МЕТРО
1935 — 2023
Железное ускорение Москвы
15 мая 1935 года Москва стала 24-м городом мира, в котором появилось метро. Сегодня Московский метрополитен — один из самых популярных на планете: ежедневно им пользуются более восьми с половиной миллионов человек
Темпы расширения московской подземки в последние восемь лет устанавливают рекорд за рекордом
Мысль о запуске в Москве подземной железной дороги возникла за полвека до ее воплощения. С 1875 года было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили, когда стало очевидно: трамваи не справляются с потоками граждан, с энтузиазмом перемещающихся по столице молодой Страны Советов: 6 января 1931 года московский транспорт, включая извозчиков, застыл в пробке на весь день.
За первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции
За первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции
10 декабря 1931 года во двор дома 13 на улице Русаковской пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Так начиналось строительство первого опытного участка метро. В 1932–1933 годах шло проектирование трассы, подготовка участков строительства. Во всю мощь работы развернулись в 1934 году. В этот год было выполнено 90 процентов всех строительных работ на линиях первой очереди, общей протяженностью более 11 километров с 13 станциями.
15 мая 1935 года метро открылось. Поезда пошли сразу по двум маршрутам: от «Сокольников» через центр до «Парка культуры» и от «Сокольников» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской» с 13 дворцами-станциями. Эти маршруты дали начало будущим Сокольнической и Арбатско-Покровской линиям, а затем — гигантской подземной железной паутине.
Великая Отечественная война не остановила метростроителей – они продолжали возводить третью очередь подземки. Метро двинулось на юг и восток Москвы. За годы войны проложено более 13 километров линий и открыто семь станций.
С 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций
С 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций
Еще во время войны началось строительство Кольцевой линии, а вскоре после Победы — и Новоарбатского радиуса. Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года. В 1951–1960 годах проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.
В 1960-е новые линии связали с кольцом недавно построенные удаленные районы — Черемушки, Кунцево, Нагатино, Кузьминки… Появились оранжевая и фиолетовая линии — Калужская и Ждановская, — будущая Таганско-Краснопресненская.

В 1970-е годы метрополитен не только продолжил тянуться в сторону окраин, но и заполнил внутрикольцевое пространство: через центр окраинные радиусы соединили между собой. Так образовалось несколько новых диаметров.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций, в 1980-е – 46,5 километра пути и 28 станций.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций, в 1980-е – 46,5 километра пути и 28 станций.
В советской истории строительства Московского метрополитена рубеж 1970–1980-х годов стал наиболее продуктивным. В 1983-м была введена в эксплуатацию с нуля новая Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной». Однако по темпам строительства ударила перестройка.

В лихие 1990-е строительство резко затормозилось. Завершались проекты, запущенные еще при СССР. Появились северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева» и Люблинская линия.
В 1990-х годах подземка увеличилась на 32,8 километра и на 19 станций
В 1990-х годах подземка увеличилась на 32,8 километра и на 19 станций
В новом столетии линии метро продлеваются за МКАД, запускается Бутовская линия легкого метро. Арбатско-Покровская линия уходит не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: «Мякинино» стало первой станцией метро в Подмосковье. С 2000 по 2010 год включительно построено 42 километра линий и 27 станций.
Кстати, за это время был реализован один очень необычный проект. Московская монорельсовая транспортная система появилась в 2004 году на северо-востоке столицы и связала станцию метро «Тимирязевская» с северным выходом ВДНХ. На схемах метрополитена монорельс обозначен числом 13.

Затем транспортная сеть города стала развиваться в другом направлении, и монорельс перестал пользоваться популярностью у горожан. Количество пассажиров, перевозимых им, уменьшилось примерно на 15 процентов. Сейчас он снова работает в экскурсионном режиме — интервал между поездами увеличен до получаса. Впрочем, туристам такой необычный транспорт все еще интересен. К тому же из окон открывается красивый вид на ВДНХ и Останкинскую телебашню.
В 2012 году в Москве принята беспрецедентная по своим масштабам программа строительства метро. Подземка приходит в самые отдаленные районы и множит кольца.

За последние восемь лет метро появилось в Братееве, Очакове-Матвеевском, Солнцеве, Ново-Переделкине, Ховрине, Западном Дегунине, Бескудниковском районе, а также в расположенных за МКАД Новокосине, Выхине-Жулебине, Косине-Ухтомском, Некрасовке и на присоединенных к Москве территориях: в Румянцеве, Саларьеве, Сосенском, Внуковском, Коммунарке и других районах.

Благодаря вводу новых станций улучшилась транспортная доступность Орехова-Борисова, Тропарёва-Никулина, Раменок, Бутырского, Марфина, Левобережного и других районов.

Появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии, что позволяет совершать поездки, минуя центр.
2011 — 2019
на 45%
выросла протяженность метро
более 150 км
линий метро и МЦК построено
81
станция метро и МЦК открыты
4 млн
москвичей получили метро рядом с домом
2,5 миллиарда человек перевезло метро в 2018 году
Новую транспортную эпоху в 2016 году открыло 54-километровое Московское центральное кольцо. Городская железная дорога насчитывает 31 станцию, интегрирована в структуру метрополитена, по ней курсируют ультрасовременные и ультраскоростные поезда «Ласточка».
В 2018 году открыты шесть станций еще одной знаковой линии — Большой кольцевой. Легендарная Кольцевая линия окончательно потеряла свою исключительность.
Все участки Большой кольцевой линии предполагается построить к 2023 году. На 70 километрах новой линии заработает 31 одна станция, 19 из которых — пересадочные на другие линии подземки.
Большая кольцевая линия
31
станция и 70 километров пути
19
пересадочных станций
11
пересадок на пригородные поезда
4
пересадки на МЦК
В 2019 — 2023 годах предполагается построить 135 километров линий и 55 станций
Протяженность линий Московского метрополитена, включая МЦК, к 2023 году превысит 550 километров. Новые станции метро появятся почти во всех районах Москвы. Проект Московских центральных диаметров, которые будут интегрированы в систему городского транспорта столицы, даст городу еще порядка 450 километров. Итого протяженность метро и железной дороги составит 1000 километров.
12 тысяч
поездов в сутки
41 км/ч
средняя скорость поездов
90 секунд
минимальный интервал движения поездов
В среднем более 8,5 миллиона пассажиров ежедневно пользуются метрополитеном
15 километров
средняя дальность поездки пассажира
15
линий метро связывают столичные районы под землей
269
станций метро открыты для москвичей и туристов