Сергей Собянин: Северный речной вокзал станет одним из лучших мест отдыха в Москве

Сергей Собянин: Северный речной вокзал станет одним из лучших мест отдыха в Москве
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
В здании вокзала откроются ресторан, кафе и магазины сувениров. Рядом появится благоустроенный парк и набережная для прогулок.

Реставрацию Северного речного вокзала завершат в 2020 году. Это памятник архитектуры регионального значения и один из узнаваемых символов столицы. Его можно увидеть во многих советских фильмах, таких как «Волга-Волга», «Новая Москва», «Коллеги», «Гонки по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и другие.

«В следующем году весь этот крупнейший интересный ансамбль заиграет новыми красками и снова будет любимым местом отдыха москвичей», — отметил Сергей Собянин.

Активные работы по обновлению Северного речного вокзала стартовали в этом году. До этого, по словам Мэра Москвы, специалисты провели исследование, изучили архивные документы и подготовили проект научной реставрации.

«Более того, реконструируют причал, который сейчас, собственно, технический. А будет сделана первоклассная набережная мирового уровня. Не только для причала судов, но и для прогулок, активного отдыха москвичей. Чтобы это было и удобно, и красиво», — добавил Сергей Собянин.

Корабль на берегу

Северный речной вокзал находится на берегу Химкинского водохранилища. Строительство здания вокзала завершили в 1937 году, авторами проекта были архитекторы А.М. Рухлядев и В.Ф. Кринский. После открытия канала имени Москвы в 1930-е годы речные суда, отправляясь от Северного речного вокзала, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.

Здание напоминает огромный двухпалубный корабль. Центральная часть с главным входом и башней выглядит как корпус корабля с каютами, а открытые галереи с фонтанами с северной и южной стороны — как нос и корма. Вереница колонн похожа на огороженную палубу. Шпиль со звездой на башне выглядит как мачта без паруса. Архитектурная композиция строго симметрична.

Общая площадь трехэтажного здания составляет 5,3 тысячи квадратных метров, его длина — 150 метров. Высота шпиля в поднятом положении — 75 метров. К причалу ведет широкая парадная лестница.

Стены вокзала практически не видны за многочисленными галереями. Повторения пилонов, столбов, колонн, арок, портиков делают конструкцию здания прозрачной и легкой. На втором этаже установлено 150 столбов, на третьем — 88 колонн и столбов.

На башне вокзала установлен 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. По проекту он должен был выдвигаться из башни во время навигационного периода, а после его окончания — убираться внутрь. Однако фактически механизм запускался всего несколько раз.

По замыслу авторов проекта, здание должно было стать не только транспортным объектом, но и местом отдыха горожан. Поэтому на вокзале открыли ресторан, интерьеры украсили живописными произведениями, вокруг разбили парк, где установили фонтаны и скульптуры.

Причал Северного речного вокзала мог принимать до 24 судов в сутки. В 1960-е годы пассажиропоток с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составлял 1,55 миллиона человек.

С начала 1990-х годов объемы речных перевозок стали стремительно сокращаться. Так, в 2018 году обслужили только около 200 тысяч пассажиров круизных судов и 120 тысяч пассажиров экскурсионно-прогулочных судов.

Сокращение перевозок стало основной причиной запустения вокзала. Здание стали использовать как рынок: сдавали площади в аренду под торговые ларьки, в некоторых помещениях размещали камеры хранения.

 

Здание начало крениться, со временем в нем стало опасно находиться, и в 2009 году его закрыли из-за аварийного состояния. В 2017 году Северный речной вокзал передали в собственность города, после этого и началась подготовка к его реставрации.

Проект, разработанный по заказу Правительства Москвы, предусматривает восстановление исторической функции здания. Здесь вновь будет не только транспортный объект, но и место отдыха. Кроме того, проведут реконструкцию набережной, причалов, площади у основного здания и прилегающей парковой территории.

В Москве появится не только обновленный причал для водного транспорта, но и уникальное городское пространство с парком и прогулочными набережными.

Демонтаж, реставрация и воссоздание

Наибольшую сложность при проведении работ вызвали нестабильные основания и фундамент вокзала, которые были усилены инъекционным методом.

Специалисты намерены воссоздать исторический облик и планировку вокзала. Для этого необходимо демонтировать металлические решетки с юго-восточной стороны фасада и поздние кирпичные стенки, перебрать ступени, площадки и крыльца, восстановить выстилки кровли и площадки главного входа из гранитных плит, а также утраченные декоративные элементы. Кроме того, будут отреставрированы лепной декор, фриз с надписью, выстилки полов, полихромные керамические медальоны, художественный металл (якоря, ограждение ярусов башни), башенные часы (с воссозданием позолоты) и скульптурная композиция шпиля.

Проектом предусмотрено воссоздание полов открытых галерей, а также позолоты, раскрытие первоначальных оконных проемов от поздних закладок. Вернут первоначальный облик и осветительным приборам (фонари-ландыши на вентшахтах, расположенных на кровле, торшеры на площадках центральной лестницы, круглые светильники на галереях), и отделке фасадов здания.

Исторический вид возвратят интерьерам вокзала. Так, будут восстановлены каменный, мозаичный и паркетный полы и покрашены стены, отреставрированы лестницы с металлическими художественными ограждениями, лепные декоративные элементы, оселковый мрамор, мозаичный пол и метлахская плитка на лестничных клетках и живописная роспись на потолках. Также отреставрируют и установят новые, сделанные по историческим образцам, столярные заполнения.

Особо ценные интерьерные объекты вокзала — главный вестибюль, зал ожидания, ресторан и кабинет специального назначения. Помещения приведут в их первоначальный вид.

Москвичи также смогут увидеть отреставрированные башенные часы XVIII–XIX веков, панно, на которых изображены девять шлюзов канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик.

Непростой станет работа с фарфоровыми медальонами у главного входа — один из них сохранился только на 50 процентов. Реставраторы уверены, что объект удастся восстановить, и медальон сохранит свой облик в течение еще 30–40 лет.

При расчистке пола в зале ресторана специалисты обнаружили шесть слоев паркета. В советское время ремонт делали с приходом каждого нового руководителя.

Уникальные детали 1930-х годов — звезда с самоцветами и люстры

Во время реставрации специалисты демонтировали главный декоративный элемент вокзала —звезду, которая 80 лет венчала шпиль здания. Ее снимали с помощью 100-тонного крана в течение двух часов.

Звезду сделали в 1935 году на заводе имени Молотова из нержавеющей стали, детали были соединены точечной сваркой. Конструкция облицована гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды были закреплены серп и молот. Для их украшения были использованы уральские самоцветы — аметисты, топазы, александриты, горный хрусталь и аквамарины. Каждый самоцвет закреплен в отдельных кастах, покрытых золотом.

Со временем из-за коррозии слой золота деформировался и был частично утрачен. Также была утеряна часть самоцветов. Во время работ эти элементы восстановят по историческим фотографиям и чертежам. Планируется, что звезда вернется на историческое место в 2020 году.

В интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой, всего свыше 500 осветительных приборов, находившихся в неудовлетворительном состоянии.

Более чем за 80 лет эксплуатации они деформировались, на стеклянных плафонах появились трещины и сколы, крепежи были частично утеряны, внутренние каркасы проржавели, а электропроводку необходимо было заменить.

В процессе реставрации люстры и бра очистят от грязи, исправят деформированные металлические детали, устранят трещины и укрепят конструкции. Утраченные элементы будут воссозданы, а разбитые плафоны заменены новыми из стекла, которое было специально заказано на заводе в Пензе. Будут установлены новые электропроводка и патроны, это обеспечит безопасную эксплуатацию осветительных приборов и экономию электрической энергии.

Наиболее сложных работ потребовала большая люстра весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один луч и вовсе сломан. Во время работ специалисты нашли в здании склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Они и были использованы для замены испорченных. Таким образом, все плафоны на люстре исторические.

После окончания реставрации Северный речной вокзал станет общественным пространством, при этом транспортная функция сохранится. Здание будет круглый год доступно для посетителей. Здесь откроются ресторан, кафе и магазины с сувенирами.

Кроме того, вокзал приспособят для маломобильных граждан. Также планируется установить архитектурно-художественную подсветку фасадов исторического здания.

Зеленый парк и набережная: благоустройство территории возле вокзала

Набережную и площадь у здания Северного речного вокзала благоустроят в едином стиле. В их оформлении используют натуральные материалы белого, серого и бежевого цветов. Основной темой оформления станет река.

На кровле уличных павильонов и кафе установят элементы корабельных мачт. Летом остекленные фрагменты павильонов будут складываться в гармошку, открывая вид на реку. Кроме того, благодаря этому посетители смогут свободно попасть к воде.

Также планируется установить сиденья в виде гальки, деревянные настилы у водоемов и навесы из закаленного стекла. Места отдыха и торговли защитят специальными навесами от солнца и дождя.

Для детей оборудуют площадку со скалодромом и другими игровыми комплексами.

Парку Северного речного вокзала вернут облик 1930–1950-х годов

На набережной напротив здания Северного речного вокзала появится уменьшенная копия канала имени Москвы — ручей со шлюзами и подсветкой по всей длине. Дети и взрослые смогут запускать кораблики, открывать и закрывать шлюзы, а также изучать устройство канала.

Вдоль набережной оборудуют велодорожку длиной 1,2 километра, установят скамейки.

В южной части набережной обустроят зону отдыха с тремя бассейнами, кафе на 130 мест и пунктом проката катеров. В павильоне для посетителей будут работать душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зона выдачи полотенец и кассовый блок. У воды оборудуют место спасателя.

Все бассейны будут подогреваться, а над частью детского бассейна установят навес от солнца. Бассейны смогут одновременно посещать до 200 человек.

Через площадь у здания вокзала проложат пешеходный и транспортный маршруты. Для посадки и высадки пассажиров сюда смогут подъехать в том числе такси и автомобили каршеринга. Парковка легковых автомобилей будет доступна в двух карманах вдоль Ленинградского шоссе (51 место) и на территории, прилегающей к парку Северного речного вокзала (около 210 мест).

Кроме того, неподалеку будет создан пересадочный узел для туристических автобусов. Здесь гости столицы смогут пересесть на электрические шаттлы, которые доставят их до причала, что позволит сохранить экологию парка. Также будет организовано электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети. Это поможет отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки.

С Северного речного вокзала планируется организовать регулярные речные пассажирские маршруты перевозок, связывающие Москву с Подмосковьем и другими регионами. Также в планах развивать туристические маршруты.

Кроме того, Сергей Собянин напомнил о планах по созданию канатной дороги, которая свяжет соседние районы, разделенные Химкинским водохранилищем.

«С того берега будет проложена канатная дорога, чтобы жители Северного и Южного Тушина могли сюда быстро добираться. Сегодня, чтобы сюда добраться, нужно около часа. Теперь для жителей этих районов будет создана доступная среда для прогулок и для отдыха», — отметил Мэр Москвы.

Отдельным проектом станет комплексное благоустройство парка Северного речного вокзала, которое будет проведено в 2020 году.

«Исторический парк, который является памятником культуры, объектом культурного наследия, тоже будет полностью отреставрирован и приспособлен к современному использованию», — подчеркнул Сергей Собянин.

Парк площадью 24 гектара — объект культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936–1938 годах по проекту инженера Т.П. Шафранского. В основу планировки легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, характерной для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х годов.

Первоначально в парке были установлены 14 скульптурных групп и фонтанов, дизайн которых сочетался с образом главного здания и был выдержан в характерной эстетике того времени. Сейчас почти все они утрачены. Среди сохранившихся — бюст академика А.Н. Крылова (объект культурного наследия регионального значения). Он расположен рядом со зданием вокзала и повернут лицом к набережной. Бюст изготовили в 1960 году по проекту скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Ю.И. Гольцева.

Также сохранилась скульптура «Водный путь», которая находится у входа в парк в начале аллеи, ведущей к вокзалу. Она сделана в 1937 году по проекту скульптора Ю.А. Кун и изображает девушку, которая идет навстречу посетителям парка, держа над головой модель парусника. Севернее здания вокзала установлена сохранившаяся скульптура «Спорт» — юноша и две девушки, играющие в баскетбол.

В 2017 году подготовили концепцию благоустройства парка Северного речного вокзала. Сейчас ведутся разработка и согласование проекта. По замыслу авторов, в парке отдыхать можно будет круглый год, как и планировалось при его создании в советское время.

В процессе благоустройства будут воссозданы исторические фонтаны, а также проведена реставрация ограждения — фигурной чугунной ограды, выполненной по проекту архитектора И.Д. Мельчакова.

В этом году также проводится комплексное благоустройство парка Дружбы площадью более 40 гектаров, который находится напротив парка Северного речного вокзала, на другой стороне Ленинградского шоссе.

После завершения благоустройства парков в районе вокзала будет создано новое качественное общественное пространство — единая зеленая территория площадью около 80 гектаров.

Реставрация объектов культурного наследия в Москве

С 2011 года в столице отреставрировано 1325 объектов культурного наследия. Из них 114 памятников привели в порядок в этом году.

В результате число объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 39 до шести процентов.

В числе знаковых объектов, реставрацию которых завершили в 2018 — начале 2019 года:

— Спасская и Троицкая башни Московского Кремля;

— павильоны «Космос», «Земледелие» и «Колхозный дом культуры» на ВДНХ;

— фонтаны «Золотой колос», «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ;

— главный вход в Парк Горького;

— дом, в котором жила и работала скульптор Вера Мухина (Пречистенский переулок, дом 5а);

— дом Радищева XIX века (Большой Афанасьевский переулок, дом 9);

— чугунный павильон трамвайной остановки XIX века (Красностуденческий проезд, дом 17);

— Старый государев двор (Знаменский монастырь) — палаты бояр Романовых XVI–XVII веков (улица Варварка, дом 10, строение 1);

— особняк Кекушевой (улица Остоженка, дом 21);

— дом, в котором жил И.С. Тургенев в 1850 году (улица Остоженка, дом 37/7, строение 1);

— комплекс Хамовнических казарм начала XIX века — Шефский дом конца XVIII века, архитектор М.Ф. Казаков (Комсомольский проспект, дом 13);

— ансамбль Миусского трамвайного депо (Лесная улица, дом 20, строения 1, 3–6);

— Театральный институт имени Бориса Щукина (Большой Николопесковский переулок, дом 12а, строение 1);

— городская усадьба Лодыженских — Загряжских — Рукавишниковых XVIII–XIX веков (Денежный переулок, дом 3, строение 1);

— доходный дом И.С. Баскакова, в котором в 1919–1933 годах жил и работал ученый-психиатр профессор Московского университета П.Б. Ганнушкин (Хлебный переулок, дом 19);

— башни Донского монастыря.

В 2019 году планируется завершить реставрацию около 200 памятников.

Объекты культурного наследия реставрируют благодаря объединенным усилиям Правительства Москвы, Управления делами Президента России, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Минкультуры России и других федеральных органов власти, а также Русской православной церкви и других религиозных организаций, частных инвесторов и меценатов.