Палаты
бояр Романовых
Китай-город
Улица Варварка, дом 10

Место

рождения царя

Место

рождения царя

Место рождения царя

Место рождения царя

В этом доме, возможно, родился в 1596 году будущий первый царь из династии Романовых Михаил Федорович. Его деду, богатому боярину Никите Романовичу Юрьеву, усадьба досталась в 40-е годы XVI века в качестве приданого после женитьбы на Варваре Ивановне Ховриной. Сам Никита Романович был родственником Ивана Грозного, он приходился братом его первой жене Анастасии Романовне.
В этом доме, возможно, родился в 1596 году будущий первый царь из династии Романовых Михаил Федорович. Его деду, богатому боярину Никите Романовичу Юрьеву, усадьба досталась в 40-е годы XVI века в качестве приданого после женитьбы на Варваре Ивановне Ховриной. Сам Никита Романович был родственником Ивана Грозного, он приходился братом его первой жене Анастасии Романовне.
В этом доме, возможно, родился в 1596 году будущий первый царь из династии Романовых Михаил Федорович. Его деду, богатому боярину Никите Романовичу Юрьеву, усадьба досталась в 40-е годы XVI века в качестве приданого после женитьбы на Варваре Ивановне Ховриной. Сам Никита Романович был родственником Ивана Грозного, он приходился братом его первой жене Анастасии Романовне.
Это древнейшая сохранившаяся гражданская постройка на территории нашего города — первыми здесь предположительно поселились купцы Ховрины, это произошло в XV веке, с тех времен остался только белокаменный подклет. Основная часть отреставрированного здания относится уже к XVI—XVII векам.
Это древнейшая сохранившаяся гражданская постройка на территории нашего города — первыми здесь предположительно поселились купцы Ховрины, это произошло в XV веке, с тех времен остался только белокаменный подклет. Основная часть отреставрированного здания относится уже к XVI—XVII векам.
Это древнейшая сохранившаяся гражданская постройка на территории нашего города — первыми здесь предположительно поселились купцы Ховрины, это произошло в XV веке, с тех времен остался только белокаменный подклет. Основная часть отреставрированного здания относится уже к XVI—XVII векам.
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы

Дом

без Романовых

Дом

без Романовых

Дом без Романовых

Дом без Романовых

Знатная семья Романовых была опасным соперником для потенциальной династии Бориса Годунова. В 1600 году он арестовал и выслал из Москвы всех пятерых братьев. Например, Федора Никитича, отца будущего царя, насильно постригли в монахи под именем Филарета в монастыре под Архангельском. А усадьба была «отписана на государя».
Знатная семья Романовых была опасным соперником для потенциальной династии Бориса Годунова. В 1600 году он арестовал и выслал из Москвы всех пятерых братьев. Например, Федора Никитича, отца будущего царя, насильно постригли в монахи под именем Филарета в монастыре под Архангельском. А усадьба была «отписана на государя».
Знатная семья Романовых была опасным соперником для потенциальной династии Бориса Годунова. В 1600 году он арестовал и выслал из Москвы всех пятерых братьев. Например, Федора Никитича, отца будущего царя, насильно постригли в монахи под именем Филарета в монастыре под Архангельском. А усадьба была «отписана на государя».

Старый

государев двор

Старый

государев двор

Старый государев двор

Старый государев двор

В 1613 году на престол вступил Михаил Федорович Романов. Дом на Варварке получил название «Старый государев двор». Больше 200 лет им распоряжались монахи из Знаменского мужского монастыря. В 1856 году император Александр II подписал указ о реставрации палат его предков на Варварке и создании в нем музея «Дом бояр Романовых».
В 1613 году на престол вступил Михаил Федорович Романов. Дом на Варварке получил название «Старый государев двор». Больше 200 лет им распоряжались монахи из Знаменского мужского монастыря. В 1856 году император Александр II подписал указ о реставрации палат его предков на Варварке и создании в нем музея «Дом бояр Романовых».
В 1613 году на престол вступил Михаил Федорович Романов. Дом на Варварке получил название «Старый государев двор». Больше 200 лет им распоряжались монахи из Знаменского мужского монастыря. В 1856 году император Александр II подписал указ о реставрации палат его предков на Варварке и создании в нем музея «Дом бояр Романовых».

Первая

реставрация

Первая

реставрация

Первая реставрация

Первая реставрация

Из-за многочисленных пожаров и перестроек внешний вид дома неоднократно менялся. Своим нынешним видом палаты бояр Романовых обязаны реставратору Федору Рихтеру. Он провел тщательные обмеры и фиксацию палат, обнаружил два сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы конца XV — начала XVI века, подклет и средний этаж XVII века.
Из-за многочисленных пожаров и перестроек внешний вид дома неоднократно менялся. Своим нынешним видом палаты бояр Романовых обязаны реставратору Федору Рихтеру. Он провел тщательные обмеры и фиксацию палат, обнаружил два сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы конца XV — начала XVI века, подклет и средний этаж XVII века.
Из-за многочисленных пожаров и перестроек внешний вид дома неоднократно менялся. Своим нынешним видом палаты бояр Романовых обязаны реставратору Федору Рихтеру. Он провел тщательные обмеры и фиксацию палат, обнаружил два сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы конца XV — начала XVI века, подклет и средний этаж XVII века.
В ходе этой, по сути, первой реставрации был возвращен изначальный облик богатого боярского дома XVI—XVII веков с воссозданием утраченных архитектурных элементов и интерьеров. К примеру, была возведена деревянная горница, устроены изразцовые печи, оформлены так называемые кабинет боярина, трапезная и другие помещения, которые с 1859 года стали экспонироваться как часть музея «Дом бояр Романовых». Это был один из первых примеров научной реставрации в России.
В ходе этой, по сути, первой реставрации был возвращен изначальный облик богатого боярского дома XVI—XVII веков с воссозданием утраченных архитектурных элементов и интерьеров. К примеру, была возведена деревянная горница, устроены изразцовые печи, оформлены так называемые кабинет боярина, трапезная и другие помещения, которые с 1859 года стали экспонироваться как часть музея «Дом бояр Романовых». Это был один из первых примеров научной реставрации в России.
В ходе этой, по сути, первой реставрации был возвращен изначальный облик богатого боярского дома XVI—XVII веков с воссозданием утраченных архитектурных элементов и интерьеров. К примеру, была возведена деревянная горница, устроены изразцовые печи, оформлены так называемые кабинет боярина, трапезная и другие помещения, которые с 1859 года стали экспонироваться как часть музея «Дом бояр Романовых». Это был один из первых примеров научной реставрации в России.
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы
  • Алексей Емельянов
    Руководитель Департамента культурного
    наследия города Москвы

Вторая

реставрация

Вторая

реставрация

Вторая реставрация

Вторая реставрация

В середине XX века реставрацию Рихтера признали исторически недостоверной. В палатах были разобраны почти все печи, заклеены белой бумагой росписи на сводах, в тереме снята деревянная обшивка и резьба. Но когда реставрацию проводили во второй раз (с 1984 по 1991 год), интерьеры вернули к варианту Рихтера.
В середине XX века реставрацию Рихтера признали исторически недостоверной. В палатах были разобраны почти все печи, заклеены белой бумагой росписи на сводах, в тереме снята деревянная обшивка и резьба. Но когда реставрацию проводили во второй раз (с 1984 по 1991 год), интерьеры вернули к варианту Рихтера.
В середине XX века реставрацию Рихтера признали исторически недостоверной. В палатах были разобраны почти все печи, заклеены белой бумагой росписи на сводах, в тереме снята деревянная обшивка и резьба. Но когда реставрацию проводили во второй раз (с 1984 по 1991 год), интерьеры вернули к варианту Рихтера.
Интересная роспись внутри здания, лестницы, переходы, воспроизведение старинного боярского быта. Объект очень красивый.
Интересная роспись внутри здания, лестницы, переходы, воспроизведение старинного боярского быта. Объект очень красивый.
Интересная роспись внутри здания, лестницы, переходы, воспроизведение старинного боярского быта. Объект очень красивый.
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»

Исторический облик

Исторический облик

Исторический облик

Исторический облик

Палаты — часть комплекса Государственного исторического музея. Их третья масштабная реставрация началась в 2017 году и длилась меньше года. Когда все музейные экспонаты были вывезены, специалисты приступили к работе. Одновременно работали не более 50 человек. Объект небольшой, но бесценный для истории России. Одной из задач было оставить композицию и оформление фасадов без изменений с момента их воссоздания в 1856—1859 годах архитектором Федором Рихтером.
Палаты — часть комплекса Государственного исторического музея. Их третья масштабная реставрация началась в 2017 году и длилась меньше года. Когда все музейные экспонаты были вывезены, специалисты приступили к работе. Одновременно работали не более 50 человек. Объект небольшой, но бесценный для истории России. Одной из задач было оставить композицию и оформление фасадов без изменений с момента их воссоздания в 1856—1859 годах архитектором Федором Рихтером.
Палаты — часть комплекса Государственного исторического музея. Их третья масштабная реставрация началась в 2017 году и длилась меньше года. Когда все музейные экспонаты были вывезены, специалисты приступили к работе. Одновременно работали не более 50 человек. Объект небольшой, но бесценный для истории России. Одной из задач было оставить композицию и оформление фасадов без изменений с момента их воссоздания в 1856—1859 годах архитектором Федором Рихтером.
Реставрация была необходима. Нужно было реставрировать двери, были протечки и по кровле, и по стенам. В подвале флигеля стояла сырость. Если упустить момент, то объект может быть утрачен.
Реставрация была необходима. Нужно было реставрировать двери, были протечки и по кровле, и по стенам. В подвале флигеля стояла сырость. Если упустить момент, то объект может быть утрачен.
Реставрация была необходима. Нужно было реставрировать двери, были протечки и по кровле, и по стенам. В подвале флигеля стояла сырость. Если упустить момент, то объект может быть утрачен.
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»

Внутренняя

отделка деревом

Внутренняя

отделка деревом

Внутренняя отделка деревом

Внутренняя отделка деревом

В первую очередь занялись фасадами флигеля. Затем отреставрировали кирпичную кладку стен, белокаменные полы и своды, восстановили обмазки и штукатурное покрытие потолков, красочное покрытие стен. Реставраторы потрудились над дощатыми и паркетными полами, окнами и дверями, деревянной отделкой интерьеров. Также мастера заменили в здании системы отопления и водоснабжения, электрические сети и установили новые приборы системы вентиляции.
В первую очередь занялись фасадами флигеля. Затем отреставрировали кирпичную кладку стен, белокаменные полы и своды, восстановили обмазки и штукатурное покрытие потолков, красочное покрытие стен. Реставраторы потрудились над дощатыми и паркетными полами, окнами и дверями, деревянной отделкой интерьеров. Также мастера заменили в здании системы отопления и водоснабжения, электрические сети и установили новые приборы системы вентиляции.
В первую очередь занялись фасадами флигеля. Затем отреставрировали кирпичную кладку стен, белокаменные полы и своды, восстановили обмазки и штукатурное покрытие потолков, красочное покрытие стен. Реставраторы потрудились над дощатыми и паркетными полами, окнами и дверями, деревянной отделкой интерьеров. Также мастера заменили в здании системы отопления и водоснабжения, электрические сети и установили новые приборы системы вентиляции.
Трудности были с фасадной штукатуркой деревянного терема, которая отваливалась и сыпалась на улицу Варварку. Она профильная, объемная, у нее есть реальная физическая выпуклость. Нам приходилось делать каркас, чтобы ее восстановить должным образом.
Трудности были с фасадной штукатуркой деревянного терема, которая отваливалась и сыпалась на улицу Варварку. Она профильная, объемная, у нее есть реальная физическая выпуклость. Нам приходилось делать каркас, чтобы ее восстановить должным образом.
Трудности были с фасадной штукатуркой деревянного терема, которая отваливалась и сыпалась на улицу Варварку. Она профильная, объемная, у нее есть реальная физическая выпуклость. Нам приходилось делать каркас, чтобы ее восстановить должным образом.
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»

Бриллиантовый руст

Бриллиантовый руст

Бриллиантовый руст

Бриллиантовый руст

Одна из реставрационных особенностей палат бояр Романовых — уникальный бриллиантовый руст. Это такой вид росписи, который создает визуальный объем. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы в точности повторить задумку старых мастеров. В результате палатам бояр Романовых вернули исторический облик.
Одна из реставрационных особенностей палат бояр Романовых — уникальный бриллиантовый руст. Это такой вид росписи, который создает визуальный объем. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы в точности повторить задумку старых мастеров. В результате палатам бояр Романовых вернули исторический облик.
Одна из реставрационных особенностей палат бояр Романовых — уникальный бриллиантовый руст. Это такой вид росписи, который создает визуальный объем. Реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы в точности повторить задумку старых мастеров. В результате палатам бояр Романовых вернули исторический облик.
Мы благоустраивали территорию вокруг палат и использовали исторический камень, который сохранился еще с тех времен, когда этот объект строился. Интересная у него фактура: сверху камень плоский, а с обратной стороны у него рваная поверхность. Мастера того времени отшлифовали только верхнюю часть, а обратную сторону «утопили» в землю. Сложным для нас оказалось уложить точно так же эти камни обратно, чтобы при этом все было ровно.
Мы благоустраивали территорию вокруг палат и использовали исторический камень, который сохранился еще с тех времен, когда этот объект строился. Интересная у него фактура: сверху камень плоский, а с обратной стороны у него рваная поверхность. Мастера того времени отшлифовали только верхнюю часть, а обратную сторону «утопили» в землю. Сложным для нас оказалось уложить точно так же эти камни обратно, чтобы при этом все было ровно.
Мы благоустраивали территорию вокруг палат и использовали исторический камень, который сохранился еще с тех времен, когда этот объект строился. Интересная у него фактура: сверху камень плоский, а с обратной стороны у него рваная поверхность. Мастера того времени отшлифовали только верхнюю часть, а обратную сторону «утопили» в землю. Сложным для нас оказалось уложить точно так же эти камни обратно, чтобы при этом все было ровно.
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»
  • Алексей Пахомов
    Генеральный директор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»

Старое

новое «Зарядье»

Старое

новое «Зарядье»

Старое новое «Зарядье»

Старое новое «Зарядье»

Восстановление палат — часть крупнейшего проекта по сохранению объектов культурного наследия на территории, примыкающей к парку «Зарядье». Работы эти начались еще в 2012 году. Помимо палат бояр Романовых отреставрировали Старый Английский двор, корпус служб Знаменского монастыря и Храмы Патриаршего подворья в Зарядье и на Варварке.
Восстановление палат — часть крупнейшего проекта по сохранению объектов культурного наследия на территории, примыкающей к парку «Зарядье». Работы эти начались еще в 2012 году. Помимо палат бояр Романовых отреставрировали Старый Английский двор, корпус служб Знаменского монастыря и Храмы Патриаршего подворья в Зарядье и на Варварке.
Восстановление палат — часть крупнейшего проекта по сохранению объектов культурного наследия на территории, примыкающей к парку «Зарядье». Работы эти начались еще в 2012 году. Помимо палат бояр Романовых отреставрировали Старый Английский двор, корпус служб Знаменского монастыря и Храмы Патриаршего подворья в Зарядье и на Варварке.