Укладка новых путей на МКЖД в основном завершена

Укладка новых путей на МКЖД в основном завершена
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
После запуска МКЖД будет работать в режиме, максимально приближенном к графику метрополитена. Предполагается, что в сутки здесь будет ходить до 100 пар пассажирских поездов.

Реконструкция Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД) находится в завершающей стадии. Работы выполнены на 78 процентов. Строители практически завершили укладку новых железнодорожных путей.

Мэр Москвы Сергей Собянин, Министр транспорта России Максим Соколов и президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров совершили объезд МКЖД.

«Продолжаем работу по строительству МКЖД. Это, по сути дела, второе кольцо для метрополитена и первый пересадочный контур для радиальных направлений железной дороги. Сложнейший проект, крупнейший в стране и, я думаю, в мире один из самых масштабных инфраструктурных проектов», — сказал Сергей Собянин.

Город ведёт активную работу с ОАО «РЖД» и с Минтрансом для реализации этого проекта. Мэр Москвы подчеркнул, что после запуска работа на МКЖД не закончится: «Мы пройдём в этом году только первый этап: интегрируем максимальное количество (насколько это возможно) станций метрополитена и радиальных направлений. В течение 2017–2018 годов будем продолжать развитие инфраструктуры, создание контуров, переходов с одной станции на другую, интеграцию радиальных направлений, которые не вошли на первом этапе. Будет продолжаться большая работа. И в последующем — это крупные транспортно-пересадочные узлы», — сообщил Сергей Собянин.

От перевозки грузов к режиму метро

Протяжённость МКЖД — 54 километра. Дорога была открыта в 1908 году. Пассажирские перевозки здесь велись короткое время, но затем их прекратили из-за нерентабельности. На протяжении более 100 лет кольцевая дорога использовалась исключительно для перевозки грузов, следующих транзитом через Московский железнодорожный узел, а также для обслуживания промышленных зон, расположенных вдоль МКЖД.

Но если в начале XX века МКЖД проходила по границе города, то сейчас дорога находится в средней зоне Москвы. Это обстоятельство вновь сделало актуальной задачу включения железнодорожного кольца в систему городского пассажирского транспорта.

Реконструкцию МКЖД начали в 2012 году. Одобренный Правительством России проект предусматривает организацию пассажирского движения на кольце в режиме, максимально приближенном к графику метрополитена.

«Работы ведутся в очень плотном графике. Вы сами это видели. Ещё очень многое предстоит сделать, но самая основная, самая тяжёлая часть на линейной инфраструктуре уже пройдена. Поэтому у нас нет никаких сомнений, что в ближайшее время этот проект будет запущен для пользования всеми жителями и гостями Москвы», — заявил Максим Соколов.

Ожидаемая интенсивность движения по МКЖД — до 100 пар пассажирских поездов в сутки. В часы пик интервал между поездами составит не более шести минут. Перевозить пассажиров будут специальные городские электропоезда повышенной комфортности.

Всего на кольце будет 31 остановка, где планируется организовать полноценные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Предусмотрено 17 пересадок на 11 линий метрополитена и 10 пересадок на девять радиальных направлений железной дороги. На 13 ТПУ появятся перехватывающие парковки.

На МКЖД будут действовать проездные билеты и тарифы Московского метрополитена. Пересадка с МКЖД на метро и обратно будет бесплатной.

Ожидается, что открытие пассажирского движения по МКЖД позволит фактически создать ещё одно наземное кольцо Московского метрополитена. Это снизит нагрузку на действующую Кольцевую линию метрополитена примерно на 15 процентов. Также уменьшится нагрузка на городские вокзалы и платформы радиальных направлений железной дороги.

Частично удастся перераспределить транзитные транспортные потоки из центра в среднюю часть города, появится дополнительная альтернатива использованию автомобильного транспорта, в том числе для жителей Московской области. К тому же МКЖД позволит обеспечить транспортную доступность реорганизуемых промышленных территорий ЗИЛа и других.

Общая площадь зоны влияния МКЖД оценивается в 10 800 гектаров, или порядка 12 процентов территории Москвы внутри МКАД. Грузовое движение по МКЖД частично сохранят. Это позволит продолжить обслуживание действующих предприятий, а также обеспечивать транзит.

«Здесь будет реализован такой формат, как городская электричка. Ряд городов в настоящее время уже принимает этот опыт», — сказал Олег Белозёров.

Работы по реконструкции

Проект реконструкции МКЖД предусматривает:

— электрификацию железнодорожного кольца, включая строительство двух и реконструкцию трёх тяговых подстанций;

— переустройство двух главных путей с устройством высокотехнологичных бесстыковых путей, обеспечивающих плавный и малошумный ход поезда;

— строительство 31 километра дополнительного главного железнодорожного пути, на который будут перенесены грузовые перевозки;

— строительство 31 остановочного пункта и ТПУ.

На сегодняшний день реконструкция МКЖД выполнена на 78 процентов. Так, на 85 процентов готово устройство верхнего строения пути, на 66 процентов — система сигнализации, централизации и блокировки, на 70 процентов — контактная сеть.

Строительство и реконструкция тяговых подстанций выполнены на 87 процентов. На 93 процента завершены реконструкция и строительство искусственных сооружений.

На 82 процента завершено строительство остановок: работы закончены на 17 из 31 платформы. Строительство продолжается на 12 остановочных пунктах и 22 ТПУ, создаваемых на базе МКЖД.

Кроме того, завершается реконструкция семи путепроводов через железнодорожные пути МКЖД:

— Коптевского путепровода (введён в 2015 году);

— Богородского путепровода;

— Ленинградского путепровода (введён в 2014 году);

— Звенигородского путепровода (введён в 2015 году);

— Волоколамских путепроводов (автодорожного и трамвайного);

— Можайского путепровода (введён в 2014 году).

Ещё один путепровод — Сусоколовский — был демонтирован в 2015 году.

Благоустройство территорий

В 2016 году планируется провести комплекс работ по благоустройству территорий, прилегающих к МКЖД. Здесь проведут санитарную очистку, вывезут мусор, установят защитные экраны. Также планируется строительство новых и ремонт существующих подъездных дорог, создание пешеходных дорожек и качественного уличного освещения, благоустройство береговых зон и окраска существующих конструкций (мостов, заборов, гаражей и тому подобного). Особое внимание уделят озеленению: посадят деревья и кустарники, сделают газоны.

Благоустройство улучшит внешний вид территорий вдоль МКЖД и обеспечит пешеходную и транспортную доступность станций для будущих пассажиров.