Это происходит в том числе потому, что у горожан появился выбор — пользоваться либо личным автомобилем, либо различными видами городского транспорта.

Все больше горожан выбирают общественный транспорт для поездок по городу. Сегодня в час пик автобусами, троллейбусами, трамваями и метро пользуются 70 процентов москвичей, тогда как в 2010 году их было 63 процента. 19 миллионов поездок ежедневно совершают пассажиры городского транспорта.

«Мы уверены, что это происходит потому, что у горожан за последние несколько лет действительно появился выбор — пользоваться либо личным автомобилем, либо различными видами городского транспорта», — рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Столице удается сохранить баланс интересов автомобилистов, пассажиров общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов. Это притом что с 2010 года автомобилей в Москве стало на один миллион больше. Каждый день на дороги города выезжает от 3,2 до 3,6 миллиона личных машин. В то же время загруженность дорог, по данным компании TomTom, снизилась на 23 процента. А согласно информации московского Центра организации дорожного движения и компании «Яндекс», за последние шесть лет средняя скорость движения транспорта в столице выросла на 13 процентов.

Больше пассажиров общественного транспорта

За последние семь лет количество поездок экономически активных граждан (тех, кто оплачивает проезд полностью) на общественном транспорте увеличилось в полтора раза — с 1,9 миллиарда до 2,8 миллиарда человек. Так, число экономически активных граждан, пользующихся метро и Московским центральным кольцом (МЦК), возросло с 1,042 миллиарда до 1,3 миллиарда человек (или на 26 процентов). Количество пассажиров, полностью оплачивающих проезд в наземном транспорте, увеличилось с 586 миллионов до одного миллиарда (на 69 процентов). Экономически активные пассажиры стали чаще ездить на пригородном железнодорожном транспорте. Их число возросло с 288 миллионов до 368 миллионов (28 процентов). Высоким спросом стали пользоваться у этой категории горожан услуги такси, количество пассажиров которого увеличилось в 16 раз — с 12,3 миллиона до 195 миллионов. С 2015 года в два раза (до 2,3 миллиона) выросло число пользователей велопроката.

«В столице активно развивается сервис краткосрочной аренды автомобилей. С января по октябрь 2017 года на машинах каршеринга совершено уже более 3,6 миллиона поездок. Это в четыре раза больше, чем в аналогичный период 2015 года», — сказал заммэра.

 

Новые станции метро и наземные маршруты

Город продолжает работать над повышением качества работы транспортной системы. С 2011 года в городе построено 60 новых станций метро и МЦК. С 1 мая этого года сократились интервалы движения поездов на Московском центральном кольце, теперь «Ласточки» могут перевезти на 120 тысяч пассажиров больше.

Максим Ликсутов добавил: «Сегодня в сутки перевозится более 400 тысяч пассажиров, и мы понимаем, что к концу года эта цифра достигнет 450–500 тысяч».

Все поезда метро и МЦК оснащены доступом к сети Wi-Fi. Ежедневно к ней подключаются 2,2 миллиона раз.

Также в феврале этого года открылся Центр обеспечения безопасности метро. За девять месяцев его сотрудники произвели 51 миллион досмотров. «Ежедневно более 10 тысяч сотрудников полиции, службы транспортной безопасности метро работают в интересах безопасности пассажиров метрополитена и МЦК», — уточнил заммэра.

Изменения происходят и в системе наземного городского пассажирского транспорта. За девять месяцев этого года в столице создано 15 новых маршрутов (всего 366 с 2010 года), установлено 110 новых остановок (662 — с 2010-го), обустроено 16 километров выделенных полос (265 — с 2010-го). В 85 процентах автобусов есть доступ к сети Wi-Fi, к которой каждый день подключаются 0,5 миллиона раз.

«В большинстве районов города интервалы движения автобусов сократились почти в два раза. При этом мы стараемся организовывать маршруты в новых районах, не дожидаясь обращений и требований граждан. Районам, которые затронет программа реновации, мы уделяем особое постоянное внимание», — подчеркнул Максим Ликсутов.

С 2010 года реконструировали и модернизировали 27 процентов железнодорожных платформ, на 23 процента сократились интервалы движения пригородных электричек в часы пик.

За это же время для автомобилистов организовали восемь тысяч новых парковочных мест. А протяженность столичных дорог с 2011-го выросла на 590 километров, то есть на 12,5 процента.

Повышение безопасности дорожного движения

Сегодня Москва лидирует по уровню безопасности дорожного движения в России. Благодаря мерам по повышению безопасности дорожного движения, которые предпринимает городское Правительство, с 2010 года удалось спасти свыше одной тысячи человек.

«По безопасности дорожного движения в Российской Федерации Москва — самый безопасный город. По по последним данным, в столице на 100 тысяч человек коэффициент погибших в авариях является самым низким», — сказал Максим Ликсутов.

Число ДТП за девять месяцев 2017 года сократилось на 55 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2010-го. На 31 процент уменьшилось количество аварий с общественным транспортом.

Такой уровень безопасности на дорогах позволяет поддерживать интеллектуальная транспортная система, которая считается одной из лучших в мире. Заммэра пояснил: «Кроме того, наличие комплексной схемы организации дорожного движения, постоянное взаимодействие с комплексом городского хозяйства, собственниками автомобильных дорог, существенное улучшение качества дорожного покрытия — все эти факторы играют существенную роль в обеспечении безопасности дорожного движения».

Увеличение скорости движения

Проведенные исследования показывают, что на благоустроенных улицах снизилось количество заторов. Средняя скорость движения транспорта по этим улицам увеличилась на семь процентов, а количество пешеходов — в три — шесть раз.

«В своей работе транспортный комплекс стремится создать собственное пространство для всех без исключения жителей Москвы. При любой реконструкции улиц наша задача — находить баланс интересов и пассажиров, и водителей личного транспорта. Каждая улица, которая попала в программу благоустройства, была детально проанализирована, ей было определено наиболее полезное применение. То пространство, которое раньше использовалось неэффективно или не использовалось вообще никак, начинает работать на благо всех без исключения жителей», — подчеркнул Максим Ликсутов.

Благоустройство улучшило условия для всех участников уличного движения. Например, для велосипедистов организовано 20 километров велодорожек и велополос, 100 велопарковок и 145 специальных светофоров. Для автомобилистов устранены перепробеги и «бутылочные горлышки», а пропускная способность дорог увеличилась на 25 процентов. Кроме того, на 37 процентов сократилось число дорожных аварий.

Для пассажиров общественного транспорта установили 400 новых остановок с Wi-Fi. Также появилось семь километров выделенных полос для общественного транспорта. В итоге устранены перепробеги, скорость движения автобусов выросла на 39 процентов. Комфортные условия созданы для пешеходов: появились новые тротуары, 500 пешеходных переходов, 143 навигационные стелы.

На дорогах, благоустроенных по программе «Моя улица» в 2017 году, выросла скорость движения:

— на Сретенке и Лубянке — на 11 процентов, время проезда в час пик уменьшилось на 10 процентов;

— на площади Тверская Застава — в два раза, сокращение времени проезда в час пик — на 56 процентов;

— на Садовом кольце — на 13 процентов, сокращение времени проезда в час пик — на 12 процентов;

— на Бульварном кольце — на 11 процентов, сокращение времени проезда в час пик — на 11 процентов.

Обновление подвижного состава

Сегодня Москва лидирует в мире по темпам обновления подвижного состава общественного транспорта. Весь закупаемый транспорт производят в России.

До конца года в столицу поступят 264 новых вагона метропоезда «Москва», 1,3 тысячи единиц наземного пассажирского транспорта (в том числе трамваев «Витязь-М»), 24 вагона пригородных поездов, 9,7 тысячи машин такси и каршеринга. Таким образом, доля обновленного парка метро достигнет 37 процентов, наземного общественного транспорта — 90 процентов, пригородного железнодорожного транспорта — 27 процентов, такси и каршеринга — 97 процентов.

По экологическим качествам столичный парк подвижного состава входит в пятерку лучших среди мировых мегаполисов: с 2011 года доля вредных выбросов сократилась на 25 процентов. Максим Ликсутов добавил: «Мы планируем еще больше снизить негативное влияние на окружающую среду, начав закупку с 2018 года новых транспортных средств — электробусов».

С 2021 года город прекратит приобретать автобусы с дизельными двигателями внутреннего сгорания и перейдет на покупку электробусов. Преимущества этого вида транспорта — стопроцентная экологичность, бесшумность, низкопольность. Кроме того, здесь пассажирам доступны новые сервисы (USB-зарядки).

Использование электробусов позволит значительно снизить уровень выбросов вредных веществ, сократить эксплуатационные расходы, упростить техобслуживание. Закупать электробусы начнут уже в следующем году. В 2018–2020 годах планируется приобретать по 300 электробусов ежегодно на условиях контракта жизненного цикла. Сюда входит сервисное обслуживание и ремонт в течение 15 лет.

Доступный наземный общественный транспорт

С октября 2016 года реализуется проект «Магистраль», в рамках которого было организовано или изменено 19 магистральных, 16 районных, восемь социальных и 11 ночных маршрутов наземного пассажирского транспорта. Целью проекта стало улучшение транспортного обслуживания в центре города. Одна из важных задач — возобновление маршрутов, ликвидированных в девяностых — нулевых годах из-за введения одностороннего движения на многих центральных улицах.

На маршрутах сети «Магистраль» работают более 600 автобусов. При движении по выделенным полосам они ходят в среднем с интервалом две — пять минут, что в три раза сократило время ожидания автобуса в центре города.

В начале осени этого года на Славянской площади, рядом со станцией метро «Китай-город», открылся современный транспортно-пересадочный узел. Отсюда можно быстро добраться на общественном транспорте в любую точку центра Москвы. На это уйдет менее 20 минут.

На площадь Тверская Застава вернулись трамваи, которые с момента запуска перевезли уже свыше 700 тысяч пассажиров. Ежедневно трамваями пользуются более 25 тысяч человек. Это позволяет частично снизить нагрузку на станцию метро «Белорусская».

«В первые дни после запуска нового продленного маршрута по площади Тверская Застава, к станции метро “Белорусская”, количество пассажиров здесь увеличилось сразу же в два раза. И этот показатель тоже растет», — отметил Максим Ликсутов.

Новая модель наземного пассажирского транспорта

Количество пассажирских мест на маршрутах частных перевозчиков увеличилось на 30 процентов. В рабочий день на них совершают миллион поездок. С момента запуска реформы наземного транспорта коммерческие автобусы перевезли 333,4 миллиона пассажиров. Из них 144,6 миллиона — льготники, а 188,8 миллиона — те, кто оплачивает проезд.

Правительство Москвы готово улучшать работу наземного городского транспорта, сотрудничая с Московской областью и открывая новые межобластные маршруты. А с 2018 года планируют запустить 29 новых маршрутов наземного транспорта, в основном в ТиНАО.

В лидерах

В Москве действует самая современная система оплаты проезда. Например, карта «Тройка» является самой популярной транспортной картой в Европе. В этом году число выданных карт «Тройка» достигло 15,6 миллиона. Только в этом году ее приобрели 4,9 миллиона раз. Сегодня этой картой оплачивается более 85 процентов поездок на общественном транспорте столицы.

Лидерство в Европе по количеству поездок удерживает московский велопрокат. На один велосипед в столице приходится шесть поездок. В этом году в городе появилось 50 новых станций на 500 велосипедов. В итоге сейчас в систему столичного велопроката входит 380 станций с 3,6 тысячи велосипедов. В нынешний сезон число поездок возросло на 37 процентов по сравнению с прошлогодним и достигло 2,3 миллиона поездок.

Первое место в Европе по количеству поездок на одной машине и динамике расширения занимает и московский каршеринг. На данный момент в системе зарегистрировано 300 тысяч уникальных пользователей, которые совершили 4,7 миллиона поездок (в том числе за девять месяцев этого года — 3,6 миллиона). С начала года в системе каршеринга стало на 2,2 тысячи машин больше. В итоге их общая численность составляет 3,6 тысячи.

Московский таксомоторный парк является самым молодым среди мегаполисов. Средний возраст машин — 2,8 года. В столице работает 47 тысяч машин такси. 80 процентов из них — желтого цвета. В среднем одна машина выполняет семь-восемь заказов в сутки. За последние годы время прибытия такси сократилось в четыре раза — с 30 до пяти — семи минут. «Это один из лучших показателей в мире», — подчеркнул заммэра.

Москва — мировой лидер в развитии транспортной системы

В этом году независимые международные и российские эксперты отметили улучшение транспортной ситуации в Москве. По данным американской компании Sustainable Transport Award, Москва занимает первое место в мире по работе городской транспортной системы. По заключению нидерландских исследователей TomTom, столица является мировым лидером по уровню организации платных парковок. Международный союз общественного транспорта UITP (Канада) считает Москву мировым лидером по комплексному развитию транспортной системы. А по данным МГУ имени М.В. Ломоносова, город занимает первое место в России по качеству оказываемых транспортных услуг.