Как получить выплаты при несчастном случае на производстве

Как получить страховые выплаты при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании. Как возместить расходы на реабилитацию или абилитацию. Как определить степень утраты профессиональной трудоспособности

1. На какую помощь могут рассчитывать работники?

Работники, пострадавшие при несчастном случае на производстве или получившие профессиональное заболевание и имеющие подтверждающие эти факты документы, могут рассчитывать на:

2. Как получить пособие по временной нетрудоспособности?

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от размера среднего заработка и стажа.


Для получения пособия по временной нетрудоспособности вам нужно оформить больничный лист (листок нетрудоспособности). Для этого вам нужно обратиться в медицинскую организацию, в которой вы проходите лечение, и предъявить документ, удостоверяющий личность.


Открывают больничный в день обращения к врачу. Закрывают, как правило, в день выписки.


Обычно больничный лист выдается на срок не более 15 дней. Если нетрудоспособность превысила эти сроки, то больничный продлевается врачебной комиссией максимум на 15 календарных дней единовременно. Количество продлений не ограничено.

Если в тот момент, когда произошел несчастный случай или вы приобрели профессиональное заболевание, вы работали на двух работах более двух лет, в медицинской организации вам должны выдать два больничных листа, так как пособие по временной нетрудоспособности должны выплачивать оба работодателя.

Закрытый больничный лист не позднее 6 месяцев со дня выписки нужно отдать в бухгалтерию. Бухгалтерия заполнит его в своей части и начислит пособие по временной нетрудоспособности. Оно будет выплачено вместе с авансом или зарплатой.


Обратите внимание: врачи скорой помощи не могут выдать листок нетрудоспособности.

3. Как получить страховые выплаты?

Размер единовременной страховой выплаты и размер ежемесячной страховой выплаты зависит от степени утраты трудоспособности работника. Обе выплаты можно получить независимо от срока давности несчастного случая или факта приобретения профессионального заболевания.


Для получения единовременной и ежемесячных страховых выплат вам понадобятся:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании (если он был оформлен до 1 февраля 2002 года, в остальных случаях документ может быть получен в ходе межведомственного взаимодействия);
  • заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания (если оно было оформлено до 2 января 2001 года, в остальных случаях документ может быть получен в ходе межведомственного взаимодействия);
  • заключение бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) о степени утраты профессиональной трудоспособности (если оно было оформлено до 8 ноября 2000 года, в остальных случаях документ может быть получен в ходе межведомственного взаимодействия) — выдается по результатам медико-социальной экспертизы;
  • гражданско-правовой договор, предусматривающий уплату страховых взносов, и (или) копия трудовой книжки либо иного документа, подтверждающего ваши трудовые отношения с работодателем.


Подать заявление нужно в Фонд социального страхования. Сделать это можно лично и онлайн. Выплату вам должны назначить в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления.

4. Как получить компенсацию за дополнительные расходы на реабилитацию?

Пострадавшие при несчастном случае на производстве и приобретшие профессиональное заболевание работники при наличии прямых последствий страхового случая могут рассчитывать на оплату расходов:

  • на посторонний уход;
  • на протезы, ортезы, технические средства реабилитации;
  • на лекарства;
  • на автомобиль;
  • на медучреждения и санатории;
  • на профессиональное образование.


Вам оплатят расходы только в том случае, если необходимость приобретенного вами товара или услуги прописана в вашей индивидуальной программе реабилитации.


Вам понадобятся:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальная программа реабилитации — выдается по результатам медико-социальной экспертизы;
  • документы, подтверждающие ваши расходы — в зависимости от вашей ситуации;
  • документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий его полномочия, — если нет возможности обратиться лично. 


Подать заявление нужно в Фонд социального страхования. Сделать это можно лично или онлайн на федеральном портале госуслуг. Выплату вам должны назначить в течение 10 календарных дней с момента регистрации заявления.

5. Как пройти медико-социальную экспертизу?

Шаг 1. Получите направление


Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).


Лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение, или, например, к участковому врачу в поликлинику по месту прикрепления (не забудьте предварительно записаться на прием).


Врачу нужно предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.


По закону, если человек нуждается в социальной защите, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, но только при наличии у них медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. На практике это означает, что вам все равно придется обращаться в медицинскую организацию.

Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.

Шаг 2. Запишитесь на медико-социальную экспертизу


Для записи в бюро медико-социальной экспертизы вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • направление на медико-социальную экспертизу;
  • заявление;
  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  • заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию (предоставляется работодателем);
  • СНИЛС.


Обращаться нужно в бюро МСЭ по месту жительства. Вам выдадут талон на медико-социальную экспертизу. Ее могут назначить на любой день в течение месяца после подачи заявления.


Шаг 3. Пройдите экспертизу и получите документы


В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.


В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование.


В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.


По итогам экспертизы специалисты бюро медико-социальной экспертизы выдадут документы:

  • заключение о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности;
  • индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) — если есть необходимость в реабилитации или абилитации. 

6. Как получить выплаты, если ваш родственник умер от несчастного случая на производстве?

Родственники погибшего в результате несчастного случая на производстве работника или работника, умершего вследствие профессионального заболевания, могут претендовать на:

  • единовременную страховую выплату — 1 000 000 рублей;
  • ежемесячную страховую выплату — среднемесячный заработок умершего.


Страховые выплаты делятся между всеми имеющими право на их получение на день смерти работника родственниками в равных долях.


Для оформления выплат в зависимости от того, кем вы приходились умершему, понадобятся:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;
  • заключение центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;
  • гражданско-правовой договор, предусматривающий уплату страховых взносов в пользу погибшего, и (или) копия трудовой книжки либо иного документа, подтверждающего его нахождение в трудовых отношениях со страхователем;
  • свидетельство о смерти;
  • справка жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии — органа местного самоуправления о составе семьи умершего;
  • документ, подтверждающий, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактического учреждения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает;
  • справка образовательной организации о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этой образовательной организации по очной форме обучения;
  • документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания;
  • заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о связи смерти застрахованного с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации о признании детей, внуков, братьев и сестер застрахованного, достигших возраста 14 лет, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.


Подать заявление нужно в Фонд социального страхования. Сделать это можно лично или онлайн. Страховую выплату вам обязаны назначить в течение 2 рабочих дней с момента регистрации заявления. 

Оформить выплаты можно независимо от срока давности несчастного случая, но ежемесячные выплаты будут производиться только за те три года, что предшествовали обращению в Фонд социального страхования, и за все последующие.

Ежемесячные страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:

  • несовершеннолетним — до достижения ими возраста 18 лет;
  • обучающимся старше 18 лет — до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
  • женщинам, достигшим возраста 60 лет, и мужчинам, достигшим возраста 65 лет, — пожизненно;
  • инвалидам — на срок инвалидности;*
  • одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, — до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.


При несвоевременном перечислении страховых выплат должны уплачиваться пени в размере 0,5% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки.

*

С 1 января 2019 года возраст выхода на пенсию — 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако изменения затронут не всех и не сразу. Подробнее об этом на сайте Пенсионного фонда России.

Расскажите друзьям
Поделиться
Эта страница вам полезна?
Да
Нет
Почему?
Выберите причину
Слишком сложно
Не отвечает на вопрос
Мало информации
Спасибо! Нам важно ваше мнение.
Спасибо! Нам важно ваше мнение.