Сергей Собянин открыл после благоустройства центральную часть нового парка на Павелецкой площади
.jpg)
На Павелецкой площади завершился первый этап масштабной реконструкции и благоустройства. Для жителей открыли часть парка с фонтаном и остановкой для наземного городского пассажирского транспорта. Первые итоги работы осмотрел Сергей Собянин.
По его словам, проект реконструкции Павелецкой площади был одним из самых проблемных долгостроев. Решение о строительстве на площади торгово-развлекательного центра с парковкой было принято еще в конце 1990-х годов. К работам приступили в 2002–2003 годах, однако в связи со сложностями у инвесторов к началу 2010-х годов стройка была приостановлена. Три года назад территорию изъяли у прежних владельцев. В 2019 году российское архитектурное бюро «Апекс» на основе проекта американского бюро «5+ Design» разработало архитектурную концепцию реконструкции и благоустройства Павелецкой площади.
«Создали новый концепт этой площади, торгово-развлекательного центра, который вписывается теперь в транспортно-пересадочный узел. За эти годы сделали реконструкцию трамвайных путей, изменили схему движения на площади, ну и самое главное — здесь создается первоклассное общественное пространство, которое будет работать на все микрорайоны и станет гордостью нашего города», — отметил Сергей Собянин.
Владелец группы компаний «ПИК» Сергей Гордеев уточнил, что проект также позволит не только связать транспортные потоки, но и создать комфортное общественное пространство: «Здесь будет маленькое торговое пространство и подземная парковка, рабочие места. В общем, место, которое, надеюсь, москвичи полюбят. И наконец-то уйдет это темное последнее пятнышко».
Концепция включает строительство пятиэтажного подземного многофункционального комплекса площадью 73 тысячи квадратных метров и создание нового ландшафтного парка площадью три гектара, куда гармонично впишутся вентиляционные шахты и инженерные коммуникации подземного центра. Три из пяти уровней многофункционального комплекса займет торгово-развлекательный центр, визитной карточкой которого станут изящные стеклянные крыши-навесы овальной формы с загнутыми вверх козырьками. На четвертом и пятом будет располагаться паркинг на 277 машин, включая 28 мест для инвалидов. В здании установят 10 эскалаторов и 15 лифтов.
Ожидается, что 30 процентов площади торгового центра займут магазины одежды и обуви, около 15 процентов — рестораны и фуд-корт, 11 процентов — парфюмерия и косметика. Кроме того, посетители торгово-развлекательного центра смогут воспользоваться сопутствующими услугами — мелким ремонтом, чисткой одежды и другими. На данный момент подписаны договоры об аренде более 85 процентов площадей.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
(1).jpg)
На крыше торгового комплекса разобьют ландшафтный парк. Помимо оригинальных навесов над входами, главными украшениями парка станут площадь с фонтаном и открытый амфитеатр. Кроме того, там появятся искусственные холмы, пешеходные маршруты, выложенные из натурального камня, велодорожки, зоны для активного и спокойного отдыха, а также кафе и рестораны с уютными террасами.
Над одним из входов в торговый комплекс сделают зеленую зону отдыха с деревянными настилами и променадом по периметру. А главный вход в торгово-развлекательный центр будет располагаться напротив Павелецкого вокзала — по открытой лестнице гости смогут попасть на первый уровень, а далее по эскалаторам — в основную часть комплекса. Попасть в торговый центр можно будет также со стороны Кожевнической и Дубининской улиц. А вход со стороны Садового кольца свяжут с существующим подземным переходом через улицу Зацепский Вал.
«Мы продлим работы по благоустройству улицы, которая прилегает к Павелецкой площади. Также будут реконструированы Дубининская, Кожевническая улицы. На них пройдет такая комплексная реконструкция, как мы делали на других центральных улицах. Будет красиво и удобно для людей», — добавил Сергей Собянин.
Он также предложил в зимнее время залить на площади каток и поставить новогоднюю елку.
Всего в парке высадят около 350 лиственных и хвойных деревьев и 18 тысяч кустарников, разобьют газоны и цветники с разнообразными многолетними и однолетними растениями, установят лавочки и урны.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
В вечернее и ночное время уютную атмосферу в парке будут создавать фонари различной формы, высоты и размера. Оригинальные светильники не только внесут разнообразие в общую композицию площади, но и подчеркнут окружающее пространство комплекса за счет игры света и тени.
В настоящее время на Павелецкой площади завершаются фасадные и отделочные работы, монтаж внутренних инженерных систем, а также благоустройство ландшафтного парка. Общая строительная готовность комплекса составляет 90 процентов. На объекте работают 1800 человек.
Полностью реконструкцию и благоустройство площади планируют завершить до конца этого года.
Трамвай и благоустройство: другие проекты на Павелецкой площади и вокруг нее
Реконструкция Павелецкой площади является частью проекта развития одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Москвы, объединяющего Павелецкий вокзал, станции метро Кольцевой и Замоскворецкой линий и маршруты наземного городского пассажирского транспорта, которыми пользуются более 163 тысяч человек ежедневно. Из них метро пользуются 123 тысячи человек в сутки, пригородным железнодорожным транспортом — 15 тысяч человек в сутки, поездами дальнего следования — 9,7 тысячи человек в сутки, аэроэкспрессом — 9,5 тысячи человек в сутки, наземным городским транспортом — 6,2 тысячи человек в сутки.
ТПУ обслуживает пассажиров аэропорта Домодедово, а также пассажиров, приезжающих из крупных городов Московской области (Домодедово, Видное, Ступино, Ожерелье) и других городов России (Адлер, Волгоград, Саратов, Тамбов и другие).
В 2011–2012 годах были проведены неотложные работы по наведению порядка на привокзальной площади: ликвидирована незаконная торговля и организована цивилизованная схема движения транспорта. В 2015-м на вокзале открыли пассажирский терминал аэроэкспресса, связывающего Москву с аэропортом Домодедово.
В июле 2020 года была завершена реконструкция трамвайных путей. Теперь трамваи останавливаются прямо напротив главного входа — это удобно для пассажиров, особенно с большими сумками и чемоданами.
Путь от трамвайной остановки до вокзала для пассажиров стал короче на 40 процентов. С Павелецкого вокзала теперь можно без пересадок доехать до Чистых прудов, станций метро «Университет» и «Шоссе Энтузиастов».
Благодаря реконструкции трамвайных путей появилась возможность организовать движение современных трамваев «Витязь-Москва» на восьми маршрутах: А, № 1, 3, 16, 26, 39, 47, 49.
«Транспортно-пересадочный проект достаточно сложный. Очень много пешеходных потоков пересекается, транспортных потоков: трамваи, автобусы, метро. И все это нелегко было увязать. Но, в общем, совместно с городом нашли правильные решения, и создали такое общественное пространство», — рассказал Сергей Гордеев.
По оценкам, к концу 2023 года суммарный пассажиропоток ТПУ вырастет на 36 процентов — до 221,6 тысячи человек в сутки, в том числе за счет увеличения числа пассажиров, пользующихся трамвайными маршрутами.
После 2024 года Павелецкое направление станет частью МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Предполагается, что запуск МЦД-5 позволит существенно разгрузить Павелецкий вокзал: многие пассажиры не будут доезжать до него, так как у них появится больше вариантов пересадок на метро и МЦК.
Кроме того, на 2022 год предварительно запланировано проведение комплексного благоустройства улиц Дубининской, Даниловский Вал и Кожевнической.