Программа «Умный город» поможет выйти на новый уровень развития городских электронных сервисов и услуг

Программа «Умный город» поможет выйти на новый уровень развития городских электронных сервисов и услуг
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин
В программе будет задействован искусственный интеллект и анализ больших данных.

Сергей Собянин поручил разработать новую программу «Умный город». Ее главная задача — использовать самые современные технологические решения, чтобы создать максимально удобную, доступную и персонифицированную виртуальную среду для москвичей. Кроме того, она повысит эффективность городского управления за счет широкого анализа больших данных и внедрения искусственного интеллекта.

«Количество электронных услуг становится с каждым годом все больше. Помимо госуслуг, город управляется горожанами. Контролируется работа городского хозяйства при помощи таких сервисов, как “Активный гражданин”, “Наш город”, и других. Но технологии меняются, и нам нужно выходить на новый уровень развития электронных сервисов, услуг, информационного города. И можем уже сегодня говорить не об отдельных услугах, а о создании комплексной программы “Умный город”, которая бы охватывала все стороны нашей жизни», — сказал Мэр Москвы.

Электронные технологии будут обеспечивать функционирование органов исполнительной власти, многих гражданских институтов и бизнеса. Нормой станет единая точка доступа к любому сервису в любое время и с любого устройства.

Развитие технологий искусственного интеллекта обеспечит передачу машинам значительной части рутинных операций и роботизацию множества процессов. В частности, получат распространение такие технологии, как распознавание и синтез речи, изображений и видео, машинный перевод и многие другие.

Информатизация и цифровизация — один из главных трендов развития современных мегаполисов. Правительство Москвы максимально активно внедряет электронные услуги и сервисы по всем направлениям городской жизни — от здравоохранения и образования до безопасности.

О реализации государственной программы города Москвы «Информационный город» в 2017 году рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий Артем Ермолаев.

«Цель программы — повышение качества жизни за счет использования современных информационных коммуникационных технологий. Сама программа затрагивает все отрасли городского хозяйства. В целом в год мы реализуем более 400 проектов», — сказал он.

По словам Артема Ермолаева, ключевые достижения — развитие удобных информационных ресурсов для москвичей и объединение всех порталов органов исполнительной власти, услуг и сервисов на базе одной площадки — mos.ru.

 

Новые механизмы общения с горожанами

В прошлом году завершилась интеграция официального портала Мэра Москвы, портала государственных услуг, «Электронного атласа», сервиса «Автокод» и свыше 40 сайтов органов исполнительной власти в единый портал Москвы mos.ru. Он стал эффективным и удобным инструментом, позволяющим москвичам получать многочисленные услуги и сервисы. В 2017 году число уникальных пользователей выросло на 28 процентов по сравнению с 2016-м и превысило 40 миллионов человек.

С помощью сайта госуслуги получили почти на треть больше пользователей (около 260 миллионов успешных обращений). Сейчас продолжается интеграция mos.ru  с порталом открытых данных (data.mos.ru).

Интеграцию сервисов телефонных обращений граждан провели и на базе единого контакт-центра (телефон: +7 (495) 777-77-77), который объединил разрозненные диспетчерские службы. Постепенно в работу центра внедряются новейшие технологии распознавания речи. Они позволяют ускорить обработку обращений и снизить нагрузку на операторов.

Всего в 2017 году в контакт-центре обработано 24 миллиона телефонных обращений граждан и организаций — на 43 процента больше, чем в 2016-м. Из них более одного миллиона обработали с помощью системы распознавания речи.

«Мы активно используем различные информационные технологии и в данном случае использовали распознавание речи, для того чтобы быстрее обрабатывать телефонные обращения граждан и предоставлять необходимую, нужную им информацию», — сказал Артем Ермолаев.

Развивается единая мобильная платформа, включающая новые сервисы и приложения, онлайн-чаты и боты в телеграм-каналах. Число пользователей мобильных приложений Правительства Москвы достигло 2,6 миллиона человек.

Здравоохранение

В прошлом году продолжилась модернизация существующих и внедрение новых электронных сервисов в системе здравоохранения. В частности, Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), включая электронную медицинскую карту, появилась в поликлиниках ТиНАО. Это устранило цифровое неравенство между жителями присоединенных территорий и других округов Москвы.

«Если раньше поликлиники ТиНАО были подключены к информационной системе только на уровне регистратур, то теперь это сделано и на уровне врачей. Общий процент подключений достиг 97 у нас в городе», — добавил Артем Ермолаев.

В большинстве городских поликлиник внедрили механизм управления потоками пациентов и очередью к дежурному врачу. Уже охвачено 60 процентов дежурных врачей. Это значительно ускорило получение помощи и уменьшило очереди.

Усовершенствованы механизмы плановой записи к врачу. Более 111 миллионов записей сделаны через цифровые каналы: интернет-порталы и приложения. Это на 6,7 процента больше, чем в 2016 году.

Благодаря переводу услуги в электронный вид более 51 тысячи человек прикрепились к поликлиникам без личного посещения. Автоматизировали сервис прохождения медкомиссий. Более 29 тысяч справок выдано для ГИБДД, получения оружия и так далее.

Ключевой инновацией 2017 года стало начало реализации пилотного проекта «Цифровое зрение». Он использует большие данные и искусственный интеллект для помощи врачам в ранней диагностике рака и факторов риска возникновения инсульта. Первые результаты показывают, что применение этой технологии повышает точность постановки диагноза на 15 процентов.

«Та технология, которую мы использовали здесь, в Москве, стала очень востребована, мы получили обращения от целого ряда международных институтов, включая Массачусетский технологический институт, который просит нас поделиться опытом, потому что такой технологии, которую мы предложили, сейчас нет ни у кого в мире», — отметил руководитель Департамента информационных технологий.

 

Образование

В 2017 году в сфере образования начали полномасштабно внедрять проект «Московская электронная школа» («МЭШ»). Сейчас в онлайн-библиотеке «МЭШ» размещено 146 учебников, свыше 30 тысяч тестовых заданий, шесть виртуальных лабораторий, более 150 тысяч электронных сценариев уроков. Из них 15 тысяч сценариев находится в общем доступе. Абсолютное большинство материалов разработано и размещено учителями. Кроме того, в создание контента для «МЭШ» активно включился бизнес. В электронной библиотеке размещено более 200 интерактивных приложений.

«Мы реализуем проект “Московская электронная школа” в трети столичных школ. Это не только цифровая инфраструктура — интерактивные доски, Wi-Fi, ноутбуки в каждом классе, но и самое главное — это цифровой контент. Уже используется 146 учебников в электронном виде. А это значит, что портфели могут быть легче. Это 15 тысяч сценариев уроков, которые находятся в публичном доступе, каждому учителю они доступны. В системе появилось более 200 интерактивных приложений», — сказал Артем Ермолаев.

Обучение работе в «МЭШ» прошли около 10 тысяч учителей. Для педагогов установлены надбавки за работу с проектом в размере 10 тысяч рублей в месяц. Благодаря «МЭШ» родители тратят гораздо меньше времени на контроль успеваемости детей. В 2017-м они более 150 миллионов раз воспользовались сервисом «Электронный дневник». 846 тысяч родителей активно пользуются информационной системой «Проход и питание». Более 4,6 миллиона обращений сделали для просмотра результатов ГИА и ЕГЭ. Пользователи подали более миллиона заявлений для записи детей в секции и кружки.

«Московская электронная школа» стала базисом для федерального образовательного проекта «Российская электронная школа». Соответствующее Соглашение было подписано между Правительством Москвы и Минобрнауки России.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Все больше решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства принимают на основе данных и автоматизации. К концу 2017 года 79 процентов учреждений бюджетной сферы (3,6 тысячи объектов) и 57 процентов многоквартирных домов (13,5 тысячи) перешли на автоматизированный сбор показателей приборов учета.

К единому диспетчерскому центру, который помогает москвичам в решении вопросов, связанных с ЖКХ, подключено 100 процентов диспетчерских центров (без учета ТиНАО). За 2017 год обработано 8,3 миллиона обращений.

«Это дает нам возможность использовать совсем другой подход. Мы теперь можем видеть онлайн, что реально происходит с каждым жилым домом. Какие обращения там поступают по сантехнической, по плотницкой работе и так далее. Это позволяет иначе подходить к планированию как капитального, так и текущего ремонта», — отметил руководитель Департамента информационных технологий.

Все чаще за госуслугами в сфере ЖКХ граждане обращаются через mos.ru. За получением единого платежного документа обратились более 15,7 миллиона раз. Зарегистрировано более четырех миллионов запросов о передаче показаний электросчетчиков, а о передаче показаний приборов учета воды — более 34,6 миллиона.

Городские проблемы помогает решать портал «Наш город». В 2017 году по вопросам ЖКХ поступило 839 тысяч обращений, признано 722 тысячи проблем, решено 711 тысяч из них.

Безопасность

В прошлом году модернизовали созданную в 2011–2012 годах систему «Мобильный инспектор». Она позволяет оформлять дорожно-транспортные происшествия и штрафы в электронном виде с помощью планшетов. Были улучшены эргономика и функционал «Мобильного инспектора», сотрудники ГИБДД получили дополнительную технику. В результате сократилось время оформления штрафов и ДТП. В частности, в 2017-м уже 70 процентов ДТП и штрафов оформлено в электронном виде. Для сравнения: в 2016-м их было лишь 50 процентов.

Увеличилась зона охвата городского видеонаблюдения, дополнительно установили 1,8 тысячи камер в подъездах в ТиНАО. Кроме того, к единой городской системе подключили 4,5 тысячи камер на стадионах, транспортных объектах, в парках и так далее.

Особое внимание уделили защите городских электронных сервисов от взломов и других киберпреступлений. В частности, в 2017 году внедрили новую форму авторизации пользователей с дополнительными мерами защиты персональных данных. Кроме того, провели обучение около 46 тысяч сотрудников органов власти и учреждений основам информационной безопасности. В среднем в течение года большие и малые хакерские атаки (включаяDDoS) фиксировались каждые 20 секунд.

Также в 2017-м проведена предварительная работа для обеспечения перехода с реактивного на проактивный и профилактический подход в сфере обеспечения безопасности.

«Впервые мы сделали акцент на кибербезопасности. Потому что невозможно представить москвича без информационных технологий. Но также активизировались хакеры. Если в 2016 году каждые 30 секунд была хакерская атака на правительственные ресурсы Москвы, то теперь это происходит каждые 20 секунд. Представьте себе, в неделю мы отражаем один миллион хакерских атак. Хакеры совершенно разные — от очень продвинутых детей, которые пытаются взломать электронный дневник, потому что там стоит оценка два балла, а не пять до более серьезных взломщиков», — сказал Артем Ермолаев.

Платежи, госзакупки и бизнес-климат

В 2017-м стал популярнее сервис платежей портала mos.ru. Через него провели 4,3 миллиона платежей на сумму 13,6 миллиарда рублей, это на 46 процентов больше, чем в 2016 году. Теперь для оплаты требуется всего один клик.

«Особое внимание уделяется, конечно, экономическому блоку. И здесь, кроме использования услуг и сервисов, население производит платежи в бюджет: или за коммунальные услуги, или в виде налогов и прочего. Более четырех миллионов платежей горожане совершили в прошлом году на сумму 13 миллиардов рублей, что на 40 процентов выше, чем в 2016 году, это говорит о том, что услуги, которые созданы в этом направлении, очень удобны», — добавил Артем Ермолаев.

Расширили дисконтную программу социальной карты москвича, с ее помощью можно со скидкой получить услуги 5,5 тысячи партнеров. Благодаря дисконтной программе москвичи сэкономили более 220 миллионов рублей.

В Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ) Москвы опубликовали порядка 110 тысяч закупочных процедур. Число пользователей системы увеличилось на 66 процентов и достигло 15 тысяч. На портале поставщиков zakupki.mos.ru опубликовано 10 миллионов оферт. 

«Это абсолютно новый ресурс. Представьте 10 миллионов оферт, то есть предложений малого и среднего бизнеса, которые касаются различных услуг для города и городских учреждений, что дает совершенно иной уровень конкуренции и по цене, и по качеству. И это крайне удачный проект, который продолжает развиваться в 2018 году», — добавил Артем Ермолаев.

Очень востребован инвестиционный портал Москвы investmoscow.ru. В 2017-м с его помощью инвестировали 57 миллиардов рублей и провели почти шесть тысяч торгов.

«Через этот ресурс шесть тысяч торгов прошло на сумму 57 миллиардов рублей. Абсолютно прозрачная схема, меню портала доступно на разных языках. 95 процентов услуг в строительстве полностью оказываются в электронном виде. Это абсолютная инновация для международной общественности. Это действительно факт. Говоря об инновациях, нужно отметить, что было создано специальное подразделение — лаборатория инноваций, которая позволила нам внедрять новые технологии. К примеру, Москва стала первым городом в мире, который создал государственную платформу, построенную на основе технологии блокчейна. Я говорю об “Активном гражданине”», — сказал Министр.

Инновации в разных сферах городского хозяйства

В градостроительной сфере 94,4 процента услуг предоставляют в электронном виде. В 2017 году появились две новые услуги: выдача застройщику заключения о соответствии требованиям и предоставление технического заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений.

Учебный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья адаптировали с использованием электронных технологий. Появились 1,5 тысячи новых участников дисконтной программы социальной карты москвича.

В парке «Зарядье» работает цифровое представительство. Важным достижением в сфере культуры стала также программа «Музеи — детям», которая гарантирует бесплатное посещение 90 музеев при предъявлении социальной карты.

Для туристов разработали интерактивные гиды и портал «Узнай Москву». У сайта более 1,25 миллиона уникальных посетителей и свыше 400 тысяч скачиваний мобильного приложения.

В «Активном гражданине» в пилотном режиме внедрили технологию блокчейна, а в «Московской электронной школе» используют дополненную реальность.

Городская цифровая инфраструктура

В 2017 году продолжили расширение городской сети Wi-Fi, которая сейчас работает в метро, наземном общественном транспорте, на отдельных улицах внутри Садового кольца, во многих парках и студенческих общежитиях, культурно-досуговых центрах. Почти вдвое увеличили количество точек доступа к сети на территории Садового кольца, теперь их около двух тысяч. Доступ к Wi-Fi обеспечили в 164 культурно-досуговых центрах Москвы.

Сегодня более 80 процентов москвичей пользуются смартфоном, компьютером, ноутбуком или планшетом. Благодаря высокой конкуренции и активному развитию сетей мобильный интернет обходится москвичам в пять раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка.

Более 90 процентов квартир в Москве подключены к домашнему широкополосному интернету. У каждого пятого пользователя его скорость превышает 100 мегабит в секунду.

Москва входит в 10 крупнейших городов мира с самой высокой скоростью фиксированного интернета.

Успехи электронной Москвы

Москва улучшила свои позиции во многих международных рейтингах и исследованиях, посвященных умным городам, по сравнению с 2016 годом.

В частности, в глобальном прогнозе городов (A.T. Kearney) столица переместилась с 35-го на 10-е место, в рейтинге «Города в движении» (IESE Business School) — с 108-го на 89-е место, а в индексе инновационности городов (2thinknow) — с 45-го на 43-е место.

Городские проекты не раз становились финалистами и лауреатами международных и российских премий. Например, бесплатная городская сеть Wi-Fi стала лучшим инфраструктурным проектом по версии профессионального сообщества ИТ-директоров России Global CIO. Приложение «Узнай Москву» завоевало премию Best m-Government Service Award, а ЕМИАС заняла третье место в конкурсе Global mobileGov Awards. «Московская электронная школа» стала лауреатом премии Рунета в номинации «Наука и образование», а портал поставщиков — в номинации «Экономика, бизнес и инвестиции». Также Москва вошла в топ-7 IntelligentCommunities of 2017 и получила премию Всемирной организации электронных правительств городов мира WeGO.

Информационно-коммуникационные технологии в Москве

Информационно-коммуникационные технологии постепенно становятся одной из ведущих отраслей экономики Москвы. Их доля в валовом региональном продукте достигла 5,8 процента. Столичные предприятия производят 70 процентов от суммарного объема отрасли в России.

В городе работают свыше 300 тысяч профильных специалистов. В 2017-м их средняя зарплата выросла на восемь процентов по сравнению с 2016 годом.

Более 20 процентов новых вакансий в финансовой и добывающей сферах открыты для специалистов в области информационных технологий и телекоммуникаций. Каждый восьмой первокурсник 2017 года выбрал специальность, связанную с информационными технологиями и коммуникациями.

77 процентов москвичей хотя бы раз заказывали товары в интернет-магазинах. Каждый пятый житель столицы ежемесячно совершает покупки в интернете. 65 процентов москвичей пользуются такими интернет-сервисами, как онлайн-такси, покупка билетов, заказ еды, каршеринг, онлайн-обучение, уборка и так далее.

Предпосылки новой программы «Умный город»

В течение последних лет информатизация столицы прошла несколько последовательных стадий. До 2011 года в городе действовала государственная целевая программа «Электронная Москва». Во время ее реализации создали базовую инфраструктуру электронного города, локальные сети, провели компьютеризацию органов власти. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ в интернет, достигла 23 процентов. Мобильным интернетом пользовались порядка 1,7 миллиона человек.

Очередной этап информатизации наступил в 2012 году, когда приняли программу «Информационный город». Этот этап можно назвать эпохой автоматизации и централизации.

К концу 2017 года в электронный вид перевели более 200 услуг и сервисов, создали единый портал mos.ru и аналогичные централизованные системы.

Новый этап информатизации городского хозяйства Москвы должен наступить в 2019 году с принятием программы «Умный город».