Сергей Собянин: Качественное образование в Москве перестало быть достоянием отдельных школ

Сергей Собянин: Качественное образование в Москве перестало быть достоянием отдельных школ
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Благодаря предпрофессиональной подготовке школьники становятся более конкурентоспособными при поступлении в ведущие вузы, приобретают базовые навыки работы на современном оборудовании, а также могут понять, подходит ли им выбранная профессия.

Предпрофессиональное обучение введено в половине столичных школ, рассказал Сергей Собянин в ходе IV Международной конференции по управлению качеством образования «Как помочь школьникам с профессиональным самоопределением?».

«Тщательно работали со школами, вузами, ведущими предприятиями, готовя педагогов, материальную базу для того, чтобы это было действительно интересное предпрофессиональное образование. И результаты неплохие: сегодня уже половина школ включена в эту работу. Надеюсь, что этот тренд продолжится в ближайшие годы и большинство московских школ получат эту систему», — сказал он.

По словам Мэра Москвы, возможность получить качественное образование должна быть у каждого ребенка независимо от того, в какой школе он учится: «Это залог дальнейшего движения вперед, дальнейшего успешного поступления в профессиональные учебные заведения».

Для этого в столице прошла существенная реорганизация в сфере образования: унифицирована система финансирования школ, образовательные учреждения объединены в комплексы, введена система родительского контроля. Комплексная работа уже дала первые результаты: столичные школы вошли в тройку мировых лидеров по качеству образования, а московская система образования обошла почти все европейские страны и конкурирует с ведущими образовательными системами Шанхая, Сингапура и Японии.

«За последние годы число выпускников, которые набрали более 220 баллов на трех экзаменах, увеличилось в три раза, число школьников — победителей и призеров всероссийской олимпиады увеличилось в три раза. Самое главное, количество школ, которые участвуют в олимпиадах и подготовили призеров и победителей, увеличилось тоже в три раза. Это говорит о том, что качественное образование в Москве является не достоянием отдельных школ, а стало массовым. Это, пожалуй, главный результат этой работы», — отметил Сергей Собянин.

Если в среднем по стране 50 процентов учащихся уходят из школ после девятого класса, то в Москве две трети учеников предпочитают оканчивать 11-й класс. Знаний, которые они получают в школах, им хватает, чтобы успешно сдать Единый государственный экзамен и определиться с будущей профессией.

Первое представление о профессиях юные горожане получают еще будучи дошкольниками, когда начинают посещать кружки и участвовать в соревнованиях. Некоторые из них уже в возрасте шести — девяти лет участвуют в чемпионате профессионального мастерства Kidskills, показывая неплохие результаты.

Эффективность ранней профориентации подтвердил также руководитель департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), специальный советник генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования Андреас Шляйхер.

«Эффективная профориентация начинается рано — в начальной школе. Она усиливает степень важности принимаемых решений, она связывает учебу в школе с будущей трудовой деятельностью выпускников, дает прямой доступ к информации о рынке труда, а также помогает подготовить хорошо обученных, преданных своему делу профессионалов», — сказал он.

С пятого по 11-й класс у школьников есть возможность погрузиться в университетскую среду. «Чтобы у ребят была возможность не только заниматься в школе, но и видеть, как работают предприятия, университеты, вузы, мы освободили субботы от учебы. Большинство школ проголосовало на “Активном гражданине” за эту новацию в свое время, и сегодня у подавляющего большинства школ пятидневная неделя. Это значит, что в субботу они могут заниматься другими вопросами, в том числе и “Университетскими субботами”», — отметил Сергей Собянин.

Мэр Москвы напомнил, что еще недавно организовать в столице предпрофессиональные классы было сложно, ведь в лучшем случае в параллели было два старших класса. После объединения школ появилась возможность создать полноценные профильные классы.

«Сегодня в образовательных центрах Москвы численность учащихся и воспитанников составляет 3,5–4,5 тысячи человек. И это возможность параллельно создавать четыре-пять классов, в которых можно получать на выбор различное предпрофессиональное образование — инженерное, медицинское, академическое, ИТ, организовать кадетские классы и так далее», — рассказал Сергей Собянин.

В трех школах также были созданы экспериментальные классы, где обучение максимально приближено к университетскому. В этом году проект запустят еще в 36 школах, чтобы обеспечить качественную подготовку учеников в каждом районе города.

«Это “Школа старшеклассников” на новом технологическом уровне. Создаем новую среду, максимально приближенную к университетской. Лаборатории, компьютерное оборудование, сама площадка достаточно мобильная и трансформируемая», — отметил Мэр Москвы.

Подготовиться к учебе в вузе: москвичи поддержали проект «Школа старшеклассников»Подготовка к будущей специальности: более 35 тысяч школьников обучаются в предпрофессиональных классах

Еще один интересный проект в сфере образования — детские технопарки.

«В Москве существует 18 детских технопарков. Это действительно интересная среда, они оснащены самым современным оборудованием, которого порой нет и в наших университетах. И это конечно, площадки, на которых школьники действительно получают уникальные знания и уникальные навыки будущей профессии», — отметил Сергей Собянин.

Кроме того, на ВДНХ открыта уникальная площадка, где можно получить новую профессию, пройти переподготовку и познакомиться с последними требованиями работодателей по 40 самым востребованным профессиям. «Мы решили построить “Техноград”, взяв за основу 40 самых востребованных профессий — современных профессий, рабочих — в Москве, создав идеологию совместно с ведущими предприятиями в этой отрасли, взяв их техническое задание, их требования, их педагогов. И такой “Техноград” был создан на ВДНХ, желающие обучаются в нем по 700 программам, 40 профессиям. Это целый город, в который приезжают для ознакомления с профессией школьники и люди любых возрастов, которые хотят получить современную профессию», — уточнил Сергей Собянин.

Опыт Москвы в сфере образования планируется применять в других регионах, отметил Министр просвещения России Сергей Кравцов.

«Большая часть работы по профориентации начинается в школе, и нам предстоит поднять ее на качественно новый уровень. Необходима помощь школам в организации более тесного сотрудничества с предприятиями, учреждениями. Также потребуется провести анализ методик преподавания отдельных учебных предметов в русле общего повышения значимости практического применения полученных школьниками знаний — это, кстати, является одним из важнейших условий улучшения результатов России в международном исследовании PISA», — сказал он.

Москва также продолжит совместную работу с Минпросвещения России и Минобрнауки России, чтобы синхронизировать усилия по образованию выпускников, которые бы конкурировали не только с другими регионами, но и странами.