85-летие московского метро: как изменилась столичная подземка с 1935 года

85-летие московского метро: как изменилась столичная подземка с 1935 года
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришки
Сегодня столичная подземка вместе с Московским центральным кольцом и Московскими центральными диаметрами насчитывает 333 станции.

Сегодня Московскому метрополитену исполняется 85 лет. Сергей Собянин  посетил столичное электродепо «Северное» и поздравил его работников и ветеранов с праздником.

«Сегодня в Москве поистине большой праздник — 85-летие метро, самого большого с точки зрения объема перевозки пассажиров в мире, самого лучшего, самого точного, самого надежного и самой динамично развивающейся транспортной системы. В московском метро сегодня трудятся 60 тысяч человек. Это машинисты электропоездов, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники. Огромный коллектив управляет сложнейшей системой транспорта в мире, причем делает это очень качественно, квалифицированно и надежно», — отметил Сергей Собянин.

Средний возраст работников метро — 42 года. Они представляют более чем 200 профессий/специальностей. Трудовой коллектив метро насчитывает 108 династий с суммарным стажем работы более 13 тысяч лет. Среди ветеранов московского метро 107 ныне живущих участников Великой Отечественной войны.

Первая очередь московского метро была открыта 15 мая 1935 года. Протяженность линии составляла 11,5 километра, на ней находились 13 станций — от «Сокольников» до «Парка культуры», а также ответвление на станцию «Смоленская». Электродепо «Северное» открыли незадолго до этого — 10 ноября 1934 года.

Достижения московского метро

Сегодня столичная подземка вместе с Московским центральным кольцом (МЦК) и Московскими центральными диаметрами (МЦД) насчитывает 333 станции — 238 станций метро, 31 станцию МЦК, 58 станций МЦД и шесть станций монорельса. Кроме того, работает 20 электродепо.

За последние 10 лет протяженность линий и количество станций метро выросли в 1,8 раза. Сейчас подземка связывает центр города и его отдаленные районы. Два кольца обеспечивают удобные пересадки и транзит пассажиров без заезда в центр.

Ежедневно по 15 линиям метро проходит более 12,5 тысячи поездов. Средняя дальность одной поездки — около 14,5 километра. Средняя эксплуатационная скорость поездов с учетом остановок составляет около 41,61 километра в час.

До начала пандемии в будний день метро, МЦК и МЦД пользовались в среднем около 9,5 миллиона пассажиров. В прошлом году московская подземка перевезла более 2,5 миллиарда человек. Это больше, чем любая другая транспортная компания России.

Московское метро занимает первое место в мире по точности соблюдения расписания (99,98 процента) и интенсивности движения — 38–40 пар поездов в час пик на основных линиях. Кроме того, столичная подземка имеет самый большой в мире индекс пассажирской лояльности.

Метрополитен становится надежнее. За последние 10 лет количество сбоев сократилось на 41 процент. Если раньше на миллион километров, пройденных вагоном, приходилось 0,17 случая сбоя, то сейчас — 0,1. Это лучший в мире показатель по оценке самой авторитетной международной транспортной организации CoMet (Community of Metros).

«Хотел сегодня, в этот праздничный для метрополитена и для всего города день, поздравить работников метрополитена и всех москвичей не только с тем, что у нас есть такой прекрасный транспорт, но и с тем, что он развивается. Сегодня метро является частью жизни не только тех, кто сегодня там работает, но и большинства москвичей, которые регулярно пользуются метро», — сказал Сергей Собянин.

С 15 мая этого года зарплата сотрудников Московского метрополитена будет проиндексирована на четыре процента.

В последние годы особое внимание уделяется обновлению подвижного состава. Сегодня в парке метро более шести тысяч вагонов — это второе место в мире. 58 процентов из них относится к новым сериям. В ближайшие три года планируется ежегодно приобретать по 600 вагонов — это приведет к практически полному обновлению парка (89,5 процента). Закупать будут вагоны отечественного производства — они на 25 процентов дешевле зарубежных аналогов.

Московское метро — единственное в мире, где эксплуатируются поезда с автоматическим обеззараживанием воздуха в климатических системах. Ультрафиолетовые лампы работают более чем в 2800 вагонах «Ока» и «Москва» — это около половины от их общего числа.

Безопасность пассажиров в метро обеспечивает свыше 17 тысяч видеокамер. В столичной подземке более 370 вестибюлей и 3700 турникетов на входах, а также свыше 5700 светофоров. Кроме того, в подземке установлено более 900 эскалаторов — их общая длина составляет свыше 37 километров. Самая глубокая станция — «Парк Победы» (84 метра).

Электродепо «Северное»

Электродепо «Северное» было построено 10 ноября 1934 года для обслуживания первых поездов метро. Оно расположено в Красносельском районе по адресу: улица Краснопрудная, дом 9а.

Сегодня депо «Северное» вместе с депо «Черкизово» обслуживает Сокольническую линию. Здесь находятся цех эксплуатации, цех ремонта, мотодепо, пункт восстановительных средств и ремонтно-строительный участок. В электродепо трудятся 876 человек, в том числе 287 машинистов и 123 слесаря по ремонту подвижного состава.

В электродепо содержится 304 вагона. Для перевозки пассажиров используются 300 вагонов модели 81-717/714 (номерной) и ее модификаций. На Сокольническую линию из депо выходит 38 семивагонных составов.

До начала режима самоизоляции поезда электродепо «Северное» перевозили в среднем 10–14 миллионов пассажиров в месяц — около 530 тысяч человек в день.

Как работает метро в условиях пандемии

Московское метро реализует комплекс мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Из-за режима самоизоляции количество пассажиров подземки составляет менее 20 процентов от прежнего уровня, фактически исчез час пик. При этом сохраняется обычный график движения поездов. Это нужно для того, чтобы люди соблюдали социальную дистанцию. На самых востребованных линиях в час пик проходит по 38–40 пар поездов — это обеспечивает интервал движения около 90 секунд.

В поездах, на платформах и в вестибюлях появилась разметка и стикеры, которые обеспечивают социальное дистанцирование пассажиров. С наступлением тепла в вестибюлях метро сняли вторые двери, а основные зафиксировали в открытом положении. Благодаря этому пассажиры могут зайти в метро, не касаясь дверей. На станциях установили 1620 бесплатных санитайзеров для дезинфекции рук.

Приостановлено действие проездных билетов, кроме карт «Тройка» и социальных карт, привязанных к цифровым пропускам — они проверяются автоматически на турникетах. Соблюдение пропускного режима помогают контролировать сотрудники ГКУ «Организатор перевозок». Порядок обеспечивают работники службы безопасности Московского метрополитена и сотрудники УВД на Московском метрополитене.

В метро введен усиленный режим дезинфекции. Обрабатываются помещения персонала депо, тоннели, а также вагоны, вестибюли и платформы станций. Дезинфекцию проводят круглосуточно, несколько раз в день. В этой работе задействованы более четырех тысяч сотрудников.

«Вам нужно беречь и пассажиров, и себя тоже, потому что вы, по сути дела, на передовой. Рядом с вами проходит огромное количество людей. И от того, насколько вы себя защищаете, защищаете жителей Москвы, во многом зависит и то, как будет развиваться пандемия», — сказал Мэр Москвы.

Обработка вагонов производится два раза в день парогенераторами и растворами, рекомендованными Роспотребнадзором. Кроме того, каждые полтора-два часа происходит дезинфекция всех элементов пассажирской зоны, к которым могут прикасаться люди. Таким образом, частота обработки пассажирской зоны увеличена в 12–15 раз.

Качество обработки ежедневно контролируют санитарные врачи метро с помощью люминометров, которые определяют уровень загрязненности. Анализ показывает, что дезинфекция позволяет снизить этот показатель в пять и более раз.

С 12 мая в столичном метро, как и во всем городском транспорте, введен масочный и перчаточный режим. Для пассажиров на всех станциях метро и во всех работающих вестибюлях заранее была организована продажа масок и перчаток. Уже продано более 56 тысяч масок и 113 тысяч пар перчаток.

Какими были первые поезда московского метро

Первые вагоны типа А для московского метро были собраны в 1934 году на Мытищинском вагоностроительном заводе. Он до сих пор является главным предприятием по производству составов для столичной подземки.

В каждом вагоне было 52 сидячих места — мягкие диваны с кожаной обивкой. Всего вагон типа А вмещал около 260 человек. К началу регулярного движения в столицу прибыло 58 таких вагонов. Составы формировались из моторных и прицепных вагонов.

В первый год работы метро с интервалом пять минут ходили четырехвагонные составы. К январю 1936 года на линии курсировали уже шестивагонные поезда. Производство вагонов типа А прекратили в 1937 году. В 1950-е все составы были модернизированы — их эксплуатация в общей сложности продолжалась около 40 лет.

Исторический состав из вагонов типа А восстановили к 80-летию Московского метрополитена, который отмечался в 2015 году. Сейчас поезд находится в электродепо «Измайлово». До введения режима самоизоляции на нем мог прокатиться любой желающий во время ночных экскурсий. После отмены ограничительных мер такая возможность появится вновь.

Немного статистики: динамика пассажиропотока

В 1935 году поездка на метро от «Сокольников» до «Парка культуры» или до «Смоленской» длилась 21,5 минуты, а тот же маршрут на трамвае занимал более двух часов.

В первый год работы Московского метрополитена в среднем в сутки совершалось 177 тысяч поездок. Пассажиров было мало, так как люди боялись спускаться под землю, опасались невиданных ранее эскалаторов и быстрых подземных поездов.

Однако москвичи быстро привыкли к метро, и пассажиропоток начал стабильно расти. В отдельные дни 1940 года поезда столичной подземки перевозили уже свыше одного миллиона пассажиров.

С началом Великой Отечественной войны к ноябрю 1941 года среднесуточные перевозки сократились более чем в три раза по сравнению с довоенным периодом и составляли всего 279 тысяч поездок в день.

В декабре 1941-го, когда противник был отброшен от Москвы, перевозки на метрополитене вновь начали расти. Тогда в день совершалось 316,6 тысячи поездок. А во втором квартале 1943-го они достигли довоенного уровня. В 1945 году этим видом транспорта по будням пользовались около 1,7 миллиона пассажиров, а спустя два года — уже 1,9 миллиона человек.

За 1962 год метрополитен перевез более одного миллиарда пассажиров, то есть в день им пользовались свыше трех миллионов человек. За 27 лет с момента открытия метро суточные перевозки пассажиров выросли в 16 раз.

В 1971-м поездки в метро совершили 1,6 миллиарда пассажиров. Ежедневно фиксировалось свыше 4,6 миллиона поездок. К 1976 году этот показатель увеличился до 5,7 миллиона поездок в день.

Суточный пассажиропоток в 1981 году достиг 6,5 миллиона пассажиров, а к концу десятилетия — 7,5 миллиона. Из них около одного миллиона человек пользовались метро в утренний час пик.

На рубеже ХХ–XXI веков пассажиропоток составлял 8,8 миллиона.

В 2019 года метрополитен перевез 2,6 миллиарда пассажиров — почти на 10 процентов больше, чем в 2010 году.

Обновление инфраструктуры

За последние 10 лет доля современных вагонов в Московском метрополитене увеличилось с 13 до 58 процентов, протяженность нового высоковольтного кабеля — с 63 до 80 процентов, число роторов тоннельной вентиляции — с 11 до 89 процентов. Было обновлено 485 эскалаторов и все турникеты, отремонтировано и благоустроено 100 станций.

Московская подземка последовательно переходит на бесстыковой путь: с 2017 года уложено более 160 километров. Это позволит повысить комфорт перевозок и сделать безопаснее движение поездов, а также уменьшить эксплуатационные расходы. В результате шум и вибрация сокращаются с 91 до 84 децибел, удельное сопротивление движению поездов — до 10 процентов, количество отказов в работе рельсовых цепей автоблокировки — на 60 процентов. Также снижается динамическая нагрузка на сооружения и подвижной состав.

В метро проводят масштабную модернизацию вентиляционной системы. Сегодня модернизировано уже более 300 вентшахт, еще 60 планируется заменить до 2023 года.

Современные вентагрегаты имеют такой уровень автоматизации и надежности, которого не было у советских устройств. Новые вентиляторы позволяют на 40 процентов увеличить воздухообмен, а также снизить температуру воздуха до трех градусов Цельсия, что особенно ощутимо в летние месяцы. Кроме того, новые агрегаты позволят почти вдвое снизить концентрацию углекислого газа в воздухе столичного метро — с 0,75 до 0,45 литра в кубическом метре.

К тому же новые установки снабжены функцией самодиагностики и снижают энергопотребление на пять процентов, позволяют осуществлять мониторинг и управление оборудованием вентшахт из единого диспетчерского центра Московского метрополитена.

Как метро стало цифровым

В 2019 году открыли единый диспетчерский центр (ЕДЦ) подземки — инновационное структурное подразделение, в котором сосредоточен диспетчерский персонал всех служб, ответственных за организацию движения и эксплуатацию метрополитена.

Его создание заметно повысило скорость обмена информацией между службами и улучшило качество принимаемых решений. Благодаря запуску ЕДЦ метрополитен наполовину снизит время реагирования на возникновение отклонений от нормальной работы и вдвое сократит время выхода из любых инцидентов.

ЕДЦ является частью программы «Цифровое метро», реализуемой с 2013 года. Помимо модернизации диспетчеризации, в нее входят проекты создания умной системы видеонаблюдения и транспортной безопасности, а также цифрового контроля работы подвижного состава и состояния инфраструктуры метрополитена.

До запуска единого диспетчерского центра метро при всей интенсивности движения работало преимущественно в аналоговом режиме. Диспетчеры держали связь по телефону. Сотрудник по внутренней связи докладывал о неполадке или инциденте, и через цепочку звонков информация попадала к дежурному по метрополитену, который принимал необходимые решения, информировал руководство и городские службы. Эта система надежно работала десятилетиями. Однако сегодня появились современные цифровые технологии, которые позволяют значительно повысить скорость реагирования на нештатные ситуации и сделать Московский метрополитен еще более надежным и комфортным для пассажиров.

В ЕДЦ создан центр организации перевозок (ЦОП), в котором находятся рабочие места дежурного по метрополитену, диспетчеров движения, старших диспетчеров дирекции инфраструктуры, МЦК, отдела пожарной охраны, службы подвижного состава, связи, пассажирских сервисов и пресс-службы.

Благодаря цифровизации данные, поступающие в ЕДЦ от разных систем метро в режиме реального времени, транслируются на видеостену из 36 мониторов.

В штатном режиме на ней представлены фактические и прогнозные показатели пассажиропотока на станциях и линиях, суточные графики пассажиропотока и задержек в движении поездов, информация о текущих отклонениях от нормальной работы, данные по исполнению графика движения по каждой из линий и сведения о плановых работах. Во время инцидента диспетчеры видят всю необходимую информацию для максимально быстрого устранения нештатной ситуации.

В ближайшие годы планируется оцифровать все значимые для организации перевозок объекты инфраструктуры. Каждые станция и перегон будут иметь цифровые 3D-паспорта, включающие сведения от даты установки конкретной детали до сроков планового ремонта.

В ЕДЦ внедряется система поддержки принятия решений, в которую уже заложено около 100 сценариев. При возникновении нештатной ситуации система предложит диспетчерам оптимальный алгоритм действий.

Поездки с комфортом

Столичный метрополитен стремится предоставлять пассажирам сервис самого высокого уровня. С 2017 года парк пополняется только поездами нового поколения «Москва». Это надежные, современные, комфортные и вместительные поезда. В них есть тач-панели для построения маршрутов, зарядки для мобильных телефонов, удобные теплые поручни. Сегодня это второй по распространенности тип подвижного состава в Московском метрополитене. Всего курсирует 195 таких поездов по семи линиям — Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Филевской, Сокольнической, Некрасовской, Солнцевской и Большой кольцевой.

Во всех поездах метро работает бесплатный Wi-Fi. Разработано удобное приложение «Метро Москвы», которое скачали уже более 3,4 миллиона человек. С его помощью можно построить маршрут, пополнить карту «Тройка» и узнать интересную информацию о станциях подземки.

По количеству способов оплаты проезда Московский метрополитен занимает первое место в мире. В 2020 году Москва получила главную награду международной премии Transport Ticketing Global в номинации «Лучшая умная билетная система — 2020».

Самой популярной у пассажиров является карта «Тройка» — ей пользуются свыше 90 процентов человек. Помимо традиционного формата, эту карту выпускают в форме брелоков, браслетов, колец, жетонов, вкладышей и наклеек. В период борьбы с распространением коронавирусной инфекции проезд в метро возможен только по карте «Тройка» или социальной карте, номера которых привязаны к цифровому пропуску.

В Московском метрополитене создана современная система информирования, уникальная по количеству каналов взаимодействия с пассажирами. Одним из новых каналов информирования являются экраны в вагонах. Всего в 3,5 тысячи вагонов установлено свыше 15,4 тысячи экранов, на которые выводится различная информация для пассажиров, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций. Также на них транслируются новости об актуальных событиях, происходящих в городе и мире. Например, так горожан знакомили с информацией, касающейся чемпионата мира по футболу 2018 года. Также на экранах в вагонах можно увидеть новогодние поздравления Президента России и Мэра Москвы.

На станциях, где наблюдается высокий пассажиропоток, организованы стойки «Живое общение». Всего их 28. Благодаря им пассажиры могут получить необходимые консультации. За 2019 год сотрудники стоек провели около 900 тысяч консультаций. В период самоизоляции работа стоек временно приостановлена, а консультанты наряду с другими сотрудниками метро сообщают пассажирам о работе системы автоматической проверки цифровых пропусков и привязке к ним карт «Тройка».

Для оказания помощи гражданам с ограниченными возможностями в 2013 году был создан Центр обеспечения мобильности пассажиров. Его специалисты бесплатно сопровождают пассажиров по всему маршруту следования, при необходимости провожают до поездов пригородного сообщения, автостанций, поездов дальнего следования и объектов социальной сферы, а также оказывают информационную поддержку. За весь период работы центра его услугами воспользовались более одного миллиона человек, в том числе в 2019 году — свыше 115 тысяч человек.

Кроме того, московское метро развивается и как культурная площадка. Вне режима самоизоляции там регулярно запускают тематические поезда, выступают музыканты, ставят спектакли, проводят экскурсии, выставки.

Наиболее известным стал проект «Музыка в метро». В 2016 году, когда проект стартовал, музыканты играли только на трех площадках, а сейчас более 30. В период самоизоляции выступления музыкантов транслируются онлайн на страницах проекта в социальных сетях.