Сергей Собянин: Некрасовскую линию метро планируется полностью запустить в начале 2020 года

Сергей Собянин: Некрасовскую линию метро планируется полностью запустить в начале 2020 года
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Участок от «Некрасовки» до станции «Косино» собираются открыть для пассажиров уже в этом году.

На Некрасовской линии метро идет прокладка двухпутного тоннеля. Проходческий щит «Лилия» уже завершил работу на участке от станции «Косино» до «Юго-Восточной». В июне планируется завершить проходку тоннеля от «Юго-Восточной» до «Окской». Ход работ осмотрел Сергей Собянин.

«Первая часть ветки — от “Некрасовки” до “Косина” — построена, идут пусконаладочные работы. На участке от “Косина” до “Авиамоторной” идет активное строительство — прокладка тоннелей, строительство станций, — сказал он. — Считаем, что в начале 2020 года линия будет запущена полностью».

Щиты-гиганты

В московском метро в основном проложены однопутные перегонные тоннели. Впрочем, на некоторых линиях подземки есть и двухпутные. Такие тоннели прокладывали на заре столичного метростроения — с 1931 по 1938 год — в основном с использованием ручного труда и средств малой механизации.

Сейчас двухпутные тоннели есть на Сокольнической (от станции «Парк культуры» до «Библиотеки имени Ленина» и от станции «Красные Ворота» до «Сокольников»), Замоскворецкой (от «Сокола» до «Аэропорта») и Филевской (от станции «Смоленская» до «Александровского сада») линиях.

С появлением сначала простых, а затем механизированных проходческих щитов диаметром шесть метров Мосметрострой пришел к тому, что на протяжении 70 с лишним лет прокладывали в основном однопутные тоннели.

Однако в последние годы на рынке появились проходческие щиты диаметром 10 метров, что и позволило метростроевцам многих стран мира вернуться к практике строительства двухпутных тоннелей.

Например, с помощью этой технологии в Мадриде проложили 199 километров тоннелей. Аналогичный метод применяется в Берлине, Гамбурге, Токио, Сиднее, Филадельфии, Буэнос-Айресе, Торонто, Осаке, Вене, Будапеште, Афинах, Риме, Неаполе, Копенгагене, Брюсселе, Осло, Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других городах.

На Некрасовской линии двухпутный тоннель прокладывают два проходческих щита. Помимо «Лилии», на вооружении строителей также находится комплекс «Виктория». Этот щит уже прошел тоннель длиной 1993 метра от станции «Окская» до станции «Стахановская», а в феврале этого года начал проходку участка от «Стахановской» до «Нижегородской».

«Это позволяет ускорить строительство, сэкономить ресурсы и обеспечить безопасность эксплуатации линии в дальнейшем», — отметил Мэр Москвы.

Территории возле строящихся станций метро благоустроят в этом году Арбатско-Покровскую линию метро продлят в район Гольяново

Безопасно, быстро и экономично

Одно из главных преимуществ двухпутных тоннелей — их безопасность. В случае поломки поезда или аварии время эвакуации пассажиров в таком тоннеле составляет около 16 минут, тогда как в однопутном — почти 40 минут.

Дело в том, что в однопутном тоннеле эвакуация проводится только через хвостовой и головной вагоны. В двухпутном тоннеле пассажиры могут экстренно спуститься в проход между путями из всех дверей состава.

Естественно, что движение по второму пути в случае аварии оперативно прекращается. Более того, на второй путь можно подать поезд для эвакуации пассажиров и доставить спасателей и ремонтников к месту аварии.

Для эвакуации пассажиров в тоннеле Некрасовской линии предусмотрят проход между путями шириной 1,2 метра. Это нужно для обеспечения максимальной безопасности пассажиров московской подземки. Проходы такой ширины не делают практически нигде в мире.

Для снижения шума от встречных поездов в тоннеле Некрасовской линии будут применять специальные технологии вибро- и шумозащиты. В России эти технологии были впервые опробованы при реконструкции железной дороги Туапсе — Адлер (работы проводились при подготовке к Олимпиаде в Сочи). В столичном метро они уже используются на станции «Деловой центр» под небоскребами «Москва-Сити».

Кроме того, по двухпутной технологии метро строится быстрее. Во-первых, однопутные щиты не могут идти параллельно друг другу. Во-вторых, при строительстве двухпутного тоннеля щит проходит насквозь через строящуюся станцию и двигается дальше. Поэтому нет необходимости его каждый раз разбирать и собирать, когда он доходит до будущего станционного комплекса.

При этом снижается стоимость строительства, ведь для обслуживания одного щита вместо двух нужно меньше людей и оборудования. Кроме того, отпадает необходимость в лишних притоннельных сооружениях. Эксплуатация одного двухпутного тоннеля обходится существенно дешевле двух однопутных за счет сокращения расходов на освещение и связь.

Помимо Некрасовской линии, в ближайшие годы двухпутные тоннели будут проложены на двух участках Большой кольцевой линии (БКЛ) метро — от станции «Мнёвники» до «Аминьевского шоссе» и от «Каширской» до «Текстильщиков».

Станция и ТПУ

Станция «Юго-Восточная» мелкого заложения расположена вдоль Ферганской улицы на пересечении с Ташкентской улицей.

На ней будут платформы берегового типа, разделенные двумя путями. Такие платформы хорошо известны пассажирам московской подземки — они есть на станциях «Александровский сад», «Фили», «Кутузовская», «Студенческая», «Партизанская» и на недавно построенной станции «Технопарк».

«Юго-Восточная» будет иметь выходы на Ферганскую и Ташкентскую улицы к жилой и общественной застройке, а также к остановкам городского транспорта. Для маломобильных граждан предусмотрено три лифта.

В отделке станции планируют использовать бежевый, желтый, черный и серый цвета. На полу будет коричневый гранит, а на потолке — декоративная черная штукатурка. Стены отделают травертином, полированным или шлифованным известняком.

В настоящее время завершаются работы по переустройству инженерных коммуникаций и устройству основных конструкций. Общая строительная готовность станции — 55 процентов.

На базе станции «Юго-Восточная» планируется сформировать одноименный транспортно-пересадочный узел. Доработанный проект его планировки, в котором были учтены пожелания жителей района Выхино-Жулебино, в ноябре прошлого года был одобрен Градостроительно-земельной комиссией Москвы.

В частности, в проекте была учтена просьба о размещении в проектируемом многофункциональном комплексе физкультурно-оздоровительного центра. Также по просьбам граждан было решено сохранить историческое здание кинотеатра «Волгоград» и провести реконструкцию ресторана «Бахча».

Всего в составе ТПУ «Юго-Восточная» планируется построить 9,4 тысячи квадратных метров капитальных сооружений. Также предусмотрены комплексное благоустройство территории и реконструкция прилегающих улиц. Ожидается, что пассажиропоток ТПУ «Юго-Восточная» составит до 98 тысяч пассажиров в сутки — 80 тысяч пассажиров метро и 18 тысяч пассажиров наземного общественного транспорта.

Метро в шаговой доступности

Некрасовская линия метро пройдет от станций «Авиамоторная» и «Нижегородская» (в будущем они войдут в состав Большой кольцевой линии) до «Некрасовки».

Строительство линии протяженностью 18,6 километра началось в 2012 году и осуществляется поэтапно. Первый участок «Косино» — «Некрасовка» с четырьмя станциями уже построен. Его технический пуск состоялся 31 августа 2018 года, а пассажирское движение по нему планируется открыть в этом году.

Строительство второго участка от «Авиамоторной» до «Косина» (11,7 километра, пять станций) планируется завершить в 2019–2020 годах.

Предполагается, что Некрасовская линия будет напрямую связана с Большой кольцевой линии. После ввода северного участка БКЛ пассажиры смогут без пересадки проехать от «Некрасовки» до «Рассказовки». После того как Большое кольцо замкнется, поезда Некрасовской линии будут ходить до «Нижегородской».

Обслуживать поезда розовой ветки будет новое электродепо «Руднево». С открытием линии значительно улучшится транспортное обслуживание около 800 тысяч жителей районов Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также подмосковных Люберец и других близлежащих городов Московской области. Кроме того, ввод новой линии существенно разгрузит юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской ветки метро.

В проектировании Некрасовской линии принимала участие команда специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Белоруссии.

Возле аэропорта Внуково появится станция метро В метро прошел технический пуск участка Сокольнической линии от «Саларьева» до «Коммунарки»

Успехи метростроевцев 

В период с 2011 по 2018 год в рамках реализации программы строительства Московского метрополитена Правительством Москвы было введено в эксплуатацию 136,6 километра линий метро, 73 новые станции, три дополнительных вестибюля метро и МЦК, а также девять электродепо.

Так, на Люблинско-Дмитровской линии открыты участки от станции «Марьино» до «Зябликова» (три станции), а также от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций). На станциях «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская» появились дополнительные вестибюли.

На Калининской линии ввели в эксплуатацию участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино», на Солнцевской — участки от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций) и от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций). На Замоскворецкой линии открылись участки от станции «Красногвардейская» до «Алма-Атинской» и от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции).

На Арбатско-Покровской линии был запущен участок от станции «Митино» до «Пятницкого шоссе», на Таганско-Краснопресненской — участок от станции «Выхино» до «Котельников», на Бутовской линии — участок от станции «Улица Старокачаловская» до «Битцевского парка» (две станции).

Продлили и Сокольническую линию метро. Здесь построили участки от «Юго-Западной» до станции «Саларьева» (три станции) и от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции). На Филевской линии открылся второй вестибюль станции «Международная».

К настоящему моменту уже запущено движение по участку Большой кольцевой линии от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская». Также для пассажиров открылось Московское центральное кольцо, на котором располагается 31 станция.

Кроме того, в городе построили или реконструировали девять депо: «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино».

Началось строительство эскалаторного тоннеля на станции «Авиамоторная» БКЛ Московское центральное кольцо перевезло 300-миллионного пассажира