Дом-музей
Ивана Тургенева
Парк Культуры
Улица Остоженка, дом 37/7, строение 1

Дом,

где жили писатели

Дом,

где жили писатели

Дом, где жили писатели

Дом, где жили писатели

Одноэтажный деревянный дом с антресолью и каменным подвалом на Остоженке — одна из старейших построек в Хамовниках. Сегодня историческое здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Сохранившиеся деревянные здания в Москве — вообще большая редкость. Их стараются восстанавливать, им присваивают охранные статусы, защищают от сноса и некачественной реконструкции. Работа эта необходима потому, что, только рассматривая невысокие старинные здания с колоннами, флигелями и резными наличниками, можно понять, как выглядела столица 100 и 200 лет назад.
Одноэтажный деревянный дом с антресолью и каменным подвалом на Остоженке — одна из старейших построек в Хамовниках. Сегодня историческое здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Сохранившиеся деревянные здания в Москве — вообще большая редкость. Их стараются восстанавливать, им присваивают охранные статусы, защищают от сноса и некачественной реконструкции. Работа эта необходима потому, что, только рассматривая невысокие старинные здания с колоннами, флигелями и резными наличниками, можно понять, как выглядела столица 100 и 200 лет назад.
Одноэтажный деревянный дом с антресолью и каменным подвалом на Остоженке — одна из старейших построек в Хамовниках. Сегодня историческое здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Сохранившиеся деревянные здания в Москве — вообще большая редкость. Их стараются восстанавливать, им присваивают охранные статусы, защищают от сноса и некачественной реконструкции. Работа эта необходима потому, что, только рассматривая невысокие старинные здания с колоннами, флигелями и резными наличниками, можно понять, как выглядела столица 100 и 200 лет назад.
Москва на протяжении веков была исключительно деревянным городом. Если раньше, даже в начале XX века, эти дома не были чем-то сильно выдающимся и выглядели для современников как вполне обыкновенные, то в наше время, когда город сильно изменился, их осталось наперечет. Конечно, мы не сможем уберечь все, но хотелось бы, чтобы дома, особенно связанные с историческими событиями, уникальные дома, сохранились для будущих поколений.
Москва на протяжении веков была исключительно деревянным городом. Если раньше, даже в начале XX века, эти дома не были чем-то сильно выдающимся и выглядели для современников как вполне обыкновенные, то в наше время, когда город сильно изменился, их осталось наперечет. Конечно, мы не сможем уберечь все, но хотелось бы, чтобы дома, особенно связанные с историческими событиями, уникальные дома, сохранились для будущих поколений.
Москва на протяжении веков была исключительно деревянным городом. Если раньше, даже в начале XX века, эти дома не были чем-то сильно выдающимся и выглядели для современников как вполне обыкновенные, то в наше время, когда город сильно изменился, их осталось наперечет. Конечно, мы не сможем уберечь все, но хотелось бы, чтобы дома, особенно связанные с историческими событиями, уникальные дома, сохранились для будущих поколений.
  • Усольцев Александр
    Москвовед
  • Усольцев Александр
    Москвовед
  • Усольцев Александр
    Москвовед

В особняке на Остоженке в середине XIX века (1840−1850-е) провела свои последние годы жизни мать Ивана Тургенева Варвара Петровна. Женщиной она была довольно своеобразной. Ее деспотичный характер писатель отразил в отрицательных героинях своих произведений. А сам прозвал ее Салтычихой. Таков образ барыни в повести «Муму», матушки из «Первой любви», бабушки в «Пунине и Бабурине», барыни в «Собственной господской конторе».
В особняке на Остоженке в середине XIX века (1840−1850-е) провела свои последние годы жизни мать Ивана Тургенева Варвара Петровна. Женщиной она была довольно своеобразной. Ее деспотичный характер писатель отразил в отрицательных героинях своих произведений. А сам прозвал ее Салтычихой. Таков образ барыни в повести «Муму», матушки из «Первой любви», бабушки в «Пунине и Бабурине», барыни в «Собственной господской конторе».
В особняке на Остоженке в середине XIX века (1840−1850-е) провела свои последние годы жизни мать Ивана Тургенева Варвара Петровна. Женщиной она была довольно своеобразной. Ее деспотичный характер писатель отразил в отрицательных героинях своих произведений. А сам прозвал ее Салтычихой. Таков образ барыни в повести «Муму», матушки из «Первой любви», бабушки в «Пунине и Бабурине», барыни в «Собственной господской конторе».
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.
  • И. С. Тургенев «Муму»
    Повесть, 1854 год
  • И. С. Тургенев «Муму»
    Повесть, 1854 год
  • И. С. Тургенев «Муму»
    Повесть, 1854 год

Иван был любимцем Варвары Петровны, но это не мешало ей обращаться с ним порой жестоко. Иван Сергеевич гостил у нее, а события, происходившие в московском доме, легли в основу рассказа «Муму». Прототипами персонажей произведения стали реальные люди, жившие в доме Варвары Петровны. Поэтому дом на Остоженке часто называют домом Муму.
Иван был любимцем Варвары Петровны, но это не мешало ей обращаться с ним порой жестоко. Иван Сергеевич гостил у нее, а события, происходившие в московском доме, легли в основу рассказа «Муму». Прототипами персонажей произведения стали реальные люди, жившие в доме Варвары Петровны. Поэтому дом на Остоженке часто называют домом Муму.
Иван был любимцем Варвары Петровны, но это не мешало ей обращаться с ним порой жестоко. Иван Сергеевич гостил у нее, а события, происходившие в московском доме, легли в основу рассказа «Муму». Прототипами персонажей произведения стали реальные люди, жившие в доме Варвары Петровны. Поэтому дом на Остоженке часто называют домом Муму.
Однако знаменательная история дома намного длиннее. Она берет начало в 1819 году. Тогда на Остоженке был построен небольшой деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолью со стороны двора, семью окнами по фасаду, представлявший собой типичный образец московской застройки после пожара 1812 года.

Владелец дома, как тогда было заведено, сдавал его внаем. В 1826 году здесь поселилась семья известного впоследствии писателя Сергея Аксакова. В 1829 году в нем жил с семьей московский дворянин Н. В. Левашов — участник Отечественной войны 1812 года, человек пушкинского круга и близкий знакомый поэта.

В 1833 году дом поменял владельца. Новый хозяин отдал его внаем камергеру М. М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась Александру Пушкину родной теткой. В маклерских книгах 1830-х годов есть также запись о найме дома Александром Бакуниным, лицейским товарищем Пушкина.
Однако знаменательная история дома намного длиннее. Она берет начало в 1819 году. Тогда на Остоженке был построен небольшой деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолью со стороны двора, семью окнами по фасаду, представлявший собой типичный образец московской застройки после пожара 1812 года.

Владелец дома, как тогда было заведено, сдавал его внаем. В 1826 году здесь поселилась семья известного впоследствии писателя Сергея Аксакова. В 1829 году в нем жил с семьей московский дворянин Н. В. Левашов — участник Отечественной войны 1812 года, человек пушкинского круга и близкий знакомый поэта.

В 1833 году дом поменял владельца. Новый хозяин отдал его внаем камергеру М. М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась Александру Пушкину родной теткой. В маклерских книгах 1830-х годов есть также запись о найме дома Александром Бакуниным, лицейским товарищем Пушкина.
Однако знаменательная история дома намного длиннее. Она берет начало в 1819 году. Тогда на Остоженке был построен небольшой деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолью со стороны двора, семью окнами по фасаду, представлявший собой типичный образец московской застройки после пожара 1812 года.

Владелец дома, как тогда было заведено, сдавал его внаем. В 1826 году здесь поселилась семья известного впоследствии писателя Сергея Аксакова. В 1829 году в нем жил с семьей московский дворянин Н. В. Левашов — участник Отечественной войны 1812 года, человек пушкинского круга и близкий знакомый поэта.

В 1833 году дом поменял владельца. Новый хозяин отдал его внаем камергеру М. М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась Александру Пушкину родной теткой. В маклерских книгах 1830-х годов есть также запись о найме дома Александром Бакуниным, лицейским товарищем Пушкина.
В 1838-м дом снял на год полковник Федор Толстой. Жизнь этого необычного и яркого человека была полна занимательных происшествий. Он был приятелем многих людей из окружения Пушкина и прототипом героев его произведений, а также творений Грибоедова, Гоголя, Льва Толстого и Ивана Тургенева.

16 сентября 1840 года в доме поселилась Варвара Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841-го. Впоследствии он часто бывал здесь проездом.

После кончины матери в ноябре 1850-го Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые — представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы. В своих комнатах на антресолях Иван Тургенев работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь родились замыслы рассказа «Бежин луг», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда.

Год спустя остоженский особняк приглянулся княжне Репниной-Волконской, вдове Павла Кривцова, дальнего родственника семьи Тургенева. Она здесь провела последние три года своей жизни.
В 1838-м дом снял на год полковник Федор Толстой. Жизнь этого необычного и яркого человека была полна занимательных происшествий. Он был приятелем многих людей из окружения Пушкина и прототипом героев его произведений, а также творений Грибоедова, Гоголя, Льва Толстого и Ивана Тургенева.

16 сентября 1840 года в доме поселилась Варвара Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841-го. Впоследствии он часто бывал здесь проездом.

После кончины матери в ноябре 1850-го Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые — представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы. В своих комнатах на антресолях Иван Тургенев работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь родились замыслы рассказа «Бежин луг», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда.

Год спустя остоженский особняк приглянулся княжне Репниной-Волконской, вдове Павла Кривцова, дальнего родственника семьи Тургенева. Она здесь провела последние три года своей жизни.
В 1838-м дом снял на год полковник Федор Толстой. Жизнь этого необычного и яркого человека была полна занимательных происшествий. Он был приятелем многих людей из окружения Пушкина и прототипом героев его произведений, а также творений Грибоедова, Гоголя, Льва Толстого и Ивана Тургенева.

16 сентября 1840 года в доме поселилась Варвара Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841-го. Впоследствии он часто бывал здесь проездом.

После кончины матери в ноябре 1850-го Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые — представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы. В своих комнатах на антресолях Иван Тургенев работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь родились замыслы рассказа «Бежин луг», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году Тургенев покинул дом навсегда.

Год спустя остоженский особняк приглянулся княжне Репниной-Волконской, вдове Павла Кривцова, дальнего родственника семьи Тургенева. Она здесь провела последние три года своей жизни.
В 1860-е здесь в течение почти 10 лет жила семья Андрея Баратынского, двоюродного брата поэта Евгения Баратынского. И в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.

В 1891 году в доме поселился потомок знаменитого исследователя Арктики Василия Чичагова Леонид Чичагов с женой и четырьмя дочерями. Прервав блестящую военную карьеру, он решил посвятить жизнь Богу. В доме на Остоженке он готовился к принятию священного сана. Монашество принял под именем Серафим. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян, а в 1997-м митрополита Серафима причислили к лику святых.

В конце XIX века в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. После Октябрьской революции 1917 года внутреннюю планировку дома значительно изменили. Там устроили коммунальные квартиры. В 1960-е дом признали памятником истории и культуры федерального значения, а расселили только в 1974-м. С тех пор и до конца 2000-х годов в нем размещалась организация «Спортинтерпром».
В 1860-е здесь в течение почти 10 лет жила семья Андрея Баратынского, двоюродного брата поэта Евгения Баратынского. И в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.

В 1891 году в доме поселился потомок знаменитого исследователя Арктики Василия Чичагова Леонид Чичагов с женой и четырьмя дочерями. Прервав блестящую военную карьеру, он решил посвятить жизнь Богу. В доме на Остоженке он готовился к принятию священного сана. Монашество принял под именем Серафим. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян, а в 1997-м митрополита Серафима причислили к лику святых.

В конце XIX века в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. После Октябрьской революции 1917 года внутреннюю планировку дома значительно изменили. Там устроили коммунальные квартиры. В 1960-е дом признали памятником истории и культуры федерального значения, а расселили только в 1974-м. С тех пор и до конца 2000-х годов в нем размещалась организация «Спортинтерпром».
В 1860-е здесь в течение почти 10 лет жила семья Андрея Баратынского, двоюродного брата поэта Евгения Баратынского. И в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.

В 1891 году в доме поселился потомок знаменитого исследователя Арктики Василия Чичагова Леонид Чичагов с женой и четырьмя дочерями. Прервав блестящую военную карьеру, он решил посвятить жизнь Богу. В доме на Остоженке он готовился к принятию священного сана. Монашество принял под именем Серафим. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян, а в 1997-м митрополита Серафима причислили к лику святых.

В конце XIX века в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. После Октябрьской революции 1917 года внутреннюю планировку дома значительно изменили. Там устроили коммунальные квартиры. В 1960-е дом признали памятником истории и культуры федерального значения, а расселили только в 1974-м. С тех пор и до конца 2000-х годов в нем размещалась организация «Спортинтерпром».
В 2007 году Правительство Москвы приняло решение создать в историческом доме Музей И. С. Тургенева. Он стал филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. Через два года Дом-музей И. С. Тургенева принял первых посетителей. С конца 2016 до 2018 года он находился на масштабной исторической реставрации. До 2018 года разрабатывался проект, который прошел все экспертизы и был утвержден. Реставрационные работы были осуществлены в 2018 году.
В 2007 году Правительство Москвы приняло решение создать в историческом доме Музей И. С. Тургенева. Он стал филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. Через два года Дом-музей И. С. Тургенева принял первых посетителей. С конца 2016 до 2018 года он находился на масштабной исторической реставрации. До 2018 года разрабатывался проект, который прошел все экспертизы и был утвержден. Реставрационные работы были осуществлены в 2018 году.
В 2007 году Правительство Москвы приняло решение создать в историческом доме Музей И. С. Тургенева. Он стал филиалом Государственного музея А. С. Пушкина. Через два года Дом-музей И. С. Тургенева принял первых посетителей. С конца 2016 до 2018 года он находился на масштабной исторической реставрации. До 2018 года разрабатывался проект, который прошел все экспертизы и был утвержден. Реставрационные работы были осуществлены в 2018 году.
Задачей было превратить сам дом в экспонат, чтобы посетители могли здесь ощутить эпоху и получить представление о жизни в первой половине — середине позапрошлого столетия.
Задачей было превратить сам дом в экспонат, чтобы посетители могли здесь ощутить эпоху и получить представление о жизни в первой половине — середине позапрошлого столетия.
Задачей было превратить сам дом в экспонат, чтобы посетители могли здесь ощутить эпоху и получить представление о жизни в первой половине — середине позапрошлого столетия.
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева

В связи с новыми задачами, поставленными при разработке концепции развития музея, для наиболее полного эмоционального погружения посетителей в историческую атмосферу особняка Тургеневых необходимо было создание максимально достоверной среды, в которой жили обитатели дома, то есть не только мебель и личные вещи И. С. Тургенева, его родных и друзей, но и сам дом должен был стать объектом музейного показа. Для этого потребовалось максимально детализированно проработать все сохраняемые и восстанавливаемые элементы здания и отделки, оставшиеся за скобками во время предыдущих реставраций. Проект декоративной отделки здания включает в себя два раздела: покраска фасадов и декоративная отделка интерьеров.
В связи с новыми задачами, поставленными при разработке концепции развития музея, для наиболее полного эмоционального погружения посетителей в историческую атмосферу особняка Тургеневых необходимо было создание максимально достоверной среды, в которой жили обитатели дома, то есть не только мебель и личные вещи И. С. Тургенева, его родных и друзей, но и сам дом должен был стать объектом музейного показа. Для этого потребовалось максимально детализированно проработать все сохраняемые и восстанавливаемые элементы здания и отделки, оставшиеся за скобками во время предыдущих реставраций. Проект декоративной отделки здания включает в себя два раздела: покраска фасадов и декоративная отделка интерьеров.
В связи с новыми задачами, поставленными при разработке концепции развития музея, для наиболее полного эмоционального погружения посетителей в историческую атмосферу особняка Тургеневых необходимо было создание максимально достоверной среды, в которой жили обитатели дома, то есть не только мебель и личные вещи И. С. Тургенева, его родных и друзей, но и сам дом должен был стать объектом музейного показа. Для этого потребовалось максимально детализированно проработать все сохраняемые и восстанавливаемые элементы здания и отделки, оставшиеся за скобками во время предыдущих реставраций. Проект декоративной отделки здания включает в себя два раздела: покраска фасадов и декоративная отделка интерьеров.

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Интенсивные реставрационные работы велись с июля по октябрь 2018 года. В доме на Остоженке трудилось множество специалистов. Каждый день Мосреставрация проводила планерки, а архитекторы-реставраторы и конструкторы — авторский надзор. Открытие в ноябре Дома-музея И. С. Тургенева, а также памятника писателю стало центральным событием, приуроченным к 200-летию со дня его рождения.

Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, отделку интерьеров и фасадов.
Интенсивные реставрационные работы велись с июля по октябрь 2018 года. В доме на Остоженке трудилось множество специалистов. Каждый день Мосреставрация проводила планерки, а архитекторы-реставраторы и конструкторы — авторский надзор. Открытие в ноябре Дома-музея И. С. Тургенева, а также памятника писателю стало центральным событием, приуроченным к 200-летию со дня его рождения.

Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, отделку интерьеров и фасадов.
Интенсивные реставрационные работы велись с июля по октябрь 2018 года. В доме на Остоженке трудилось множество специалистов. Каждый день Мосреставрация проводила планерки, а архитекторы-реставраторы и конструкторы — авторский надзор. Открытие в ноябре Дома-музея И. С. Тургенева, а также памятника писателю стало центральным событием, приуроченным к 200-летию со дня его рождения.

Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, отделку интерьеров и фасадов.
Важно было восстановить интерьеры. Речь идет о паркетах, печах, живописи на стенах и потолках в парадных помещениях и более простой отделке в остальных жилых комнатах первого и антресольного этажей.

Информацию искали везде. Например, рисунок паркетов, живопись на стенах, которая ранее была написана по бумажным обоям, выполнены на основании материалов обследования, проведенного во время предыдущей реставрации в конце 1970-х годов, опубликованных известным реставратором Игорем Киселевым. А рисунок центральной розетки на потолке гостиной нашли на сайте Музея русских обоев, созданного Игорем Киселевым в Филадельфии.

Живопись в интерьере была традицией той эпохи. Росписи украшали дома как богатых особняков, так и небольших домов рядовой жилой застройки. Помещики зачастую отдавали крепостных мальчиков в обучение к художникам, чтобы они расписывали потом дома своих хозяев, а также приносили доход, зарабатывая на росписи в других домах.
Важно было восстановить интерьеры. Речь идет о паркетах, печах, живописи на стенах и потолках в парадных помещениях и более простой отделке в остальных жилых комнатах первого и антресольного этажей.

Информацию искали везде. Например, рисунок паркетов, живопись на стенах, которая ранее была написана по бумажным обоям, выполнены на основании материалов обследования, проведенного во время предыдущей реставрации в конце 1970-х годов, опубликованных известным реставратором Игорем Киселевым. А рисунок центральной розетки на потолке гостиной нашли на сайте Музея русских обоев, созданного Игорем Киселевым в Филадельфии.

Живопись в интерьере была традицией той эпохи. Росписи украшали дома как богатых особняков, так и небольших домов рядовой жилой застройки. Помещики зачастую отдавали крепостных мальчиков в обучение к художникам, чтобы они расписывали потом дома своих хозяев, а также приносили доход, зарабатывая на росписи в других домах.
Важно было восстановить интерьеры. Речь идет о паркетах, печах, живописи на стенах и потолках в парадных помещениях и более простой отделке в остальных жилых комнатах первого и антресольного этажей.

Информацию искали везде. Например, рисунок паркетов, живопись на стенах, которая ранее была написана по бумажным обоям, выполнены на основании материалов обследования, проведенного во время предыдущей реставрации в конце 1970-х годов, опубликованных известным реставратором Игорем Киселевым. А рисунок центральной розетки на потолке гостиной нашли на сайте Музея русских обоев, созданного Игорем Киселевым в Филадельфии.

Живопись в интерьере была традицией той эпохи. Росписи украшали дома как богатых особняков, так и небольших домов рядовой жилой застройки. Помещики зачастую отдавали крепостных мальчиков в обучение к художникам, чтобы они расписывали потом дома своих хозяев, а также приносили доход, зарабатывая на росписи в других домах.
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева

Впервые открыт для посещения антресольный этаж, где в свое время находился кабинет писателя. В главном зале реставраторы восстановили хоры с четырехколонным портиком. Особняк стал еще ближе к своему историческому облику.
Впервые открыт для посещения антресольный этаж, где в свое время находился кабинет писателя. В главном зале реставраторы восстановили хоры с четырехколонным портиком. Особняк стал еще ближе к своему историческому облику.
Впервые открыт для посещения антресольный этаж, где в свое время находился кабинет писателя. В главном зале реставраторы восстановили хоры с четырехколонным портиком. Особняк стал еще ближе к своему историческому облику.
В особняках той эпохи почти всегда делались хоры — выходящее в зал помещение с балконом в антресольном этаже для музыкантов. Подробное описание хоров дома на Остоженке мы нашли в одном из архивов Москвы в подрядной записи на строительство дома. Зондаж в стене позволил определить габариты проема, выходящего в зал, и, соответственно, размеры портика. Сейчас в этом помещении размещается кабинет сотрудников музея.
В особняках той эпохи почти всегда делались хоры — выходящее в зал помещение с балконом в антресольном этаже для музыкантов. Подробное описание хоров дома на Остоженке мы нашли в одном из архивов Москвы в подрядной записи на строительство дома. Зондаж в стене позволил определить габариты проема, выходящего в зал, и, соответственно, размеры портика. Сейчас в этом помещении размещается кабинет сотрудников музея.
В особняках той эпохи почти всегда делались хоры — выходящее в зал помещение с балконом в антресольном этаже для музыкантов. Подробное описание хоров дома на Остоженке мы нашли в одном из архивов Москвы в подрядной записи на строительство дома. Зондаж в стене позволил определить габариты проема, выходящего в зал, и, соответственно, размеры портика. Сейчас в этом помещении размещается кабинет сотрудников музея.
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева

Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и антресольным этажами.
Впервые открыт для посещения антресольный этаж, где в свое время находился кабинет писателя. В главном зале реставраторы восстановили хоры с четырехколонным портиком. Особняк стал еще ближе к своему историческому облику.
Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и антресольным этажами.
Приспосабливать историческое здание для современного использования с соблюдением всех требований без ущерба для внутреннего пространства — задача крайне сложная, особенно если здание деревянное и само является объектом музейного показа. Поэтому пришлось вентиляционные каналы устраивать в воссоздаваемых печах, отопление проводить в полу. Особенно сложно было приспосабливать подвал. Это входная зона, и нужно было, чтобы она соответствовала всем современным требованиям — чтобы был доступ для инвалидов, нужное количество эвакуационных выходов, необходимый размер гардероба. Кроме того, нужно было разместить помещение охраны, технические помещения для инженерного оборудования, санузлы, небольшой лекционный зал и первое экспозиционное помещение начала осмотра. Для обеспечения доступа инвалидов пришлось переделать входную группу и лестницу, устроенную во время реконструкции конца 1970-х годов, чтобы вписать подъемник из подвала на первый этаж.
Приспосабливать историческое здание для современного использования с соблюдением всех требований без ущерба для внутреннего пространства — задача крайне сложная, особенно если здание деревянное и само является объектом музейного показа. Поэтому пришлось вентиляционные каналы устраивать в воссоздаваемых печах, отопление проводить в полу. Особенно сложно было приспосабливать подвал. Это входная зона, и нужно было, чтобы она соответствовала всем современным требованиям — чтобы был доступ для инвалидов, нужное количество эвакуационных выходов, необходимый размер гардероба. Кроме того, нужно было разместить помещение охраны, технические помещения для инженерного оборудования, санузлы, небольшой лекционный зал и первое экспозиционное помещение начала осмотра. Для обеспечения доступа инвалидов пришлось переделать входную группу и лестницу, устроенную во время реконструкции конца 1970-х годов, чтобы вписать подъемник из подвала на первый этаж.
Приспосабливать историческое здание для современного использования с соблюдением всех требований без ущерба для внутреннего пространства — задача крайне сложная, особенно если здание деревянное и само является объектом музейного показа. Поэтому пришлось вентиляционные каналы устраивать в воссоздаваемых печах, отопление проводить в полу. Особенно сложно было приспосабливать подвал. Это входная зона, и нужно было, чтобы она соответствовала всем современным требованиям — чтобы был доступ для инвалидов, нужное количество эвакуационных выходов, необходимый размер гардероба. Кроме того, нужно было разместить помещение охраны, технические помещения для инженерного оборудования, санузлы, небольшой лекционный зал и первое экспозиционное помещение начала осмотра. Для обеспечения доступа инвалидов пришлось переделать входную группу и лестницу, устроенную во время реконструкции конца 1970-х годов, чтобы вписать подъемник из подвала на первый этаж.
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева

Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Специалисты также обновили системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования. В здании привели в порядок работу пожарной сигнализации и охранной системы.
Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Специалисты также обновили системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования. В здании привели в порядок работу пожарной сигнализации и охранной системы.
Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Специалисты также обновили системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования. В здании привели в порядок работу пожарной сигнализации и охранной системы.

Новая экспозиция

Новая экспозиция

Новая экспозиция

Новая экспозиция

После реставрации на цокольном этаже музея находятся гардероб, камера хранения, касса, туалеты, экран и тачскрин-панель с информацией для посетителей. Кроме того, там есть пространство для сбора и отдыха гостей, а также многофункциональный зал на 40 мест.

Музейная экспозиция доступна на первом этаже и антресолях. Она разделена на 12 тематических залов, посвященных разным этапам жизни писателя, а также его матери и эпохе, в которой жил Иван Сергеевич.
После реставрации на цокольном этаже музея находятся гардероб, камера хранения, касса, туалеты, экран и тачскрин-панель с информацией для посетителей. Кроме того, там есть пространство для сбора и отдыха гостей, а также многофункциональный зал на 40 мест.

Музейная экспозиция доступна на первом этаже и антресолях. Она разделена на 12 тематических залов, посвященных разным этапам жизни писателя, а также его матери и эпохе, в которой жил Иван Сергеевич.
После реставрации на цокольном этаже музея находятся гардероб, камера хранения, касса, туалеты, экран и тачскрин-панель с информацией для посетителей. Кроме того, там есть пространство для сбора и отдыха гостей, а также многофункциональный зал на 40 мест.

Музейная экспозиция доступна на первом этаже и антресолях. Она разделена на 12 тематических залов, посвященных разным этапам жизни писателя, а также его матери и эпохе, в которой жил Иван Сергеевич.
Печи, которые изначально стояли в особняке, были утрачены. Для восстановления печи в спальне использовали архивные чертежи первой трети XIX века, которые очень подходили по типу дома. Невероятно много для восстановления сделал директор музея Евгений Богатырев. Он нашел в регионах и купил для музея подлинные изразцовые печи первой половины XIX века целиком, которые теперь можно увидеть в прихожей, детской и на хорах. Мебель, люстры тоже 100-процентная заслуга Евгения Анатольевича. Реставраторы из-за рубежа на экскурсии задали мне вопрос: «А есть ли в доме подлинная мебель?» Они думали, что мы сделали копии. Но ничего подобного — в Музее Тургенева вся мебель подлинная, современная этому дому.
Печи, которые изначально стояли в особняке, были утрачены. Для восстановления печи в спальне использовали архивные чертежи первой трети XIX века, которые очень подходили по типу дома. Невероятно много для восстановления сделал директор музея Евгений Богатырев. Он нашел в регионах и купил для музея подлинные изразцовые печи первой половины XIX века целиком, которые теперь можно увидеть в прихожей, детской и на хорах. Мебель, люстры тоже 100-процентная заслуга Евгения Анатольевича. Реставраторы из-за рубежа на экскурсии задали мне вопрос: «А есть ли в доме подлинная мебель?» Они думали, что мы сделали копии. Но ничего подобного — в Музее Тургенева вся мебель подлинная, современная этому дому.
Печи, которые изначально стояли в особняке, были утрачены. Для восстановления печи в спальне использовали архивные чертежи первой трети XIX века, которые очень подходили по типу дома. Невероятно много для восстановления сделал директор музея Евгений Богатырев. Он нашел в регионах и купил для музея подлинные изразцовые печи первой половины XIX века целиком, которые теперь можно увидеть в прихожей, детской и на хорах. Мебель, люстры тоже 100-процентная заслуга Евгения Анатольевича. Реставраторы из-за рубежа на экскурсии задали мне вопрос: «А есть ли в доме подлинная мебель?» Они думали, что мы сделали копии. Но ничего подобного — в Музее Тургенева вся мебель подлинная, современная этому дому.
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева
  • Наталья Евгеньевна Карташова
    Главный архитектор проекта и научный руководитель реставрации Дома-музея Ивана Тургенева

Музейные предметы соседствуют с современными мультимедийными технологиями. С их помощью удалось существенно расширить и разнообразить музейное пространство.

Посетители могут увидеть прижизненные портреты и издания Тургенева, иллюстрации к его произведениям, а также мемориальные предметы. В их число входят автографы писателя. Экспозицию дополняют работы современных художников и исторические иллюстрации, натюрморты, жанровые сцены, светильники, бронзовые вещи, фарфор и мебель тургеневской эпохи.

Всего в музейную экспозицию входит 1500 экспонатов. Для ее создания за счет городского бюджета было приобретено или получено в дар 1025 уникальных экспонатов, отреставрировано 768 музейных предметов.

Наиболее ценные из них — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева кисти Федора Бурова, письмо Тургенева младшей дочери Александра Пушкина, графине Наталье Меренберг, автопортрет Полины Виардо, прижизненные издания и публикации произведений Ивана Тургенева на русском и иностранных языках.
Музейные предметы соседствуют с современными мультимедийными технологиями. С их помощью удалось существенно расширить и разнообразить музейное пространство.

Посетители могут увидеть прижизненные портреты и издания Тургенева, иллюстрации к его произведениям, а также мемориальные предметы. В их число входят автографы писателя. Экспозицию дополняют работы современных художников и исторические иллюстрации, натюрморты, жанровые сцены, светильники, бронзовые вещи, фарфор и мебель тургеневской эпохи.

Всего в музейную экспозицию входит 1500 экспонатов. Для ее создания за счет городского бюджета было приобретено или получено в дар 1025 уникальных экспонатов, отреставрировано 768 музейных предметов.

Наиболее ценные из них — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева кисти Федора Бурова, письмо Тургенева младшей дочери Александра Пушкина, графине Наталье Меренберг, автопортрет Полины Виардо, прижизненные издания и публикации произведений Ивана Тургенева на русском и иностранных языках.
Музейные предметы соседствуют с современными мультимедийными технологиями. С их помощью удалось существенно расширить и разнообразить музейное пространство.

Посетители могут увидеть прижизненные портреты и издания Тургенева, иллюстрации к его произведениям, а также мемориальные предметы. В их число входят автографы писателя. Экспозицию дополняют работы современных художников и исторические иллюстрации, натюрморты, жанровые сцены, светильники, бронзовые вещи, фарфор и мебель тургеневской эпохи.

Всего в музейную экспозицию входит 1500 экспонатов. Для ее создания за счет городского бюджета было приобретено или получено в дар 1025 уникальных экспонатов, отреставрировано 768 музейных предметов.

Наиболее ценные из них — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева кисти Федора Бурова, письмо Тургенева младшей дочери Александра Пушкина, графине Наталье Меренберг, автопортрет Полины Виардо, прижизненные издания и публикации произведений Ивана Тургенева на русском и иностранных языках.

Тургеневский квартал

Тургеневский квартал

Тургеневский квартал

Тургеневский квартал

Территорию вокруг дома-музея благоустроили. На участке сохранилась часть исторического парка с дубом тургеневских времен — саженец прислали из родовой усадьбы Тургеневых Спасское-Лутовиново в Орловской губернии.

Кроме того, были открыты памятник Ивану Тургеневу и небольшая городская скульптура «Муму», установленные за счет спонсоров. Автор обоих монументов — скульптор Сергей Казанцев. Таким образом, на Остоженке появился «тургеневский квартал» — новое культурное и рекреационное пространство, которое открыли к юбилею знаменитого писателя.
Территорию вокруг дома-музея благоустроили. На участке сохранилась часть исторического парка с дубом тургеневских времен — саженец прислали из родовой усадьбы Тургеневых Спасское-Лутовиново в Орловской губернии.

Кроме того, были открыты памятник Ивану Тургеневу и небольшая городская скульптура «Муму», установленные за счет спонсоров. Автор обоих монументов — скульптор Сергей Казанцев. Таким образом, на Остоженке появился «тургеневский квартал» — новое культурное и рекреационное пространство, которое открыли к юбилею знаменитого писателя.
Территорию вокруг дома-музея благоустроили. На участке сохранилась часть исторического парка с дубом тургеневских времен — саженец прислали из родовой усадьбы Тургеневых Спасское-Лутовиново в Орловской губернии.

Кроме того, были открыты памятник Ивану Тургеневу и небольшая городская скульптура «Муму», установленные за счет спонсоров. Автор обоих монументов — скульптор Сергей Казанцев. Таким образом, на Остоженке появился «тургеневский квартал» — новое культурное и рекреационное пространство, которое открыли к юбилею знаменитого писателя.
Мы абсолютно уверены, что жизнь городского Тургеневского сквера, где обрел свое место этот памятник, будет яркой и насыщенной. Этот квартал обязательно станет местом гения, как Гоголевский бульвар с Гоголем, как Чистые пруды с Грибоедовым, как Пушкинская площадь. Я надеюсь, что люди будут приходить сюда не только на новую выставку, но и на свидания, хочу, чтобы им здесь хорошо думалось, мечталось.
Мы абсолютно уверены, что жизнь городского Тургеневского сквера, где обрел свое место этот памятник, будет яркой и насыщенной. Этот квартал обязательно станет местом гения, как Гоголевский бульвар с Гоголем, как Чистые пруды с Грибоедовым, как Пушкинская площадь. Я надеюсь, что люди будут приходить сюда не только на новую выставку, но и на свидания, хочу, чтобы им здесь хорошо думалось, мечталось.
Мы абсолютно уверены, что жизнь городского Тургеневского сквера, где обрел свое место этот памятник, будет яркой и насыщенной. Этот квартал обязательно станет местом гения, как Гоголевский бульвар с Гоголем, как Чистые пруды с Грибоедовым, как Пушкинская площадь. Я надеюсь, что люди будут приходить сюда не только на новую выставку, но и на свидания, хочу, чтобы им здесь хорошо думалось, мечталось.
  • Евгений Богатырев
    Директор Государственного музея А. С. Пушкина
  • Евгений Богатырев
    Директор Государственного музея А. С. Пушкина
  • Евгений Богатырев
    Директор Государственного музея А.С. Пушкина