Новое наземное метро
Московские центральные диаметры
Минимальные интервалы движения, единая билетная система, удобные пересадки на другие виды транспорта — вот преимущества сквозных диаметров в сравнении с обычными электричками
НОВОЕ НАЗЕМНОЕ МЕТРО
Московские
центральные диаметры

Минимальные интервалы движения, единая билетная система, удобные пересадки на другие виды транспорта — вот преимущества сквозных диаметров в сравнении с обычными электричками
Москва запустила новый мегапроект — Московские центральные диаметры (МЦД). По сути, это новые наземные ветки метро, которые связывают столицу с областью.
Две недели — бесплатно
С 25 ноября по 8 декабря 2019 года проезд на Московских центральных диаметрах бесплатный. Пассажирам нужно заплатить только за пересадку в подземку по тарифам метро. В связи с введением бесплатного проезда пассажиры могут вернуть абонементы на МЦД в кассы на железнодорожных станциях.
Двухнедельный бесплатный проезд ввели из-за дополнительного тестирования билетной системы.
Первые диаметры
Движение по первым двум диаметрам открыли 21 ноября 2019 года.
Маршрут МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» связал Смоленское и Савеловское направления (Одинцово — Лобня). Маршрут МЦД-2 «Курско-Рижский» — Курское и Рижское (Нахабино — Подольск). По потоку пассажиров это примерно 30 процентов всей программы.
Их выбрали, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках была практически готова к работе в новом режиме. К тому же они самые востребованные. А еще эти направления хорошо связаны с метро и МЦК. Общая протяженность первых двух диаметров составляет 132 километра, на них разместилось 57 станций, в будущем их количество увеличится до 66. С 19 станций можно сделать пересадки на метро и Московское центральное кольцо (МЦК), в перспективе их станет 27.
Цифры и факты
132 километра
протяженность первых двух диаметров
более 200
миллионов человек
планируемый пассажиропоток
МЦД-1 и МЦД-2
с 05:30 до 01:00
график работы МЦД
На диаметре «Белорусско-Савеловский», который проходит от Одинцова до Лобни, 24 станции. C восьми станций можно сделать пересадку на метро и МЦК. В перспективе число пересадочных станций увеличится до 12.
На диаметре «Курско-Рижский», который проходит от Нахабина до Подольска, 33 остановочных пункта. В перспективе их число увеличится до 38. C 11 станций можно сделать пересадку на метро и МЦК. В перспективе число пересадочных станций увеличится до 15.
Уже на первом этапе диаметры сделают общественный транспорт доступнее более чем для четырех миллионов жителей Москвы и Московской области.
Следом планируется открыть еще три диаметра: «Ленинградско-Казанский» от Зеленограда до Раменского, «Киевско-Горьковский» от Апрелевки до Железнодорожного и «Ярославско-Павелецкий» от Пушкина до Домодедова. При дальнейшем проектировании могут быть рассмотрены иные маршруты.
Что изменилось
Уже существующую железнодорожную инфраструктуру модернизировали, она стала основой для нового пассажирского сервиса. Организовали удобные пересадки на другие виды транспорта, ввели единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто пользуется метро и Московским центральным кольцом.
На станциях МЦД-1 и МЦД-2 заменили покрытие платформ, установили навесы и погодные модули, где пассажиры могут укрыться от осадков. Появились стойки экстренной связи с полицией, новые урны и лавки.
По подсчету экспертов, реализация проекта МЦД разгрузит всю транспортную инфраструктуру столицы на 10−12 процентов
После обновления инфраструктуры появилась возможность запустить дополнительные поезда с минимальным интервалом и обновить подвижной состав, пустив самые современные поезда. Вместе с существующими электричками на первом этапе проекта по маршруту Одинцово — Лобня начали ходить 15 новых поездов «Иволга 2.0», на маршруте Нахабино — Подольск запустили 24 поезда «Иволга 1.0». В дальнейшем все «Иволги» будут обновлены до второй версии.
Интервал движения поездов сокращен. График работы Московских центральных диаметров — такой же, как в метро: с 05:30 до 01:00.
Пассажиры быстрее добираются до пункта назначения без дополнительных пересадок и не зависят от расписания. Сейчас параллельно с этой программой ведется строительство дополнительных главных путей радиальных направлений железной дороги, что также важно для диаметров, поскольку эти проекты взаимосвязаны.
Дальнейшее развитие диаметров позволит создать дополнительные пассажирские места, сбалансировать нагрузку на городской транспорт и автомагистрали.
Новые поезда
На первых двух маршрутах МЦД начал курсировать новейший поезд городского типа «Иволга», полностью спроектированный и собранный в России. По уровню технических решений, комфортабельности и экономической эффективности «Иволга» соответствует лучшим зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам даже превосходит их.
«Иволга» бесшумна, не вибрирует, идет плавно. Кресла расположены лицом к лицу, а над ними предусмотрены полки для багажа и крючки для одежды. В «Иволге» больше поручней, и на них нанесено «теплое» покрытие, так что ездить стоя тоже комфортно.

В новом электропоезде отсутствуют тамбуры, а двери в расширенных дверных проемах (140 сантиметров) открываются при нажатии на кнопку. Установленные у дверей тепловые пушки позволяют сохранить тепло в вагоне. В свою очередь система вентиляции поддерживает постоянный микроклимат и обеззараживает воздух.
«Иволга» оборудована всеми элементами современного пассажирского сервиса — креплениями для велосипедов, USB-розетками для зарядки гаджетов в каждом сиденье, видеомониторами, Wi-Fi, удобными информационными табло, а также пеленальными столиками в туалетных комнатах.
Также поезда прекрасно приспособлены для проезда маломобильных пассажиров: предусмотрены надежные крепления для колясок и просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.
Сколько стоит проезд
Тарифные зоны
Разовые поездки
Абонементы
Бесплатный проезд
«Центральная»
Для поездок в границах станций Марк — Сетунь и Волоколамская — Остафьево
«Пригород»
Для поездок за пределами станций Марк, Сетунь, Волоколамская, Остафьево и до конечных станций МЦД «Одинцово — Лобня», «Нахабино — Подольск»
«Дальняя»
Для поездок со станций за пределами МЦД
Зона «Центральная» включена в единую московскую тарифную зону по аналогии с МЦК. Предусмотрена стоимость поездки по цене разового билета на метро по «Кошельку» карты «Тройка» и бесплатная пересадка между метро, МЦК и МЦД. Поездка по зоне «Центральная» по карте «Тройка» стоит 38 рублей (включая поездку на МЦД, метро и МЦК).
При поездке из зоны «Пригород» разовая поездка по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» стоит 45 рублей. В стоимость включены поездка на МЦД и бесплатная пересадка на метро и МЦК.
Если пассажир едет от станции, находящейся в зоне «Дальняя», то стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующего билета на электричку (23 рубля за каждую зону до границ МЦД) и 45 рублей. Пассажир также получает право на бесплатную пересадку на МЦК, метро и МЦД. При этом билет «Кошелек» карты «Тройка» действует до станций Кубинка, Чехов, Новоиерусалимская, Дмитров.
Если пассажиру необходимо сначала воспользоваться метро или МЦК, а затем уже сесть на поезд МЦД, повторная оплата проезда опять же не понадобится.
Бесплатные пересадки возможны в течение 90 минут с момента первой валидации билета на турникете или на валидаторе — по аналогии с МЦК. Для бесплатной пересадки при выходе со станции МЦД надо приложить к валидатору или турникету карту «Тройка». Без валидации билета на входе и выходе получить бесплатную пересадку невозможно.
При желании оплатить проезд на МЦД можно и действующими билетами пригородных электричек, однако при их использовании пересадка на метро и МЦК не будет бесплатной.

В зоне «Центральная» действуют все существующие абонементы метро, которые записываются на карту «Тройка». Тарифное меню 2019 года включает абонементы:

  • 60 поездок — 1900 рублей;
  • одни сутки — 230 рублей;
  • трое суток — 438 рублей;
  • 30 дней — 2170 рублей;
  • 90 дней — 5430 рублей;
  • 365 дней — 19 500 рублей

По этим абонементам нельзя будет выехать в зону «Пригород».

Для оплаты проезда в зоне «Пригород» пассажиры могут воспользоваться абонементами:

  • одни сутки — 285 рублей;
  • трое суток — 545 рублей;
  • 30 дней — 2570 рублей;
  • 90 дней — 6940 рублей;
  • 365 дней — 24 450 рублей.
Эти абонементы необходимо будет записать на карту «Тройка» или «Тройка-Стрелка». При этом для выезда в зону «Дальняя», которая находится за пределами станций МЦД, необходимо приобретать существующий пригородный абонемент, либо оплачивать всю поездку «Кошельком» карты «Тройка». Проехать в зону «Дальняя» по абонементу «Пригорода» и доплатить за разницу в стоимости на выходе при помощи «Кошелька» нельзя.
Абонементы МЦД значительно выгоднее железнодорожных абонементов.
Благодаря тарифной политике МЦД, при поездках по Москве пассажиры ежедневно могут экономить на проезде до 50 процентов, а пассажиры, приезжающие из Московской области по МЦД, — до 75 процентов.
Общая экономия всех пассажиров на первых двух диаметрах составит порядка семи миллиардов рублей в год.
На МЦД бесплатно могут ездить все граждане, имеющие право бесплатного проезда и на железной дороге, и в метро.
Категории жителей Московской области, которые могут бесплатно ездить на МЦД, метро и МЦК:
жители, получающие пенсию в соответствии с российским законодательством и не достигшие возраста 60 лет, за исключением тех, у кого в соответствии с законодательством Московской области есть право на меры соцподдержки по бесплатному проезду в Москве;
один опекун (попечитель), приемный родитель или патронатный воспитатель, воспитывающий ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей;
один из родителей инвалида с детства, который учится очно по основным программам в образовательных организациях, — до окончания им обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет;
граждане предпенсионного возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с российским законодательством, за исключением тех, кто в соответствии с законодательством Московской области имеет право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в Москве.
Активация карт
«Тройка»
Для проезда по Московским центральным диаметрам и бесплатной пересадки на метро и МЦК пассажирам необходимо перепрограммировать карту «Тройка». Активировать «Тройку» можно в кассах метро, билетных автоматах и желтых информационных терминалах, а также в кассах Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). Активация необходима для того, чтобы карта взаимодействовала с тарифным меню МЦД, на нее записывалась информация о пересадках с/на МЦД.
Новые карты, которые продают в кассах и билетных автоматах, активированы автоматически.
Карта москвича
Перед первой поездкой на МЦД всем льготным категориям граждан необходимо активировать карту москвича. Для этого нужно обратиться в кассы на станциях пригородного сообщения. В первое время работы диаметров активировать карту для бесплатного проезда нужно в начале каждого месяца.
Социальные карты студентов и учащихся
Эти карты тоже надо будет активировать в кассах метро или ЦППК, но только единожды. Действующие в метро абонементы на один и три месяца также работают для проезда в зоне «Центральная». Для проезда в зонах «Пригород» и «Дальняя» школьники и студенты могут использовать текущие льготы на проезд в электричках.
Мировые аналоги
Подобный опыт реализован в других странах. Почти во всех крупных европейских городах есть примеры интеграции железнодорожной инфраструктуры и метро. Это, например, S-Bahn в Германии, RER во Франции, Overground в Лондоне.
Во многих немецких городах работает сеть пригородно-городских поездов S-Bahn. В Берлине она была запущена в 1924 году и сейчас включает 16 линий общей протяженностью 331 километр, 166 станций и перевозит около 430 миллионов пассажиров в год.

Париж и его пригороды с 1969 года связывают скоростные электрички RER. В систему входят пять линий общей протяженностью свыше 600 километров и 257 станций. Пассажиропоток составляет около 780 миллионов человек в год.

Система пригородно-городского железнодорожного транспорта в Большом Лондоне и Хартфордшире London Overground запущена в 2007 году и сейчас включает 112 станций. Ежегодно ею пользуются более 190 миллионов пассажиров.