Культура

В мир чтения: в библиотеках начали принимать единый читательский билет

В мир чтения: в библиотеках начали принимать единый читательский билет
Пока он действует только в Северном и Зеленоградском округах. С единым читательским билетом жители могут обратиться в любую из 51 местной библиотеки. Раньше, чтобы получить книги из разных читален, приходилось регистрироваться в каждой из них.

В библиотеках Департамента культуры города Москвы начал действовать единый читательский билет (ЕЧБ). Пока его принимают в 51 читальне двух столичных округов — Северного (44 библиотеки) и Зеленоградского (семь библиотек). Об этом сообщил Сергей Собянин на своей странице в соцсети «ВКонтакте».

 

К концу 2020 года по новому читательскому билету можно будет получать книги во всех 440 библиотеках города. Его применение стало возможным благодаря внедрению единой автоматизированной библиотечной информационной системы. Она разработана столичным Департаментом информационных технологий совместно с Департаментом культуры.

«Единый читательский билет будет удобно использовать: он позволит выбрать любую библиотеку — рядом с домом, учебным заведением, работой. Выдается он бесплатно и на неограниченное время. Сейчас, оформив единый читательский билет, житель Зеленограда, например, может приехать и взять книгу, которая хранится в фондах библиотеки Северного округа столицы», — рассказал куратор ИТ-проектов в культуре Департамента информационных технологий города Москвы Сергей Шакрыл.

Он добавил, что обладателями такого читательского билета стали уже 30 тысяч москвичей, живущих в Северном и Зеленоградском округах. Прежде, чтобы взять книги из разных библиотек, приходилось оформлять бумажный документ в каждой из них. В среднем у активного читателя собиралось до семи читательских билетов из разных учреждений, в которых он одновременно обслуживался.

Как выглядит единый читательский билет и как его оформить

Единый читательский билет — это пластиковая карта, на лицевой стороне которой на бирюзовом фоне изображены книжные полки, а также нанесены две надписи — «Библиотеки Москвы» и «Единый читательский билет». Такой дизайн выбрали пользователи проекта «Активный гражданин» в марте этого года. Всего в голосовании приняли участие около 200 тысяч человек.

На обратной стороне карты читателя нанесены штрихкод и 13-значный уникальный номер. В единой автоматизированной библиотечной информационной системе при считывании штрихкода библиотекарь может увидеть информацию о пользователе: его фамилию, имя и отчество, контакты (телефон и/или адрес электронной почты), а также книги, которые за ним числятся.

Тем, кто обратился в библиотеку впервые, читательский билет нового образца выдают сразу. Владельцы бумажных читательских билетов могут обменять их на пластиковую карту в любой момент. Для того чтобы получить ЕЧБ, необходимо прийти в библиотеку с паспортом, заключить договор. Весь процесс оформления занимает не более 10 минут.

Важно отметить, что в качестве единого читательского билета можно использовать и социальную карту москвича. Штрихкод соцкарты библиотекарь сможет связать с профилем читателя в единой автоматизированной библиотечной информационной системе.

К концу 2020 года у обладателей единого читательского билета на портале «Библиогород» появится возможность зарегистрировать личный кабинет, где они смогут продлевать срок пользования книгой в режиме онлайн, бронировать нужные издания в любой городской библиотеке. Также в личном кабинете читатель сможет ознакомиться с подборкой рекомендуемой литературы по разным темам.

Что такое единая автоматизированная библиотечная информационная система

Единый читательский билет — часть автоматизированной библиотечной информационной системы. Помимо него, туда входит единый каталог библиотек. Сейчас сотрудники читален Северного и Зеленоградского округов наносят на каждую книгу штрихкод, который затем вносят в единую электронную базу. В нем содержится библиографическая информация о книге (автор, название, год издания, аннотация к произведению), а также сведения о том, какой читальне она принадлежит. Благодаря штрихкоду библиотекари могут отслеживать книгу и фиксировать ее нахождение — взял ли ее читатель в этой библиотеке или в стороннем учреждении. В будущем жители смогут забирать издание в одной читальне, а возвращать в другой. Пока эта услуга недоступна.

«Конечно, сейчас выдача книги занимает немного больше времени. Когда читатель приходит в библиотеку за изданием, которого нет в общей базе, его сначала вносят в систему и регистрируют, а затем только выдают. Но если книга уже в едином каталоге, ее выдадут за три — пять секунд. Поэтому мы просим наших читателей отнестись к этому с пониманием, ведь уже скоро москвичи смогут оценить все преимущества единого читательского билета», — пояснила Мария Рогачева, руководитель Московской дирекции по развитию культурных центров.

Если нужной книги не оказалось на полке читальни, куда обратился горожанин, он может попросить библиотекаря войти в систему и посмотреть, в каком учреждении она есть. Планируется, что к 2021 году городские библиотеки полностью откажутся от бумажных каталогов и документов и перейдут на электронную систему учета.

Где еще искать библиотеку с единым билетом

Автоматизированную библиотечную информационную систему также начали подключать в библиотеках Северо-Восточного округа. Планируется, что завершится этот процесс в январе 2019 года. На портале московских библиотек «Библиогород» в разделе «Карта» отмечено, где уже сейчас можно получить единый читательский билет. С внедрением билетов в новых округах страница будет все время обновляться.

Кроме этого, на сайте «Библиогород» пользователи могут найти необходимую библиотеку в любом районе, узнать ее точный адрес, график работы, сайт и получить другую информацию. В разделе «Афиша» представлена подборка лучших культурных мероприятий, которые проводят читальни, — выставок, лекций, концертов, кинопоказов, экскурсий. На сайте размещена информация о специальных проектах библиотек. В начале этого года на портале появился онлайн-поиск иностранной литературы: на интерактивной карте можно посмотреть, в какой читальне есть издания на иностранном языке.

Московские библиотеки развивают электронные услуги и сервисы. Прошлым летом для читателей было введено СМС-оповещение. С помощью СМС-сообщений им напоминают о сроке возврата книг.

Весной во всех столичных библиотеках Департамента культуры появился бесплатный электронный доступ к профессиональной периодике. Посетители могут почитать узкоспециализированные научные и деловые издания, например журналы и газеты об экономике, управлении и финансах, а также о литературе, истории, маркетинге. Электронный доступ открыли более чем к 40 изданиям, в том числе к различным справочникам.