Сергей Собянин: В Москве продолжается масштабная программа реставрации памятников архитектуры

Поделиться
Сергей Собянин: В Москве продолжается масштабная программа реставрации памятников архитектуры
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Завершена комплексная реставрация здания посольства Бразилии, она проводилась за счет средств Министерства иностранных дел Бразилии.

За последние годы в Москве отреставрировали более 30 памятников архитектуры, в которых располагаются дипломатические представительства зарубежных стран. В 2020-м вернули исторический облик зданию посольства Бразилии на Большой Никитской улице. В День дипломатического работника Сергей Собянин оценил результат реставрации.

«Пользуясь случаем, хотел поздравить господина посла, Министерство иностранных дел, все представительства иностранных государств с Днем дипломатического работника, поблагодарить Министерство иностранных дел за тот вклад, который оно вносит в дело реставрации памятников, которые принадлежат МИДу. И конечно, благодарность посольству Бразилии, которое возродило настоящую жемчужину архитектуры XIX века на Большой Никитской», — сказал Мэр Москвы.

Как отметил Товар да Силва Нунес, Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Бразилия в Российской Федерации, реставрация — это подарок Бразилии Москве, а также символ дружбы между двумя странами.

«Мы очень гордимся своим домом в Москве — в городе, который так тепло, несмотря на холодную русскую погоду, так гостеприимно нас принимает», — подчеркнул он.

В последнее десятилетие Москва переживает настоящий реставрационный бум. За эти годы удалось привести в порядок 1560 памятников архитектуры. В планах на этот год — завершение реставрации более 100 исторических зданий.

Жемчужина московской архитектуры

Главный дом городской усадьбы на Большой Никитской улице (дом 54, строение 1) построили в 1876 году по проекту известного московского архитектора Александра Каминского. Среди его проектов — усадьба Боткиных на Покровке, усадьба Каратаевой — Морозова в Леонтьевском переулке, усадьба Четверикова — Кнопа в Колпачном переулке, особняк Носенкова — Балина на Поварской, дом княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой на Большой Никитской (здесь сейчас располагается театр «Геликон-опера»). Заказчиком строительства была владелица земельного участка жена потомственного почетного гражданина Анна Лопатина.

Каменное двухэтажное здание в русском стиле с необычным ромбовидным рисунком на фасаде, выложенным цветным кирпичом почти 150 лет назад, — одно из интереснейших архитектурных строений на Большой Никитской, оно по праву считается жемчужиной московской архитектуры конца XIX века.

В начале XX века здание превратилось в доходный дом. Тогда внутреннюю планировку изменили, чтобы можно было сдавать внаем небольшие жилые помещения. В 1920-е годы там размещалось общежитие. В 1928-м по проекту архитектора Суханова в доме появился третий этаж.

В начале 1960-х годов здание передали посольству Бразилии. В те же годы провели его масштабную реконструкцию. Так, в центральной части дома установили лифт, в западной части встроили трехмаршевую деревянную лестницу с первого на второй этаж, заменили оконные блоки и инженерное оборудование. Объем и габариты здания не менялись.

В 1974 году памятнику архитектуры присвоили статус объекта культурного наследия федерального значения. Спустя 14 лет его выкупила Федеративная Республика Бразилия, и с тех пор здание находится в ее собственности.

Как обновляли здание посольства

Комплексная реставрация исторического здания началась в 2015 году и завершилась в 2020-м. Работы проводились за счет средств Министерства иностранных дел Бразилии по проекту, разработанному московским проектным бюро.

Главный архитектор проекта Елена Константинова и генеральный директор компании-генподрядчика Валерий Авдеев стали лауреатами конкурса «Московская реставрация — 2020».

В ходе работ основное внимание уделили реставрации фасадов, составляющих главную ценность объекта культурного наследия. Специалисты тщательно расчистили и отреставрировали полуциркульные завершения окон, декорированные поясом архивольтов и объединенные широким фризом, а также килевидные кокошники над окнами второго этажа. Несколько декоративных изразцов изготовили по сохранившимся аналогам и установили на место утраченных.

Большинство поврежденных изразцов восстановили с использованием атмосферостойких материалов. Это позволило производить реставрационные работы без удаления разрушенных элементов и замены их на новодел. Поврежденный изразец укреплялся на месте и дополнялся, восстанавливались его цвет и фактура.

Бережно и тщательно отреставрирован уникальный ромбовидный рисунок главного фасада — восполнены сколы и утраты поверхностного слоя каждого кирпича. Остальным фасадам здания вернули их исторический облик: удалена поздняя желтоватая покраска и раскрыт первоначальный натуральный цвет красного кирпича.

По историческим фотографиям и архивным материалам обновлена кровля, на основе сохранившегося фрагмента гребня воссозданы утраченные декоративные навершия. Выполнена реставрация ограды вдоль Большой Никитской улицы.

Внутри здания в парадной зоне сохранились все ценные элементы планировки, восстановлена художественная отделка. При отсутствии сведений об оригинальной планировке и интерьерах здания авторы проекта реставрации применяли решения, характерные для усадебных домов конца XIX века, и приемы эклектики, характерные для автора здания — архитектора Александра Каминского.

Роспись и лепнину на первом этаже воссоздали по аналогам в неорусском стиле. К примеру, роспись потолков музыкального зала основана на образцах росписи сводов соборов. Оконные блоки из сосны, установленные в 1960-е годы, заменили на окна в дубовых переплетах с сохранением исторической расстекловки. Внутренние двери частично отреставрировали, частично воссоздали по сохранившимся образцам и аналогам. Наружные двери вместе с декоративными решетками также привели в порядок. При реставрации окон и дверей удалось частично использовать сохранившуюся фурнитуру, недостающая была изготовлена дополнительно.

Оригинальный элемент интерьеров особняка — обои обеденного зала, появившиеся в 1980-е годы. На них изображены гравюры с видами Рио-де-Жанейро 1820-х годов, выполненные по рисункам и акварелям баварского художника Йоганна Морица Ругендаса — участника научной экспедиции генконсула России в Рио-де-Жанейро академика Г.И. Лангсдорфа. В свое время обои изготовили на французской фабрике Zuber по технологиям XIX века. В ходе нынешней реставрации их удалось воссоздать по сохранившимся во Франции образцам.

Стены дома украшены гобеленами и живописью. В ходе работ были бережно сохранены и отреставрированы исторические предметы интерьера, среди которых шпалера «Пергола с вазами» (ручная работа, первая половина ХVII века, Брюссель), две вердюры с фламинго и цаплей (ручная работа, XIX век, Франция, Обюссон), каминные часы, изображающие даму с лошадью (бронза, эмаль), два комода эпохи Людовика XV с деревянной инкрустацией, розовой мраморной столешницей и бронзовым орнаментом, комод из черного дерева с бронзовой инкрустацией, черной мраморной столешницей и черепаховыми узорами (Франция, Буль). Воссозданы недостающие детали в старинных люстрах.

Раскрытие ранее заложенных дверных проемов, а также сохранение их формы приблизило эстетику внутреннего пространства к архитектуре фасадов, обеспечив целостность восприятия дома.

Дополнительно — в рамках приспособления здания для современного использования — была деликатно интегрирована централизованная система вентиляции и кондиционирования. Кроме того, историческое здание оборудовали архитектурно-художественной подсветкой, а прилегающую территорию благоустроили.

Более 1,5 тысячи объектов

Начиная с 2011 года в столице отреставрировали 1560 объектов культурного наследия, работы на 12 из них завершили в начале 2021-го.

«В Москве продолжается масштабная программа реставрации памятников архитектуры. В настоящее время отреставрировано уже более полутора тысяч памятников. Это вообще беспрецедентная программа по своим масштабам. Несмотря на сложности экономические, она продолжается», — сказал Сергей Собянин.

Реставрацию проводят за счет московского и федерального бюджетов, собственников и арендаторов объектов культурного наследия, религиозных организаций, спонсоров и благотворителей. Так, за счет бюджета Москвы работы провели на 594 объектах (в 2021 году — на одном объекте), за счет федерального бюджета — на 363 объектах (в этом году — на четырех объектах) и благодаря частным средствам — на 603 объектах (в 2021 году — на семи объектах).

Проведение масштабных реставрационных работ позволило сократить в 5,3 раза (с 2010 года) число московских памятников, требующих обновления. Доля объектов культурного наследия в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66 до 94 процентов.

Знаковыми объектами реставрации текущего года должны стать:

— жилой дом 1843–1845 годов, 1892–1893 годов с ценной художественной отделкой интерьеров, архитектор К. Дуванов. Здание расположено по адресу: улица Земляной Вал, дом 56, строение 3;

— здание ГЭС-2 (Болотная набережная, дом 15, строение 1);

— три павильона ВДНХ, среди которых № 15 «Радиоэлектроника и связь», № 30 «Микробиологическая промышленность» и № 5 «Физика».

Реставрация дипломатических представительств

Начиная с 2011 года Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России, в хозяйственном ведении которого находится множество московских памятников архитектуры, завершило реставрацию более 30 объектов культурного наследия. Среди них здания посольств Абхазии (Гагаринский переулок, дом 11), Вьетнама (улица Большая Пироговская, дом 13), Греции (Леонтьевский переулок, дом 4), Египта (Кропоткинский переулок, дом 12), Исландии (Хлебный переулок, дом 28, строение 2), Марокко (Пречистенский переулок, дом 8, строение 1), Новой Зеландии (улица Поварская, дом 44/2, строения 1, 2), Палестины (Кропоткинский переулок, дом 26), Сирии (Мансуровский переулок, дом 4, строение 1), Чили (Денежный переулок, дом 7, строение 1).

Также привели в порядок резиденции военного атташе Франции (Пречистенская набережная, дом 29, строение 1), послов Австралии (Кропоткинский переулок, дом 13, строение 1), Испании (Спасопесковский переулок, дом 8), Франции (улица Большая Якиманка, дом 43) и Чили (Хлебный переулок, дом 20/3, строение 1).

В 2021 году планируется завершить работы по реставрации фасадов, кровли и главной ограды Дома приемов МИД России (улица Спиридоновка, дом 17, строение 1).

Ежегодно в Дни исторического и культурного наследия Москвы (18 апреля и 18 мая) в зданиях — памятниках архитектуры, где размещаются дипломатические представительства, организуют экскурсии. В прошлом году из-за непростой эпидемиологической ситуации их проводили в онлайн-формате. На портале «Узнай Москву» опубликованы виртуальные туры по шести знаковым объектам культурного наследия.

Городские программы

С 2011 года в городе полностью отреставрировали 55 храмов, включая 34 святыни по городской программе субсидий религиозным организациям. В этом году реставраторы будут вести работы в 43 храмах (10 объектов вошли в городскую программу субсидий).

В рамках программы «1 рубль за 1 квадратный метр» начиная с 2012 года частным инвесторам переданы в аренду 24 аварийных памятника архитектуры. Уже завершена комплексная реставрация 19 зданий. Продолжаются работы на пяти объектах.

С 2011 по 2020 год проведена реставрация 117 произведений монументального искусства и 456 архитектурно-художественных надгробий и объектов исторического и воинского некрополя, являющихся объектами культурного наследия.

В прошлом году в порядок привели 30 захоронений с художественными надгробиями на Армянском, Ваганьковском, Пятницком, Введенском, Миусском кладбищах и в Донском некрополе. Отреставрированы памятники Н.В. Гоголю на Гоголевском и Никитском бульварах, Юрию Долгорукому на Тверской площади, В.В. Воровскому на Кузнецком Мосту, Д.Н. Прянишникову на улице его имени, А.А. Фадееву на Миусской площади. Также отреставрировано 50 произведений садово-парковой скульптуры усадьбы Кусково.

В этом году собираются отреставрировать 76 захоронений с художественными надгробиями и один объект монументального искусства — памятник И.А. Крылову на Патриарших прудах.