Транспорт

Сергей Собянин подвел итоги работы московского транспорта в 2022 году и рассказал о планах его развития в 2023 году

Сергей Собянин подвел итоги работы московского транспорта в 2022 году и рассказал о планах его развития в 2023 году
Фото Е. Самарина. Mos.ru
По итогам 2022 года среднесуточное число поездок в рабочие дни на городском транспорте выросло на 580 тысяч, или на четыре процента, по сравнению с 2021 годом.

В Правительстве Москвы подвели итоги работы транспортного комплекса за 2022 год и обсудили задачи на 2023-й. Задачи Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» в 2022 году были выполнены в полном объеме.

Основным трендом прошлого года стало возрождение популярности городского транспорта Москвы. По итогам 2022 года среднесуточное число поездок в рабочие дни на городском транспорте выросло на 580 тысяч, или на четыре процента, по сравнению с 2021 годом. Доля поездок на городском транспорте увеличилась на два процентных пункта, составив 64 процента. Все больше жителей предпочитают метро, Московские центральные диаметры (МЦД), трамваи и электробусы для ежедневных поездок по городу.

По оценкам экспертов, по темпам восстановления пассажиропотока на городском транспорте после пандемии COVID-19 Москва стала первой в Европе и вошла топ-3 городов мира.

В 2022 году среднее время поездки на городском транспорте от МКАД до центра города в час пик составило 53 минуты — на 21 процент меньше уровня 2010 года (67 минут).

Несмотря на то что с 2010 года число зарегистрированных в Московском регионе автомобилей выросло в 1,5 раза, средняя скорость движения на основных магистралях столицы увеличилась на 22 процента (в 2010 году она составляла 45 километров в час). В 2022 году на автомобилях совершалось в среднем на 300 тысяч поездок меньше, чем в 2021-м.

Москва достигла высокого уровня безопасности дорожного движения. Социальный риск (число погибших в ДТП на 100 тысяч населения) снизился почти в три раза — с 6,6 в 2010 году до 2,4 в 2022-м. Это рекордно низкий показатель. Москва является регионом номер один в России по безопасности дорожного движения, что позволило за последние 12 лет сохранить более 2,5 тысячи жизней.

Динамика поездок в городском транспорте Москвы

(будний день, миллионы поездок)

Вид транспорта

2021 год

2022 год

Соотношение в процентах

к 2021 году

 

Метро, в том числе МЦК

7,54

7,69

Плюс два процента

Наземный транспорт

4,03

4,06

Плюс 0,7 процента

Пригородные поезда, в том числе МЦД

1,88

1,95

Плюс 3,7 процента

Такси

1,35

1,61

Плюс 19,3 процента

Каршеринг

0,22

0,23

Плюс 4,5 процента

Средства индивидуальной мобильности (велопрокат, прокат самокатов)

0,06

0,12

Плюс 100 процентов

Итого

15,08

15,66

Плюс четыре процента

Личный транспорт

6,69

6,39

Минус 4,5 процента

 

Развитие Центрального транспортного узла

В 2022 году на Центральном транспортном узле были завершены строительство и реконструкция девяти пригородных вокзалов общей площадью около 60 тысяч квадратных метров. Среди них — станция Минская будущего МЦД-4 (открыта в апреле, полностью достроена в декабре 2022 года); станция Толстопальцево будущего МЦД-4 (открыта в мае 2022 года); станция Печатники МЦД-2 (открыта в июне 2022 года); транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Площадь Трех Вокзалов» МЦД-2 и будущего МЦД-4 (открыт в августе 2022 года — первый этап); Окружная МЦД-1 (северный вестибюль станции открыт в ноябре 2022 года, завершено формирование ТПУ «Окружная»); Мещерская будущего МЦД-4 (вокзал открыт в ноябре 2022 года); Переделкино будущего МЦД-4 (вокзал открыт в декабре 2022 года). Также начал работу новый терминал для поездов «Аэроэкспресс» площадью 15 тысяч квадратных метров в северном терминальном комплексе аэропорта Шереметьево. Теперь пассажиры могут добираться из Москвы до терминалов В и С без пересадок. В результате рост пассажиропотока на этих станциях сразу после открытия составил до 12 процентов.

Завершен основной и самый сложный этап реконструкции — с организацией реверсивного движения — на участке Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) — Курская МЦД-2, который связан со строительством МЦД-4. Благодаря этому интервал движения поездов МЦД-2 здесь вновь сократился до шести минут и стал в три раза меньше, чем в период реверсивного движения (18 минут).

В планах на 2023 год — открытие новых диаметров — МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».

Снизит нагрузку на метро и автомагистрали: чем еще поможет городу МЦД-3По современным стандартам: как изменились станции Московских центральных диаметров

Обновление инфраструктуры Московского метрополитена

Метро Москвы занимает первое место в мире по точности соблюдения расписания среди неавтоматических метрополитенов (99,98 процента). В 2022 году в метрополитене были выполнены работы по замене 91 километра рельсов и 210 километров кабеля, ремонту 128 эскалаторов.

Завершена реконструкция вестибюля станции «Новослободская» Кольцевой линии и станции «Рижская» Калужско-Рижской линии, на которых установлено по четыре новых эскалатора (вместо трех) и дополнительные турникеты.

Для защиты от осадков над выходами из 17 станций метро установлено в общей сложности 48 навесов — это сделало комфортнее поездки для около 400 тысяч пассажиров.

Была продолжена также работа по модернизации системы вентиляции — начиная с 2010 года в московском метро обновлено уже 99 процентов вентиляционных установок. Воздухообмен на станциях увеличился на 30 процентов.

Улучшена доступность столичной подземки для маломобильных пассажиров — на всех станциях установлены звуковые маячки, кассы оборудованы индукционными петлями. В 2022 году сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров помогли более 400 тысячам человек — не только при плановом сопровождении, но и во время дежурства при закрытии, вводе новых станций и возникновении нештатных ситуаций. Также была оказана ситуативная помощь в часы пик и организована раздача воды в летний период.

В ближайших планах в 2023 году — полноценный запуск движения по Большой кольцевой линии метро с открытием девяти новых станций. Всего в 2023 году планируется ввести в эксплуатацию 14 станций метрополитена. Москва занимает первое место в Европе и Америке по темпам открытия новых станций метро с 2010 года.

Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Сергей Собянин рассказал о главных событиях столичного метростроения в 2022 годуСергей Собянин рассказал о развитии метро в Москве в 2023 году

Эскалаторная галерея на Воробьевых горах

В декабре 2022 года на Воробьевых горах открылась восстановленная эскалаторная галерея, которая была закрыта для пассажиров почти 40 лет. Проезд по ней, как и в прежние времена, является бесплатным.

Галерея стала еще одним вестибюлем станции метро «Воробьевы горы». Ее открытие существенно сократило время в пути от метро до таких известных городских объектов, как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Дворец пионеров на Воробьевых горах, смотровая площадка, природный заказник «Воробьевы горы», храм Святой Троицы, комплекс зимних видов спорта, канатная дорога, научные институты Российской академии наук.

Благодаря открытию эскалаторной галереи пассажиропоток станции метро «Воробьевы горы» увеличился в два раза. Также это позволило разгрузить соседние станции.

Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Обновление подвижного состава

В 2022 году было закуплено 272 вагона метро нового поколения «Москва-2020», 446 вагонов пригородных электропоездов и поездов МЦД.

Таким образом, общее обновление подвижного состава достигло 70 процентов в метро (4157 новых вагонов с 2010 года) и 68 процентов в пригородных электропоездах и поездах МЦД (3996 новых вагонов с 2010 года). Парк автобусов обновлен на 100 процентов (10 174 новых автобуса с 2010 года), трамваев — на 95 процентов (641 новый трамвай с 2010 года).

Московский метрополитен — лидер в Европе по темпу обновления вагонов. В 2022 году был торжественно принят 100-й поезд новейшей серии «Москва-2020».

Российская столица занимает первое место в Европе по минимальному возрасту подвижного состава наземного городского транспорта. Средний возраст парка — 3,5 года.

По итогам 2022 года в парке ГУП «Мосгортранс» находится 1055 электробусов. Москва находится на первом месте в Европе по числу такого типа машин.

Электробусы обслуживают 79 маршрутов наземного городского транспорта. Проведена тестовая эксплуатация двух электробусов особо большой вместимости (с гармошкой) ПАО «КамАЗ» и группы «ГАЗ», рассчитанных на перевозку до 140 пассажиров.

1 июля 2022 года был введен в эксплуатацию первый в России и крупнейший в Европе электробусный парк вблизи деревни Красная Пахра, в который планируется перевести около 50 процентов подвижного состава, обслуживающего маршруты ТиНАО. Это позволит сократить нулевые пробеги (без пассажиров) из автобусных парков, расположенных в границах МКАД — до двух часов работы каждого водителя в смену.

Кроме того, в 2022 году было обустроено 43 километра выделенных полос для движения общественного транспорта. Их общая протяженность достигла 436 километров. Москва занимает первое место в России по длине выделенных полос.

В планах на 2023 год — закупка 360 вагонов метро нового поколения «Москва-2020», 612 вагонов пригородных электропоездов и поездов МЦД, 550 электробусов.

Где живет самый экологичный транспорт Москвы: всё о первом в России электробусном парке «Красная Пахра»Сергей Собянин: В 2023 году город закупит около 300 вагонов поезда метро «Москва-2020»

Развитие трамвайной сети

Москва занимает лидирующее место в Европе по темпам обновления парка трамваев — с 2017 года закуплено 500 вагонов. В 2022 году было закуплено 43 современных трамвая «Витязь-Москва», отремонтирован 21 километр путей, заменено 12 километров контактной сети, 30 километров контактного провода и 69 опор контактной сети.

По сравнению с 2021 годом выпуск трамваев на линии был увеличен на 23 процента — с 380 до 465 вагонов. В результате для пассажиров среднее время ожидания на остановках сократилось на 30 процентов — до 4,3 минуты.

Выросла и популярность трамваев. Так, среднее число поездок в рабочий день увеличилось на три процента — до 500 тысяч поездок. Уровень удовлетворенности пассажиров этим видом транспорта достиг 84 процентов.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

В ближайшие три года в Москву поступит 150 трамваев нового поколения — Сергей Собянин

Автовокзалы Москвы

Основной городской перевозчик ГУП «Московский метрополитен» управляет четырьмя автовокзалами — Северные Ворота, Южные Ворота, Саларьево и Центральный, а также двумя автостанциями — Ореховом и Варшавской. Еще одна автостанция — Красногвардейская — закрыта на реконструкцию, которую планируется завершить в 2023 году.

Московские автовокзалы и автостанции стали надежным каналом транспортного сообщения в условиях ограничений полетов на юг России. Они обслуживают 161 маршрут (136 внутренних и 25 международных направлений) — ежедневно выполняется 423 рейса, благодаря чему обеспечивается перевозка около 8,2 тысячи пассажиров в сутки.

В 2022 году открылось девять новых направлений, в том числе:

— с автостанции Орехово — в микрорайон Сокольники города Новомосковска (Тульская область);

— с автовокзала Центральный — в города Ядрин (Чувашская Республика), Геленджик (Краснодарский край), Мичуринск (Тамбовская область);

— с автовокзала Северные Ворота — в города Калязин (Тверская область), Рига (Латвия);

— с автовокзала Южные Ворота — в города Красный Луч (Луганская область), Ялта (Крым);

— с автовокзала Саларьево — в город Сухиничи (Калужская область).

Всего в 2022 году было перевезено три миллиона пассажиров. По сравнению с 2021 годом пассажиропоток на различных направлениях вырос до 45 процентов. Самые популярные — Орехово — Новомосковск, Саларьево — Обнинск, Саларьево — Воронеж.

Автовокзалы Москвы

Московский скоростной диаметр

Новая городская автомобильная трасса — Московский скоростной диаметр (МСД) — протяженностью 68 километров (по три полосы движения в каждом направлении) соединит крупнейшие вылетные магистрали — Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе, а также Третье транспортное кольцо, Московскую кольцевую автодорогу и другие. На севере продолжением МСД станет федеральная трасса М-11 Москва — Санкт-Петербург, на востоке — строящаяся трасса М-12 Москва — Казань, на юге — федеральная трасса М-2 «Крым».

Строительство основного участка МСД — Северо-Восточной хорды — было завершено в сентябре 2022 года. Южный участок — Юго-Восточная хорда — будет введен в эксплуатацию в 2023 году.

МСД — это прежде всего внутригородская магистраль с безусловным приоритетом движения автомобилистов Москвы и Московской области. Уже сейчас благодаря открытию движения по основному участку МСД время на дорогу по некоторым направлениям сократилось на 25–50 процентов. В зависимости от расстояния и времени суток продолжительность поездки сократится на 10–50 минут.

МСД может привлечь в город транзитный транспорт, следующий в столичный регион, что в значительной степени нивелирует позитивный эффект от создания новой магистрали. В связи с этим было принято решение о введении с 2 января 2023 года платы за проезд по МСД для транзитных автомобилей. Эта мера станет основной гарантией использования новой трассы по ее первоначальному предназначению как внутрирегиональной магистрали.

Кроме того, на МСД введен полный запрет на проезд грузовиков, за исключением автомобилей, имеющих пропуск.

В настоящее время открытым участком МСД ежедневно пользуются 270 тысяч автомобилистов, из которых подавляющее большинство (236 тысяч) — москвичи. В результате ввода основного участка МСД до 15 процентов снизилась нагрузка на участки ТТК, Садового кольца и МКАД. Время поездок в границах МКАД сократилось в среднем на 15 минут.

В среднем в день по МСД проезжает 220 транзитных авто — это менее одного процента от всего потока. Предполагается, что, когда откроется южный участок, поток вырастет до 400 тысяч машин и МСД войдет в топ-3 магистралей Москвы.

Московский скоростной диаметр соединит скоростные трассы на Санкт-Петербург и Казань — Сергей СобянинПроезд по МСД для москвичей и жителей области останется бесплатным

Такси, каршеринг и средства индивидуальной мобильности

В 2022 году парк такси Московского региона достиг 154 тысяч автомобилей (61 тысяча — Москва, 93 тысячи — Московская область). По сравнению с 2021 годом среднее число пассажиров в рабочий день выросло на 19 процентов — до 1,6 миллиона в сутки. Среднее время подачи машины составляет четыре минуты.

Москва по-прежнему занимает первое место в мире по числу автомобилей каршеринга — их около 30 тысяч. Средний возраст машин — два года (один из самых молодых парков в Европе). В 2022 году был установлен рекорд — за день автомобили каршеринга перевозили 230 тысяч пассажиров.

Парк прокатных велосипедов и самокатов достиг рекордного размера — 47,2 тысячи единиц. За прошедший год число ежедневных поездок выросло в два раза — до 120 тысяч поездок в день. При этом общая протяженность велодорожек увеличилась на 15 процентов, достигнув 473 километров.

Велосипеды и самокаты стали не только развлечением, но и популярным транспортным средством — в 2022 году в 80 процентах случаев их брали напрокат, чтобы доехать до офиса, места учебы, парка или торгового центра.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Удобные сервисы оплаты проезда

Оплата проезда по биометрии доступна на всех станциях метро и МЦК. Этим способом пользуются около 320 тысяч человек.

В 2022 году оплата проезда в городском транспорте с помощью билетной системы на базе карты «Тройка» стала доступна еще в 15 регионах, в числе которых Владимирская, Саратовская области, республики Алтай, Карелия, Кабардино-Балкария, Тыва, Пермский и Ставропольский край, город Луганск и другие. Сегодня билетная система Москвы доступна более чем для 30 миллионов жителей в 26 регионах России (второй показатель в мире по числу пользователей после Китая).

Создан и запущен в производство российский чип для карты «Тройка» — в продажу в кассы метро поступило 3,7 миллиона таких карт.

В кассах станций Большой кольцевой линии и приложении «Парковки России» стала доступна оплата с помощью системы быстрых платежей (СБП), которая была внедрена в рамках Соглашения Правительства Москвы с АО «Национальная система платежных карт» (подписано 17 июня 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме). В 2023 году оплату с помощью СБП планируется распространить на наземный транспорт и другие мобильные приложения транспортного комплекса Москвы.

С мая 2022 года сервис персонализированных перевозок по требованию «По пути», которым пользуются пассажиры в ТиНАО, работает на новом полностью российском программном обеспечении. За прошедший год 50 комфортных автобусов перевезли 583 тысячи человек — на 33 процента больше, чем в 2021-м.

В 2022 году мобильное приложение «Парковки Москвы» преобразовали в приложение «Парковки России». Теперь здесь можно оплатить парковку автомобиля не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, а также на некоторых стоянках в Московской области. У нового сервиса уже 6,6 миллиона пользователей. Со временем приложение начнет работать и в других городах. Сегодня более 95 процентов парковочных сессий в Москве оплачивается через «Парковки России».

В метро начали работать новые вендинговые аппараты: впервые появились автоматы с пиццей, блинами и сувенирами Московского метрополитена.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Поддержка бизнеса и импортозамещение

В апреле 2022 года было подписано Соглашение о сотрудничестве с авиакомпанией «Волга-Днепр» — крупнейшим грузовым авиаперевозчиком России. Из других регионов России и зарубежных стран планируется доставить в Москву около 20 тысяч тонн грузов, включая лекарства, медицинские изделия и расходные материалы, продукты питания, продукцию в сфере информационных технологий и связи, детские товары и товары народного потребления, а также оборудование и комплектующие для московских предприятий. В 2022 году было выполнено 576 рейсов и перевезено 10,6 тысячи тонн грузов.

В мае 2022 года на баланс города перешел бывший завод «Москвич». Уже в ноябре здесь началась серийная сборка кроссовера «Москвич-3», в перспективе планируется наладить производство электромобилей. На предприятии сохранен трудовой коллектив — 2045 человек. Это первый в России автозавод, запущенный после ухода иностранных собственников. В планах на 2023 год — выпуск около 50 тысяч машин, в том числе 10 тысяч электромобилей.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Завод «Москвич» поставит три тысячи автомобилей для такси и каршеринга по всей стране в этом году — Сергей Собянин

Основные планы развития транспортного комплекса в 2023 году:

— полноценный запуск Большой кольцевой линии;

— открытие МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский»;

— открытие южного участка МСД и северного дублера Кутузовского проспекта;

— открытие после реконструкции автостанции Красногвардейская;

— продолжение обновления подвижного состава метро (будет закуплено 360 вагонов), пригородных электропоездов и поездов МЦД (будет приобретено 612 вагонов), электробусов (будет закуплено 550);

— организация двух регулярных маршрутов речного транспорта на Москве-реке: парк «Фили» — Киевский (13 причалов) и Автозаводский мост — Печатники (10 причалов);

— открытие после реконструкции Южного речного вокзала;

— запуск виртуальной карты «Тройка» по QR-коду и продолжение внедрения карты в регионах России.

Год мегапроектов: Сергей Собянин рассказал о развитии транспортной системы Москвы в 2023 году