Сергей Собянин осмотрел итоги работ по улучшению дорожного движения на Комсомольской площади

Поделиться
Сергей Собянин осмотрел итоги работ по улучшению дорожного движения на Комсомольской площади
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Благодаря новой схеме дорожного движения транспорту стало удобнее подъезжать к вокзалам и его скорость в районе площади выросла на семь процентов.

Сергей Собянин осмотрел итоги работ по улучшению дорожного движения в районе Комсомольской площади. Здесь продолжаются масштабные работы по строительству станции для поездов МЦД-2 «Курско-Рижский» и в будущем будут следовать поезда МЦД-4 «Киевско-Горьковский».

«Запущены два диаметра, сегодня строятся третий, четвертый и пятый. Для того чтобы обеспечить инфраструктурой четвертый диаметр, необходимо пробить новую, по сути дела, трассу третьих и четвертых путей, а для этого нужно реконструировать старые, увеличить в два раза пропускную способность, построить, по сути дела, новый вокзал. Часть инфраструктуры уже есть, она создавалась для МЦД-2, часть будет построена к открытию МЦД-4, который пройдет здесь же. Появятся хорошие комфортные переходы к площади трех вокзалов. По сути дела, эта станция даст возможность пересадки на три основных вокзала города — Казанский, Ленинградский, Ярославский», — рассказал Мэр Москвы.

По его словам, масштабный проект позволит интегрировать железнодорожные пути с городским пассажирским транспортом. «Реконструируется улично-дорожная сеть, налаживаются более эффективные транспортные схемы, реконструируются подземные пешеходные переходы. Около двух километров пешеходных подземных переходов будет реконструировано», — отметил Сергей Собянин.

В беседе с жителями Красносельского района Мэр Москвы напомнил, что на месте строящейся платформы для МЦД-2 и будущего МЦД-4 раньше была станция Москва-Техническая-Курская, затем ее сменила станция Каланчевская, получившая наименование по названию улицы. «Сейчас это мощный проект реконструкции станции, который соединит МЦД-2 и будущую МЦД-4 с тремя главными вокзалами столицы, — сказал Сергей Собянин. — Совершенно новая инфраструктура и новые возможности создаются».

Жители Красносельского района и студенты МИИТ предложили выбрать новое название для будущей станции. Одним из вариантов, по их мнению, может стать Площадь Трех Вокзалов. «Станция — это, по сути дела, новый вокзал, который объединят три исторических вокзала, ну и четвертым он сам по себе уже является. Так что давайте подумаем. Здесь еще будет пятый вокзал — это высокоскоростная магистраль (ВСМ), которая будет строиться рядышком, на месте старых складов, когда проект будет реализовываться», — добавил Сергей Собянин.

На площади трех вокзалов располагается крупнейший транспортно-пересадочный узел Москвы и России, пассажиропоток здесь составляет более 535 тысяч человек по рабочим дням, предполагается, что он увеличится примерно на 100 тысяч пассажиров (до 620 тысяч) уже в 2023 году.

Директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров поблагодарил руководство города за взаимодействие и отметил, что работа в Москве — уникальный опыт для железнодорожников. «Мы четко понимаем на сегодняшний момент: самая современная железная дорога здесь, в Москве, благодаря тому, что город, Сергей Семенович, коллеги занимаются ее развитием», — сказал он.

 

Ежедневно через площадь проезжает свыше 60 тысяч автомобилей. Расположенные рядом Каланчевская и Краснопрудная улицы обеспечивают связь трех вокзалов (Ленинградского, Ярославского и Казанского) с крупнейшими дорожными магистралями города — Садовым и Третьим транспортным кольцом. На площади организовано движение трамваев, есть парковки, зоны для посадки и высадки пассажиров такси и личного транспорта.

Грамотная организация транспортных и пешеходных потоков на Комсомольской площади является сложнейшей логистической задачей. Схема движения по ней подлежит периодическому пересмотру в зависимости от изменения интенсивности пассажиропотока и востребованности различных видов общественного и личного транспорта.

Летом 2021-го на площади прошел очередной этап по улучшению организации дорожного движения. Так, был организован удобный левый разворот на Краснопрудной улице (для заезда на парковку через универмаг «Московский»). За универмагом структурировали парковку: добавили дополнительные парковочные места для такси, ввели плату за стоянку. Кроме того, на площади появились три новых пешеходных перехода, которыми пользуются до 20 тысяч человек в сутки, и зоны посадки и высадки пассажиров с пятиминутным ожиданием (так называемые зоны Kiss & Ride).

При помощи направляющих ограждений разграничили движение транспорта и пешеходов, установили 25 информационных щитов для улучшения навигации. Кроме того, на площади полностью заменили асфальт и обновили дорожную разметку. В два раза — с 30 до 60 метров — удлинили посадочную платформу трамваев. В перспективе это позволит увеличить интенсивность движения наземного транспорта на площади трех вокзалов, в том числе организовать новые автобусные маршруты.

В результате реорганизации схемы дорожного движения подъезд транспорта к вокзалам стал удобнее. Кроме того, скорость движения транспорта в районе площади выросла на семь процентов.

Улучшилось движение и на расположенных рядом улицах. Например, на Краснопрудной улице заторы транспорта снизились на 15 процентов. Протяженность зоны посадки и высадки пассажиров такси и личного транспорта увеличилась вдвое, количество ДТП уменьшилось на 20 процентов. Время, затрачиваемое пешеходами на дорогу от метро до вокзалов, сократилось на 15 процентов.

Обновленные переходы

На Комсомольской площади завершили капитальный ремонт двух подземных переходов, ведущих от Ленинградского и Казанского вокзалов к станции метро «Комсомольская» и прилегающим улицам. Они долгое время были закрыты из-за аварийного состояния. Завершается ремонт третьего перехода — от Ярославского вокзала. Переходами ежедневно пользуются около 65 тысяч пассажиров.

В ноябре 2020 года после капитального ремонта был открыт пешеходный переход возле Казанского вокзала, не работавший 15 лет. По нему пассажиры могут попасть на платформы пригородных поездов, а также на Новорязанскую улицу, не обходя здание вокзала. От платформ поездов дальнего следования пассажиры могут пройти к зоне такси на Новорязанской улице и станции метро «Комсомольская».

В переходе была восстановлена гидроизоляция, укреплены грунты основания, заменены системы электро- и водоснабжения. Стены и пол облицевали материалами из природного камня (работы провели на площади девять тысяч квадратных метров). Над лестничными сходами поставили 10 навесов с инфракрасными обогревателями. Также в переходе появилось табло с расписанием движения поездов и единая для всего городского транспорта система навигации. Ежедневно переходом пользуются до 20 тысяч пассажиров.

В мае 2021-го завершился капитальный ремонт пешеходного перехода, ведущего от Ленинградского вокзала к станции метро «Комсомольская», который был закрыт на протяжении 28 лет. Его открытие позволило в три раза сократить время пересадки на метро для более чем 30 тысяч пассажиров, ежедневно прибывающих на Ленинградский вокзал.

Переход, общая площадь которого — более трех тысяч квадратных метров, облицевали долговечным мрамором и гранитом. В нем создали удобную навигацию и современную систему освещения с архитектурной подсветкой. Для удобства пешеходов над лестничными сходами установили инфракрасные обогреватели.

Уже в ноябре планируется завершить ремонт пешеходного перехода возле Ярославского вокзала, которым ежедневно пользуются около 15 тысяч пассажиров. В нем установят более 100 новых турникетов, под ступенями смонтируют систему обогрева, препятствующую образованию наледи. А над лестничными сходами поставят навесы с инфракрасными обогревателями, которые защитят пассажиров от дождя и снега. Также в переходе появится единая для метрополитена система навигации.

«Восстановлены, вы знаете, пешеходные переходы. Один не работал лет 28 уже, другой — лет 13–15. В общей сложности три перехода реконструировали — почти два километра под землей. К ним очень жесткие требования по безопасности, по всему. Поэтому работ было очень много. Мы тоже с коллегами совместный проект создали, и сегодня десятки тысяч людей каждый день пользуются этими переходами», — рассказал Сергей Собянин.

Современный транспортный хаб

Строительство двух главных путей и станций МЦД-2 и МЦД-4 является крупнейшим и одним из самых сложных проектов модернизации железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле, который в настоящее время реализуется в Москве. Участок давно уже исчерпал пропускную способность. Его трансформация позволит сократить интервал движения поездов на МЦД-2 и открыть движение по МЦД-4.

По словам Олега Белозерова, Комсомольская площадь — самая сложная точка в городе с позиции железнодорожного транспорта. «Чтобы в действующем городе с двух путей выстроить дополнительную схему на четыре пути, — такие работы требуют огромного количества времени и затрат. Здесь мы идем с опережением графика. В начале 2023 года проект будет запущен, здесь будут новые станции, безбарьерная среда», — заявил глава ОАО «РЖД».

Проект реконструкции предусматривает увеличение пропускной способности участка в два раза — с 178 до 353 пар поездов в сутки. Это позволит организовать движение поездов МЦД-4 «Киевско-Горьковский». Количество пассажирских мест будет увеличено в 2,5 раза — с 706 тысяч до 1,8 миллиона в сутки.

Также проект включает строительство станции площадью 4,5 тысячи квадратных метров. Она будет иметь две пассажирские платформы, одна из которых уже введена в эксплуатацию, и пассажирский терминал, который расположится под железнодорожными путями. Таким образом, на месте морально и технически устаревшей остановки появится современный транспортный хаб — один из крупнейших в Москве.

Сегодня пассажиропоток станции составляет девять тысяч человек в сутки. Но, по прогнозам, после запуска МЦД-4 в 2024 году он вырастет более чем в три раза и превысит 32 тысячи человек. По этому показателю новый хаб превзойдет даже некоторые московские вокзалы.

Две новые платформы для поездов МЦД-2 и МЦД-4 будут накрыты навесами на всю длину для защиты от солнца и осадков. В подземном пассажирском терминале разместят кассы и туалеты. На станции появятся лифты и эскалаторы.

Более удобной станет и пересадка на станцию метро «Комсомольская» и Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы.

Стилистически внешний вид новой станции будет соответствовать историческому облику площади трех вокзалов и гармонировать с расположенным рядом зданием бывшего Императорского железнодорожного павильона.

Строительство первой из двух новых пассажирских платформ на станции Каланчевская закончено — она открыта для пассажиров. Полностью завершить реконструкцию станции планируется в 2023 году.

Кроме того, продолжается реконструкция участка Москва-Каланчевская — Москва-Пассажирская-Курская. Строителям предстоит реконструировать существующие первый и второй главные пути и построить новые третий и четвертый главные пути. В общей сложности будет уложено 16 километров новых путей.

Кроме того, в рамках проекта запланировано строительство трех железнодорожных путепроводов на площади, а также реконструкция трех автомобильных путепроводов на улицах Новой Басманной, Старой Басманной и Казакова (работы завершены) и пешеходного перехода в Хомутовском тупике.

Сложившийся архитектурный облик транспортных объектов, имеющих историческую ценность, сохранят, включая облицовку устоев и опор путепроводов на площади трех вокзалов.

С учетом того что участок Каланчевская — Курская расположен в плотной городской застройке, важнейшей задачей проекта реконструкции является снижение негативного шумового воздействия железнодорожного транспорта на близстоящие дома. Для этого запланировано создание 1,86 километра подпорных стен, а также установка шумозащитных экранов, укладка полностью бесстыковых путей на специальном основании с виброизолирующими подбалластными матами, замена окон в расположенных рядом жилых домах на шумозащитные.

«После окончания стройки — парадокс — в три раза вырастет объем движения, а уровень шума снизится в два раза за счет новых технологий, за счет того, что здесь будут применены новые материалы, здесь жить станет удобнее», — отметил Олег Белозеров.

В 2020 году поезда на первом и втором Московских центральных диаметрах были заменены на современные с пониженным уровнем шума. В результате уровень шумового воздействия снизится минимум на 40 процентов.

Сейчас реконструкция участка Каланчевская — Курская выполнена на 55 процентов.

В июле начали сложный этап реконструкции. В течение года на участке будет организовано реверсивное движение поездов по одному новому пути, что позволит провести реконструкцию существующих путей. По сравнению с первоначальным графиком «РЖД» сократили период реверсивного движения на полгода — с полутора лет до одного года.

Реконструкцию участка Каланчевская — Курская планируется завершить в начале 2023 года, на 1,5 года раньше, чем планировалось изначально.