Инструкция

Как встать на жилищный учет

Что такое учет нуждающихся в жилых помещениях. Как встать в очередь на получение жилья. Какие документы нужны, чтобы встать на жилищный учет

1. Кто может встать на жилищный учет?

1. Кто может встать на жилищный учет?

На сегодняшний день вы можете встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях.


Для этого вы (а если вы хотите встать на жилищный учет с семьей, то и все совершеннолетние члены вашей семьи) должны соответствовать всем следующим условиям:

  • вы гражданин России;
  • вы зарегистрированы в Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет;
  • вы не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
  • можете быть признаны малоимущими.


Помимо этого, у вас должно быть хотя бы одно из следующих оснований:

  • суммарный размер площади жилья (принадлежащего на правах собственности и находящегося в пользовании), приходящейся на каждого члена вашей семьи, меньше учетной нормы;
  • ваше жилье признано в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции;
  • вы проживаете в многоквартирном доме, в котором отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка);
  • вы и члены вашей семьи проживаете по договору социального найма или на правах собственников (членов семьи собственников) в квартире, занятой несколькими семьями, и среди вас есть человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. При этом у вас и членов вашей семьи нет другого жилья, занимаемого по договору соцнайма или принадлежащего вам на праве собственности.
2. Какие документы нужны для принятия на жилищный учет?

2. Какие документы нужны для принятия на жилищный учет?

Чтобы вас и постоянно зарегистрированных с вами по одному адресу членов вашей семьи признали малоимущими и поставили на жилищный учет, вам понадобятся:

  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;
  • согласие всех членов семьи заявителя, их законных представителей или лиц, уполномоченных в установленном порядке, на подачу заявления на предоставление государственной услуги, получение результата ее предоставления, обработку персональных данных, проверку полноты и достоверности указанных в нем сведений — понадобится, если заявление будет подаваться онлайн на mos.ru;
  • основной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов семьи заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации);
  • справка о замене паспорта с указанием причины за период с 1 января 1991 года, в том числе с прежних мест жительства за пределами Москвы или иные документы, содержащие сведения о реквизитах документов, удостоверяющих личность в период с 1 января 1991 года до дня обращения (не понадобится в том случае, если по месту вашей регистрации функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета осуществляется центрами «Мои документы»);
  • сведения о приобретении гражданства Российской Федерации с указанием даты (для приобретших гражданство Российской Федерации);
  • свидетельство о рождении, если оно было выдано заграницей (для лиц, рожденных после 1975 года, и членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста);
  • свидетельство о заключении брака (при наличии факта вступления в брак), если оно было выдано заграницей;
  • свидетельство об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства), если оно было выдано заграницей;
  • вступившее в законную силу судебное постановление об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства (при наличии указанного судебного постановления) (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление);
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) — при наличии факта усыновления (удочерения);
  • свидетельство о расторжении брака, если с даты расторжения брака не прошло 5 лет, и если оно было выдано заграницей;
  • свидетельство о перемене имени (при наличии факта перемены имени), если оно было выдано заграницей, или иные документы, подтверждающие перемену имени;
  • вступившее в законную силу судебное постановление в отношении заявителя и/или членов семьи заявителя об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (при наличии указанного судебного постановления) (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление);
  • свидетельство о смерти (при наличии факта смерти), если оно было выдано заграницей;
  • решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 17 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (при наличии факта признания жилого помещения непригодным для проживания) — для подтверждения внеочередного права у заявителя и членов его семьи на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении жилых помещений, находящихся за пределами города Москвы (при наличии);
  • документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и факт проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет;
  • документы, подтверждающие виды и размер доходов всех членов семьи;
  • основной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, представителя члена семьи заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации) — если за услугой будет обращаться доверенное лицо;
  • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, представителя члена семьи заявителя (нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной).
3. Куда подавать документы и как долго их рассматривают?

3. Куда подавать документы и как долго их рассматривают?

Заявление можно подать:


Общий срок предоставления государственной услуги — 30 рабочих дней, которые начинают исчисляться с рабочего дня, следующего за днем регистрации вашего заявления. В этот срок не входит время, на которое оказание услуги может быть приостановлено.


Статус своего обращения вы можете проверить на mos.ru. Для этого необходимо знать номер обращения.

4. Как проверить, какое у меня место в очереди?

4. Как проверить, какое у меня место в очереди?

После того как вас примут на жилищный учет​, вы можете самостоятельно получать информацию о своем порядковом номере в очереди по городу Москве на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru, воспользовавшись услугой «Предоставление информации об очередности граждан, состоящих на жилищном учете» после авторизации на портале.


Вам будет доступна информация не только о номере в общей очереди по городу Москве среди граждан, состоящих на жилищном учете, а также о дате прохождения перерегистрации и количестве человек, состоящих вместе с вами ​на жилищном учете.

5. Что будет потом?

5. Что будет потом?

Москвичи, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, могут претендовать в порядке очередности только на жилье по договору социального найма или безвозмездного пользования.

6. Что делать, если у меня изменится состав семьи или мы утратим статус малоимущих?

6. Что делать, если у меня изменится состав семьи или мы утратим статус малоимущих?

При изменении состава семьи, жилищной или имущественной обеспеченности (приобретении жилого помещения) и желании сняться с жилищного учета вам нужно подать соответствующее заявление и пакет документов:

7. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

7. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Чтобы узнать, что делать в вашей ситуации, обратитесь:

  • за онлайн-консультацией в Департамент городского имущества Москвы на mos.ru;
  • в единую справочную службу Москвы по телефону +7 (495) 777-77-77. Профильные специалисты консультируют граждан по жилищным вопросам с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00.


Чтобы определить, каким способом вы можете улучшить свои жилищные условия, вы также можете воспользоваться онлайн-сервисом Департамента городского имущества Москвы. Также вы можете ознакомиться с другими инструкциями mos.ru об улучшении жилищных условий.

Эта страница полезна?