Как заключить брак

Какие документы нужны для регистрации брака. Какую фамилию можно взять при вступлении в брак. Какие документы надо менять после свадьбы

1.Кто и в каком возрасте может вступить в брак?

Пожениться на территории России могут граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Заключить брак можно при соблюдении ряда условий, в частности, у вас должно быть взаимное согласие на вступление в брак и вы оба должны достичь брачного возраста.


Граждане России могут вступать в брак с 18 лет, в исключительных случаях — с 16 лет. Для иностранцев минимальный возраст для вступления в брак определяется законодательством страны, гражданами которой они являются, для лиц без гражданства — страны, в которой они постоянно проживают, с соблюдением требований Семейного кодекса Российской Федерации.

2.Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать брак?

Чтобы заключить брак, вам понадобятся: 

  • заявление о заключении брака (совместное заявление или отдельные заявления)*; 
  • документы, удостоверяющие личность;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • свидетельство о расторжении брака — для разведенных;
  • свидетельство о смерти супруга/супруги — для вдов/вдовцов; 
  • разрешение органов местного самоуправления на вступление в брак либо объявление о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным — для лиц от 16 до 18 лет.  


Иностранцам и лицам без гражданства также потребуется: 

  • документ, подтверждающий отсутствие препятствий для заключения брака на территории Российской Федерации (выдается компетентным органом той страны, гражданином которой является человек. Для лиц без гражданства — консульством той страны, в которой человек постоянно проживает). Срок действия документа установлен законодательством той страны, компетентным органом которой он выдан.


Все иностранные документы должны быть легализованы в установленном законом порядке, переведены на русский язык и нотариально удостоверены.


Если у вас два гражданства и одно из них российское, то в загс вы должны представить те документы, которые требуются от граждан Российской Федерации. Если оба ваших гражданства иностранные, то выберите то, которое вам больше нравится, и представьте в загс те документы, которые требуются от иностранных граждан.

*

В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в отдел загс, центр госуслуг для подачи совместного заявления, необходимо заполнить отдельные заявления. Подпись лица на заявлении должна быть нотариально удостоверена. К нотариально удостоверенной подписи приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

3.Куда подать заявление?

Если вы оба граждане России, подать заявление в загс на регистрацию брака вы можете тремя способами: 

  • непосредственно в отдел ЗАГС (за исключением Люблинского и Замоскворецкого отделов ЗАГС и Архивно-информационного отдела) или Дворец бракосочетания — для регистрации брака в торжественной обстановке. Загс можно выбрать любой, независимо от регистрации по месту жительства; 
  • в центр госуслуг «Мои документы» — для регистрации брака в неторжественной обстановке (только для совершеннолетних);
  • онлайн на сайте mos.ru.


Если вы оба или один из вас гражданин страны СНГ, подать заявление вы можете:

  • непосредственно в отдел ЗАГС (за исключением Люблинского и Замоскворецкого отделов ЗАГС и Архивно-информационного отдела) или Дворец бракосочетания. Загс можно выбрать любой, независимо от регистрации по месту жительства. 


Если вы оба или один из вас гражданин дальнего зарубежья или лицо без гражданства, подать заявление и заключить брак вы можете в любом загсе города Москвы, кроме Замоскворецкого, Люблинского и Архивно-информационного отдела.


Бракосочетание произойдет в день и время, указанные в заявлении о заключении брака, но не раньше чем через месяц и не позже чем через 12 месяцев после подачи заявления. При наличии уважительных причин брак может быть зарегистрирован раньше — в этом случае обстоятельства, являющиеся основанием для сокращения срока, должны быть подтверждены документально.

4.Как происходит регистрация брака?

Заключить брак можно только в отделах ЗАГС, дворцах бракосочетания или центрах госуслуг «Мои документы». Некоторые загсы проводят выездные церемонии на территории культурно-исторических объектов Москвы — в этом случае проводится официальная выездная регистрация. Зарегистрировать брак на дому, в медицинской или другой организации можно только в том случае, если кто-то из пары не может явиться в загс или центр «Мои документы» из-за тяжелой болезни или по другой уважительной причине.


Для заключения брака вам обоим необходимо лично прийти в выбранный вами орган ЗАГС или центр госуслуг «Мои документы» в назначенное время. При себе нужно иметь документы, удостоверяющие личности, а если вы подавали заявление онлайн на портале mos.ru — оригиналы всех документов, которые требуются при подаче заявления. 


После того как ваш брак зарегистрируют, вам выдадут свидетельство о браке. Гражданам России и Республики Беларусь проставляют соответствующую печать в документы, удостоверяющие личность. Штамп о заключении брака в документы, удостоверяющие личности граждан других государств, не проставляется.


Проведение торжественной церемонии остается на ваше усмотрение, но, если вы считаете, что она необходима, заранее уточните в выбранном вами отделе ЗАГС, предоставляется ли там такая услуга. 

5.Какую фамилию можно взять?

При регистрации заключения брака супругам записывается общая фамилия или добрачная фамилия каждого из супругов. В качестве общей фамилии может быть:

  • фамилия мужа (жене присваивается фамилия мужа);
  • фамилия жены (мужу присваивается фамилия жены);
  • оба берут двойную фамилию, при этом к фамилии мужа присоединяется фамилия жены и пишется через дефис. Общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

6.Какие документы нужно менять после заключения брака?

Если вы гражданин или гражданка Российской Федерации и при заключении брака поменяли фамилию, вам необходимо заменить следующие документы (или внести в них изменения):

  • общегражданский паспорт — в течение 30 дней;
  • полис ОМС — в течение 30 дней;
  • документы на автомобиль — в течение 14 дней;
  • военный билет — сообщить о смене фамилии в военкомат нужно в течение 14 дней, поменять военный билет можно позже;
  • заграничный паспорт;
  • СНИЛС. Номер СНИЛС после смены фамилии, имени или отчества сохраняется, однако страховое свидетельство лучше заменить;
  • ИНН. Идентификационный номер налогоплательщика присваивается один раз на всю жизнь. Информацию о том, что вы сменили ФИО налоговая инспекция получит в ходе межведомственного взаимодействия. Обязанности менять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе у вас нет, но при желании вы можете это сделать;
  • трудовую книжку;
  • карту москвича;
  • сертификат на материнский капитал.


Большинство из этих документов можно оформить в центрах госуслуг «Мои документы» в Москве за одно посещение.


Не забудьте внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости (если у вас есть недвижимость), а также сообщить свои новые фамилию, имя или отчество банкам, ТСЖ или управляющей компании, Городскому центру жилищных субсидий (если получаете субсидии), отделу социальной защиты населения района города Москвы по месту получения социальных выплат (если получаете), Департаменту городского имущества (если являетесь очередником на улучшение жилищных условий), в учебное заведение (если вы уже окончили учебное заведение, документы об образовании менять не нужно).


Обратите внимание: если до заключения брака вы зарегистрировали рождение детей, менять им свидетельство о рождении не нужно. В дальнейшем достаточно вместе со свидетельством о рождении предъявлять свидетельство о заключении брака. 

7.Нужно ли заключать брачный договор?

Заключение брачного договора не обязательно, но в последнее время такие договоры заключаются все чаще. Дело в том, что обсуждение имущественных вопросов перестает восприниматься как первый шаг к разводу, а становится признаком вдумчивого и осмысленного подхода к браку и его материальной составляющей.


Брачным договором супруги вправе изменить предусмотренный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности на все общее имущество, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.


Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении приобретенного в будущем имущества.


Однако важно помнить, что законом не допускается внесение в брачный договор условий, связанных с личными неимущественными отношениями супругов.


Брачный договор может быть оформлен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении брачного договора нотариус разъясняет супругам их права и обязанности, значение и смысл заключаемого договора и предупреждает о юридических последствиях его заключения.

8.У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Узнать больше о регистрации брака в России вы можете, позвонив в единую справочную службу Москвы: +7 (495) 777-77-77 или на горячую линию Управления ЗАГС: +7 (495) 697-52-46. 

Расскажите друзьям
Поделиться