Проходка тоннелей между станциями «Рубцовская» и «Стромынка» выполнена на 90 процентов

Проходка тоннелей между станциями «Рубцовская» и «Стромынка» выполнена на 90 процентов
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
Станция «Стромынка» будет находиться у главного входа в парк «Сокольники» — на Сокольнической площади, между Русаковской улицей и Сокольническим Валом.

Сооружение тоннелей на перегоне между станциями «Рубцовская» и «Стромынка» Большой кольцевой линии метро (БКЛ) выполнено на 91 процент (пройдено 2565 из 2825 погонных метров).

«Строительство северо-восточного участка БКЛ идет полным ходом. В настоящее время около 40 процентов работ выполнено на этом участке, хотя он очень сложный, проходит под рекой Яузой и пересекается с четырьмя действующими ветками метро, что требует, конечно, тщательности, качества и безопасности при проведении работ», — отметил Сергей Собянин

Строительство участка Большой кольцевой линии метро от станции «Савеловская» до «Авиамоторной» начали в 2015 году. Общая длина отрезка — 12,8 километра, на нем расположатся пять станций: «Лефортово», «Рубцовская», «Стромынка», «Ржевская» и «Шереметьевская». Также появится соединительная ветка, ведущая в депо «Нижегородское».

Строительство ведется в три этапа. Первый — это участок от станции «Авиамоторная» до «Лефортова» длиной 2,7 километра. Работы планируют завершить в 2019 году. Второй — от станции «Лефортово» до «Рубцовской» — построят в 2020-м. Работы на последнем участке, от станции «Рубцовская» до «Савеловской», закончат в 2021–2022 годах.

Сейчас участок БКЛ от станции «Савеловская» до «Авиамоторной» готов уже на 38 процентов. Завершена проходка левого перегонного тоннеля. Ее вели с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) «Наталья». Правый перегонный тоннель прокладывает ТПМК «София». Закончить работы планируют 15 апреля этого года.

«Каждый участок важен сам по себе. Так, уже открытый участок “ЦСКА” — “Петровский парк” — “Савеловская” чрезвычайно загружен, что говорит о востребованности БКЛ, даже если открыты только некоторые ее участки», — сказал Мэр Москвы.

Кроме того, специалисты с помощью ТПМК «Анастасия» начали проходку правого перегонного тоннеля от станции «Стромынка» до «Савеловской». Также готовятся начать проходку левого перегонного тоннеля с использованием ТПМК «Наталья».

Будущая станция БКЛ «Стромынка» — колонного типа. Она будет находиться у главного входа в парк «Сокольники» — на Сокольнической площади, между Русаковской улицей и Сокольническим Валом. Ее сооружают на глубине около 30 метров. Со «Стромынки» можно будет пересесть на станцию «Сокольники» Сокольнической линии метро. Ожидается, что станцией станут пользоваться около 300 тысяч человек в сутки.

«”Стромынка” примыкает к действующей станции “Сокольники” и в результате, когда будет построена, даст возможность москвичам более комфортно добираться до любимого парка “Сокольники”, а у жителей района появится много вариантов добраться до любой точки на территории Москвы, сократив время в пути. Так что станция важная, нужная», — добавил Сергей Собянин.

Дизайн-проект «Стромынки» выбрали по итогам открытого международного конкурса. Профессиональное жюри отобрало три работы. В финале горожане проголосовали за лучшую на портале «Активный гражданин». Больше всего голосов получил проект московского архитектурного бюро Map Architects.

В оформлении станции будут использовать красные, белые и серые цвета. Преобладающие материалы — стекло и металл, характерные для стиля хай-тек. Архитекторы предложили создать на станции «техногенный лес», который подчеркнет связь с парком «Сокольники». Центральную часть платформы выполнят из натурального камня разных цветов. На потолке установят светодиодные лампочки, которые создадут иллюзию мерцающего звездного неба. Эскалаторы отделят стеклянными галереями, а потолки в кассовом зале и на платформе покроют перфорированным алюминием.

Через два подземных вестибюля можно будет выйти на Сокольническую площадь, к Русаковской улице, Стромынке, парку «Сокольники», жилой и общественной застройке, а также к остановкам наземного транспорта.

Один из наземных павильонов станции «Стромынка» гармонично впишется в липовую аллею, который после окончания строительства создадут на исторической площади, ведущей от Русаковской улицы к главному входу в «Сокольники». Таким образом, «Стромынка» станет второй после «ЦСКА» станцией БКЛ, входы которой будут расположены в парке.

«Конечно, при проведении работ всегда есть какие-то временные неудобства. Кроме того, жители просили восстановить липовую аллею, которая тянулась от станции до парка. Мы ее не только восстановим — посадим больше деревьев. Так что все будет благоустроено и сделано так, как просили жители», — подчеркнул Сергей Собянин.

Сейчас специалисты завершают установку ограждающих конструкций будущей станции (выполнено 98 процентов) и ведут работы по переустройству инженерных сетей и разработке грунта котлованов.

Открытие северо-восточного участка Большой кольцевой линии от станции «Савеловская» до «Авиамоторной» позволит улучшить транспортную доступность районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово с населением более 480 тысяч человек. Кроме того, снизится нагрузка на центральные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской, Калининской, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий метрополитена. Сокращение интенсивности движения автотранспорта примерно на 10–15 процентов благотворно повлияет на экологическую ситуацию в близлежащих районах. Помимо того, Некрасовская линия будет полноценно интегрирована в сеть Московского метрополитена.

Большая кольцевая линия метро

Строительство Большой кольцевой линии — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 километров, на ней будут расположены 31 станция и два электродепо (включая существующий участок от станции метро «Каховская» до «Каширской»). Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией подземки в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец — вторую кольцевую линию пекинского метро протяженностью 57 километров.

«В феврале 2021 года все щиты на всем протяжении БКЛ будут работать, и дальше мы займемся уже строительством самих станций, непосредственно их обустройством, благоустройством прилегающих территорий, инженерными коммуникациями, но самая большая, объемная часть работы будет уже сделана», — сказал Сергей Собянин.

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии. Это позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры Московского метрополитена.

Во время строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро. Например, Рублево-Архангельскую линию (на станции «Улица Народного Ополчения»), Коммунарскую линию (на «Улице Новаторов») и перспективную линию в Бирюлево и Щербинку (на «Кленовом бульваре»).

На БКЛ есть целый ряд сложных для строителей участков. «Надо сконцентрировать усилия на этих участках, чтобы замкнуть кольцо в максимально короткие сроки. От того, как мы эти участки пройдем, будет зависеть и в целом работа БКЛ, потому что это в любом случае единая система и она даст максимальный эффект только тогда, когда кольцо будет замкнуто полностью», — отметил Мэр Москвы.

Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии подземки, четыре пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), пять пересадок на МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск, а также 11 пересадок на железнодорожные станции. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.

Первые идеи строительства БКЛ относятся к 1985 году. Однако из-за недостатка ресурсов и по иным причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение заняться строительством БКЛ принял Сергей Собянин в 2011 году. Работы начались в ноябре того же года.

Этапы и участки строительства

Строительство Большой кольцевой линии разделено на несколько участков:

— северо-западный — от «Делового центра» до «Савеловской». Участок от «Делового центра» до «Петровского парка» открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года, от «Петровского парка» до «Савеловской» — 30 декабря 2018-го;

— северо-восточный — от «Савеловской» до «Авиамоторной». Этапы: «Авиамоторная» — «Лефортово», «Лефортово» — «Рубцовская», «Рубцовская» — «Савеловская»;

— западный — от «Хорошёвской» до «Можайской» («Кунцевской»). Этапы: «Хорошёвская» — «Мневники», «Мневники» — «Можайская» («Кунцевская»);

— юго-западный — от «Можайской» («Кунцевской») до «Проспекта Вернадского». Этапы: «Можайская» — «Аминьевское шоссе», «Аминьевское шоссе» — «Проспект Вернадского»;

— южный — от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);

— восточный — от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородской»);

— участок от «Авиамоторной» до «Нижегородской» будет построен в составе Некрасовской линии метро.

В настоящее время идут работы на всех отрезках БКЛ. Действующие участки: «Деловой центр» — «Савеловская» и «Каховская» — «Каширская».

Как развивается метро  

За 2011–2018 годы построено 136,6 километра линий подземки, 73 новые станции, девять электродепо и три дополнительных вестибюля метро и МЦК. Кроме того, в январе состоялся технический пуск четырех станций (12 километров линий).

Участки Московского метрополитена, построенные в 2011–2018 годах