Новое наземное метро
Московские центральные диаметры
Минимальные интервалы движения, единая билетная система, удобные пересадки на другие виды транспорта — вот преимущества сквозных диаметров в сравнении с обычными электричками
НОВОЕ НАЗЕМНОЕ МЕТРО
Московские
центральные диаметры

Минимальные интервалы движения, единая билетная система, удобные пересадки на другие виды транспорта — вот преимущества сквозных диаметров в сравнении с обычными электричками
Москва запустила новый мегапроект — Московские центральные диаметры (МЦД). По сути, это новые наземные ветки метро, которые связывают столицу с областью.
Москва запустила новый мегапроект — Московские центральные диаметры (МЦД). По сути, это новые наземные ветки метро, которые связывают столицу с областью.
Первые диаметры
Движение по первым двум диаметрам открыли 21 ноября 2019 года.

Маршрут МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» связал Белорусское и Савеловское направления (Одинцово — Лобня). Маршрут МЦД-2 «Курско-Рижский» — Курское и Рижское (Нахабино — Подольск).
Их выбрали, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках была практически готова к работе в новом режиме. К тому же они самые востребованные. Общая протяженность первых двух диаметров составляет 132 километра. Сейчас открыта 61 станция. С 22 станций можно сделать пересадки на метро и МЦК.
Цифры и факты
  • 132 километра
    протяженность первых двух диаметров
  • 490 миллионов человек
    воспользовались МЦД-1 и МЦД-2 за три года их работы
  • 10 миллиардов рублей
    сэкономили пассажиры за три года работы МЦД
  • 45 районов Москвы и семь городских округов Московской области
    соединили МЦД-1 и МЦД-2
  • Более 190 миллионов бесплатных пересадок совершено
    на метро и МЦК со дня запуска диаметров
На диаметре МЦД-1 «Белорусско-Савеловский», который проходит от Одинцова до Лобни, 25 станций. C девяти станций можно сделать пересадку на метро и МЦК. В перспективе число станций увеличится до 28, с 12 из них можно будет пересесть на метро.

На МЦД-2 36 остановочных пунктов, с 13 можно совершить пересадки на метро и МЦК.

Диаметры сделали общественный транспорт доступнее для более чем четырех миллионов жителей Москвы и Московской области.

Следом планируется открыть еще диаметр: МЦД-3 от Зеленограда до Раменского (в 2023 году), МЦД-4 от Апрелевки до Железнодорожного (в 2023 году).
Что изменилось с запуском МЦД
Уже существующую железнодорожную инфраструктуру модернизировали, она стала основой для нового пассажирского сервиса. Организовали удобные пересадки на другие виды транспорта, ввели единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто пользуется метро и Московским центральным кольцом.

Перед запуском на станциях МЦД-1 и МЦД-2 заменили покрытие платформ, установили навесы и погодные модули, где пассажиры могут укрыться от осадков. Появились стойки экстренной связи с полицией, новые урны и лавки. Реконструировали старые и открыли новые станции.
По подсчету экспертов, реализация всего проекта МЦД разгрузит транспортную инфраструктуру столицы до 12 процентов.
С запуском МЦД интервал движения поездов был сокращен до 5−7 минут в часы пик.
Пассажиры стали быстрее добираться до пункта назначения без дополнительных пересадок и теперь не зависят от расписания.

Дальнейшее развитие диаметров позволит создать дополнительные пассажирские места, сбалансировать нагрузку на городской транспорт и автомагистрали.
Итоги работы МЦД за 2022 год
В 2022 году открыты новые пригородные вокзалы: Минская (будущий МЦД-4), Печатники (МЦД-2), северный вестибюль Окружной (МЦД-1).

После реконструкции открыты Толстопальцево (будущий МЦД-4), Площадь Трех Вокзалов (МЦД-2), Мещерская (будущий МЦД-4), Переделкино (будущий МЦД-4).
Завершен реверс на участке от Площади Трех Вокзалов (Каланчевская) до Курской.
Поезд «Иволга»
На первых двух маршрутах МЦД курсирует новейший поезд городского типа «Иволга», полностью спроектированный и собранный в России. По уровню технических решений, комфортабельности и экономической эффективности «Иволга» соответствует лучшим зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам даже превосходит их.
«Иволга» бесшумна, не вибрирует, идет плавно. Кресла расположены лицом к лицу, а над ними предусмотрены полки для багажа и крючки для одежды. В «Иволге» больше поручней, и на них нанесено «теплое» покрытие, так что ездить стоя тоже комфортно.

В новом электропоезде отсутствуют тамбуры, а двери в расширенных дверных проемах (140 сантиметров) открываются при нажатии на кнопку. Установленные у дверей тепловые пушки позволяют сохранить тепло в вагоне. В свою очередь, система вентиляции поддерживает постоянный микроклимат и обеззараживает воздух.
«Иволга» оборудована всеми элементами современного пассажирского сервиса — креплениями для велосипедов, USB-розетками для зарядки гаджетов в каждом сиденье, видеомониторами, Wi-Fi, удобными информационными табло, а также пеленальными столиками в туалетных комнатах.

Кроме того, поезда прекрасно приспособлены для проезда маломобильных пассажиров: предусмотрены надежные крепления для колясок и просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Также пассажиров перевозят поезда ЭП2Д, «Ласточка» и «Аэроэкспресс». Возраст подвижного состава не более трех лет.

Сколько стоит проезд

«Центральная»
Для поездок в границах станций Марк — Сетунь и Волоколамская — Остафьево
«Пригород»
Для поездок за пределами станций Марк, Сетунь, Волоколамская, Остафьево и до конечных станций МЦД Одинцово — Лобня, Нахабино — Подольск
«Дальняя»
Для поездок со станций за пределами МЦД
Оплата «Тройкой»
Зона «Центральная» включена в единую московскую тарифную зону по аналогии с МЦК. Предусмотрена стоимость поездки по цене разового билета на метро по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» и бесплатная пересадка между метро, МЦК и МЦД. Поездка по зоне «Центральная» по карте «Тройка» стоит 50 рублей (включая поездку на МЦД, метро и МЦК).

При поездке из зоны «Пригород» разовая поездка по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» стоит 65 рублей. В стоимость включены поездка на МЦД и бесплатная пересадка на метро и МЦК.
Если пассажир едет от станции, находящейся в зоне «Дальняя», то стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующего билета на электричку (30 рублей за каждую зону до границ МЦД) и 65 рублей.
Оплата банковской картой или смартфоном с платежным приложением
Принимаются карты основных платежных систем (Visa, Mastercard, «Мир» и UnionPay), а также платежные системы Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay, Mir Pay и другие.
Для оплаты используйте турникеты, помеченные специальными стикерами, а также валидаторы, на экране которых есть информация о приеме банковских карт.
Стоимость проезда по банковской карте
  • в зоне «Центральная» — 56 рубль;
  • в зоне «Пригород» — 71 рубль;
  • пересадка на метро и МЦК бесплатная в течение 90 минут с первой валидации.
Не забывайте прикладывать банковскую карту к валидатору на входе и на выходе со станций.
В зоне «Центральная» действуют все существующие абонементы метро, которые записываются на карту «Тройка». Тарифное меню 2022 года включает абонементы:
  • 60 поездок — 2730 рублей;
  • одни сутки — 285 рублей;
  • трое суток — 540 рублей;
  • 30 дней — 2540 рублей
  • 90 дней — 6150 рублей;
  • 365 дней — 19 500 рублей.
По этим абонементам нельзя выехать в зону «Пригород».
Для оплаты проезда в зоне «Пригород» пассажиры могут воспользоваться абонементами на:
  • 30 дней — 3010 рублей;
  • 90 дней — 7800 рублей;
  • 365 дней — 24 450 рублей.
Эти абонементы необходимо будет записать на карту «Тройка» или «Тройка-Стрелка». При этом для выезда в зону «Дальняя», которая находится за пределами станций МЦД, необходимо приобретать существующий пригородный абонемент либо оплачивать всю поездку «Кошельком» карты «Тройка». Проехать в зону «Дальняя» по абонементу «Пригорода» и доплатить за разницу в стоимости на выходе при помощи «Кошелька» нельзя.

Абонементы МЦД значительно выгоднее железнодорожных абонементов.

Благодаря тарифной политике МЦД при поездках по Москве пассажиры ежедневно могут экономить на проезде до 50 процентов, а пассажиры, приезжающие из Московской области по МЦД, — до 75 процентов.
На МЦД бесплатно могут ездить все граждане, имеющие право бесплатного проезда и на железной дороге, и в метро.
Категории жителей Московской области, которые могут бесплатно ездить на МЦД, метро и МЦК:
  • жители, получающие пенсию в соответствии с российским законодательством и не достигшие возраста 60 лет, за исключением тех, у кого в соответствии с законодательством Московской области есть право на меры соцподдержки по бесплатному проезду в Москве;
  • один опекун (попечитель), приемный родитель или патронатный воспитатель, воспитывающий ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • один из родителей инвалида с детства, который учится очно по основным программам в образовательных организациях, — до окончания им обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет;
  • граждане предпенсионного возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с российским законодательством, за исключением тех, кто в соответствии с законодательством Московской области имеет право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в Москве.

Активация карт

Карта Москвича
Перед поездкой на МЦД раз в месяц всем льготным категориям граждан необходимо активировать карту для бесплатного проезда. Сохраняйте бумажный чек в течение всего месяца.
Социальные карты студентов и учащихся
Действующие в метро абонементы на один и три месяца также работают для проезда в зоне «Центральная». Для проезда в зонах «Пригород» и «Дальняя» школьники и студенты могут приобрести билет со скидкой 50 процентов в пригородной кассе.
Валидация
Валидация — обязательное условие для оплаты проезда на МЦД и получения бесплатной пересадки на метро и МЦК. При проезде на МЦД валидироваться необходимо и на вход, и на выход со станции. Сделать это можно либо на турникете, либо на валидаторе. При отсутствии на станции турникетов необходимо пользоваться валидаторами, которые обычно установлены на платформах. Прикладывать карту и на турникете, и на валидаторе на одной станции не нужно, иначе поездка откроется и тут же закроется, из-за чего пассажир не сможет выйти через турникет на станции прибытия.
Мировые аналоги
Подобный опыт реализован в других странах. Почти во всех крупных европейских городах есть примеры интеграции железнодорожной инфраструктуры и метро. Это, например, S-Bahn в Германии, RER во Франции, Overground в Лондоне.
Во многих немецких городах работает сеть пригородно-городских поездов S-Bahn. В Берлине она была запущена в 1924 году и сейчас включает 16 линий общей протяженностью 331 километр, 166 станций и перевозит около 430 миллионов пассажиров в год.

Париж и его пригороды с 1969 года связывают скоростные электрички RER. В систему входят пять линий общей протяженностью свыше 600 километров и 257 станций. Пассажиропоток составляет около 780 миллионов человек в год.

Система пригородно-городского железнодорожного транспорта в Большом Лондоне и Хартфордшире London Overground запущена в 2007 году и сейчас включает 112 станций. Ежегодно ею пользуются более 190 миллионов пассажиров.
Сервисы для пассажиров на МЦД
Книги в метро
В августе 2020 года на всех станциях диаметров разместили плакаты проекта «Книги в метро». Они появились в удобных для пассажиров зонах: в середине платформы под навесом, в погодном модуле или около касс. Для скачивания книги пассажиру достаточно отсканировать QR-код с помощью камеры смартфона или специального приложения. Каждый код ведет на одно из онлайн-произведений в проекте «Книги метро».
Музыка в метро
Места для живых выступлений музыкантов появились на станциях Славянский бульвар МЦД-1 и Волоколамская МЦД-2.

Площадки для выступлений отмечены яркими напольными стикерами. Места выбирались прежде всего с точки зрения безопасности и удобства для пассажиров. Они расположены в стороне от пассажиропотока и не мешают проходу.


Все выступления бесплатны, с музыкантов не взимаются средства за аренду площадок. На добровольной основе артистам можно оставить вознаграждение.

Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП)
Сотрудники ЦОМП бесплатно сопровождают пассажиров по всему маршруту следования, в том числе с пересадками между МЦД, метро и МЦК, а также помогают на территории вокзалов до посадки в поезда дальнего и пригородного сообщения, до автовокзалов города Москвы, на аэроэкспрессе до терминала аэропортов, по городской территории до социальных объектов.

Чтобы получить помощь инспекторов центра, нужно оставить заявку на сопровождение.
Вы можете сделать это несколькими способами:
  • по телефонам: +7 (495) 622-73-41, +7 (800) 250-73-41;
  • с помощью официального мобильного приложения «Метро Москвы»;
  • онлайн на сайте Московского метрополитена.
Новости