Одноэтажный деревянный дом с антресолью и каменным подвалом на Остоженке — одна из старейших построек в Хамовниках. Сегодня историческое здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Сохранившиеся деревянные здания в Москве — вообще большая редкость. Их стараются восстанавливать, им присваивают охранные статусы, защищают от сноса и некачественной реконструкции. Работа эта необходима потому, что, только рассматривая невысокие старинные здания с колоннами, флигелями и резными наличниками, можно понять, как выглядела столица 100 и 200 лет назад.
Одноэтажный деревянный дом с антресолью и каменным подвалом на Остоженке — одна из старейших построек в Хамовниках. Сегодня историческое здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Сохранившиеся деревянные здания в Москве — вообще большая редкость. Их стараются восстанавливать, им присваивают охранные статусы, защищают от сноса и некачественной реконструкции. Работа эта необходима потому, что, только рассматривая невысокие старинные здания с колоннами, флигелями и резными наличниками, можно понять, как выглядела столица 100 и 200 лет назад.
Одноэтажный деревянный дом с антресолью и каменным подвалом на Остоженке — одна из старейших построек в Хамовниках. Сегодня историческое здание является объектом культурного наследия федерального значения.
Сохранившиеся деревянные здания в Москве — вообще большая редкость. Их стараются восстанавливать, им присваивают охранные статусы, защищают от сноса и некачественной реконструкции. Работа эта необходима потому, что, только рассматривая невысокие старинные здания с колоннами, флигелями и резными наличниками, можно понять, как выглядела столица 100 и 200 лет назад.
“
Москва на протяжении веков была исключительно деревянным городом. Если раньше, даже в начале XX века, эти дома не были чем-то сильно выдающимся и выглядели для современников как вполне обыкновенные, то в наше время, когда город сильно изменился, их осталось наперечет. Конечно, мы не сможем уберечь все, но хотелось бы, чтобы дома, особенно связанные с историческими событиями, уникальные дома, сохранились для будущих поколений.
Москва на протяжении веков была исключительно деревянным городом. Если раньше, даже в начале XX века, эти дома не были чем-то сильно выдающимся и выглядели для современников как вполне обыкновенные, то в наше время, когда город сильно изменился, их осталось наперечет. Конечно, мы не сможем уберечь все, но хотелось бы, чтобы дома, особенно связанные с историческими событиями, уникальные дома, сохранились для будущих поколений.
“
Москва на протяжении веков была исключительно деревянным городом. Если раньше, даже в начале XX века, эти дома не были чем-то сильно выдающимся и выглядели для современников как вполне обыкновенные, то в наше время, когда город сильно изменился, их осталось наперечет. Конечно, мы не сможем уберечь все, но хотелось бы, чтобы дома, особенно связанные с историческими событиями, уникальные дома, сохранились для будущих поколений.
Усольцев Александр
Москвовед
Усольцев Александр
Москвовед
Усольцев Александр
Москвовед
В особняке на Остоженке в середине XIX века (1840−1850-е) провела свои последние годы жизни мать Ивана Тургенева Варвара Петровна. Женщиной она была довольно своеобразной. Ее деспотичный характер писатель отразил в отрицательных героинях своих произведений. А сам прозвал ее Салтычихой. Таков образ барыни в повести «Муму», матушки из «Первой любви», бабушки в «Пунине и Бабурине», барыни в «Собственной господской конторе».
В особняке на Остоженке в середине XIX века (1840−1850-е) провела свои последние годы жизни мать Ивана Тургенева Варвара Петровна. Женщиной она была довольно своеобразной. Ее деспотичный характер писатель отразил в отрицательных героинях своих произведений. А сам прозвал ее Салтычихой. Таков образ барыни в повести «Муму», матушки из «Первой любви», бабушки в «Пунине и Бабурине», барыни в «Собственной господской конторе».
В особняке на Остоженке в середине XIX века (1840−1850-е) провела свои последние годы жизни мать Ивана Тургенева Варвара Петровна. Женщиной она была довольно своеобразной. Ее деспотичный характер писатель отразил в отрицательных героинях своих произведений. А сам прозвал ее Салтычихой. Таков образ барыни в повести «Муму», матушки из «Первой любви», бабушки в «Пунине и Бабурине», барыни в «Собственной господской конторе».
“
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.
“
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.
И. С. Тургенев «Муму»
Повесть, 1854 год
И. С. Тургенев «Муму»
Повесть, 1854 год
И. С. Тургенев «Муму»
Повесть, 1854 год
Иван был любимцем Варвары Петровны, но это не мешало ей обращаться с ним порой жестоко. Иван Сергеевич гостил у нее, а события, происходившие в московском доме, легли в основу рассказа «Муму». Прототипами персонажей произведения стали реальные люди, жившие в доме Варвары Петровны. Поэтому дом на Остоженке часто называют домом Муму.
Иван был любимцем Варвары Петровны, но это не мешало ей обращаться с ним порой жестоко. Иван Сергеевич гостил у нее, а события, происходившие в московском доме, легли в основу рассказа «Муму». Прототипами персонажей произведения стали реальные люди, жившие в доме Варвары Петровны. Поэтому дом на Остоженке часто называют домом Муму.
Иван был любимцем Варвары Петровны, но это не мешало ей обращаться с ним порой жестоко. Иван Сергеевич гостил у нее, а события, происходившие в московском доме, легли в основу рассказа «Муму». Прототипами персонажей произведения стали реальные люди, жившие в доме Варвары Петровны. Поэтому дом на Остоженке часто называют домом Муму.
Однако знаменательная история дома намного длиннее. Она берет начало в 1819 году. Тогда на Остоженке был построен небольшой деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолью со стороны двора, семью окнами по фасаду, представлявший собой типичный образец московской застройки после пожара 1812 года.
Владелец дома, как тогда было заведено, сдавал его внаем. В 1826 году здесь поселилась семья известного впоследствии писателя Сергея Аксакова. В 1829 году в нем жил с семьей московский дворянин Н. В. Левашов — участник Отечественной войны 1812 года, человек пушкинского круга и близкий знакомый поэта.
В 1833 году дом поменял владельца. Новый хозяин отдал его внаем камергеру М. М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась Александру Пушкину родной теткой. В маклерских книгах 1830-х годов есть также запись о найме дома Александром Бакуниным, лицейским товарищем Пушкина.
Однако знаменательная история дома намного длиннее. Она берет начало в 1819 году. Тогда на Остоженке был построен небольшой деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолью со стороны двора, семью окнами по фасаду, представлявший собой типичный образец московской застройки после пожара 1812 года.
Владелец дома, как тогда было заведено, сдавал его внаем. В 1826 году здесь поселилась семья известного впоследствии писателя Сергея Аксакова. В 1829 году в нем жил с семьей московский дворянин Н. В. Левашов — участник Отечественной войны 1812 года, человек пушкинского круга и близкий знакомый поэта.
В 1833 году дом поменял владельца. Новый хозяин отдал его внаем камергеру М. М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась Александру Пушкину родной теткой. В маклерских книгах 1830-х годов есть также запись о найме дома Александром Бакуниным, лицейским товарищем Пушкина.
Однако знаменательная история дома намного длиннее. Она берет начало в 1819 году. Тогда на Остоженке был построен небольшой деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолью со стороны двора, семью окнами по фасаду, представлявший собой типичный образец московской застройки после пожара 1812 года.
Владелец дома, как тогда было заведено, сдавал его внаем. В 1826 году здесь поселилась семья известного впоследствии писателя Сергея Аксакова. В 1829 году в нем жил с семьей московский дворянин Н. В. Левашов — участник Отечественной войны 1812 года, человек пушкинского круга и близкий знакомый поэта.
В 1833 году дом поменял владельца. Новый хозяин отдал его внаем камергеру М. М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась Александру Пушкину родной теткой. В маклерских книгах 1830-х годов есть также запись о найме дома Александром Бакуниным, лицейским товарищем Пушкина.
В 1838-м дом снял на год полковник Федор Толстой. Жизнь этого необычного и яркого человека была полна занимательных происшествий. Он был приятелем многих людей из окружения Пушкина и прототипом героев его произведений, а также творений Грибоедова, Гоголя, Льва Толстого и Ивана Тургенева.
16 сентября 1840 года в доме поселилась Варвара Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841-го. Впоследствии он часто бывал здесь проездом.
После кончины матери в ноябре 1850-го Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые — представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы. В своих комнатах на антресолях Иван Тургенев работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь родились замыслы рассказа «Бежин луг», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда.
Год спустя остоженский особняк приглянулся княжне Репниной-Волконской, вдове Павла Кривцова, дальнего родственника семьи Тургенева. Она здесь провела последние три года своей жизни.
В 1838-м дом снял на год полковник Федор Толстой. Жизнь этого необычного и яркого человека была полна занимательных происшествий. Он был приятелем многих людей из окружения Пушкина и прототипом героев его произведений, а также творений Грибоедова, Гоголя, Льва Толстого и Ивана Тургенева.
16 сентября 1840 года в доме поселилась Варвара Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841-го. Впоследствии он часто бывал здесь проездом.
После кончины матери в ноябре 1850-го Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые — представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы. В своих комнатах на антресолях Иван Тургенев работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь родились замыслы рассказа «Бежин луг», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда.
Год спустя остоженский особняк приглянулся княжне Репниной-Волконской, вдове Павла Кривцова, дальнего родственника семьи Тургенева. Она здесь провела последние три года своей жизни.
В 1838-м дом снял на год полковник Федор Толстой. Жизнь этого необычного и яркого человека была полна занимательных происшествий. Он был приятелем многих людей из окружения Пушкина и прототипом героев его произведений, а также творений Грибоедова, Гоголя, Льва Толстого и Ивана Тургенева.
16 сентября 1840 года в доме поселилась Варвара Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841-го. Впоследствии он часто бывал здесь проездом.
После кончины матери в ноябре 1850-го Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые — представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы. В своих комнатах на антресолях Иван Тургенев работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь родились замыслы рассказа «Бежин луг», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда.
Год спустя остоженский особняк приглянулся княжне Репниной-Волконской, вдове Павла Кривцова, дальнего родственника семьи Тургенева. Она здесь провела последние три года своей жизни.
В 1860-е здесь в течение почти 10 лет жила семья Андрея Баратынского, двоюродного брата поэта Евгения Баратынского. И в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.
В 1891 году в доме поселился потомок знаменитого исследователя Арктики Василия Чичагова Леонид Чичагов с женой и четырьмя дочерями. Прервав блестящую военную карьеру, он решил посвятить жизнь Богу. В доме на Остоженке он готовился к принятию священного сана. Монашество принял под именем Серафим. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян, а в 1997-м митрополита Серафима причислили к лику святых.
В конце XIX века в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. После Октябрьской революции 1917 года внутреннюю планировку дома значительно изменили. Там устроили коммунальные квартиры. В 1960-е дом признали памятником истории и культуры федерального значения, а расселили только в 1974-м. С тех пор и до конца 2000-х годов в нем размещалась организация «Спортинтерпром».
В 1860-е здесь в течение почти 10 лет жила семья Андрея Баратынского, двоюродного брата поэта Евгения Баратынского. И в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.
В 1891 году в доме поселился потомок знаменитого исследователя Арктики Василия Чичагова Леонид Чичагов с женой и четырьмя дочерями. Прервав блестящую военную карьеру, он решил посвятить жизнь Богу. В доме на Остоженке он готовился к принятию священного сана. Монашество принял под именем Серафим. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян, а в 1997-м митрополита Серафима причислили к лику святых.
В конце XIX века в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. После Октябрьской революции 1917 года внутреннюю планировку дома значительно изменили. Там устроили коммунальные квартиры. В 1960-е дом признали памятником истории и культуры федерального значения, а расселили только в 1974-м. С тех пор и до конца 2000-х годов в нем размещалась организация «Спортинтерпром».
В 1860-е здесь в течение почти 10 лет жила семья Андрея Баратынского, двоюродного брата поэта Евгения Баратынского. И в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.
В 1891 году в доме поселился потомок знаменитого исследователя Арктики Василия Чичагова Леонид Чичагов с женой и четырьмя дочерями. Прервав блестящую военную карьеру, он решил посвятить жизнь Богу. В доме на Остоженке он готовился к принятию священного сана. Монашество принял под именем Серафим. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян, а в 1997-м митрополита Серафима причислили к лику святых.
В конце XIX века в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. После Октябрьской революции 1917 года внутреннюю планировку дома значительно изменили. Там устроили коммунальные квартиры. В 1960-е дом признали памятником истории и культуры федерального значения, а расселили только в 1974-м. С тех пор и до конца 2000-х годов в нем размещалась организация «Спортинтерпром».
В 2007 году Правительство Москвы приняло решение создать в историческом доме Музей И. С. Тургенева. Он стал филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. Через два года Дом-музей И. С. Тургенева принял первых посетителей. С конца 2016 до 2018 года он находился на масштабной исторической реставрации. До 2018 года разрабатывался проект, который прошел все экспертизы и был утвержден. Реставрационные работы были осуществлены в 2018 году.
В 2007 году Правительство Москвы приняло решение создать в историческом доме Музей И. С. Тургенева. Он стал филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. Через два года Дом-музей И. С. Тургенева принял первых посетителей. С конца 2016 до 2018 года он находился на масштабной исторической реставрации. До 2018 года разрабатывался проект, который прошел все экспертизы и был утвержден. Реставрационные работы были осуществлены в 2018 году.
В 2007 году Правительство Москвы приняло решение создать в историческом доме Музей И. С. Тургенева. Он стал филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. Через два года Дом-музей И. С. Тургенева принял первых посетителей. С конца 2016 до 2018 года он находился на масштабной исторической реставрации. До 2018 года разрабатывался проект, который прошел все экспертизы и был утвержден. Реставрационные работы были осуществлены в 2018 году.
“
Задачей было превратить сам дом в экспонат, чтобы посетители могли здесь ощутить эпоху и получить представление о жизни в первой половине — середине позапрошлого столетия.
Задачей было превратить сам дом в экспонат, чтобы посетители могли здесь ощутить эпоху и получить представление о жизни в первой половине — середине позапрошлого столетия.
“
Задачей было превратить сам дом в экспонат, чтобы посетители могли здесь ощутить эпоху и получить представление о жизни в первой половине — середине позапрошлого столетия.
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
В связи с новыми задачами, поставленными при разработке концепции развития музея, для наиболее полного эмоционального погружения посетителей в историческую атмосферу особняка Тургеневых необходимо было создание максимально достоверной среды, в которой жили обитатели дома, то есть не только мебель и личные вещи И. С. Тургенева, его родных и друзей, но и сам дом должен был стать объектом музейного показа. Для этого потребовалось максимально детализированно проработать все сохраняемые и восстанавливаемые элементы здания и отделки, оставшиеся за скобками во время предыдущих реставраций. Проект декоративной отделки здания включает в себя два раздела: покраска фасадов и декоративная отделка интерьеров.
В связи с новыми задачами, поставленными при разработке концепции развития музея, для наиболее полного эмоционального погружения посетителей в историческую атмосферу особняка Тургеневых необходимо было создание максимально достоверной среды, в которой жили обитатели дома, то есть не только мебель и личные вещи И. С. Тургенева, его родных и друзей, но и сам дом должен был стать объектом музейного показа. Для этого потребовалось максимально детализированно проработать все сохраняемые и восстанавливаемые элементы здания и отделки, оставшиеся за скобками во время предыдущих реставраций. Проект декоративной отделки здания включает в себя два раздела: покраска фасадов и декоративная отделка интерьеров.
В связи с новыми задачами, поставленными при разработке концепции развития музея, для наиболее полного эмоционального погружения посетителей в историческую атмосферу особняка Тургеневых необходимо было создание максимально достоверной среды, в которой жили обитатели дома, то есть не только мебель и личные вещи И. С. Тургенева, его родных и друзей, но и сам дом должен был стать объектом музейного показа. Для этого потребовалось максимально детализированно проработать все сохраняемые и восстанавливаемые элементы здания и отделки, оставшиеся за скобками во время предыдущих реставраций. Проект декоративной отделки здания включает в себя два раздела: покраска фасадов и декоративная отделка интерьеров.
Реставрация
Реставрация
Реставрация
Реставрация
Интенсивные реставрационные работы велись с июля по октябрь 2018 года. В доме на Остоженке трудилось множество специалистов. Каждый день Мосреставрация проводила планерки, а архитекторы-реставраторы и конструкторы — авторский надзор. Открытие в ноябре Дома-музея И. С. Тургенева, а также памятника писателю стало центральным событием, приуроченным к 200-летию со дня его рождения.
Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, отделку интерьеров и фасадов.
Интенсивные реставрационные работы велись с июля по октябрь 2018 года. В доме на Остоженке трудилось множество специалистов. Каждый день Мосреставрация проводила планерки, а архитекторы-реставраторы и конструкторы — авторский надзор. Открытие в ноябре Дома-музея И. С. Тургенева, а также памятника писателю стало центральным событием, приуроченным к 200-летию со дня его рождения.
Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, отделку интерьеров и фасадов.
Интенсивные реставрационные работы велись с июля по октябрь 2018 года. В доме на Остоженке трудилось множество специалистов. Каждый день Мосреставрация проводила планерки, а архитекторы-реставраторы и конструкторы — авторский надзор. Открытие в ноябре Дома-музея И. С. Тургенева, а также памятника писателю стало центральным событием, приуроченным к 200-летию со дня его рождения.
Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, отделку интерьеров и фасадов.
Важно было восстановить интерьеры. Речь идет о паркетах, печах, живописи на стенах и потолках в парадных помещениях и более простой отделке в остальных жилых комнатах первого и антресольного этажей.
Информацию искали везде. Например, рисунок паркетов, живопись на стенах, которая ранее была написана по бумажным обоям, выполнены на основании материалов обследования, проведенного во время предыдущей реставрации в конце 1970-х годов, опубликованных известным реставратором Игорем Киселевым. А рисунок центральной розетки на потолке гостиной нашли на сайте Музея русских обоев, созданного Игорем Киселевым в Филадельфии.
Живопись в интерьере была традицией той эпохи. Росписи украшали дома как богатых особняков, так и небольших домов рядовой жилой застройки. Помещики зачастую отдавали крепостных мальчиков в обучение к художникам, чтобы они расписывали потом дома своих хозяев, а также приносили доход, зарабатывая на росписи в других домах.
“
Важно было восстановить интерьеры. Речь идет о паркетах, печах, живописи на стенах и потолках в парадных помещениях и более простой отделке в остальных жилых комнатах первого и антресольного этажей.
Информацию искали везде. Например, рисунок паркетов, живопись на стенах, которая ранее была написана по бумажным обоям, выполнены на основании материалов обследования, проведенного во время предыдущей реставрации в конце 1970-х годов, опубликованных известным реставратором Игорем Киселевым. А рисунок центральной розетки на потолке гостиной нашли на сайте Музея русских обоев, созданного Игорем Киселевым в Филадельфии.
Живопись в интерьере была традицией той эпохи. Росписи украшали дома как богатых особняков, так и небольших домов рядовой жилой застройки. Помещики зачастую отдавали крепостных мальчиков в обучение к художникам, чтобы они расписывали потом дома своих хозяев, а также приносили доход, зарабатывая на росписи в других домах.
“
Важно было восстановить интерьеры. Речь идет о паркетах, печах, живописи на стенах и потолках в парадных помещениях и более простой отделке в остальных жилых комнатах первого и антресольного этажей.
Информацию искали везде. Например, рисунок паркетов, живопись на стенах, которая ранее была написана по бумажным обоям, выполнены на основании материалов обследования, проведенного во время предыдущей реставрации в конце 1970-х годов, опубликованных известным реставратором Игорем Киселевым. А рисунок центральной розетки на потолке гостиной нашли на сайте Музея русских обоев, созданного Игорем Киселевым в Филадельфии.
Живопись в интерьере была традицией той эпохи. Росписи украшали дома как богатых особняков, так и небольших домов рядовой жилой застройки. Помещики зачастую отдавали крепостных мальчиков в обучение к художникам, чтобы они расписывали потом дома своих хозяев, а также приносили доход, зарабатывая на росписи в других домах.
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Впервые открыт для посещения антресольный этаж, где в свое время находился кабинет писателя. В главном зале реставраторы восстановили хоры с четырехколонным портиком. Особняк стал еще ближе к своему историческому облику.
Впервые открыт для посещения антресольный этаж, где в свое время находился кабинет писателя. В главном зале реставраторы восстановили хоры с четырехколонным портиком. Особняк стал еще ближе к своему историческому облику.
Впервые открыт для посещения антресольный этаж, где в свое время находился кабинет писателя. В главном зале реставраторы восстановили хоры с четырехколонным портиком. Особняк стал еще ближе к своему историческому облику.
В особняках той эпохи почти всегда делались хоры — выходящее в зал помещение с балконом в антресольном этаже для музыкантов. Подробное описание хоров дома на Остоженке мы нашли в одном из архивов Москвы в подрядной записи на строительство дома. Зондаж в стене позволил определить габариты проема, выходящего в зал, и, соответственно, размеры портика. Сейчас в этом помещении размещается кабинет сотрудников музея.
“
В особняках той эпохи почти всегда делались хоры — выходящее в зал помещение с балконом в антресольном этаже для музыкантов. Подробное описание хоров дома на Остоженке мы нашли в одном из архивов Москвы в подрядной записи на строительство дома. Зондаж в стене позволил определить габариты проема, выходящего в зал, и, соответственно, размеры портика. Сейчас в этом помещении размещается кабинет сотрудников музея.
“
В особняках той эпохи почти всегда делались хоры — выходящее в зал помещение с балконом в антресольном этаже для музыкантов. Подробное описание хоров дома на Остоженке мы нашли в одном из архивов Москвы в подрядной записи на строительство дома. Зондаж в стене позволил определить габариты проема, выходящего в зал, и, соответственно, размеры портика. Сейчас в этом помещении размещается кабинет сотрудников музея.
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и антресольным этажами.
Впервые открыт для посещения антресольный этаж, где в свое время находился кабинет писателя. В главном зале реставраторы восстановили хоры с четырехколонным портиком. Особняк стал еще ближе к своему историческому облику.
Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и антресольным этажами.
“
Приспосабливать историческое здание для современного использования с соблюдением всех требований без ущерба для внутреннего пространства — задача крайне сложная, особенно если здание деревянное и само является объектом музейного показа. Поэтому пришлось вентиляционные каналы устраивать в воссоздаваемых печах, отопление проводить в полу. Особенно сложно было приспосабливать подвал. Это входная зона, и нужно было, чтобы она соответствовала всем современным требованиям — чтобы был доступ для инвалидов, нужное количество эвакуационных выходов, необходимый размер гардероба. Кроме того, нужно было разместить помещение охраны, технические помещения для инженерного оборудования, санузлы, небольшой лекционный зал и первое экспозиционное помещение начала осмотра. Для обеспечения доступа инвалидов пришлось переделать входную группу и лестницу, устроенную во время реконструкции конца 1970-х годов, чтобы вписать подъемник из подвала на первый этаж.
Приспосабливать историческое здание для современного использования с соблюдением всех требований без ущерба для внутреннего пространства — задача крайне сложная, особенно если здание деревянное и само является объектом музейного показа. Поэтому пришлось вентиляционные каналы устраивать в воссоздаваемых печах, отопление проводить в полу. Особенно сложно было приспосабливать подвал. Это входная зона, и нужно было, чтобы она соответствовала всем современным требованиям — чтобы был доступ для инвалидов, нужное количество эвакуационных выходов, необходимый размер гардероба. Кроме того, нужно было разместить помещение охраны, технические помещения для инженерного оборудования, санузлы, небольшой лекционный зал и первое экспозиционное помещение начала осмотра. Для обеспечения доступа инвалидов пришлось переделать входную группу и лестницу, устроенную во время реконструкции конца 1970-х годов, чтобы вписать подъемник из подвала на первый этаж.
“
Приспосабливать историческое здание для современного использования с соблюдением всех требований без ущерба для внутреннего пространства — задача крайне сложная, особенно если здание деревянное и само является объектом музейного показа. Поэтому пришлось вентиляционные каналы устраивать в воссоздаваемых печах, отопление проводить в полу. Особенно сложно было приспосабливать подвал. Это входная зона, и нужно было, чтобы она соответствовала всем современным требованиям — чтобы был доступ для инвалидов, нужное количество эвакуационных выходов, необходимый размер гардероба. Кроме того, нужно было разместить помещение охраны, технические помещения для инженерного оборудования, санузлы, небольшой лекционный зал и первое экспозиционное помещение начала осмотра. Для обеспечения доступа инвалидов пришлось переделать входную группу и лестницу, устроенную во время реконструкции конца 1970-х годов, чтобы вписать подъемник из подвала на первый этаж.
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Специалисты также обновили системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования. В здании привели в порядок работу пожарной сигнализации и охранной системы.
Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Специалисты также обновили системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования. В здании привели в порядок работу пожарной сигнализации и охранной системы.
Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Специалисты также обновили системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования. В здании привели в порядок работу пожарной сигнализации и охранной системы.
Новая экспозиция
Новая экспозиция
Новая экспозиция
Новая экспозиция
После реставрации на цокольном этаже музея находятся гардероб, камера хранения, касса, туалеты, экран и тачскрин-панель с информацией для посетителей. Кроме того, там есть пространство для сбора и отдыха гостей, а также многофункциональный зал на 40 мест.
Музейная экспозиция доступна на первом этаже и антресолях. Она разделена на 12 тематических залов, посвященных разным этапам жизни писателя, а также его матери и эпохе, в которой жил Иван Сергеевич.
После реставрации на цокольном этаже музея находятся гардероб, камера хранения, касса, туалеты, экран и тачскрин-панель с информацией для посетителей. Кроме того, там есть пространство для сбора и отдыха гостей, а также многофункциональный зал на 40 мест.
Музейная экспозиция доступна на первом этаже и антресолях. Она разделена на 12 тематических залов, посвященных разным этапам жизни писателя, а также его матери и эпохе, в которой жил Иван Сергеевич.
После реставрации на цокольном этаже музея находятся гардероб, камера хранения, касса, туалеты, экран и тачскрин-панель с информацией для посетителей. Кроме того, там есть пространство для сбора и отдыха гостей, а также многофункциональный зал на 40 мест.
Музейная экспозиция доступна на первом этаже и антресолях. Она разделена на 12 тематических залов, посвященных разным этапам жизни писателя, а также его матери и эпохе, в которой жил Иван Сергеевич.
Печи, которые изначально стояли в особняке, были утрачены. Для восстановления печи в спальне использовали архивные чертежи первой трети XIX века, которые очень подходили по типу дома. Невероятно много для восстановления сделал директор музея Евгений Богатырев. Он нашел в регионах и купил для музея подлинные изразцовые печи первой половины XIX века целиком, которые теперь можно увидеть в прихожей, детской и на хорах. Мебель, люстры тоже 100-процентная заслуга Евгения Анатольевича. Реставраторы из-за рубежа на экскурсии задали мне вопрос: «А есть ли в доме подлинная мебель?» Они думали, что мы сделали копии. Но ничего подобного — в Музее Тургенева вся мебель подлинная, современная этому дому.
“
Печи, которые изначально стояли в особняке, были утрачены. Для восстановления печи в спальне использовали архивные чертежи первой трети XIX века, которые очень подходили по типу дома. Невероятно много для восстановления сделал директор музея Евгений Богатырев. Он нашел в регионах и купил для музея подлинные изразцовые печи первой половины XIX века целиком, которые теперь можно увидеть в прихожей, детской и на хорах. Мебель, люстры тоже 100-процентная заслуга Евгения Анатольевича. Реставраторы из-за рубежа на экскурсии задали мне вопрос: «А есть ли в доме подлинная мебель?» Они думали, что мы сделали копии. Но ничего подобного — в Музее Тургенева вся мебель подлинная, современная этому дому.
“
Печи, которые изначально стояли в особняке, были утрачены. Для восстановления печи в спальне использовали архивные чертежи первой трети XIX века, которые очень подходили по типу дома. Невероятно много для восстановления сделал директор музея Евгений Богатырев. Он нашел в регионах и купил для музея подлинные изразцовые печи первой половины XIX века целиком, которые теперь можно увидеть в прихожей, детской и на хорах. Мебель, люстры тоже 100-процентная заслуга Евгения Анатольевича. Реставраторы из-за рубежа на экскурсии задали мне вопрос: «А есть ли в доме подлинная мебель?» Они думали, что мы сделали копии. Но ничего подобного — в Музее Тургенева вся мебель подлинная, современная этому дому.
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Наталья Евгеньевна Карташова
Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
Музейные предметы соседствуют с современными мультимедийными технологиями. С их помощью удалось существенно расширить и разнообразить музейное пространство.
Посетители могут увидеть прижизненные портреты и издания Тургенева, иллюстрации к его произведениям, а также мемориальные предметы. В их число входят автографы писателя. Экспозицию дополняют работы современных художников и исторические иллюстрации, натюрморты, жанровые сцены, светильники, бронзовые вещи, фарфор и мебель тургеневской эпохи.
Всего в музейную экспозицию входит 1500 экспонатов. Для ее создания за счет городского бюджета было приобретено или получено в дар 1025 уникальных экспонатов, отреставрировано 768 музейных предметов.
Наиболее ценные из них — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева кисти Федора Бурова, письмо Тургенева младшей дочери Александра Пушкина, графине Наталье Меренберг, автопортрет Полины Виардо, прижизненные издания и публикации произведений Ивана Тургенева на русском и иностранных языках.
Музейные предметы соседствуют с современными мультимедийными технологиями. С их помощью удалось существенно расширить и разнообразить музейное пространство.
Посетители могут увидеть прижизненные портреты и издания Тургенева, иллюстрации к его произведениям, а также мемориальные предметы. В их число входят автографы писателя. Экспозицию дополняют работы современных художников и исторические иллюстрации, натюрморты, жанровые сцены, светильники, бронзовые вещи, фарфор и мебель тургеневской эпохи.
Всего в музейную экспозицию входит 1500 экспонатов. Для ее создания за счет городского бюджета было приобретено или получено в дар 1025 уникальных экспонатов, отреставрировано 768 музейных предметов.
Наиболее ценные из них — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева кисти Федора Бурова, письмо Тургенева младшей дочери Александра Пушкина, графине Наталье Меренберг, автопортрет Полины Виардо, прижизненные издания и публикации произведений Ивана Тургенева на русском и иностранных языках.
Музейные предметы соседствуют с современными мультимедийными технологиями. С их помощью удалось существенно расширить и разнообразить музейное пространство.
Посетители могут увидеть прижизненные портреты и издания Тургенева, иллюстрации к его произведениям, а также мемориальные предметы. В их число входят автографы писателя. Экспозицию дополняют работы современных художников и исторические иллюстрации, натюрморты, жанровые сцены, светильники, бронзовые вещи, фарфор и мебель тургеневской эпохи.
Всего в музейную экспозицию входит 1500 экспонатов. Для ее создания за счет городского бюджета было приобретено или получено в дар 1025 уникальных экспонатов, отреставрировано 768 музейных предметов.
Наиболее ценные из них — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева кисти Федора Бурова, письмо Тургенева младшей дочери Александра Пушкина, графине Наталье Меренберг, автопортрет Полины Виардо, прижизненные издания и публикации произведений Ивана Тургенева на русском и иностранных языках.
Тургеневский квартал
Тургеневский квартал
Тургеневский квартал
Тургеневский квартал
Территорию вокруг дома-музея благоустроили. На участке сохранилась часть исторического парка с дубом тургеневских времен — саженец прислали из родовой усадьбы Тургеневых Спасское-Лутовиново в Орловской губернии.
Кроме того, были открыты памятник Ивану Тургеневу и небольшая городская скульптура «Муму», установленные за счет спонсоров. Автор обоих монументов — скульптор Сергей Казанцев. Таким образом, на Остоженке появился «тургеневский квартал» — новое культурное и рекреационное пространство, которое открыли к юбилею знаменитого писателя.
Территорию вокруг дома-музея благоустроили. На участке сохранилась часть исторического парка с дубом тургеневских времен — саженец прислали из родовой усадьбы Тургеневых Спасское-Лутовиново в Орловской губернии.
Кроме того, были открыты памятник Ивану Тургеневу и небольшая городская скульптура «Муму», установленные за счет спонсоров. Автор обоих монументов — скульптор Сергей Казанцев. Таким образом, на Остоженке появился «тургеневский квартал» — новое культурное и рекреационное пространство, которое открыли к юбилею знаменитого писателя.
Территорию вокруг дома-музея благоустроили. На участке сохранилась часть исторического парка с дубом тургеневских времен — саженец прислали из родовой усадьбы Тургеневых Спасское-Лутовиново в Орловской губернии.
Кроме того, были открыты памятник Ивану Тургеневу и небольшая городская скульптура «Муму», установленные за счет спонсоров. Автор обоих монументов — скульптор Сергей Казанцев. Таким образом, на Остоженке появился «тургеневский квартал» — новое культурное и рекреационное пространство, которое открыли к юбилею знаменитого писателя.
“
Мы абсолютно уверены, что жизнь городского Тургеневского сквера, где обрел свое место этот памятник, будет яркой и насыщенной. Этот квартал обязательно станет местом гения, как Гоголевский бульвар с Гоголем, как Чистые пруды с Грибоедовым, как Пушкинская площадь. Я надеюсь, что люди будут приходить сюда не только на новую выставку, но и на свидания, хочу, чтобы им здесь хорошо думалось, мечталось.
Мы абсолютно уверены, что жизнь городского Тургеневского сквера, где обрел свое место этот памятник, будет яркой и насыщенной. Этот квартал обязательно станет местом гения, как Гоголевский бульвар с Гоголем, как Чистые пруды с Грибоедовым, как Пушкинская площадь. Я надеюсь, что люди будут приходить сюда не только на новую выставку, но и на свидания, хочу, чтобы им здесь хорошо думалось, мечталось.
“
Мы абсолютно уверены, что жизнь городского Тургеневского сквера, где обрел свое место этот памятник, будет яркой и насыщенной. Этот квартал обязательно станет местом гения, как Гоголевский бульвар с Гоголем, как Чистые пруды с Грибоедовым, как Пушкинская площадь. Я надеюсь, что люди будут приходить сюда не только на новую выставку, но и на свидания, хочу, чтобы им здесь хорошо думалось, мечталось.