Метро, МЦД, электробусы: итоги развития транспортной системы столицы в 2021 году

Метро, МЦД, электробусы: итоги развития транспортной системы столицы в 2021 году
В прошлом году постепенно восстанавливался пассажиропоток, который снизился из-за пандемии. Также открылись новые станции метро и МЦД.

В ходе заседания Президиума Правительства Москвы подвели итоги развития транспортной системы в 2021 году. Как доложил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, основной тенденцией прошедшего года стало постепенное восстановление пассажиропотока общественного транспорта, значительно сократившегося в 2020-м из-за пандемии COVID-19. Кроме того, продолжилось активное развитие транспортной инфраструктуры.

Основные тенденции

В четвертом квартале 2021 года в рабочие дни пассажиропоток общественного транспорта Москвы достиг 13,4 миллиона поездок в сутки — на 37 процентов больше, чем в аналогичный период 2020 года (9,8 миллиона), но на 17 процентов меньше, чем в 2019 году (16,2 миллиона).

Рост пассажиропотока наблюдался на всех основных видах общественного транспорта — в метро (на 42 процента), наземном (на 35 процентов) и пригородном железнодорожном транспорте (на 16 процентов). При этом число пассажиров МЦК и МЦД превысило допандемийные показатели 2019 года (МЦК — на два процента, МЦД — на восемь процентов). Это говорит о том, что кольцо и диаметры стали удобной альтернативой другим видам городского транспорта и личному автомобилю.

Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

В условиях пандемии пассажиры стали чаще выбирать для поездок такси, а также пользоваться прокатом велосипедов и самокатов. В 2021-м ежедневное число поездок на такси превысило допандемийный уровень 2019 года на 27 процентов и составило 1,35 миллиона поездок, на велосипедах и самокатах — на 77 процентов, достигнув 60 тысяч поездок.

Также выросло число поездок на личном транспорте. В четвертом квартале 2021 года на улицы города ежедневно выезжали 3,11 миллиона автомобилей, что почти на 50 тысяч больше уровня 2019 года и на 150 тысяч — 2020-го.

В целом в 2021 году на общественном транспорте совершалось 62 процента от общего числа поездок по городу, на личных автомобилях — 38 процентов.

Задача на ближайшие годы — восстановить востребованность общественного транспорта. Это планируют сделать в том числе за счет развития инфраструктуры, создания новых привлекательных сервисов для пассажиров, соблюдения жестких стандартов эпидемиологической безопасности.

Метро, МЦК и МЦД

В четвертом квартале 2021 года в рабочие дни пассажиропоток Московского метрополитена достиг 7,54 миллиона поездок в сутки (это больше на 42 процента, чем в 2020-м), в том числе МЦК — 0,55 миллиона (на 37 процентов больше, чем в 2020-м).

На МЦД совершалось 0,56 миллиона поездок (на 17 процентов больше, чем в 2020 году), на пригородном железнодорожном транспорте в целом — 1,73 миллиона поездок (на 16 процентов больше, чем в 2020 году).

Возможность бесплатных пересадок между метро, МЦК и МЦД позволила сэкономить пассажирам 3,7 миллиарда рублей в течение 2021 года.

К 2027 году метро придет в Троицк, а МЦД увеличится до пяти линий — Сергей СобянинСергей Собянин: Мы создаем новую систему общественного транспорта

Главным событием прошлого года в подземке стало открытие 12 станций — участка Большой кольцевой линии (БКЛ) от «Хорошевской» до «Каховской». Десятки новых маршрутов получили 1,4 миллиона человек, многие из них экономят до 40 минут при ежедневных поездках по городу.

К концу прошлого года пассажиропоток новых станций БКЛ достиг 550 тысяч пассажиров в сутки, то есть сравнялся с числом пассажиров на МЦК. Таким образом, уже сегодня, еще до полного завершения строительства, БКЛ стала важнейшим элементом транспортной инфраструктуры Москвы.

С открытием нового участка БКЛ снизилась нагрузка на участки радиальных линий метро внутри большого кольца: Арбатско-Покровской — на восемь процентов, Серпуховско-Тимирязевской — на семь процентов, Филевской и Калужско-Рижской — на три процента. МЦК стало свободнее на четыре процента.

Всего с 2010 года в Москве открыли 100 новых станций метро и МЦК, а также 60 станций МЦД. Это самые высокие темпы развития внеуличного транспорта за всю историю города.

В 2021-м на Центральном транспортном узле завершили строительство и реконструкцию восьми вокзальных комплексов (семь станций на МЦД и один вокзал для поездов дальнего следования):

— станция Баковка (открыта в январе 2021 года) на МЦД-1;

— станция Внуково (открыта в апреле 2021 года) на Киевском направлении Московской железной дороги (МЖД) (войдет в состав МЦД-4);

— вокзал Восточный для поездов дальнего следования (открыт в мае 2021 года);

— станция Щукинская (открыта в июне 2021 года) на МЦД-2;

— станция Апрелевка (открыта в сентябре 2021 года) на Киевском направлении МЖД (войдет в состав МЦД-4);

— станция Кокошкино (открыта в октябре 2021 года) на Киевском направлении МЖД (войдет в состав МЦД-4);

— станция Аминьевская (открыта в декабре 2021 года) на Киевском направлении МЖД (войдет в состав МЦД-4);

— станция Матвеевская (открыта в декабре 2021 года) на Киевском направлении МЖД (войдет в состав МЦД-4).

Восточный стал первым пассажирским вокзалом для поездов дальнего следования, открытым в Москве за последние 100 лет. Ежедневно им пользуются около 40 тысяч пассажиров.

Новые вагоны

Беспрецедентными темпами продолжается обновление подвижного состава метрополитена. С 2010 года он обновлен на 70 процентов, закуплено 3885 новых вагонов метро. В 2021-м на линии вышло 337 современных вагонов «Москва».

Активно обновляется и подвижной состав пригородного железнодорожного транспорта. С 2010 года парк обновлен на 65 процентов, приобрели 3550 новых вагонов. В 2021-м на линии вышло 275 новых вагонов. Полностью обновлен парк Московских центральных диаметров.

Наземный транспорт

В четвертом квартале 2021 года в рабочие дни пассажиропоток наземного транспорта составил 4,03 миллиона поездок в сутки (это на 35 процентов больше, чем в 2020 году).

В рамках обновления подвижного состава в прошлом году приобрели 400 электробусов, на маршрут вышел тысячный электробус. Этим экологичным транспортом пользуются уже более 350 тысяч пассажиров в сутки. Москва стала лидером среди городов Европы и Америки по числу электробусов.

Новые поезда, трамваи и электробусы: город продолжит обновлять общественный транспорт в 2022 году

Дополнительно организовано 12,4 километра выделенных полос для общественного транспорта. Их общая протяженность достигла 392,4 километра. Ежедневно выделенными полосами пользуются более 2,7 миллиона пассажиров (включая тех, кто передвигается на такси).

Парк московских трамваев обновлен на 93 процента. Всего за последние годы закупили 674 трамвая, в 2021-м поставлено 109 трамваев.

Продолжается работа по обновлению остановок наземного городского пассажирского транспорта. Так, в 2021 году установили более 300 павильонов нового образца.