Сергей Собянин объявил о завершении создания ТПУ «Окружная»
В столице заработали новые объекты пассажирской инфраструктуры транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Окружная»: северный вестибюль станции метро и северный вестибюль станции первого Московского центрального диаметра (МЦД-1). Их открыли Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.
«Сегодня здесь открывается самый крупный транспортно-пересадочный узел на севере Москвы. Еще несколько лет тому назад была примитивная платформа, даже без навеса, одна-единственная. За несколько лет построен целый ряд уникальных объектов: новый участок Люблинско-Дмитровской линии метро, МЦК, запущены Московские центральные диаметры, и сегодня все эти три вида транспорта объединены вестибюлями и переходами. Уже сегодня вместо двух тысяч пассажиров, которые раньше пользовались этой платформой, ежедневно пересаживаются около 40 тысяч человек, и в ближайшие два-три года количество пассажиров благодаря этой инфраструктуре увеличится до 80 тысяч», — сказал Мэр Москвы.
Сергей Собянин отметил, что, по сути, новый ТПУ стал полноценным крупным вокзалом на севере города. Благодаря ему значительно расширятся возможности для пересадки с разных видов транспорта и улучшится транспортное обслуживание около 400 тысяч жителей близлежащих районов.
Олег Белозеров рассказал, что на «Окружной» применили ряд новаций: бесшовный вайфай, новые кассы с большими стеклами. Также здесь открыли комнату матери и ребенка. «Это всё — новые стандарты, которые сейчас становятся обязательными. Москва эти требования выставила нам. Мы совместно это реализовали. И мы уже сегодня видим, как должен выглядеть железнодорожный транспорт в будущем», — отметил генеральный директор ОАО «Российские железные дороги».
ТПУ «Окружная» начали строить в 2014 году. В 2016-м открыли новую станцию Окружная Московского центрального кольца (МЦК). Еще через два года, в 2018 году, старая железнодорожная платформа Савеловского направления Московской железной дороги (МЖД) была перенесена на эстакаду ближе к станции МЦК. На Окружной стали останавливаться поезда «Аэроэкспресса». Сегодня примерно 10 процентов пассажиров пользуются этой станцией, чтобы добраться в аэропорт Шереметьево.
В том же 2018 году первых пассажиров приняла станция «Окружная» Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.
В 2019-м Савеловское направление МЖД стало частью МЦД-1. В 2021 году на станции Окружная МЦД-1 были открыты вторая платформа и вторая очередь южного вестибюля.
Таким образом, ТПУ «Окружная» стал крупнейшим пересадочным узлом севера Москвы, объединившим три станции рельсового каркаса: метро, МЦК и МЦД-1, а также маршруты поездов «Аэроэкспресса» и наземного городского транспорта.
Число пассажиров на «Окружной» выросло с двух тысяч в 2015 году до 43 тысяч человек в сутки в 2022 году, то есть более чем в 21,5 раза.
Однако, несмотря на рост популярности, новый ТПУ не отвечал современным стандартам. Из-за отсутствия единого пересадочного контура пассажирам приходилось идти по улице около 10 минут.
Для решения этой проблемы была проведена масштабная работа по интеграции отдельных станций в единое комфортное транспортное пространство.
3 ноября 2022 года первых пассажиров принял второй (северный) вестибюль станции метро «Окружная», объединенный с южным вестибюлем станции МЦД-1 и станцией МЦК.
Одновременно с ним заработал северный вестибюль станции Окружная МЦД-1, интегрированный со станцией МЦК.
Благодаря открытию новых вестибюлей пассажирам ТПУ «Окружная» не потребуется выходить на улицу и несколько раз переходить через дорогу, ожидая зеленого сигнала светофора.
Пересадка организована в теплом контуре по принципу «сухие ноги», а ее время сократилось в несколько раз. В частности, для пересадки с МЦД на метро необходимо будет пройти 100 метров вместо 500, для перехода со станции метро на МЦК — 160 метров вместо 600.
Путь от метро до поездов «Аэроэкспресса» стал в пять раз короче — теперь вместо 500 метров по улице пассажирам нужно пройти всего 100 метров в теплом контуре.
Кроме того, в пять раз сократился путь до станции для жителей близлежащих жилых кварталов, включая новый ЖК «Поколение» — с 10 до двух минут.
Таким образом, открытие новых вестибюлей позволило:
— обеспечить быструю и комфортную пересадку пассажиров на крупнейшем ТПУ севера Москвы;
— повысить привлекательность ТПУ «Окружная» и тем самым перераспределить пассажиропотоки и разгрузить ряд крупных транспортных объектов города, включая Савеловский вокзал и станции Серпуховско-Тимирязевской линии метро;
— улучшить транспортное обслуживание жителей районов Бескудниковский, Тимирязевский, Отрадное и Марфино с населением свыше 380 тысяч человек, из которых 60 тысяч человек проживают недалеко от ТПУ;
— обеспечить безопасный переход через железнодорожные пути и связать районы Бескудниковский, Тимирязевский, Отрадное и Марфино.
По оценке специалистов, к 2025 году число пассажиров ТПУ «Окружная» увеличится до 85 тысяч человек в сутки, что в 40 раз больше, чем в 2015 году, и в два раза больше, чем в настоящее время.
При этом созданный запас пропускной способности значительно превышает прогнозируемый пассажиропоток, что позволит обеспечить стабильное функционирование ТПУ на десятилетия вперед.
«МЦК и МЦД — это, традиционно говорю, это взгляд в будущее железных дорог. Железные дороги — это агломерационный вид транспорта, и здесь благодаря Сергею Семеновичу, работе команды в Москве все самые новые технологические возможности в железнодорожном транспорте, в городском транспорте применяются. Вот здесь это уже не платформа, а ТПУ, я бы его назвал мегахабом. Это пересадка между различными видами транспорта, причем сейчас она занимает буквально две-три минуты. В четыре-пять раз быстрее, чем это было раньше. Самое дорогое, что есть у пассажиров в мегаполисе, — это время. И вот сокращение времени, создание комфортной среды для перемещения является для нас совместным приоритетом», — подчеркнул Олег Белозеров.
Новый вестибюль станции метро «Окружная»
Второй (северный) вестибюль станции метро «Окружная» расположен вдоль Локомотивного проезда на пересечении с 3-м Нижнелихоборским проездом. Строительство северного вестибюля стало одним из сложнейших проектов в истории московского метростроения. Из-за тяжелейших геологических условий 100-метровый наклонный ход будущих эскалаторов пришлось прокладывать практически вручную. Очень важно и то, что работы выполнялись без остановки движения поездов. Московские строители блестяще справились с этой задачей.
Со станцией метро вестибюль связан тремя эскалаторами, длина которых составляет около 100 метров. С учетом сложнейших гидрогеологических условий для сооружения вестибюля была использована технология заморозки грунта. В месте замораживания выемка породы велась вручную с помощью отбойных молотков.
Оформлен вестибюль в едином архитектурном стиле, характерном для входных павильонов МЦК и МЦД. Простые плавные очертания фасадов и витражное остекление создают ощущение большого и светлого пространства. Полы и стены пассажирской зоны вестибюля облицованы гранитом и мрамором, а колонны — нержавеющей сталью.
Цветовое решение выполнено в двух оттенках: жемчужно-серый был выбран для облицовки фасада, а светло-салатовый — для потолков, порталов и других элементов интерьера, видимых с улицы через светопрозрачные проемы.
Территория вокруг благоустроена: тротуары выложены гранитом, установлено 50 малых архитектурных форм (скамейки, кашпо с цветами, урны) и два современных остановочных павильона наземного городского пассажирского транспорта.
С открытием вестибюля пересадка с метро на МЦД, поезда «Аэроэкспресса» и МЦК займет в три раза меньше времени — две-три минуты вместо шести — девяти минут. Пассажиры будут пересаживаться с одного вида транспорта на другой в теплом контуре, не выходя на улицу.
Также в пять раз сократится время пересадки с метро на наземный городской транспорт — с пяти до одной минуты.
Новый вестибюль станции Окружная МЦД-1
Второй (северный) вестибюль станции Окружная МЦД-1 расположен к северу от Московского скоростного диаметра. Он выполнен в едином стиле с примыкающим к нему пассажирским терминалом МЦК. В новом здании площадью три с половиной тысячи квадратных метров создана современная и комфортная пассажирская инфраструктура, соответствующая высоким стандартам московского транспорта.
Безбарьерная среда, включающая в себя эскалаторы и лифты, облегчит пользование вестибюлем для маломобильных пассажиров — пожилых людей, родителей с колясками, пассажиров с детьми и багажом, людей с ограниченными физическими возможностями.
Особое внимание уделено пассажирам аэроэкспресса — для них установлено более 20 навигационных указателей.
Также пассажиры могут воспользоваться двумя пешеходными переходами:
— надземным, по которому можно, не выходя на улицу, пересесть на МЦК;
— подземным, ведущим к жилой застройке районов Бескудниковский и Отрадное, в том числе к ЖК «Поколение».
С открытием вестибюля время пересадки с МЦД-1 или аэроэкспресса на МЦК сократится почти в два раза — с пяти с половиной до трех минут.