транспорт

Маршрутная сеть «Магистраль»:
по центру удобнее на автобусе

В центре Москвы работает сеть наземных маршрутов «Магистраль». Рассказываем, что она изменила и как это касается вас.
47
маршрутов
>500 тысяч
пассажиров в день
В чем была проблема?
До начала 2000-х центр Москвы развивался в первую очередь с учетом интересов автомобилистов. Для них расширяли улицы, строили дороги и выделяли парковки. Центр был автомобильным.

Но если думать только об автомобилистах, будет неудобно пешеходам: постепенно скверы и парки превратятся в развязки и парковки, переходы уйдут под землю, дороги будут расширяться, а тротуары — сужаться. Центр станет недружелюбным.

В развитии города важно учитывать интересы и пешеходов, и автомобилистов: строить развязки и парковки, создавать пешеходные зоны и расширять тротуары. Нужно решение, чтобы город стал комфортным для пешеходов, не парализуя движение автомобилей.
Было
Тверская в начале 1990-х: пространство для машин и пешеходов
Город для машин
Что будет, если развивать центр только для автомобилистов: город превратится в дорогу
Город для машин и людей
Тверская сегодня: широкие тротуары, пешеходный Камергерский переулок
Как решили проблему?
Решение в том, чтобы центр Москвы был удобным для всех — и для автомобилистов, и для пешеходов. Поэтому городу нужна надежная система наземного общественного транспорта. Вам должно быть легко приехать на общественном транспорте в центр с семьей, сходить в кафе, съездить в парк и вернуться домой.

Для этого в Москве создана «Магистраль» — сеть маршрутов наземного транспорта, которые соединяют центр, проспекты и окраины.
В центре Москвы должно быть удобно и тем, кто хочет оставить машину у дома, и тем, у кого автомобиля нет
В чем сложность? Почему нельзя просто добавить автобусов?
Больше автобусов — только часть решения. Еще нужно организовать выделенные полосы, чтобы транспорт не зависел от дорожной ситуации; проложить маршруты там, где они нужны пассажирам. Иногда приходится менять направление движения, вводить встречные полосы, менять разметку, обновлять знаки и даже реконструировать целые улицы.

Все это — большая работа, которую следует проводить поэтапно. Перед запуском и после открытия «Магистрали» мы собираем данные, изучаем пассажирские потоки и анализируем работу маршрутов.
Учитываем мнение всех —
и пассажиров,
и автомобилистов
Результаты
Впервые с 1990-х в Москве появился регулярный и надежный наземный транспорт с интервальным движением: автобусы и трамваи приходят на остановки каждые пять — семь минут.

За год пассажиропоток на наземном транспорте увеличился в полтора раза: сейчас маршрутами «Магистрали» пользуются более 500 тысяч человек в день. Из них 130 тысяч — маршрутами Кремлевского кольца.


Изменилась структура пассажиропотока: раньше для передвижения по центру люди спускались в метро и делали несколько пересадок. Теперь здесь легко перемещаться на автобусе и трамвае без пересадок.

Главное достижение «Магистрали» — надежное интервальное движение. Благодаря выделенным полосам наземный транспорт ходит так же регулярно, как и поезда метро. Москвичи привыкают к новому транспорту и все чаще предпочитают его машинам.
Автобусы ходят в режиме метро
Что нового: выделенки и более четкое движение
Чтобы транспорт ходил часто и регулярно, ему нужны выделенные полосы — так он не будет зависеть от пробок.
За два года в центре Москвы открыто 17 километров выделенных полос (всего в Москве с 2011 года организовано более 320 километров выделенных полос).
Благодаря этим изменениям, например, распрямился и теперь проходит дальше маршрут м2.
На нем добавилась выделенная полоса на Сретенке, чтобы было легче добраться с Нового Арбата на проспект Мира.
Раньше для этого потребовалось бы две пересадки.
Маршрут м2: идет дальше, петляет меньше
Включить
карту
Отключить
карту
Маршрут направился к Рижскому вокзалу через Сухаревскую и проспект Мира. Новые выделенные полосы на Сретенке, Большой Лубянке и проспекте Мира. Для проезда с Нового Арбата к Китай-городу появился новый маршрут м27.

Реорганизовано движение по Солянке, Большой Лубянке и Сретенке: впервые в Москве две выделенные полосы идут по одной улице в двух направлениях. Высадка пассажиров  — на специальных островках безопасности с переходами на обе стороны дороги.
Более удобные пересадки
Для «Магистрали» мы построили на Славянской площади большой пересадочный узел со светлыми крытыми павильонами, табло прибытия, беспроводным интернетом и разъемами для зарядки телефонов. Мы спроектировали площадку так, чтобы автобусы могли быстро прибывать и отправляться, учли при этом удобство перехода. Рядом расположены стоянки такси и станция велопроката.

Пересадочные павильоны длинные и просторные: не нужно толпиться на маленькой остановке, для каждого маршрута — свое место для посадки.

Все остановки пронумерованы, чтобы пассажирам было легко находить нужную. Возле выхода из метро установлены указатели, как быстрее дойти до нужной остановки. Сам выход сделали крытым, чтобы пассажиры не страдали от непогоды.

У нового пересадочного узла единый дизайн и стиль, который постепенно распространится на всю транспортную инфраструктуру города. Для оформления навеса мы позвали художников из команды Aesthetics —они превратили навесы в арт-объекты.

Пересадочный узел принимает транспорт днем и ночью, здесь светло, безопасно и удобно в любое время.
Пересадки становятся в четыре раза быстрее. На «Красных Воротах», «Кропоткинской», «Баррикадной», «Сухаревской», «Лубянке», «Курской», «Маяковской» и «Белорусской» переход сократился со 150–400 метров до минимально возможных 50–80 метров.

Также открыты пересадочные узлы на Лубянской площади, Тверской Заставе, Серпуховской и Калужской площадях. Если нужно сделать пересадку, выбирайте самую удобную для себя:
Новые остановки
С 2015 года в Москве появляются новые остановочные павильоны. Они постепенно заменяют старые по просьбам жителей и в рамках городских программ благоустройства. Сегодня в городе установлено более 600 таких павильонов.

Новые павильоны светлые, удобные и безопасные. Светильники на крыше обеспечивают комфортное освещение, а сама крыша спроектирована так, чтобы укрывать как можно больше пассажиров от дождя и снега. На новых остановках можно зарядить телефон и подключиться к интернету. В павильонах установлена система видеонаблюдения.

На новых остановках работают электронные табло: пассажиры видят, когда прибывает следующий автобус. На каждой остановке есть полноразмерная схема движения транспорта.

Там, где это было возможно, мы переместили остановки ближе к перекресткам и пешеходным переходам.

В центре многие остановки получили новые, более понятные названия: «Аптекарский огород», «Мещанская слобода», «Пречистенка». Упразднены названия, которые вызывали путаницу.
Маршрут Б: меньше тоннелей
Раньше маршрут Б по Садовому кольцу проходил по тоннелям на пересечениях с проспектами — например, возле Ленинского проспекта. Это значит, что автобус не мог остановиться возле метро, а до «Октябрьской» пассажирам приходилось идти почти 500 метров от остановки «Серпуховская площадь».

В рамках проекта «Магистраль» мы смогли «достать» маршрут из трех тоннелей, добавить 10 остановок и обеспечить удобные пересадки на пять линий метро.
Новые маршруты
Среди новых маршрутов — м27. Это объединенный маршрут м2 и м7. Теперь пассажиры могут без пересадок пересечь Москву с востока на запад: проехать от Рязанского проспекта к Таганке, по Новому Арбату и Кутузовскому проспекту.

144к
— укороченный экспресс на самом загруженном участке Ленинского проспекта. Введен по просьбам пассажиров и на основании исследований пассажиропотока.

Мы продолжаем развивать социальные маршруты — они помогают доехать до центров госуслуг и поликлиник.
Сквозные проезды через Садовое кольцо
Из-за особенностей устройства Садового кольца его нельзя было пересечь на некоторых маршрутах: автобусам приходилось разворачиваться и ехать обратно. Теперь проблема решена: проезды спроектированы так, чтобы автобусы пересекали кольцо.
Новые навесы у входов в метро
Остановки и входы в метро должны быть выполнены в едином стиле, выглядеть дружелюбно и парадно. Для второй очереди «Магистрали» мы разработали новые входные павильоны для метро: один из них уже появился на Славянской площади.

Новый павильон защищает от дождя и снега, хорошо освещен и виден издалека. Здесь комфортно и безопасно.
Транспорт для велосипедистов
и маломобильных граждан
У всех автобусов низкие борта и выдвигающиеся подножки, чтобы в салон было удобно закатить коляску или велосипед. Это удобно велосипедистам, родителям и маломобильным пассажирам.
Трамваи
Трамвайные пути на Бульварном кольце отделены от дороги, чтобы автомобилисты не заезжали на пути в час пик. Трамвай двигается по выделенной полосе вне зависимости от дорожной ситуации. Скорость движения трамвая в час пик выросла в три раза, теперь трамвай — самый быстрый вид транспорта на Бульварном кольце.

Посадка и высадка пассажиров — на специально оборудованных безопасных платформах с остановочными павильонами.

Впервые с 1980-х годов в Москве запущена новая линия трамвая от Тверской Заставы.
Схема
Как и раньше, новая схема охватывает все маршруты сети «Магистраль». Но теперь на ней появились достопримечательности, основные улицы и удобные пересадки. Такая схема есть на всех новых остановках в центре Москвы, чтобы пассажиры легко находили нужный маршрут.
Скачать схему в PDF
Почему именно такие решения?
Все решения приняты на основе статистики использования маршрутов. Мы анализируем скорость движения автомобилей, чтобы находить лучшие места для выделенных полос. Мы знаем, сколько человек ждут на остановках и как долго, сколько пассажиров заходит и выходит на каждой остановке, где не хватает транспорта, а где его избыток. Каждое изменение подкреплено данными, собранными за время мониторинга сети.

К сожалению, не все решения идеальные: невозможно за пару лет реорганизовать всю транспортную систему Москвы. Но если вы простояли на остановке дольше десяти минут или автобус приехал переполненным — скорее всего, это уже отмечено на наших картах. Потребуется несколько лет, чтобы отладить движение по всем маршрутам, и мы продолжаем эту работу.
У меня есть предложение!
Пишите нам на magistral@mos.ru — мы изучаем каждое письмо. Нам предлагают новые выделенные полосы, остановки, новые маршруты и пересадки. Каждое предложение рассматривают эксперты в области дорожного движения, а обновление сети происходит постоянно.