Мисселинг — это недобросовестная практика продаж, при которой продавец намеренно искажает информацию о продукте или услуге, недоговаривает о важных особенностях продукта и рисках, которые с ним связаны, чтобы вы его купили.
Например, вы пришли в банк, чтобы открыть новый или продлить действующий вклад, а менеджер предлагает вам «более интересный вариант» с возможностью заработать проценты и получить страховку и не говорит о том, что это принципиально другой продукт.
Столкнуться с мисселингом можно в финансовых организациях: банках, страховых и брокерских компаниях, негосударственных пенсионных фондах, управляющих компаниях ПИФов.
Под видом вклада вам могут предложить полис инвестиционного или накопительного страхования жизни, паи ПИФов, инвестиции в ценные бумаги, договор негосударственного пенсионного обеспечения. Доходность этих инструментов действительно может быть выше, но вместе с потенциальной доходностью будут выше и реальные риски: инвестиционный доход по ним не гарантирован, а вложения не застрахованы государством.
Представители банков и других финансовых организаций могут умалчивать о существенных признаках продаваемого продукта в разговоре, но они обязаны перед заключением договора в понятной форме информировать потребителей о ключевых особенностях и рисках финансовых продуктов и инструментов.
С 1 октября 2022 года при оформлении полиса страхования жизни и здоровья по кредитным продуктам банки и страховые организации должны предоставлять заемщику ключевой информационный документ — понятную памятку, в которой указана вся необходимая информация об условиях страхования.
Чтобы не стать жертвой мисселинга:
Перед подписанием договора нужно знать следующее:
Помните, что Агентством по страхованию вкладов защищены только банковские депозиты и вложения в негосударственные пенсионные фонды. Любые другие инвестиции вы совершаете на свой страх и риск.
Если вы стали жертвой мисселинга, в большинстве случаев вы можете в течение 14 дней вернуть деньги за ненужный продукт. Отказаться от полиса инвестиционного или накопительного страхования жизни стоимостью до 1,5 млн рублей можно в течение 30 дней. Для этого напишите заявление в компанию, которая навязала вам услугу.
Если вам отказали, можно отправить жалобу на финансовую организацию в Центральный банк Российской Федерации или обратиться к финансовому омбудсмену. О том, как направить обращение финансовому омбудсмену и какие споры он рассматривает, вы можете узнать из нашей инструкции.