Как получить помощь пострадавшим при чрезвычайной ситуации

Психологическая, юридическая и материальная помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации, а также их родственникам

1. Какие виды помощи оказываются пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации?

Пострадавшие в чрезвычайной ситуации, а также их родственники могут получить:


2. Какую юридическую помощь можно получить и кто имеет на это право?

Если вы или ваши близкие пострадали в результате чрезвычайной ситуации, у вас есть право обратиться за бесплатной юридической помощью, включающей:


  • правовое консультирование в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера по вопросам восстановления имущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещения ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации;
  • представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.


Право на получение бесплатной юридической помощи могут получить:


  • супруг или супруга, состоявшие (на день гибели) в зарегистрированном браке с погибшим в результате ЧС;
  • дети погибшего в результате ЧС;
  • родители погибшего в результате ЧС;
  • лица, находившиеся на полном содержании погибшего в результате ЧС или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • граждане, здоровью которых причинен вред в результате ЧС;
  • граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате ЧС.


Полный список адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, размещен на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.

3. Как получить бесплатную юридическую помощь?

Для получения бесплатной юридической помощи нужно обратиться к одному из московских адвокатов, участвующих в программе городской бесплатной юридической помощи.


Бесплатная юридическая помощь оказывается на основании письменного заявления гражданина (в котором указываются сведения и факты, подтверждающие правовые основания для предъявления требований в суд, государственный (муниципальный) орган, организацию) при предъявлении:


  • паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;
  • документов, подтверждающих принадлежность гражданина к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.


Ознакомиться со списком адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в государственной системе бесплатной юридической помощи, можно на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы или в московских центрах госуслуг «Мои документы».


Сотрудники центра «Мои документы» помогут ознакомиться со списком, подобрать адвоката или адвокатскую контору, ближе всего расположенную к месту жительства гражданина или к суду, в который гражданин предполагает обратиться.


Адвокат в течение пяти рабочих дней со дня получения документов в письменной форме принимает решение о возможности (невозможности) оказания бесплатной юридической помощи и сообщает о нем гражданину. 


При необходимости обжаловать отказ адвоката в предоставлении бесплатной юридической помощи (предъявив доказательства факта обращения к адвокату), его действия и (или) бездействие можно в Адвокатскую палату города Москвы, которая находится по адресу: Москва, улица Сивцев Вражек, дом 43.


Контролем и надзором в сфере адвокатуры, в том числе внесением представлений в Адвокатскую палату города Москвы о прекращении статуса адвоката, обращением в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет Адвокатской палаты города Москвы в трехмесячный срок со дня поступления представления не рассмотрел его, занимается Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, расположенное по адресу: Москва, улица Кржижановского, дом 13, корпус 1, телефон: +7 (499) 940-36-02.

4. Какие выплаты положены пострадавшим в чрезвычайной ситуации?

Граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе при наводнении. Иностранные граждане также могут рассчитывать на выплаты, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.


Правом на получение единовременной материальной и финансовой помощи из федерального бюджета обладают граждане, признанные пострадавшими в результате ЧС или постоянно проживающие в населенном пункте, подвергшемся наводнению.


Предусмотрены выплаты для частичного покрытия расходов:


  • единовременная материальная помощь — 10 000 рублей на человека;
  • финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости:
  • за частично утраченное имущество — 50 000 рублей на человека;
  • в связи с полной утратой имущества первой необходимости — 100 000 рублей на человека);
  • выплата единовременного пособия: 
  • членам семей граждан, погибших в результате ЧС, в размере 1 млн рублей на каждого погибшего в равных долях каждому члену семьи;
  • семьям граждан, погибших в результате ЧС, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;
  • гражданам, получившим в результате ЧС вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред — в размере 400 000 рублей, легкий вред — 200 000 рублей на человека).



5. Как оформить выплаты пострадавшим в ЧС?

Для получения единовременной материальной и финансовой помощи из федерального и городского бюджета вам потребуются следующие документы:


  • заявление о получении соответствующей помощи;
  • документы, удостоверяющие личности гражданина и членов его семьи (паспорт; свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14 лет; в случае утраты паспорта – справка, удостоверяющая личность и выданная территориальными отделениями Федеральной миграционной службы России);
  • документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в населенном пункте, пострадавшем в результате ЧС (документ с отметкой о регистрации по месту жительства либо решение суда об установлении факта проживания);
  • иные документы по желанию гражданина.


Заявление и документы нужно подать в центр госуслуг «Мои документы» или отдел соцзащиты населения.


Для оформления единовременной материальной помощи или финансовой помощи в течение 3 календарных дней после подачи заявления созданная местной администрацией комиссия в целях определения размера ущерба проводит обследование жилого помещения заявителя и составляет:


  • акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи);
  • акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи).


Местная администрация составляет:


  • справку о составе семьи заявителя;
  • фотодокументы (по возможности).


В течение 10 дней со дня проведения обследования жилого помещения гражданина местная администрация принимает решение о включении (невключении) гражданина в следующие списки:


  • список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение единовременной материальной помощи за счет средств городского бюджета;
  • список граждан, пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета;
  • список граждан, пострадавших в результате ЧС, на получение финансовой помощи за счет средств городского бюджета;
  • список граждан, пострадавших в результате ЧС, имеющих право на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета.


Решение местной администрации о включении в список (за исключением помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета) является основанием для предоставления соответствующего вида помощи.

6. Что делать, если в помощи отказали?

При решении об отказе в предоставлении помощи в течение суток со дня принятия такого решения местная администрация даст вам письменный отказ в удовлетворении заявления с указанием соответствующих причин.


В этом случае вы можете обратиться в районный или городской суд по месту жительства с исковым заявлением о признании вас пострадавшим в результате ЧС на конкретной территории и о включении вас в список граждан, пострадавших в результате ЧС.


Решение о включении в списки для предоставления помощи принимается местной администрацией также на основании решения суда.

Расскажите друзьям
Поделиться