Как использовать сертификат на материнский капитал

На что можно потратить материнский капитал. Кто может использовать материнский капитал и когда. Какие документы нужны для использования маткапитала

1. На что можно использовать маткапитал?

Средства материнского капитала могут быть полностью или частично направлены на:

  1. Образование детей. На дату начала обучения ребенок должен быть не старше 25 лет. Еще одно важное условие — организация должна находиться на территории России и иметь право на оказание соответствующих образовательных услуг.
  2. Улучшение жилищных условий семьи. Приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории России. Обратите внимание: ремонт жилого помещения применительно к распоряжению материнским капиталом улучшением жилищных условий не считается.
  3. Формирование накопительной части пенсии матери. Материнский капитал может быть полностью или частично включен в состав пенсионных накоплений и передан в доверительное управление управляющей компании или в негосударственный пенсионный фонд.
  4. Социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов. Средствами из материнского капитала можно компенсировать затраты на определенные товары и услуги для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. При этом средства маткапитала нельзя направить на медуслуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.


Кроме того, если семья соответствует некоторым условиям, из средств материнского капитала можно оформить ежемесячную выплату

2. Когда можно потратить средства из маткапитала?

Заявление о распоряжении средствами (или частью средств) из материнского капитала можно подать в любое время по истечении 3 лет с момента рождения того ребенка, после появления которого у вас возникло право на получение материнского капитала. 

Это правило касается всех направлений использования материнского капитала, кроме: 


  • уплаты первоначального взноса и/или погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение или строительство жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией;
  • приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.


В этих двух случаях заявление о распоряжении маткапиталом может быть подано в любое время, независимо от срока, прошедшего с момента появления ребенка.

3. Какие документы нужны для оплаты образования детей средствами маткапитала?

Чтобы оформить распоряжение средствами из материнского капитала, понадобятся: 


  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность владельца сертификата;
  • документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя — если документы будет подавать представитель заявителя;
  • разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям — если заявление о распоряжении маткапиталом подает опекун (попечитель) или приемный родитель несовершеннолетнего ребенка; 
  • документ, подтверждающий приобретение несовершеннолетним ребенком дееспособности в полном объеме — если заявление о распоряжении маткапиталом подает несовершеннолетний ребенок.
  • если средства маткапитала направляются на оплату платных образовательных услуг: заверенная образовательной организацией копия договора об оказании платных образовательных услуг;
  • если средства маткапитала направляются на оплату содержания ребенка или присмотра и ухода за ребенком: договор между организацией и владельцем сертификата. Договор должен включать обязательства организации по содержанию ребенка и (или) присмотру и уходу за ребенком, а также расчет размера платы за это;
  • если средства маткапитала направляются на оплату общежития
  • договор найма жилого помещения в общежитии с указанием суммы и сроков внесения платы;
  • справка из организации, подтверждающая факт проживания ребенка в общежитии.

4. Какие документы нужны для улучшения жилищных условий за счет средств маткапитала?

Чтобы оформить распоряжение средствами из материнского капитала, понадобятся: 


  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность владельца сертификата;
  • документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя — если документы будет подавать представитель заявителя;
  • разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям — если заявление о распоряжении маткапиталом подает опекун (попечитель) или приемный родитель несовершеннолетнего ребенка; 
  • документ, подтверждающий приобретение несовершеннолетним ребенком дееспособности в полном объеме — если заявление о распоряжении маткапиталом подает несовершеннолетний ребенок;
  • основной документ, удостоверяющий личность супруга лица, получившего сертификат, и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания, — если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат;
  • свидетельство о браке — если стороной сделки либо обязательств по приобретению или строительству жилья является супруг лица, получившего сертификат, либо если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства осуществляются супругом лица, получившего сертификат.


Кроме того, понадобятся документы, перечень которых зависит от вида улучшения жилищных условий: 


  • приобретение жилья;
  • строительство дома с привлечением строительной организации;
  • строительство дома своими силами;
  • компенсация затрат на строительство дома; 
  • участие в долевом строительстве;
  • уплата вступительного взноса в кооператив; 
  • выплата основного долга и процентов по кредиту на жилье; 
  • уплата первоначального взноса по кредиту на жилье.

5. Какие документы нужны для направления маткапитала на накопительную часть пенсии?

Чтобы оформить распоряжение средствами из материнского капитала, понадобятся: 


  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность владельца сертификата;
  • документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя, — если документы будет подавать представитель заявителя;
  • разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям — если заявление о распоряжении маткапиталом подает опекун (попечитель) или приемный родитель несовершеннолетнего ребенка; 
  • документ, подтверждающий приобретение несовершеннолетним ребенком дееспособности в полном объеме, — если заявление о распоряжении маткапиталом подает несовершеннолетний ребенок.

6. Какие документы нужны для направления маткапитала на адаптацию детей-инвалидов?

Чтобы оформить распоряжение средствами из материнского капитала, понадобятся: 


  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность владельца сертификата;
  • документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя, — если документы будет подавать представитель заявителя;
  • разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям — если заявление о распоряжении маткапиталом подает опекун (попечитель) или приемный родитель несовершеннолетнего ребенка; 
  • документ, подтверждающий приобретение несовершеннолетним ребенком дееспособности в полном объеме, — если заявление о распоряжении маткапиталом подает несовершеннолетний ребенок;
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида, действительная на день приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
  • документы, подтверждающие расходы: товарный или кассовый чек, договор купли-продажи с товарным или кассовым чеком либо с приходным ордером и товарной накладной, договор возмездного оказания услуг с товарным или кассовым чеком либо с приходным ордером и товарной накладной, иные документы, подтверждающие оплату товаров и услуг, с указанием стоимости приобретенных товаров;
  • акт проверки наличия товара, приобретенного для ребенка-инвалида; 
  • реквизиты банковского счета владельца сертификата: договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета либо другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета.

7. Как подать заявление и документы?

  1. Онлайн на сайте Пенсионного фонда России. Для этого способа подачи заявления понадобится полная регистрация на портале госуслуг.
  2. При личном визите в Пенсионный фонд России. Если вы гражданин России, но выехали на постоянное место жительства за пределы страны и не имеете регистрации по месту жительства/пребывания на территории Российской Федерации, обращайтесь в отделение ПФР по Москве и Московской области. Во всех остальных случаях обращаться нужно в территориальное отделение ПФР по месту жительства, пребывания или фактического проживания. 
  3. При личном визите в центр госуслуг «Мои документы». Вы можете выбрать любой удобный центр госуслуг, независимо от регистрации.
  4. По некоторым направлениям для расходования материнского капитала заявление можно подать в электронном виде на портале госуслуг.

8. Как оформить ежемесячную выплату из средств материнского капитала?

У вас есть право на ежемесячную выплату из материнского капитала, если:

  • второй ребенок в вашей семье родился (или был усыновлен) после 1 января 2018 года;
  • среднедушевой доход вашей семьи — не выше, чем 1,5 прожиточного минимума.


Семьям, подпадающим под оба условия, ежемесячно на протяжении полутора лет выплачивается сумма, равная прожиточному минимуму для детей.


Ежемесячная выплата из средств материнского капитала может быть оформлена тому, на кого оформлен сертификат на материнский капитал: таким образом, если сертификат получала мать ребенка, ежемесячная выплата будет оформлена на нее. Чтобы оформить выплату, понадобятся: 


  • заявление (оформляется на месте);
  • паспорт заявителя;
  • если обращаться будет представитель — документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя;
  • документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей;
  • документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации заявителя и ребенка;
  • документ, подтверждающий расторжение брака, — если брак расторгнут;
  • сведения о доходах членов семьи;
  • справка из военного комиссариата о призыве родителя (или супруга родителя) на военную службу;
  • документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя.


С подготовленными документами вы можете обратиться:


Ежемесячная выплата назначается в течение 1 месяца с даты приема документов. Деньги выплачиваются до достижения ребенком полутора лет, однако первый выплатной период рассчитан на год. Это означает, что через год нужно будет подать новое заявление на ее назначение.


Обратиться за выплатой можно в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.

9. Как я узнаю, сколько средств осталось на моем счету?

Чтобы узнать об остатке средств материнского капитала, воспользуйтесь сервисом на сайте Пенсионного фонда России


Кроме того, вы можете получить справку о размере (остатке) материнского капитала. Справку можно заказать двумя способами: 


  1. Онлайн — в личном кабинете на сайте ПФР. Для этого понадобится полная регистрация на портале госуслуг.
  2. При личном визите в ПФР. Для подачи заявления нужно будет предъявить: 
  • документ, удостоверяющий личность владельца сертификата на маткапитал;
  • документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя, — если заявление будет подавать представитель заявителя.

Обратите внимание: в заявлении кроме личных данных заявителя (ФИО, адрес регистрации, контактный телефон и т.п.) нужно будет указать: 

  • страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица — СНИЛС (при наличии);
  • серию, номер государственного сертификата на материнский капитал, кем выдан, дату выдачи;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя (серия и номер документа, кем выдан, дата выдачи).

Предъявлять эти документы не нужно, но для заполнения сведений лучше взять их с собой.


При любом способе подачи заявления справка готовится 5 рабочих дней с даты приема заявления и направляется в той форме и тем способом, которые были указаны в заявлении.


Получать такую справку можно неограниченное количество раз.

Расскажите друзьям
Поделиться
Эта страница вам полезна?
Да
Нет
Почему?
Выберите причину
Слишком сложно
Не отвечает на вопрос
Мало информации
Спасибо! Нам важно ваше мнение.
Спасибо! Нам важно ваше мнение.