Сергей Собянин дал старт проходке двухпутного тоннеля на восточном участке БКЛ

Поделиться
Сергей Собянин дал старт проходке двухпутного тоннеля на восточном участке БКЛ
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Проходку всех тоннелей нового кольца планируется завершить до конца года.

10 марта началась проходка двухпутного перегонного тоннеля между станциями «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии метро. Тоннелепроходческому комплексу (ТПМК) «Лилия» предстоит до конца августа пройти 1,2 километра.

«Мы запускаем щит от “Нагатинского Затона”, это один из последних щитов. Всего их осталось четыре, запустим оставшиеся щиты в апреле, в мае и в июне. И на этом, собственно, будет заканчиваться проходка всей Большой кольцевой линии московского метро, самой протяженной в мире», — сказал Сергей Собянин перед тем, как дать старт проходке тоннеля.

По его словам, щиты уже прошли 94 процента тоннелей Большой кольцевой линии. «До конца года оставшиеся тоннели также будут построены. Ну а дальше будет создание и завершение строительства самих станций, путевого хозяйства, устройство путевых, электрических, инженерных коммуникаций и так далее. Так что проект двигается, и нет сомнений, что он будет успешно завершен», — отметил Мэр Москвы. 

ТПМК «Лилия», произведенный в 2015 году, стал первым 10-метровым комплексом, использованным в Москве для строительства двухпутных тоннелей большого диаметра. Ранее с его помощью строился участок Некрасовской линии (от «Косина» до «Окской») и западный участок БКЛ (от «Мневников» до «Кунцевской»).

Проходку тоннелей БКЛ планируется завершить уже в сентябре 2021 года. Кроме тоннеля «Нагатинский Затон» — «Кленовый бульвар», строителям предстоит проложить еще три. Все они расположены на восточном участке кольца — от «Каширской» до станции «Нижегородской».

В апреле 10-метровый ТПМК «Победа» завершит сооружение двухпутного тоннеля от «Кленового бульвара» до площадки № 2, в этом же месяце начнется проходка двухпутного тоннеля от «Печатников» в сторону «Нагатинского Затона» с помощью щита «Виктория».

Кроме того, классические шестиметровые комплексы «Ольга» (в апреле) и «Елена» (в июне) начнут свой путь от станции «Каширская» в сторону площадки № 2 для прокладки однопутных перегонных тоннелей.

Восточный участок БКЛ протяженностью 11,4 километра включает четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Между «Текстильщиками» и «Кленовым бульваром» поезда будут ходить в большом двухпутном тоннеле диаметром 10 метров. В настоящее время уже сооружены однопутные перегонные тоннели от «Нижегородской» до «Текстильщиков» и двухпутный тоннель от «Текстильщиков» до «Печатников».

Ожидается, что восточный участок БКЛ улучшит транспортное обслуживание свыше 450 тысяч жителей районов Нагатинский Затон, Печатники, Текстильщики, Нижегородский и Лефортово. В среднем они сэкономят в поездках по городу 10–15 минут. Новое метро также снизит нагрузку на центральные участки Замоскворецкой, Люблинско-Дмитровской и Таганско-Краснопресненской линий, сократит интенсивность движения автотранспорта и улучшит экологическую ситуацию.

Высвободившиеся проходческие комплексы город направит для строительства новых радиальных линий. 

Ранее на строительстве Большой кольцевой линии метро работали четыре тоннелепроходческих комплекса, которые строили перегонные тоннели на юго-западном («Давыдково» — площадка № 6), южном («Зюзино» — «Воронцовская», соединительная ветка в депо «Замоскворецкое») и восточном («Кленовый бульвар» — площадка № 2) участках.

Станция «Нагатинский Затон»

Будущая станция «Нагатинский Затон» БКЛ строится вдоль Коломенской улицы, около домов 3 и 5.

На станции мелкого заложения сделают две береговые платформы, объединенные переходными мостиками. При выходе из вестибюля пассажирам будет открываться великолепный вид на Москву-реку.

Дизайн станции выбран во время открытого международного конкурса. Основная идея оформления интерьера посвящена обитателям рек Московского региона в целом и Нагатинского Затона в частности. Крупные реалистичные изображения рыб, выполненные из натурального камня в технике мозаичного панно, cформируют необычный и запоминающийся образ станции. На стене кассового зала разместят энциклопедически точные изображения рыб с кратким описанием.

На потолках самой станции, в кассовых залах и на сводах эскалаторов тоннелей установят алюминиевые композитные панели белого цвета. Освещение будет светодиодным. Светильники над перронами спрячут за карнизами, но они будут открыты около центральной стены. В облицовке стен залов и путевых стен предполагается использовать белый керамический гранит и габбро. Полы облицуют гранитом.

В настоящее время ведутся работы по разработке грунта, креплению котлована и устройству основных конструкций. Строительная готовность станции — 29 процентов.

Большая кольцевая линия метро

Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена является крупнейшим в мире проектом в области метростроения. Ее длина составит 70 километров. На ней расположатся 31 станция (включая существующий участок «Каховская» — «Каширская») и три электродепо.

Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав сегодняшнего лидера среди подземных колец — вторую кольцевую линию пекинского метро, длина которой — 57 километров. Большая кольцевая линия соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (Кольцевая линия) пересадочные контуры метро.

Во время строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

— Рублево-Архангельскую линию — на станции «Карамышевская»;

— Коммунарскую линию — на станции «Новаторская»;

— перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на станции «Кленовый бульвар».

Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на другие линии метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), шесть пересадок на Московские центральные диаметры — МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск), 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут станции «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Новаторская» и другие.

Впервые идея строительства новой кольцевой линии появились в 1985 году. Однако вследствие недостатка ресурсов и по другим причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство было принято Сергеем Собяниным.

Строительство линии разделено на участки:

— северо-западный — от станции «Деловой центр» до «Савеловской». Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (участок открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» — «Савеловская» (участок открыт для пассажиров 30 декабря 2018 года);

— северо-восточный — от «Савеловской» до «Нижегородской». Этапы: «Нижегородская» — «Лефортово» (участок открыт для пассажиров 27 марта 2020 года), «Лефортово» — «Электрозаводская» (участок открыт для пассажиров 31 декабря 2020 года), «Электрозаводская» — «Савеловская»;

— западный — от станции «Хорошевская» до станции «Кунцевская». Этапы: «Хорошевская» — «Карамышевская», «Карамышевская» — «Кунцевская»;

— юго-западный — от «Кунцевской» до станции «Проспект Вернадского». Этапы: «Аминьевская» — «Проспект Вернадского», «Кунцевская» — «Аминьевская»;

— южный — от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);

— восточный — от станции «Каширская» до «Нижегородской».

Уже завершена проходка 94 процентов тоннелей. Общая строительная готовность кольца — 74 процента.

Итоги и планы: как расширяется Московский метрополитен

С 2011 года введено в эксплуатацию 305 километров линий, 148 станций, три дополнительных вестибюля метро, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.

Люблинско-Дмитровская линия:

— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);

— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);

— второй вестибюль станции «Марьина Роща»;

— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».

Калининско-Солнцевская линия:

— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);

— участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (семь станций).

Замоскворецкая линия:

— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);

— станция «Технопарк»;

— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).

Арбатско-Покровская линия:

— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).

Таганско-Краснопресненская линия:

— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);

— станция «Спартак».

Бутовская линия:

— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).

Сокольническая линия:

— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);

— участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (четыре станции).

Некрасовская линия:

— участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (четыре станции);

— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Косино» (пять станций).

Большая кольцевая линия:

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (шесть станций);

— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» (одна станция);

— участок от станции «Лефортово» до станции «Электрозаводская» (одна станция);

— пересадка между станциями «Петровский парк» Большой кольцевой линии и «Динамо» Замоскворецкой линии.

Филевская линия:

— второй вестибюль станции «Международная».

Московское центральное кольцо — 31 станция.

Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2) — 60 станций, из которых 20 — пересадочные на метро, МЦК и МЦД.

Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».

В планах на 2021 год — завершить строительство 28,3 километра линий и 11 станций метрополитена, в том числе:

— западного участка БКЛ от станции «Хорошевская» до «Кунцевской» (девять километров, четыре станции);

— юго-западного участка БКЛ от станции «Кунцевская» до станции «Проспект Вернадского» (9,2 километра, четыре станции);

— южного участка БКЛ от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (семь километров, три станции);

— соединительной ветки с электродепо «Нижегородское» (1,9 километра);

— тупиков за станцией «Деловой центр» БКЛ (1,2 километра);

— второго вестибюля станции «Лесопарковая» Бутовской линии;

— пересадки с БКЛ на действующую станцию «Авиамоторная» Калининской линии;

— электродепо «Сокол» (реконструкция).