Как сделать нежилое помещение жилым

Для чего переводить нежилое помещение в жилое. В каких случаях это возможно. Какие работы нужно провести предварительно. Какие документы понадобятся и как долго рассматривается заявление
Подать запрос онлайн

1. В каких случаях помещение переводят из нежилого в жилое?

Перевод нежилого помещения в жилое необходим, если, к примеру, у вас был офис на первом этаже, из которого вы хотите сделать квартиру для проживания.


Чтобы сделать помещение жилым, необходимо соблюсти ряд условий. Так, например, нежилое помещение нельзя перевести в жилое, если:

  • переводимое помещение не отвечает установленным требованиям, и обеспечить соответствие этим требованиям невозможно;
  • право собственности на это помещение обременено правами третьих лиц.

2. Какие еще условия нужно выполнить?

Чтобы привести помещение в соответствие требованиям, вам может понадобиться перепланировка и (или) переустройство помещения. Заранее озаботьтесь его согласованием: во-первых, это сэкономит вам время, во-вторых — в ходе согласования вам нужно будет подготовить проект переустройства, который впоследствии понадобится и для перевода помещения в жилое.

Если в ходе перепланировки будет затронуто общее имущество собственников помещений многоквартирного дома, также вам понадобится провести собрание собственников.

3. Какие документы нужно оформить на собрании?

По результатам общего собрания и голосования собственников у вас должны быть следующие документы:

  • оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу передачи в пользование части общего имущества при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества при переустройстве и (или) перепланировке;
  • уведомление (сообщение) о проведении общего собрания;
  • документы, подтверждающие вручение уведомления каждому собственнику или направление уведомления каждому собственнику заказным письмом, либо его размещение в помещении этого дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В этом случае предоставляется протокол (нотариально засвидетельствованная копия) общего собрания собственников помещений, содержащий решения по указанным вопросам;
  • списки граждан, принявших участие в общем собрании и приглашенных для участия в нем;
  • документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
  • письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в общем собрании, оформленные в соответствии с Жилищным кодексом РФ, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать этих собственников;
  • доверенности, оформленные в соответствии в соответствии с Жилищным кодексом РФ, или другие документы, удостоверяющие полномочия представителей собственников, принимавших участие в общем собрании, а также приглашенных лиц;
  • если собрание проводилось в форме заочного голосования, дополнительно представляются документы по собранию, прошедшему путем совместного присутствия, а также документы, являющиеся обязательными приложениями к протоколу (подлинники или нотариально засвидетельствованные копии — для документов, оформленных в отношении общего собрания собственников, проведенного до 11 января 2018 года).

4. Какие документы понадобятся для подачи заявления?

К документам, подтверждающим проведение голосования собственников жилья (если их согласие требовалось), вам необходимо приложить:

  • заявление о предоставлении государственной услуги;
  • документ, удостоверяющий личность (копия всех страниц — при обращении представителя заявителя);
  • документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия представителя — если документы будет подавать не собственник помещения (копия и оригинал);
  • правоустанавливающие документы на переводимое помещение (оригинал или нотариально заверенные копии), если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре невидимости или права на него зарегистрированы до 31 января 1998 года и отсутствуют в Департаменте городского имущества;
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, если переустройство/перепланировка требуются для признания помещения жилым;
  • заключения о соответствии переводимого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям:
  • из организации, осуществляющей технический учет и техническую инвентаризацию;
  • из организации, аккредитованной на осуществление санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования и иных видов оценок;
  • из организации, аккредитованной на право проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • единый жилищный документ (при отсутствии — копия финансового лицевого счета или выписка из домовой книги), выданный не позднее 30 календарных дней до дня подачи заявления, либо иной документ, подтверждающий отсутствие зарегистрированных по месту жительства граждан;
  • учетно-техническая документация на помещение (подлинники);
  • поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение (поэтажные планы всех этажей в доме) (подлинники).


Если собственник переводимого помещения — несовершеннолетний, также понадобятся:

  • решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, подтверждающее полномочия законного представителя (копия и оригинал);
  • в отношении детей-сирот, а также детей, не достигших 14-летнего возраста — свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка.

5. Куда подавать документы?

Способ подачи заявления и документов зависит от того, кто будет их подавать.


1. Если вы физическое лицо, подать запрос можно: 


2. Если вы индивидуальный предприниматель или его представитель, подать запрос можно: 


3. Если документы будет подавать представитель физического лица, ему нужно обращаться лично в один из центров госуслуг «Мои документы».

*

Обратите внимание: если вы подадите запрос онлайн, в течение 5 рабочих дней после этого нужно будет представить оригиналы документов в центр «Мои документы» — если вы физическое лицо, либо в Департамент городского имущества — если вы индивидуальный предприниматель.

6. Как долго рассматривается заявление?

Общий срок предоставления услуги — до 34 рабочих дней, которые начинают исчисляться со дня получения запроса Департаментом городского имущества. Если документы подавались через центр госуслуг «Мои документы», срок принятия решения исчисляется со дня передачи вашего запроса из центра госуслуг в Департамент городского имущества.


В зависимости от того, какой способ получения решения был указан при подаче документов, оно может быть:

  • выдано на бумажном носителе
  • индивидуальным предпринимателям — в Департаменте городского имущества;
  • физическим лицам — в центре «Мои документы»;
  • направлено на бумажном носителе почтой;
  • направлено в форме электронного документа в личный кабинет заявителя на mos.ru.
Расскажите друзьям
Поделиться