Транспорт

Обновление парка и комфортные остановки: Сергей Собянин рассказал о планах возрождения трамвайного транспорта в Москве

Обновление парка и комфортные остановки: Сергей Собянин рассказал о планах возрождения трамвайного транспорта в Москве
Московский трамвай сегодня — это 400 километров одиночного пути, 35 маршрутов, 855 остановок, пять депо и три тысячи водителей, слесарей и других специалистов.

Через год, в апреле 2024 года, московскому трамваю исполнится 125 лет. Сейчас трамваи ежедневно перевозят около 600 тысяч пассажиров. В городском парке находится более 600 вагонов, из них 464 — современные трехсекционные трамваи «Витязь-Москва». Об этом в своем блоге написал Сергей Собянин.

Московский трамвай сегодня — это 400 километров одиночного пути, 35 маршрутов, 855 остановок, пять депо и три тысячи водителей, слесарей и других специалистов.

«По вместимости, эффективности, комфорту и экологичности трамвай не имеет себе равных среди других видов городского транспорта за исключением метро. Один трехсекционный вагон “Витязь-Москва” способен заменить до 200 автомобилей на городских дорогах. Трамвай уместен везде. Он одинаково хорош для небольших исторических улочек и широких проспектов. Трамвайные пути могут проходить через парк, и это не создаст никаких проблем для экологии леса», — отметил Мэр Москвы.

Тем не менее в начале нынешнего века многим казалось, что время трамвая прошло. Из-за роста числа автомобилей маршрутная сеть постоянно сокращалась. При этом можно было встретить модели, разработанные по технологиям середины прошлого века. Чтобы войти в такой трамвай, нужно было преодолеть три высокие ступеньки. Турникеты также доставляли неудобства.

«В общем, если ничего не предпринимать, то трамвай мог бы и не дожить до своего 125-летия. Лично я никогда не разделял пессимизма по поводу перспектив трамвайного движения. Более того, возрождение московского трамвая стало одним из главных приоритетов транспортной программы Правительства Москвы», — подчеркнул Сергей Собянин.

Обновление трамвайного парка

Ключевой задачей было обновление трамвайного парка. Трамвайные вагоны стоят дорого, но в отличие от автобусов служат не 8–10, а 30 и более лет. От выбора модели трамвая зависит многое: важен их внешний вид, а еще они должны быть комфортными для будущих поколений жителей столицы. Кроме того, контракты такого масштаба, как закупка сотен трамваев, дают импульс для развития огромной отрасли транспортного машиностроения и создают десятки тысяч рабочих мест.

Так, на столичных улицах появились трехсекционные трамваи «Витязь-Москва» — разработка российской компании — производителя электрического транспорта «ПК Транспортные системы». На сегодняшний день эта модель является самой массовой в городе.

Где живут «Витязи»: все о самом инновационном трамвае Москвы

«Витязь-Москва» — плавные, почти бесшумные, просторные, полностью низкопольные вагоны, оснащенные системой климат-контроля, разъемами для зарядки гаджетов, удобными площадками для пассажиров в инвалидных креслах и родителей с детскими колясками, медиаэкранами и спутниковой навигацией. В вагонах поставки последних лет есть крепления для велосипедов и подсветка, предупреждающая о закрытии дверей.

Помимо того, в Москву поступило несколько десятков низкопольных односекционных трамваев, очень похожих на «Витязь». Они курсирую по менее востребованным маршрутам, где нет необходимости в вагонах высокой вместимости.

За последние шесть лет город закупил более 500 трехсекционных и односекционных трамваев российского производства. В ближайшие пару лет появится еще 150 односекционных вагонов, и таким образом, обновление парка полностью завершится.

«И кстати, в трамваях “Витязь-Москва” с самого начала не было турникетов. Именно с них мы начали ликвидацию этого барьера в наземном транспорте Москвы. Бестурникетная система прохода экономит москвичам до 25 минут времени в пути», — уточнил Мэр Москвы.

Обособление путей

Вторая важнейшая задача модернизации трамвайной сети — обособление путей. В идеале современные трамваи и автомобили должны передвигаться по отдельным полосам и по возможности не пересекаться. На некоторых улицах обеспечить это невозможно, но там, где такая возможность есть, пути отделяют от проезжей части. Сегодня около 70 процентов линий обособлены, к концу этого года их доля увеличится до 80 процентов.

В ходе реконструкции путей специалисты стараются использовать экологичные шпалы из переработанного пластика. Они прочнее деревянных и меньше подвержены повреждениям. Один километр пути с пластиковыми шпалами сберегает от вырубки 140 деревьев.

За последние два года отремонтировано около 50 километров путей. На обновленных участках трамваи едут более плавно, а шум от их движения снизился до 20 процентов. Жить в домах вблизи путей стало ощутимо комфортнее.

Посадочные платформы и развитие сети

Для пассажиров предусмотрены приподнятые посадочные платформы, расположенные на одном уровне с полом трамвая. Таких платформ в городе уже более 370. Кроме того, в Москве устанавливают современные остановочные павильоны с разъемами для гаджетов, цифровыми информационными табло и экранами. Рассчитать время в пути становится еще проще.

Уделяется внимание и дальнейшему развитию трамвайной сети. Ремонтируются действующие участки и появляются новые маршруты. Несколько лет назад трамваи вновь стали курсировать возле Белорусского и Павелецкого вокзалов. А в феврале 2023 года произошло знаковое событие — после длительного перерыва трамваи вернулись на Авиамоторную и Солдатскую улицы и Госпитальный Вал. Вместо временных автобусов здесь снова ходят трамваи № 32 и 46. 

Также были организованы новые прямые маршруты от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до Курского вокзала и от станции «Сокольники» до станций метро «Пролетарская», «Дубровка» и станции Угрешская МЦК.

«Уже не удивительно, что московский трамвай стал не только любимым видом транспорта миллионов пассажиров, но и новой достопримечательностью столицы», — отметил Сергей Собянин.

С 2014 года в столице ежегодно проводится парад, в котором участвуют трамваи разных поколений. Сотни тысяч москвичей и туристов приходят посмотреть на ретровагоны: от конки до трамваев, которые еще несколько лет назад выходили на улицы столицы.

В мае этого года планируется организовать регулярные экскурсии на ретротрамвае «Татра-Т2». Во время поездки пассажиры смогут узнать много интересного об истории города и московского трамвая. Экскурсионный маршрут будет проходить от Волочаевской улицы до станции метро «Чистые пруды».

Вместо конки: Главархив — о московском трамваеРомантика переулков и тихий стук старинных колес: куда ведет маршрут ретротрамвая «Татра-Т2»