Транспорт

Сергей Собянин объявил об открытии движения по двум главным путям на участке Площадь Трех Вокзалов — Курская

Сергей Собянин объявил об открытии движения по двум главным путям на участке Площадь Трех Вокзалов — Курская
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Закончить работы удалось на год раньше срока. Полностью завершить реконструкцию участка планируют весной 2023 года.

На центральном участке второго Московского центрального диаметра (МЦД-2) Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) — Курская завершилась работа в реверсивном режиме. Движение поездов по МЦД-2 через центр Москвы восстановлено в полном объеме. Об этом объявили Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Они приняли участие в открытии движения поездов по двум главным путям.

«По поручению Президента мы продолжаем реализацию одной из крупнейших в стране транспортных строек Центрального транспортного узла. Ключевое звено этого проекта — Московские центральные диаметры, которые создаются на базе разрозненных радиусов пригородов и превращаются в наземное метро», — отметил Сергей Собянин.

Одним из самых сложных в этой работе он назвал создание МЦД-4. Этот диаметр объединит семь вокзалов Москвы и позволит организовать 44 пересадки на другие станции МЦД и метро.

«Чтобы его запустить, необходимо было расширить горловину, которая была узким местом вообще для создания МЦД. Когда-то, несколько десятков лет тому назад, пытались нарисовать этот расширенный проход и дополнительные пути через центр города. Никто не мог этот проект реализовать ни с технической, ни с финансовой, ни с организационной точки зрения. Когда приступили к созданию МЦД, мы стали понимать, что без реализации этого проекта он будет просто невозможен», — рассказал Мэр Москвы.

Несколько лет назад город перешел от теории к практике. По словам Сергея Собянина, сегодня этот мегасложный проект практически реализован. Пройден самый трудный этап — построены дополнительные пути, эстакады, путепроводы.

«Я хочу сказать огромное спасибо железнодорожникам — они в это воскресенье отмечают свой профессиональный праздник. Это достойный подарок нашей стране и нашему городу», — добавил Мэр Москвы.

Благодаря открытию движения по двум главным путям интервал между поездами на МЦД-2 вновь сократился до шести минут. Это в три раза меньше, чем в период реверсивного движения (18 минут). Второй путь открыли на год раньше первоначального срока. Теперь здесь будет ходить 147 пар поездов в сутки.

«Сегодня значимый день для железных дорог России и мира. Как Сергей Семенович сказал, абсолютно уникальный проект. Многие десятилетия к нему никто не мог подступиться. Проводились исследования, но чего-то не хватало: денег, энергии, материалов, технологий. И на сегодняшний момент нужно четко сказать, что железная дорога вписана в новые и будущие агломерации, потому что тот опыт, который накоплен при реализации этого проекта — может быть, не такой большой участок в восприятии пассажиров, всего четыре километра, — но те строительные решения, которые были реализованы, абсолютно уникальны», — отметил Олег Белозеров.

Решение о реализации проекта он назвал историческим. Такую большую работу невозможно было проделать без тесного взаимодействия с городом и личного участия Мэра Москвы. «Огромное количество вопросов возникало при реализации этого проекта: переложены кабели, водоотходы, устроены новые кварталы. Абсолютно новая Москва здесь, на небольшом участке», — сказал глава ОАО «РЖД».

По его словам, с 3 августа станция Каланчевская меняет название на Площадь Трех Вокзалов.

В настоящее время участок Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) — Курская готов на 67 процентов.

Полностью завершить реконструкцию планируют весной 2023 года — на 1,5 года раньше, чем по первоначальному сценарию. Приблизить окончание стройки удалось за счет разработки и скрупулезного выполнения максимально плотного графика работ.

Благодаря реконструкции двух существующих и строительству двух новых главных путей пропускная способность участка увеличится вдвое — до 318 пар поездов в сутки. Это позволит организовать движение поездов на четвертом Московском центральном диаметре (МЦД-4) «Киевско-Горьковский» и обеспечить в часы пик интервалы между поездами длительностью пять — шесть минут. Количество пассажирских мест вырастет более чем в два раза — до 1,5 миллиона в сутки.

Один из самых сложных участков МЦД

Строительство главных путей и новой станции МЦД-2 и МЦД-4 — крупнейший и один из самых сложных проектов модернизации железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле, который в настоящее время реализуется в Москве. Участок Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) — Курская уже исчерпал пропускную способность. Его трансформация позволит обеспечить стабильный график движения поездов на МЦД-2 и открыть МЦД-4.

В рамках проекта будет фактически построен новый городской вокзал, включающий платформы МЦД-2 и МЦД-4 с общим пассажирским терминалом. Название новой станции — Площадь Трех Вокзалов — выбрали москвичи, проголосовавшие в проекте «Активный гражданин». Для пассажиров уже действует новая островная платформа МЦД-2 с навесом на всю длину. В июле открылась первая половина пассажирского вестибюля с лифтом, эскалаторами, турникетами и кассами, обеспечивающая комфортный выход пассажиров на платформу. Путь от станции метро «Комсомольская» до МЦД-2 стал втрое быстрее, сократившись до трех минут.

В 2022 году пассажиропоток станции составляет примерно 13 тысяч человек в сутки. По прогнозам, после открытия МЦД-4 он вырастет до 27 тысяч пассажиров в сутки. Завершение строительства второй платформы (МЦД-4) и открытие второй половины пассажирского вестибюля запланированы на 2023 год.

В ходе реконструкции участка Москва-Каланчевская — Москва-Пассажирская-Курская также предусмотрены следующие работы:

— реконструкция существующих первого и второго главных путей (один из них уже реконструирован), строительство новых третьего и четвертого главных путей (один из них уже построен) — в общей сложности будет уложено 16 километров новых путей;

— строительство трех железнодорожных эстакад на площади: завершены работы по строительству однопутной и двупутной железнодорожных эстакад, ведется укрупнительная сборка пролетных строений третьей эстакады;

— реконструкция трех автомобильных путепроводов на улицах Новой и Старой Басманных и Казакова (работы завершены), а также пешеходного перехода в Хомутовском тупике.

С учетом того, что участок Каланчевская — Курская расположен в плотной городской застройке, важнейшая задача проекта реконструкции — снижение негативного шума от железнодорожного транспорта для расположенных рядом домов.

В планах — возведение 1,86 километра подпорных стен, установка шумозащитных экранов, укладка полностью бесстыковых путей на специальном основании с виброизолирующими подбалластными матами, замена окон в домах на шумозащитные.

Кроме того, в 2020 году поезда на МЦД-1 и МЦД-2 заменили на современные с пониженным уровнем шума. В результате всех этих мер уровень шумового воздействия снизится минимум на 40 процентов.

Развитие ТПУ «Площадь Трех Вокзалов»

«Площадь Трех Вокзалов» — крупнейший транспортно-пересадочный узел (ТПУ) Москвы и России с пассажиропотоком 450 тысяч человек по рабочим дням с перспективой роста примерно на 150 тысяч пассажиров — до 600 тысяч и более — к 2027 году.

Сегодня ТПУ объединяет самые крупные системы рельсового транспорта Москвы: три центральных вокзала, две станции метро, действующую станцию МЦД-2 и наземный городской транспорт — автобусы и трамваи.

Ежедневно по площади проезжает свыше 60 тысяч автомобилей, а прилегающие к ней Каланчевская и Краснопрудная улицы связывают три вокзала с крупнейшими дорожными магистралями города — Садовым и Третьим транспортным кольцом. На площади организовано движение трамваев, есть парковки, зоны для посадки и высадки пассажиров такси и личного транспорта.

Грамотная организация транспортных и пешеходных потоков на площади трех вокзалов является сложнейшей логистической задачей. Схему движения здесь периодически пересматривают в зависимости от изменения интенсивности пассажиропотоков и востребованности различных видов общественного и личного транспорта.

Летом 2021 года на площади трех вокзалов провели очередной этап работ по улучшению условий дорожного движения, в ходе которого:

— организован удобный левый разворот на Краснопрудной улице (для заезда на парковку через универмаг «Московский»);

— структурирована парковка за универмагом «Московский»: добавлены дополнительные парковочные места для такси, введена плата за парковку (ранее водители парковались хаотично, что затрудняло движение и приводило к авариям);

— организованы зоны посадки и высадки пассажиров с пятиминутным ожиданием (так называемые зоны kiss & ride), которыми пользуются свыше семи тысяч человек в сутки;

— обустроены три новых пешеходных перехода, которыми пользуются до 20 тысяч человек в сутки;

— при помощи направляющих ограждений разграничено движение транспорта и пешеходов;

— обновлена навигация — установлено 25 информационных щитов;

— полностью заменены асфальт и дорожная разметка;

— в два раза — с 30 до 60 метров — увеличена длина посадочной платформы трамваев. В перспективе это позволит нарастить интенсивность движения наземного транспорта на площади трех вокзалов, в том числе организовать новые автобусные маршруты.

В результате реорганизации схемы дорожного движения подъезд транспорта к вокзалам стал удобнее, а скорость движения в районе площади трех вокзалов выросла на семь процентов.

Улучшилось движение и на прилегающих улицах. Например, на Краснопрудной улице заторы транспорта снизились на 15 процентов. Зона посадки и высадки пассажиров такси и личного транспорта увеличилась в два раза. Количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 20 процентов.

 

Одновременно завершился капитальный ремонт трех подземных переходов от Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов к станции метро «Комсомольская» и прилегающим улицам, которые долгое время были закрыты из-за аварийного состояния. Этими переходами ежедневно пользуются около 65 тысяч пассажиров.

В ноябре 2020 года после капитального ремонта открыли пешеходный переход от Казанского вокзала, не работавший 15 лет (с 2006 года). По нему пассажиры могут попасть на платформы пригородного следования, а также на Новорязанскую улицу, не обходя сам вокзал. С платформ дальнего следования можно выйти к месту остановки автомобилей такси на Новорязанской улице и станции метро «Комсомольская».

В переходе восстановили гидроизоляцию, укрепили грунт основания, заменили облицовку стен и пола материалами из природного камня на площади девять тысяч квадратных метров, системы электро- и водоснабжения. Над лестничными сходами обустроили 10 навесов с инфракрасными обогревателями. Установили табло с расписанием движения поездов и единую для всего городского транспорта систему навигации.

Ежедневно переходом пользуются до 20 тысяч пассажиров.

В мае 2021 года завершился капитальный ремонт пешеходного перехода от Ленинградского вокзала к станции метро «Комсомольская», который был закрыт 28 лет (с 1993 года). Его открытие позволило втрое сократить время пересадки более чем для 30 тысяч пассажиров, ежедневно прибывающих на Ленинградский вокзал.

Переход, площадь которого более трех тысяч квадратных метров, облицован долговечным мрамором и гранитом, оснащен современной системой освещения с архитектурной подсветкой. В переходе используется навигация, позволяющая пассажирам быстро и легко ориентироваться. Над лестничным сходом установлены инфракрасные обогреватели.

В ноябре 2021 года закончился ремонт пешеходного перехода от Ярославского вокзала, которым ежедневно пользуются почти 15 тысяч пассажиров. Там было установлено более 100 новых турникетов для прохода. Под лестничными ступенями смонтирована система обогрева, препятствующая образованию наледи. А над ними обустроены навесы с инфракрасными обогревателями, которые защищают от дождя и снега. Кроме того, в переходе была установлена единая для метрополитена система навигации.

В 2022 году идут работы по комплексному благоустройству территорий общей площадью 35 гектаров, прилегающих к площади трех вокзалов. Это улицы Новая и Старая Басманные, Спартаковская, Бакунинская, Александра Лукьянова, Новорязанская, Ольховская, а также Красноворотский, Южный и Елоховский проезды, Басманный, 1-й Басманный, Рязанский, Ольховский переулки, Басманный, Ольховский и 1-й Ольховский тупики.

На Новорязанской улице будут отреставрированы исторические здания, где разместят фуд-молл «Депо. Три вокзала» и постоянную экспозицию Музея транспорта Москвы.

МЦД-2

Протяженность МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск) составляет 80 километров. На линии расположено 36 станций, с 13 из них можно пересесть на метро и Московское центральное кольцо (МЦК). Ориентировочное время в пути от Нахабина до Подольска — 122 минуты.

Пассажиров перевозят современные поезда «Иволга» и ЭП2Д, средний возраст которых не превышает трех лет.

Открытие МЦД-2 улучшило транспортное обслуживание жителей Нахабина, Красногорска, Подольска и других ближайших населенных пунктов. Центр города стал ближе и для жителей почти 30 московских районов.

В 2019–2022 годах на МЦД-2 построили и открыли новые станции: Волоколамскую, Пенягино, Остафьево, Курьяново, Щукинскую и Печатники. Проведена реконструкция остановочных пунктов Опалиха, Нахабино и Подольск.

До конца 2022 года планируется завершить строительство станции Марьина Роща, которая станет частью крупного ТПУ и будет интегрирована с существующей станцией метро Люблинско-Дмитровской линии, а в перспективе — с одноименными станциями Большой кольцевой линии метро и МЦД-4.

МЦД-4

Протяженность будущего МЦД-4 «Киевско-Горьковский» составит 86 километров с 39 остановочными пунктами. 37 из них откроют для пассажиров при запуске движения, еще два — в перспективе после 2025 года. Конечными станциями диаметра станут Апрелевка Киевского направления и Железнодорожный Горьковского направления Московской железной дороги (МЖД).

Четвертый диаметр станет новой сквозной линией наземного метро, которая пройдет с запада на восток через Москву и свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. Еще одна особенность МЦД-4 — самое большое количество пересадочных станций. Здесь их будет 18 — с 44 вариантами пересадок на метро, МЦК и другие диаметры.

Современные комфортные поезда МЦД-4 будут следовать с интервалами до пяти — пяти с половиной минут в часы пик и без дневных перерывов. Пассажиров будут перевозить 65 поездов, еще 88 составов будут следовать по Киевскому и Горьковскому радиусам. Парк поездов МЦД-4 планируют обновить до 2025 года, а поезда, следующие в дальнее Подмосковье, — до 2027 года.

Суточный пассажиропоток четвертого диаметра может составить 455 тысяч человек, что на 84 процента больше текущего показателя. В поездах МЦД-4 будет 1,9 миллиона пассажирских мест в сутки. По предварительным расчетам, только для поездок внутри столицы линией будут пользоваться около 30 миллионов человек в год.

Открытие МЦД-4 улучшит транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы. Столица станет ближе для жителей подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного и других близлежащих населенных пунктов.

За счет перераспределения пассажиропотоков будут разгружены участки Кольцевой, Калининской, Солнцевской и ряда других линий московского метро. Снизится нагрузка на вылетные магистрали — Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, шоссе Энтузиастов.

С точки зрения строительства четвертый диаметр — наиболее сложная линия наземного метро. Для его открытия необходимо связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги — Киевское и Горьковское. Поэтому сейчас на нескольких участках будущего диаметра идут гигантские по объему работы.

В их числе:

— строительство третьего и четвертого главных путей Киевского направления МЖД на участке Москва-Пассажирская-Киевская — Апрелевка (окончание — 2023 год);

— строительство соединительной ветви между путями Киевского и Белорусского направлений и трех новых остановочных пунктов: Поклонная, Кутузовская и Тестовская (2023 год);

— строительство третьего и четвертого главных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская — Москва — Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) (2023 год);

— реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская — Нижегородская (Карачарово) со строительством дополнительных главных путей (2024 год);

— строительство третьего и четвертого главных путей на участке Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) — Марьина Роща (2024 год);

— реконструкция конечной станции оборота поездов Железнодорожная (2024 год).

Параллельно на Киевском направлении МЖД ведется комплексная реконструкция пассажирской инфраструктуры, которая включает обновление подвижного состава и трансформацию старых железнодорожных платформ в современные городские вокзалы.

Сегодня Киевское направление МЖД обслуживают 33 пригородных поезда компании-перевозчика АО «Центральная ППК». Средний возраст поездов составляет шесть лет. Обновление парка было завершено в 2018 году, первым среди направлений Московской железной дороги. В результате обновления поездов и изменения расписания на Киевском направлении было дополнительно создано более 150 тысяч пассажирских мест в сутки. Это позволило снизить загрузку поездов на 30–40 процентов. Интервал движения в час пик был снижен с девяти до шести минут в смешанном режиме.

В 2020–2022 годах открылось 11 станций будущего МЦД-4 (новые Санино, Аминьевская и Минская (первый этап), реконструированные Победа, Мичуринец, Крекшино, Внуково, Апрелевка, Кокошкино, Матвеевская и Толстопальцево).

При этом Аминьевская стала первой удобной пересадочной станцией на Большую кольцевую линию метро для пассажиров, следующих из ТиНАО и области в центр столицы. А Минская образовала крупный транспортно-пересадочный узел с пересадкой на одноименную станцию Солнцевской линии.

В 2022 году планируют завершить реконструкцию четырех станций (Мещерская, Переделкино, Лесной Городок и Очаково), а также второй этап строительства станции Минская.

Открытие движения по МЦД-4 запланировано на 2023–2024 годы.