Транспортный мегапроект
Новое наземное метро: зачем нужны сквозные диаметры?
Минимальные интервалы движения, единая билетная система, удобные пересадки на другие виды транспорта — вот преимущества сквозных диаметров в сравнении с обычными электричками
Москва запускает новый мегапроект — диаметральные маршруты пригородных железных дорог. По сути, это новые наземные ветки метро, которые свяжут столицу с областью.
Когда запустят первые диаметры?
Движение по первым двум диаметрам откроют в конце 2019-го — начале 2020 года.
Это маршруты, которые свяжут Смоленское и Савеловское направления (Одинцово — Лобня), а также Курское и Рижское (Нахабино — Подольск). По потоку пассажиров это примерно 30 процентов всей программы.
Их выбрали, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках практически готова к работе в новом режиме. К тому же они самые востребованные. А еще эти направления хорошо связаны с метро и МЦК: на метро можно будет совершить 25 пересадок, на МЦК можно будет пересесть на четырех станциях.
Следом планируется запустить еще три диаметра: Зеленоград — Раменское, Апрелевка — Железнодорожный и Пушкино — Домодедово. При дальнейшем проектировании могут быть рассмотрены иные маршруты.
Цифры и факты
Конец 2019 г. – начало 2020 г.
Открытие первых диаметров


334 миллиона человек
Планируемый пассажиропоток
5–6 минут
Интервал движения в часы пик
Что конкретно сделают?
Уже существующую железнодорожную инфраструктуру модернизируют, она станет основой для нового пассажирского сервиса. Здесь организуют удобные пересадки на другие виды транспорта, введут единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто пользуется метро и Московский центральным кольцом. Современные поезда по новым маршрутам будут ходить с минимальными интервалами — пять-шесть минут в часы пик. При этом действующие пригородные поезда продолжат курсировать по железной дороге.
Будут ли строить новые пути?
Для первых двух диаметров это не понадобится. При запуске движения по остальным маршрутам такая необходимость может возникнуть. Сейчас параллельно с этой программой ведется строительство дополнительных главных путей радиальных направлений железной дороги, что также важно для диаметров, поскольку эти проекты взаимосвязаны.
Для кого это делается?
Уже на первом этапе эта программа сделает транспорт доступнее для 3,7 миллиона человек. Это жители районов Лианозово, Восточное Дегунино, Бескудниковский, Марфино, Тимирязевский, Тверской, Бутырский, Савеловский, Отрадное, Алтуфьевский, Пресненский, Беговой, Дорогомилово, Кунцево, Фили-Давыдково, Можайский, Митино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Щукино, Войковский, Аэропорт, Марьина Роща, Мещанский, Красносельский, Басманный, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное, Чертаново Южное, Лефортово, Люблино, Марьино, Нижегородский, Южное Бутово, а также города Щербинки.

Удобнее станет ездить из Подмосковья — из Сколкова, Лобни, Долгопрудного, Одинцова, Красногорска, Подольска и Нахабина.
ПЕРВЫЕ МАРШРУТЫ СКВОЗНЫХ ДИАМЕТРОВ
Что изменится?
Новый транспортный проект позволит сократить интервал движения поездов
на существующих направлениях до
пяти-шести минут в часы пик
После обновления инфраструктуры появится возможность запустить дополнительные поезда с минимальным интервалом. При этом весь подвижной состав будет обновлен. Вместе с существующими электричками на первом этапе проекта по маршруту Одинцово — Лобня будет ходить 15 новых поездов, на маршруте Нахабино — Подольск запустят 24 новых поезда. Пассажиры смогут быстрее добираться до пункта назначения без дополнительных пересадок и не зависеть от расписания.

Дальнейшее развитие диаметров позволит создать дополнительные пассажирские места, сбалансировать нагрузку на городской транспорт и автомагистрали.

График работы Московских центральных диаметров будет таким же, как в метро, — с 05:30 до 01:00.

В целом, по подсчету экспертов, реализация проекта МЦД разгрузит всю транспортную инфраструктуру столицы на 10–12 процентов.


Сколько будет пересадок с двух диаметров на другой транспорт?
На диаметре Одинцово — Лобня будет 28 станций, с которых можно будет пересесть на 12 станций метро, на две станции Московского центрального кольца и на шесть станций радиальных направлений Московской железной дороги.

На диаметре Нахабино — Подольск будет 38 станций с пересадками на 13 станций метро, на две станции МЦК и на семь станций радиальных направлений МЖД.


Какими будут поезда и билеты?
Уже известно, что на первых двух маршрутах МЦД будет курсировать новейший поезд городского типа «Иволга», полностью спроектированный и собранный в России. По уровню технических решений, комфортабельности и экономической эффективности «Иволга» соответствует лучшим зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам даже превосходит их.
«Иволга» бесшумна, не вибрирует, идет плавно. Кресла расположены лицом к лицу, а над ними предусмотрены полки для багажа и крючки для одежды. В «Иволге» больше поручней, и на них нанесено «теплое» покрытие, так что ездить стоя будет тоже комфортно.

В новом электропоезде отсутствуют тамбуры, а двери в расширенных дверных проемах (140 сантиметров) открываются при нажатии на кнопку. Установленные у дверей тепловые пушки позволяют сохранить тепло в вагоне. В свою очередь система вентиляции поддерживает постоянный микроклимат и обеззараживает воздух.

«Иволга» оборудована всеми элементами современного пассажирского сервиса — креплениями для велосипедов, USB-розетками для зарядки гаджетов, видеомониторами, Wi-Fi, удобными информационными табло, а также пеленальными столиками в туалетных комнатах.
Также поезда прекрасно приспособлены для проезда маломобильных пассажиров: предусмотрены надежные крепления для колясок и просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Для комфортной интеграции диаметров с остальным городским транспортом будет разработана удобная билетная система. Для оплаты проезда пассажиры смогут использовать карту «Тройка».

Мировые аналоги
Подобный опыт успешно реализован в других странах. Почти во всех крупных европейских городах есть примеры интеграции железнодорожной инфраструктуры и метро. Это, например, S-Bahn в Германии, RER во Франции, Overground в Лондоне.
Во многих немецких городах работает сеть пригородно-городских поездов S-Bahn. В Берлине она была запущена в 1924 году и сейчас включает 16 линий общей протяженностью 331 километр, 166 станций и перевозит около 430 миллионов пассажиров в год.

Париж и его пригороды с 1969 года связывают скоростные электрички RER. В систему входят пять линий общей протяженностью свыше 600 километров и 257 станций. Пассажиропоток составляет около 780 миллионов человек в год.

Система пригородно-городского железнодорожного транспорта в Большом Лондоне и Хартфордшире London Overground запущена в 2007 году и сейчас включает 112 станций. Ежегодно ею пользуются более 190 миллионов пассажиров.