Сергей Собянин: После реконструкции Московский НПЗ сократит выбросы в четыре раза

Сергей Собянин: После реконструкции Московский НПЗ сократит выбросы в четыре раза
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
С прошлого года на предприятии эффективно работают современные очистные сооружения «Биосфера», а в следующем году планируется запуск высокотехнологичной нефтеперерабатывающей установки «Евро+».

На Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) в Капотне строится высокотехнологичная нефтеперерабатывающая установка «Евро+». Сейчас она готова на 97 процентов.

«Действительно, этот завод с точки зрения экологии будет одним из ведущих предприятий не только в России, но и в Европе. Это очень важно, этого ждут миллионы москвичей», — сказал Сергей Собянин.

«Начиная с 2011 года “Газпром нефть” инвестировала в модернизацию Московского НПЗ более 160 миллиардов рублей. Были реализованы проекты по переходу завода на производство топлива “Евро-5”, строительству инновационных биологических очистных сооружений “Биосфера”, внедрению первой в отрасли системы автоматизированного экологического мониторинга. Совокупный объем инвестиций “Газпром нефти” в обновление мощностей предприятия составит 250 миллиардов рублей до 2021 года», — сообщил председатель правления ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

«Очень важно, что завод наладил выпуск экологического топлива “Евро-5”. Это позволило первыми в России и в Москве перейти на новый стандарт топлива. Вы знаете, что именно автомобили являются источником 90 процентов вредных выбросов в атмосферу Москвы. Качественный бензин и дизель, конечно, улучшат экологию города. Это огромный вклад в развитие столицы, в комфорт столицы», — подчеркнул Мэр Москвы.

Девять лет: как проходит модернизация

Программа экологической модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода началась в 2011-м и должна завершиться в 2020 году. В нее вошли пять основных проектов:

— сокращение воздействия на водные объекты (Москву-реку);

— уменьшение выбросов в атмосферу;

— повышение экологического класса автомобильного топлива и, как следствие, снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду;

— рекультивация территории завода;

— создание системы экологического контроля и мониторинга.

«Огромное количество людей, которые проживали рядом с этим заводом, постоянно жаловались на тяжелую экологическую ситуацию, которая складывалась в этом районе. Я благодарен руководству “Газпром нефти” за то, что оно пошло навстречу. В 2011 году мы подписали соглашение о реконструкции Московского НПЗ. Это соглашение неукоснительно исполняется», — добавил Сергей Собянин.

Первый этап модернизации прошел в 2011–2015 годах. За это время реализовали около 50 процентов экологических проектов. В итоге воздействие завода на окружающую среду снизилось примерно в два раза. На втором этапе, который начался в 2016-м и продлится до 2020 года, выбросы завода окружающую среду сократятся еще вдвое.

Завод будет продолжать развиваться. Ведется работа по созданию установок, которые позволяют увеличить глубину переработки нефти, соответственно, это скажется на выпуске товарной продукции. На месте демонтированных установок будет предусмотрено строительство новых: комплекса глубокой переработки, установки замедленного коксования.

Установка «Евро+»: сберечь экологию

Строительство высокотехнологической установки переработки нефти «Евро+» — главный проект второго этапа модернизации Московского НПЗ. В него инвестировано 98 миллиардов рублей. Новый компактный энергоэффективный комплекс заменит пять устаревших установок — по гидроочистке дизтоплива, электрообессоливания, стабилизации и вторичной перегонки, атмосферно-вакуумной перегонке и каталитического риформинга. Их построили еще в 60-е годы прошлого века.

При строительстве установки используются самые передовые решения по организации первичных и вторичных процессов нефтепереработки. Московский НПЗ активно сотрудничает с ведущими отечественными производителями. Современное крупногабаритное оборудование поставляют предприятия Волгограда, Санкт-Петербурга, Тамбова, Волгодонска, Ливен, Петрозаводска и других городов России.

«Все те обязательства, которые брало на себя руководство компании "Газпром нефть", исполняются коллективом Московского НПЗ. На этом объекте — очень комплексном, очень технологичном, безопасном, экологичном — воплощены лучшие практики, которые есть в мире», — сообщил генеральный директор Московского нефтеперерабатывающего завода Виталий Зубер.

Специалисты завершили монтаж крупногабаритного оборудования и основных металлоконструкций. Продолжаются электромонтажные работы и настройка автоматизированных систем. Запуск комплекса запланирован на 2019 год.

Новая установка в два раза повысит производительность завода, до 85 процентов увеличит глубину нефтепереработки, в два раза — межремонтный срок. Также с запуском установки появятся новые высокотехнологичные рабочие места.

«С пуском этой установки повысятся все показатели: и экологические, и экономические, и производственные. На 11 процентов сократятся вредные выбросы в атмосферу с каждой тонны переработанной нефти. Произойдет это за счет самой технологической конфигурации, снижения сланцевых соединений, за счет того, что мы оптимизируем на данной установке теплообмен и сжигание газообразного топлива», — отметил Олег Лазарев.

Кроме того, столичный рынок получит дополнительный объем высококачественного топлива стандарта «Евро-5», а еще увеличится производство авиационного керосина.

С вводом в эксплуатацию «Евро+» уровень модернизации МНПЗ достигнет 80 процентов и будет повышаться в дальнейшем.

«Биосфера»: чистая вода

В 2016 году Московский НПЗ завершил ликвидацию устаревших открытых очистных сооружений и нефтешламовых хранилищ. Вместо них построили закрытые механические очистные сооружения, провели капитальный ремонт систем водоснабжения и канализации.

В 2017 году на МНПЗ закончился второй этап создания системы очистки сточных вод. На заводе построили биологические очистные сооружения «Биосфера» мощностью до 1400 кубических метров воды в час. Они гарантируют практически полное (до 99,9 процента) удаление из заводских стоков всех загрязняющих веществ. Этот показатель значительно превосходит нормативные требования и соответствует лучшим мировым показателям.

Помимо этого, до 75 процентов очищенной воды возвращается в производственный цикл. Таким образом, в 2,5 раза сократился забор воды из Москвы-реки, снизилась нагрузка на городские очистные сооружения, а предприятие перешло практически на замкнутый цикл водообращения.

С вниманием к экологии: как модернизируют Московский НПЗ

Сегодня «Биосфера» — уникальное экологическое сооружение, не имеющее аналогов в России. Проект разработан в нашей стране по передовым для отечественной нефтепереработки технологиям. Более 50 процентов оборудования — отечественного производства.

Очистные сооружения «Биосфера» получили несколько наград. Среди них ежегодная международная экологическая премия Ecoworld 2017 в номинации «Экологические разработки, ресурсосбережение и безотходные технологии». Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» отметила «Биосферу» свидетельством «Зеленый сертификат — модернизация проведена». Также проект получил премию в области экологии, энерго- и ресурсосбережения Eco Best Award 2018 в номинации «Лучший инфраструктурный проект».

Европейские технологии для чистого воздуха

Московский НПЗ заботится и об уменьшении выбросов в атмосферу. Для этого прекратили использовать малую битумную установку, а большую перевели на технологию закрытого розлива битума. Кроме того, построили новую установку производства серы, которая работает по европейской технологии грануляции без пыли и запаха.

«Евро-5»: чистый бензин

В 2011–2013 годах на Московском НПЗ построили установку гидроочистки бензина каталитического крекинга и установку изомеризации легкой нафты, реконструировали установку гидроочистки дизельного топлива. Эти сооружения позволили предприятию уже в 2013 году (на три года раньше нормативного срока) перейти на производство бензина и дизельного топлива экологического класса «Евро-5».

При использовании «Евро-5» автомобили выбрасывают в пять раз меньше соединений серы по сравнению с «Евро-4». Полный переход на выпуск топлива более высокого экологического стандарта эффективно повлиял на окружающую среду столичного региона.

К 2015 году Московский НПЗ ликвидировал отходы производства, накопленные в советский период (до 1991 года).

Пробы воздуха и воды: экологический контроль и мониторинг

Как на территории завода, так и в его окрестностях работает комплексная система мониторинга состояния воздуха, воды и геологической среды. Восемь дымовых труб оснащены автоматизированными системами локального экологического мониторинга промышленных выбросов. Информация с датчиков в режиме реального времени передается на сервер Московской службы государственного экологического мониторинга (ГПБУ «Мосэкомониторинг»).

Возле завода находятся два внешних поста контроля атмосферы. Пробы воздуха берут два раза в сутки в пяти точках промышленной зоны и в шести точках санитарно-защитной зоны. В 95 точках отбираются пробы воды, из 36 скважин — пробы геологической среды. Анализ проб проводится в заводской лаборатории.

Информацию о состоянии атмосферного воздуха в зоне влияния завода размещают на официальном сайте предприятия и экоинформере — специальном светодиодном экране у границы предприятия.

«Газпром нефть» — первая российская нефтяная компания, которая устанавливает на своих заводах передовые цифровые системы мониторинга воздуха. Этот опыт поможет в формировании стандартов промышленного мониторинга.

С 2018 года Московский НПЗ стал пилотной площадкой по внедрению в промышленности автоматизированных систем мониторинга воздуха. Результаты пилотных испытаний лягут в основу разработки единых федеральных требований к техническим решениям и методикам проектирования отраслевых систем мониторинга атмосферного воздуха.

80 лет столичной нефтепереработки

Московский НПЗ открылся в 1938 году. В 2018-м крупнейшее промышленное предприятие столицы отмечает 80-летие. Сегодня здесь работают две тысячи сотрудников.

В конце 1970-х — 1980-е годы на заводе прошла частичная техническая и экологическая модернизация. В 2011 году МНПЗ вошел в состав холдинга «Газпром нефть».

Ежегодно завод перерабатывает более 11 миллионов тонн нефти. Глубина переработки составляет более 80 процентов, а после завершения всех работ по модернизации повысится до 98 процентов. Это показатель лучших нефтеперерабатывающих предприятий.

МНПЗ производит бензин, дизельное, авиационное и судовое топливо. С 2013 года продукция соответствует экологическому стандарту «Евро-5». Доля МНПЗ на рынке топлива Московского региона составляет 35 процентов.

Кроме того, завод — крупнейший поставщик битумов для строительства дорог в России и крупнейший налогоплательщик среди промышленных предприятий столицы.