Строительство и реконструкция

Сергей Собянин: Строительство и благоустройство МЦК вышли на финишную прямую

Сергей Собянин: Строительство и благоустройство МЦК вышли на финишную прямую
Фото: Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Работы по реконструкции Московского центрального кольца (ранее — МКЖД) находятся в завершающей стадии. Пути полностью готовы, проводятся испытания поездов и достраиваются платформы.

Сергей Собянин осмотрел реконструкцию Московского центрального кольца и благоустройство прилегающих к нему территорий.

«Мы приближаемся к запуску  МЦК — Московского центрального кольца, одного из крупнейших инфраструктурных проектов не только Москвы, но и мира. Редко где в таких мегаполисах реализуются столь масштабные проекты. Это 50 километров наземного метро, 31 станция, 27 транспортно-пересадочных узлов, интеграция с радиальными направлениями железной дороги и метро и несколько лет напряжённого кропотливого труда московских строителей, строителей российских железных дорог», — заявил Мэр Москвы.

По его словам, для запуска столь масштабного проекта потребовалось финансирование со стороны Правительства России, а также непосредственный патронаж со стороны Президента.

«Первая очередь будет включать запуск пассажирского сообщения и около 20 транспортно-пересадочных узлов. Ещё полутора лет понадобится для того, чтобы интегрировать около десятка других радиальных направлений и транспортно-пересадочных узлов. Уже с начала запуска это будет работать как полноценная транспортная инфраструктура», — сказал Мэр Москвы.

Он также поздравил железнодорожников с наступающим профессиональным праздником, который будет отмечаться в это воскресенье, 7 августа. «В Москве около 600 миллионов пассажиров пользуются поездами пригородного сообщения, миллионы прибывают в Москву на центральные вокзалы. Многотысячный коллектив железнодорожников постоянно работает в столице, обеспечивая эффективную транспортную систему столицы», — отметил Сергей Собянин.

Кольцевая железная дорога протяжённостью 54 километра была построена по решению императора Николая II и открыта в 1908 году. Тогда она проходила по границе города. На короткое время здесь организовали пассажирские перевозки, которые затем отменили из-за нерентабельности.

В дальнейшем более 100 лет кольцевая дорога использовалась исключительно для перевозки грузов, следующих транзитом через Московский железнодорожный узел, а также для обслуживания промышленных зон, расположенных вдоль МКЖД.

Активный рост города сделал актуальной задачу включения железнодорожного кольца в систему городского пассажирского транспорта.

Реконструкция МКЖД началась в 2012 году. Параллельно с весны ведётся благоустройство прилегающих территорий.

Недавно дорога получила новое наименование — Московское центральное кольцо (МЦК). Сейчас проводятся испытания поездов, а уже осенью кольцо планируется открыть для пассажиров.

По словам вице-президента ОАО «РЖД» Олега Тони, на сегодня МЦК реконструирована полностью. «Остались детали — это ограждения, это системы безопасности, это парки отстоя и обслуживания электричек. Все эти работы по графику будут закончены к 15 августа. И с 15-го числа “Российские железные дороги” приступят к полноценной обкатке этого кольца с полным графиком движения», — рассказал он.

Шумовые экраны, деревья и исторические станции: что увидят пассажиры МЦК после благоустройства

Проект благоустройства территории около Московского центрального кольца стал крупнейшим за этот год. Он призван улучшить внешний вид прилегающих территорий, создать удобные пешеходные связи и пересадки на кольцо с железнодорожных платформ, станций метро и наземного транспорта.

Работы проводятся на территории свыше трёх тысяч гектаров и охватывают:

— участки, прилегающие к станциям (транспортно-пересадочным узлам);

— территории памятников архитектуры (например, исторических станций МКЖД);

— участки, на которых полоса отвода железной дороги граничит с промышленными зонами;

— участки, на которых имеются железнодорожные пути, не относящиеся к инфраструктуре ОАО «РЖД»;

— остальные территории, прилегающие к полосе отвода железной дороги.

Ключевыми объектами благоустройства, безусловно, стали будущие станции и транспортно-пересадочные узлы МЦК. Около них обустроят пешеходные дорожки и тротуары, улучшат уличное освещение, установят 146 остановок нового образца и систему пешеходной навигации.

По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова, в порядок приводят всю территорию вдоль железнодорожного кольца. Уже проложены все инженерные коммуникации, связанные с отоплением и энергетикой. «В рамках мероприятий, которые утверждены по проекту, нам необходимо уложить около 550 тысяч квадратных метров твёрдого покрытия. Работы сейчас выполнены примерно на 30 процентов», — сказал заммэра.

Важной частью культурного наследия столицы являются исторические станции МЦК, которые долгое время были недоступны для обзора и свободного посещения. В рамках благоустройства уже отремонтировано 56 исторических зданий, а в районе 11 исторических станций создаются видовые зоны.

Проект благоустройства также поможет реорганизовать или отремонтировать промзоны, которые образовались около МКЖД за последнее столетие и сегодня находятся в неудовлетворительном состоянии.

В порядок приведут фасады 111 зданий промышленных предприятий, отремонтируют фасады 131 жилого дома и придомовые территории. На 22 зданиях и транспортных сооружениях появится архитектурно-художественная подсветка.

По всему периметру МЦК установят ограждение общей протяжённостью 108 километров, препятствующее несанкционированному доступу на железнодорожное полотно. А около жилых зон смонтируют около 16 километров шумозащитных экранов. Также в районе кольца высадят 2795 деревьев и обновят газон.

В настоящее время на благоустройстве МЦК ежедневно задействованы 25,9 тысячи человек и 612 единиц техники.

Историческая станция Канатчиково

Примером благоустройства являются работы, выполненные на станции Канатчиково. Это узловая железнодорожная станция Московского центрального кольца, расположенная в Южном округе между остановочными пунктами Севастопольский Проспект и Площадь Гагарина — параллельно Канатчиковскому проезду.

Канатчиково является одной из ближайших станций к историческому центру Москвы и находится всего в пяти километрах от Кремля. Станция имеет 15 путей, в том числе два главных, пять приёмоотправочных, четыре погрузочно-выгрузочных и четыре отправочных.

Историческое двухэтажное здание станции — вокзал начала XX века — является объектом культурного наследия. В комплексе сохранилось ещё два жилых дома, сторожка, будка централизации и пакгауз. В этом году фасады исторических зданий и перрон станции были отремонтированы. Общая площадь благоустройства прилегающей территории (подходов к станции и участка Канатчиковского проезда) составила 0,8 гектара. Рабочие заменили 1132 квадратных метра асфальта на проезжей части и 1300 квадратных метров тротуарного покрытия, установили 948 погонных метров бордюров и семь опор освещения, а также разбили газон на площади 1644 квадратных метра.

После запуска МЦК пассажирские поезда на Канатчикове останавливаться не будут. Станция станет экскурсионным объектом. Посетить её смогут все желающие, интересующиеся историей московских железных дорог и городской архитектурой.

Работы по реконструкции МЦК

Проект реконструкции Московского центрального кольца предусматривает:

— электрификацию железнодорожного кольца, включая строительство двух и реконструкцию трёх тяговых подстанций;

— переустройство двух главных путей с устройством высокотехнологичных бесстыковых путей, обеспечивающих плавный и малошумный ход поезда;

— строительство 31 километра дополнительного главного железнодорожного пути, на который будут перенесены грузовые перевозки;

— строительство остановочных пунктов и формирование ТПУ.

Сейчас проводится обкатка подвижного состава — пятивагонных пассажирских поездов «Ласточка».

Большая часть работ по реконструкции уже завершена. На 99 процентов выполнены реконструкция верхнего строения пути и строительство дополнительного третьего главного пути, а также сооружение инфраструктуры для электрификации. На 92 процента завершено строительство и реконструкция тяговых подстанций. Готовность остановок составляет 95 процентов, ТПУ — 78 процентов, других искусственных сооружений — 96 процентов.

По словам вице-президента ОАО «РЖД», часть транспортно-пересадочных узлов уже готова принимать пассажиров. Их будут вводить поочерёдно в течение полутора лет.

Одним из остановочных пунктов станет ТПУ «Севастопольский проспект», расположенный на пересечении одноимённой магистрали и 4-го Загородного проезда.

Общая площадь технологических объектов ТПУ «Севастопольский проспект» составит 1,8 тысячи квадратных метров. Проект предусматривает строительство пассажирской платформы МЦК и двух турникетно-кассовых терминалов, которые позволят пассажирам безопасно дойти до автобусных остановок на 4-м Загородном проезде и Севастопольском проспекте. Кроме того, рассматривается возможность прокладки дополнительных линий метро к ТПУ «Севастопольский проспект», сообщил глава Департамента строительства Андрей Бочкарёв.

«Активно с января по март приступили к выводу сети, проектированию, а с марта — к строительству этого транспортно-пересадочного узла», — рассказал Олег Тони. Ввести его планируют в четвёртом квартале этого года.

В настоящее время ведутся работы по монтажу металлоконструкций покрытий, инженерных коммуникаций, фасадных систем и светопрозрачных конструкций, кладочные и отделочные работы. Готовность объекта — 60 процентов. Строительство ведётся круглосуточно. В дневную смену на станции задействованы 134 человека, а по ночам на стройке работают 35 рабочих.

Параллельно со строительством ТПУ проведут работу по благоустройству прилегающей территории, включая устройство газонов, укладку асфальтобетонного покрытия и тактильной плитки.

После открытия транспортно-пересадочного узла метро в шаговой доступности получат жители районов Академический, Донской и Котловка. ТПУ также обеспечит комфортную пересадку пассажиров на существующие маршруты наземного городского транспорта — автобусы № 41, 121, 826 и трамваи № 26, 38, 38к.

В часы пик пассажиропоток пересадочного узла составит 5,7 тысячи человек, а к 2025 году эта цифра должна вырасти до семи тысяч.

«Ласточки» по минутам: как организуют движение на МЦК

Перевозить пассажиров будут «Ласточки» — электропоезда повышенной комфортности. Ожидаемая интенсивность движения составит до 100 пар пассажирских поездов в сутки. В часы пик интервал между ними составит не более шести минут.

Всего на кольце будет открыт 31 остановочный пункт, где планируется организовать полноценные ТПУ. Предусмотрено 17 пересадок на 11 линий метрополитена и 10 пересадок на девять радиальных направлений железной дороги. На 13 ТПУ будут оборудованы перехватывающие парковки. Открывать пересадочные узды будут поэтапно, по мере завершения строительных работ.

МЦК позволит пассажирам быстрее перемещаться между разными частями города, для этого им уже не надо будет пользоваться другими ветками метро или наземным транспортом, рассказал Андрей Бочкарёв. «Режим работы Московского центрального кольца будет синхронизирован с работой Московского метрополитена. Поэтому, безусловно, объект очень важный, очень востребованный, и мы прилагаем все усилия, чтобы быстрее запустить его в работу», — добавил он.

Оплатить проезд на МЦК пассажиры смогут билетами метро. Также на кольце сохранятся все действующие льготы на проезд. К тому же пересесть с МЦК на метро и обратно жители смогут бесплатно в течение 90 минут с момента первого прохода через турникет.

Ожидается, что открытие пассажирского движения по МЦК позволит:

— создать ещё одно наземное кольцо метрополитена;

— снизить нагрузку на действующую Кольцевую линию метро примерно на 15 процентов;

— уменьшить нагрузку на городские вокзалы и платформы радиальных направлений железной дороги;

— частично перераспределить транзитные транспортные потоки из центра в среднюю часть города;

— обеспечить дополнительную альтернативу использованию автомобильного транспорта, в том числе для жителей Московской области;

— обеспечить транспортную доступность реорганизуемых промышленных территорий ЗИЛа и других.

Общая площадь зоны влияния МЦК оценивается в 10 800 гектаров, или порядка 12 процентов территории Москвы внутри МКАД. Грузовое движение по МЦК будет частично сохранено, что позволит продолжить обслуживание действующих предприятий, а также обеспечивать транзит.