МЕТРО
1935 — 2022
Железное ускорение Москвы
15 мая 1935 года Москва стала 24-м городом мира, в котором появилось метро. Сегодня Московский метрополитен — один из самых популярных на планете: ежедневно им пользуются более восьми с половиной миллионов человек
Темпы расширения московской подземки в последние восемь лет устанавливают рекорд за рекордом
Мысль о запуске в Москве подземной железной дороги возникла за полвека до ее воплощения. С 1875 года было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили, когда стало очевидно: трамваи не справляются с потоками граждан, с энтузиазмом перемещающихся по столице молодой Страны Советов: 6 января 1931 года московский транспорт, включая извозчиков, застыл в пробке на весь день.
За первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции
За первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции
10 декабря 1931 года во двор дома 13 на улице Русаковской пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Так начиналось строительство первого опытного участка метро. В 1932–1933 годах шло проектирование трассы, подготовка участков строительства. Во всю мощь работы развернулись в 1934 году. В этот год было выполнено 90 процентов всех строительных работ на линиях первой очереди, общей протяженностью более 11 километров с 13 станциями.
15 мая 1935 года метро открылось. Поезда пошли сразу по двум маршрутам: от «Сокольников» через центр до «Парка культуры» и от «Сокольников» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской» с 13 дворцами-станциями. Эти маршруты дали начало будущим Сокольнической и Арбатско-Покровской линиям, а затем — гигантской паутине из четырнадцати линий с 252 станциями.
Великая Отечественная война не остановила метростроителей – они продолжали возводить третью очередь подземки. Метро двинулось на юг и восток Москвы. За годы войны проложено более 13 километров линий и открыто семь станций.
С 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций
С 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций
Еще во время войны началось строительство Кольцевой линии, а вскоре после Победы — и Новоарбатского радиуса. Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года. В 1951–1960 годах проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.
В 1960-е новые линии связали с кольцом недавно построенные удаленные районы — Черемушки, Кунцево, Нагатино, Кузьминки… Появились оранжевая и фиолетовая линии — Калужская и Ждановская, — будущая Таганско-Краснопресненская.

В 1970-е годы метрополитен не только продолжил тянуться в сторону окраин, но и заполнил внутрикольцевое пространство: через центр окраинные радиусы соединили между собой. Так образовалось несколько новых диаметров.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций, в 1980-е – 46,5 километра пути и 28 станций.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций, в 1980-е – 46,5 километра пути и 28 станций.
В советской истории строительства Московского метрополитена рубеж 1970–1980-х годов стал наиболее продуктивным. В 1983-м была введена в эксплуатацию с нуля новая Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной». Однако по темпам строительства ударила перестройка.

В лихие 1990-е строительство резко затормозилось. Завершались проекты, запущенные еще при СССР. Появились северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева» и Люблинская линия.
В 1990-х годах подземка увеличилась на 32,8 километра и на 19 станций
В 1990-х годах подземка увеличилась на 32,8 километра и на 19 станций
В новом столетии линии метро продлеваются за МКАД, запускается Бутовская линия легкого метро. Арбатско-Покровская линия уходит не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: «Мякинино» стало первой станцией метро в Подмосковье. С 2000 по 2010 год включительно построено 42 километра линий и 27 станций.
Кстати, за это время был реализован один очень необычный проект. Московская монорельсовая транспортная система появилась в 2004 году на северо-востоке столицы и связала станцию метро «Тимирязевская» с северным выходом ВДНХ. На схемах метрополитена монорельс обозначен числом 13.

Затем транспортная сеть города стала развиваться в другом направлении, и монорельс перестал пользоваться популярностью у горожан. Количество пассажиров, перевозимых им, уменьшилось примерно на 15 процентов. Сейчас он снова работает в экскурсионном режиме — интервал между поездами увеличен до получаса. Впрочем, туристам такой необычный транспорт все еще интересен. К тому же из окон открывается красивый вид на ВДНХ и Останкинскую телебашню.
В 2012 году в Москве принята беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро. Подземка приходит в самые отдаленные районы и множит кольца. За последние семь лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остались без внимания и старые районы. Открылись станции на севере, северо-востоке, северо-западе и западе столицы. Появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии, которые дают возможность совершать поездки, минуя центр.
2,4 миллиарда человек перевезло метро в 2017 году
на 30%
выросла протяженность
метро за 8 лет
более 120 км
линий метро и МЦК построено с 2010 по 2018 год
71
станция метро и МЦК открыто с 2011 по 2018 год
За последние восемь лет в Москве, считая МЦК, появилось 66 станций и более 120 километров линий — значительно больше, чем когда-либо
Новую транспортную эпоху в 2016 году открыло 54-километровое Московское центральное кольцо. Городская железная дорога насчитывает 31 станцию, интегрирована в структуру метрополитена, по ней курсируют ультрасовременные и ультраскоростные поезда «Ласточка».
В 2018 году открыты первые пять станций еще одной знаковой линии — Большой кольцевой. Легендарная Кольцевая линия окончательно потеряла свою исключительность.
К 2022 году должна открыться Большая кольцевая линия. На замкнувшихся 69 километрах заработает 31 одна станция, 19 из которых — пересадочные на другие линии подземки. Новое кольцо объединит 31 московский район.
Большая кольцевая линия
31
станция и 69 километров пути
19
пересадочных станций
11
пересадок на пригородные поезда
4
пересадки на МЦК
Всего с 2011 по 2020 год в Москве должно быть проложено около 200 километров линий и открыто около 100 станций метро, включая МЦК
Протяженность линий Московского метрополитена к 2022 году превысит 450 километров. Новые станции метро появятся почти во всех районах Москвы.
Более 12 тысяч
поездов по будням
41,61 км/ч
средняя скорость поездов
90 секунд
минимальный интервал движения поездов
Более 54 тысяч сотрудников работают в метрополитене
425 км
составляет длина линий метро в двухпутном измерении
14
линий метро связывают столичные районы под землей
252
станции метро открыты для москвичей и туристов