Реставраторы вернули исторический облик зданиям скоропечатни Левенсона
Сергей Собянин осмотрел итоги реставрации памятника архитектуры федерального значения «Скоропечатня товарищества А.А. Левенсона» в Трёхпрудном переулке.
«В Москве продолжаются большие реставрационные работы. В настоящее время ими охвачено более 300 памятников истории, культуры. В этом году уже отреставрировано 90. В целом по программе реставрации за счёт города, федеральных властей, частных инвесторов восстановлено уже более 700 памятников», — сказал Мэр Москвы.
Возвращение исторического облика зданиям скоропечатни Левенсона — одному из шедевров Шехтеля — является хорошим примером социальной ответственности бизнеса.
«Я благодарю группу ВТБ за ту работу, которая проведена по восстановлению этого замечательного памятника — шедевра Шехтеля», — подчеркнул Сергей Собянин.
Как сообщил руководитель Департамента культурного наследия города Алексей Емельянов, в отреставрированном здании скоропечатни будут проводить экскурсии: «С собственником мы договорились о том, что в какие-то дни здание будет доступно для москвичей. Обязательно, чтобы по всем памятникам культурного наследия могли быть организованы экскурсии и все москвичи смогли бы туда прийти».
В стиле модерн
Типография (скоропечатня) А.А. Левенсона была основана 31 марта 1881 года и первоначально размещалась в Рахмановском переулке. В 1890 году была реорганизована в Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона, а в 1896 году выполняла заказ к коронации Николая II и была удостоена звания поставщика двора Его Императорского Величества.
Несмотря на неизбежные сложности (например, пожар 1892 года), дела товарищества шли в гору, и вскоре скоропечатня А.А. Левенсона стала одной из наиболее известных типографий России. Например, в ней была напечатана первая книга Антона Павловича Чехова — сборник рассказов «Сказки Мельпомены», а также первые поэтические сборники Марины Цветаевой «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
В 1900 году в Трёхпрудном переулке по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля были построены существующие здания скоропечатни, которые стали одним из первых градостроительных комплексов Москвы в стиле модерн.
Комплекс состоит из трёх объектов: административного, производственно-типографского корпусов и здания сторожки.
Наибольшую архитектурную ценность представляет административный корпус с двухскатной кровлей, решёткой с надписью и угловыми башенками, стилизованными под готику. Под стать оригинальному внешнему виду здания было и его богатое внутреннее убранство.
Производственно-типографский корпус был спроектирован максимально функционально. При его возведении были применены новейшие технологии и материалы начала XX века. Например, металлический каркас позволил создать большие открытые пространства в цехах и обеспечить максимальное остекление фасадов, что важно для типографского производства.
После Октябрьской революции типография была национализирована, а в 1923 году она стала 16-й типографией Мосполиграфа. В конце 1920-х и в 1930-е годы на её территории появилось ещё несколько зданий, уплотнивших застройку владения и тем самым ухудшивших эстетическое восприятие памятника, спроектированного Шехтелем.
После закрытия в 1942 году 16-й типографии Мосполиграфа до начала 1990-х годов в здании находились различные учреждения, в том числе московская типография № 7.
С начала 1990-х годов здания скоропечатни А.А. Левенсона используют в качестве офисного комплекса.
В результате эксплуатации здания в советский и постсоветский периоды была утрачена вся внутренняя отделка административного корпуса, значительные утраты понесли кровля и фасады памятника.
«Фасады, внутренняя часть — всё было разрушено, всё было застроено перегородками и так далее. Нам удалось сохранить те элементы, которые остались», — доложил гендиректор ООО «ГК “Комбета”» Виталий Тутлис.
Реставрация фасадов и кровли
Комплексная реставрация зданий скоропечатни началась в 2013 году и продолжалась до августа 2016 года.
Основные работы провели в административном корпусе. Здесь выполнили расчистку фасадов, реставрацию штукатурных плоскостей, барельефа на уровне третьего этажа, воссоздали штукатурные и лепные тяги, исторические надписи и герб Российской империи, размещавшийся ранее над главным арочным входом в здание.
Кирпичную кладку освободили от многочисленных поздних покрасок. Это позволило вернуть фасадам первоначальное цветовое решение.
Были реставрированы или восстановлены по фотографиям исторические интерьеры здания: декоративные арки, парадная лестница, паркет, барельеф первопечатника Гутенберга, бра, потолочные светильники и другие элементы.
В части реставрации кровли были выполнены следующие противоаварийные работы:
— стабилизация конструкции кровли;
— замена прогнивших частей конструкции;
— зачистка и антисептирование оставшихся подлинных элементов.
Покрытие кровли заменили, сохранив исторический рисунок раскладки кровельного листа.
Проведены реставрационные работы по существующим подлинным металлическим элементам, восстановлена историческая надпись на решётке «Т-во скоропечатни Левенсонъ», флюгер на шпиле башни и навершие шпиля бокового эркера. На кровле смонтирован стеклянный витражный купол, предусмотренный оригинальным проектом Ф.О. Шехтеля.
«Здесь установлены самые современные инженерные технологии, начиная от кондиционирования, вентиляции, пожарной охраны и так далее. То есть это полноценное помещение, которое можно использовать для любых, самых мобильных офисов», — добавил Виталий Тутлис.
В производственно-типографском корпусе и здании сторожки были выполнены реставрационные работы по фасадам.
Реставрация объектов культурного наследия
Сохранение культурного наследия является приоритетным направлением деятельности Правительства Москвы. В 2011–2016 годах объёмы реставрации памятников в столице выросли в десятки раз. Всего отреставрировано 704 объекта культурного наследия, из которых 90 — в 2016 году.
Кроме того, были реставрированы и приведены в порядок 430 памятников монументальной скульптуры и некрополей.
В результате этой работы доля московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, снизилась с 39 процентов в 2010 году до семи процентов в 2016-м (с 1325 до 250 объектов).
Помимо скоропечатни Левенсона, в 2016 году завершена реставрация таких знаковых объектов, как:
— городская усадьба П.Ф. Секретарева, XIX век (главный дом, 1852 год), на Гоголевском бульваре;
— кондитерская фабрика товарищества «А. Сиу и Ко» (после 1924 года — кондитерская фабрика «Большевик»), 1884 год, 1896 год, 1902 год, на Ленинградском проспекте;
— гостиница «Дрезден» на Тверской улице;
— здание Казанского вокзала на Комсомольской площади;
— ансамбль Донского монастыря, XVI–XIX века, — старый собор (1591–1593 годы), трапезная и приделы (1678–1679 годы), шатровая колокольня (конец XVII века) — на Донской площади;
— городская усадьба Хлудовых, XVIII– ХХ века, на Малой Полянке (в рамках городской программы льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр»);
— деревянный дом начала XIX века в Денежном переулке.