского имущества Москвы.


Если у вас есть замечания к ремонту в квартире, вам нужно обратиться в центр информирования по переселению к представителю управляющей компании. Совместно с ним и представителем подрядчика нужно составить акт о выявленных нарушениях с указанием сроков их устранения.

Замечания должны устранить:

  • в течение 7 дней, если не требуется замена материалов и оборудования;
  • в течение 15 дней с момента поставки материалов и оборудования, если такая замена требуется.


После устранения всех недостатков вас пригласят на повторный осмотр квартиры.


Если квартира вас устраивает, подпишите заявление о согласии на квартиру. Понадобятся документы:

  • заявление о согласии на предложенную квартиру, подписанное всеми совершеннолетними гражданами, зарегистрированными в квартире;
  • паспорта всех зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • для нанимателей — договор социального найма или копия ордера на вселение в жилое помещение;
  • для собственников — правоустанавливающие документы (свидетельство о праве собственности на вашу квартиру и/или выписку из ЕГРН).

5. Как оформить документы на новую квартиру?

После того как вы подпишете согласие на квартиру, с вами свяжется сотрудник Департамента городского имущества для согласования даты и места подписания договора на равнозначную квартиру. К этому моменту вам нужно будет собрать пакет документов. У каждого участника программы реновации он свой. В зависимости от вашей ситуации у вас могут потребовать:


общий пакет документов:

  • паспорта всех собственников и зарегистрированных в жилом помещении старше 14 лет;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних;
  • при наличии среди собственников (нанимателей) несовершеннолетних — разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение имуществом;
  • при наличии среди собственников (нанимателей) недееспособных — документ, подтверждающий полномочия опекуна, паспорт опекуна и документ, содержащий информацию о месте пребывания опекаемого;


документы для собственников:

  • правоустанавливающие документы (свидетельство о праве собственности на вашу квартиру и/или выписку из ЕГРН);
  • если у квартиры один собственник, при этом он состоит в браке, то необходимо нотариально заверенное согласие супруга. Если оба супруга являются собственниками, согласие не требуется. Если между супругами заключен брачный контракт, необходимо нотариально заверенное согласие супруга, а в дальнейшем следует руководствоваться положениями контракта;
  • если квартира в пятиэтажке в ипотеке — договор с банком;


документы для нанимателей:

  • договор социального найма или копию ордера на вселение в жилое помещение.


Список необходимых именно вам документов вы можете запросить в вашем центре информирования по переселению.


Договор социального найма должен быть подписан одним нанимателем. Договор, предусматривающий переход права собственности, — всеми новыми собственниками. Он подлежит регистрации в ЕГРН (его передает на регистрацию сотрудник Департамента городского имущества Москвы).


После этого на основании договора, предусматривающего переход права собственности, либо договора социального найма в вашем центре информирования по переселению вам нужно будет подписать акт приема-передачи новой квартиры и получить ключи.

Если квартира находится в залоге у банка, потребуется пройти процедуру смены объекта обеспечения. Для этого следует связаться с банком или другим соответствующим органом (в зависимости от вида обременения).

6. Как переехать?

Вы можете обратиться за помощью в организации переезда в центр информирования по переселению вашего дома. Услуги транспортной компании оплатит город. В оговоренное время вам предоставят транспорт и бригаду грузчиков.


Ветераны, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и другие льготные категории граждан также могут рассчитывать на бесплатную помощь в разборе и сборе мебели.

7. Как зарегистрироваться в новой квартире?

При необходимости зарегистрируйтесь по месту жительства в новой квартире. Выписываться при этом из старой квартиры не нужно — после регистрации по новому месту жительства ваша старая прописка обнулится автоматически.

8. Как сменить детский сад, школу или поликлинику?

Смена места жительства не влечет за собой обязательную смену детского сада, школы или поликлиники, но если у вас есть такая необходимость, ознакомьтесь с инструкциями:

9. Как закрыть старый и открыть новый лицевой счет?

После того как вы переедете, вам нужно:

  • оплатить и закрыть лицевые счета за жилищно-коммунальные услуги, которые вы получали в старой квартире, передать ключи от квартиры управляющей компании;
  • открыть лицевой счет на жилищно-коммунальные услуги в новой квартире и заключить договор управления многоквартирным домом с новой управляющей компанией.


Подробнее о том, как это сделать, читайте в инструкции mos.ru.

10. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Если у вас остались вопросы по приобретению дополнительной жилплощади по программе реновации, позвоните по телефону: +7 (495) 651-07-97 (в голосовом меню выбрать кнопку 2).


Другую информацию о программе реновации вы можете узнать:

Расскажите друзьям
Поделиться