Сергей Собянин: Без больших данных управлять городом практически невозможно

Сергей Собянин: Без больших данных управлять городом практически невозможно
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Современные технологии уже успешно используются в образовании, здравоохранении, профилактике преступности и других сферах городского управления.

Без больших данных управление городом практически невозможно. Об этом Сергей Собянин заявил на III Международной конференции по управлению качеством образования.

«Речь идет об управлении транспортными потоками, системой здравоохранения, в том числе внедрении искусственного интеллекта. Это и градостроительные решения, и анализ криминогенной ситуации, и выработка профилактических мер, и мер по борьбе с преступностью, и целый ряд других решений, без которых в современном городе невозможно эффективно управлять огромными системами», — рассказал Мэр Москвы.

Говоря об использовании больших данных в сфере образования, Сергей Собянин отметил, что эта тема требует пристального внимания. «Это очень сложный и спорный вопрос, и двигаться в этом направлении нам нужно предельно аккуратно. Тем не менее, мы должны понимать, что большие данные не формируются в течение одной минуты или одного часа — они формируются десятилетиями. И если мы сегодня не создадим определенные базы данных как их основу, то их и не будет никогда. Будущее формируется не завтра — будущее формируется сегодня», — добавил Мэр Москвы.

Одна из основных задач, над которой сейчас работают в столице, — создание инструментов анализа больших данных, с помощью которых педагоги смогут оценивать результаты обучения каждого ученика, прогнозировать его достижения, выявлять дефицит знаний и навыков. Все это поможет учителям сформировать индивидуальный подход в обучении школьников.

«В итоге школа сможет выстраивать траекторию индивидуального обучения, максимально учитывать способности учащегося и его образовательные потребности. Большие данные также помогут ученикам формировать личные портфолио, которые будут включать их достижения — победы на олимпиадах, грамоты, сертификаты, выполненные проекты — за весь период обучения в школе», — добавил Мэр Москвы.

По его словам, уже сегодня наличие подобного портфолио может добавить абитуриентам несколько баллов к результатам ЕГЭ и дать дополнительные шансы при поступлении в вуз.

Для формирования больших данных в московской системе образования в городе создана необходимая технологическая инфраструктура. «Мы к ней шли достаточно долго, начиная с 2012 года, прошли два этапа. На первом была создана базовая инфраструктура — образовательные учреждения были обеспечены новыми компьютерами, ноутбуками, проведен высокоскоростной интернет. Также на этом этапе мы начали предоставлять 36 различных электронных услуг, начиная от записи в детский сад, в школу, в кружки и так далее», — отметил Сергей Собянин.

На втором этапе в Москве был создан центральный инструмент системы столичного образования — «Московская электронная школа» («МЭШ»). Она включает библиотеку электронных учебных материалов и единый электронный дневник.

По словам Мэра Москвы, сегодня в общем доступе библиотеки «МЭШ» размещено более 30 тысяч электронных сценариев уроков, а также свыше 35 тысяч интерактивных образовательных приложений, более тысячи учебных пособий и учебников.

Согласно исследованиям международной консалтинговой компании Bain & Company в 2018 году, библиотека «МЭШ» не имела аналогов в мире, а электронный дневник превосходил по функционалу схожие технологические решения в других городах.

Школьное дело: столичная система образования — одна из лидирующих в мире Ученье — свет, или Как развивается столичное образование

«Для понимания масштабов больших данных, которые аккумулирует электронный дневник, скажу, что в нем фиксируется 10 миллионов школьных оценок ежемесячно. Перечень использованных на уроках материалов, результаты выполнения контрольных работ — все фиксируется в нем. И по объему информации, которая аккумулируется в электронном дневнике, этот сервис в городе находится на первом месте», — отметил Мэр Москвы.

Таким образом, благодаря «Московской электронной школе» и электронному дневнику можно увидеть все аспекты жизни конкретного ученика. «Благодаря “МЭШ” и электронному дневнику можно узнать, какие задания выполняет школьник, как быстро справляется с ними, чему научился, и какие оценки получил, в каких кружках занимается, в какие музеи, парки, театры ходит, что строил, проектировал, изобретал, какие книги читает, в каких олимпиадах участвовал и побеждал, какими компетенциями владеет и так далее», — рассказал Сергей Собянин.

Появление «Московской электронной школы» позволило начать работу над созданием «Российской электронной школы», отметила Ольга Васильева, Министр образования России.

«Первый этап работы у нас завершился в декабре минувшего года, и я считаю, что это огромный вклад, огромный подарок Москвы для всей Российской Федерации», — сказала она, уточнив, что эта работа была бы невозможна без опыта столичных специалистов.

«Мы много говорили о цифровизации и будем говорить о ней еще. Однако я хочу, чтобы меня услышали. Никакие цифровые технологии не заменят учителя, потому что в океане информации он и только он есть и остается единственным, кто способен выявить нужные данные, проанализировать их и передать ученикам», — добавила Ольга Васильева.

Мировое признание: «МЭШ» и медицинские классы — в списке 100 главных образовательных проектов ​В Москве разрабатывают стратегию развития столичного образования до 2025 года