Транспорт

Сергей Собянин рассказал, что участок метро от станции «Селигерская» до «Физтеха» достроят до конца 2023 года

Сергей Собянин рассказал, что участок метро от станции «Селигерская» до «Физтеха» достроят до конца 2023 года
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Проходка тоннелей строящегося участка была завершена в 2021 году. Сейчас на трех будущих станциях идут работы по устройству основных конструкций, монтажу оборудования и отделке.

Сергей Собянин поручил завершить работы на строящемся участке Люблинско-Дмитровской линии метро от «Селигерской» до «Физтеха» осенью 2023 года.

«После окончания строительства и ввода трех станций протяженность Люблинско-Дмитровской линии метро удвоится. Уже построено девять новых станций, сейчас идет строительство еще трех. Мы выйдем за МКАД и придем сюда, в район Северный. Здесь живут около 50 тысяч человек, которые получат метро в шаговой доступности. А всего эти три станции будут обеспечивать порядка полумиллиона москвичей и жителей Подмосковья», — отметил Мэр Москвы во время посещения строящейся станции «Физтех».

К открытию станции «Физтех» необходимо заранее благоустроить прилегающую территорию и организовать пешеходные переходы, подчеркнул Сергей Собянин. Рядом будет построена новая дорога, которая обеспечит транспортную доступность новой станции для жителей всего района.

Помимо открытия метро, город реализует множество других проектов по повышению качества жизни жителей района Северный. Здесь построили крупный технопарк, реконструировали станции первого Московского центрального диаметра (МЦД-1) и Дмитровское шоссе. Кроме того, провели капитальный ремонт Дома культуры, открыли поликлинику, несколько школ и детских садов, центр социального обслуживания.

В 2023 году планируют завершить строительство пожарного депо и выполнить второй этап благоустройства главного районного парка «Долгие пруды».

Три новые станции

Решение о продлении Люблинско-Дмитровской линии метро в Лианозове и районе Северный принял Мэр Москвы. Эту инициативу поддержали жители во время голосования в проекте «Активный гражданин», участниками которого стали 199 332 человека. Из них свое мнение выразили 156 374 человека, остальные затруднились ответить или указали, что решение должны принимать специалисты. Из числа тех, кто выбрал определенный вариант, положительный ответ дали 84 процента.

Строительство началось в 2019 году. Участок от «Селигерской» до станции «Физтех» длиной 5,8 километра пройдет вдоль Дмитровского шоссе. В его составе будут открыты три станции:

— «Яхромская» — у пересечения Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы;

— «Лианозово» — на пересечении Дмитровского шоссе и путей МЦД-1;

— «Физтех» — севернее бульвара Академика Ландау.

Планировалось, что часть линии за МКАД будет наземной. Однако в начале 2020 года Сергей Собянин принял решение о корректировке проекта — перегон между станциями «Лианозово» и «Физтех» будет построен под землей. Благодаря этому сократятся объемы работ по переустройству и выносу инженерных коммуникаций, в том числе магистральных водоводов, магистрального газопровода и линий электропередачи. Кроме того, будут минимизированы перекрытия дорог, снизится шум и вибрационное воздействие на ближайшие жилые дома. Погодные условия не будут влиять на работу линии, что обеспечит бесперебойность движения и снизит эксплуатационные затраты.

Новые станции Люблинско-Дмитровской линии метро улучшат транспортное обслуживание почти 500 тысяч человек, живущих или работающих в районах Бескудниковский, Восточное Дегунино, Дмитровский, Лианозово, Северный, а также в городе Долгопрудный Московской области. Пассажиры смогут выбирать наиболее оптимальные маршруты поездок — на метро, МЦД или наземном общественном транспорте.

Помимо этого, открытие новых станций снизит нагрузку на станцию «Алтуфьево» (до 15 процентов) Серпуховско-Тимирязевской и станцию «Селигерская» (до пяти процентов) Люблинско-Дмитровской линий метро, позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по Дмитровскому шоссе (до четырех процентов), в Лианозовском проезде (до семи процентов) и по местной улично-дорожной сети.

Проходка тоннелей строящегося участка была завершена в 2021 году. В настоящее время на трех будущих станциях идут работы по устройству основных конструкций, монтажу оборудования и отделке.

На сегодня участок готов на 60–70 процентов, сообщил генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков. На станциях «Яхромская» и «Лианозово» уже монтируют инженерное оборудование и приступают к отделке помещений. На станции «Физтех» завершены монолитные работы. «Готовим к концу года пуск трех станций в боевой готовности, с пассажирами», — сказал Сергей Жуков.

Сергей Собянин отметил, что станция «Физтех» оказалась самой сложной в строительстве на новом участке Люблинско-Дмитровской линии. При этом необходимо, чтобы весь участок был готов в установленный срок.

Станция «Физтех»

Будущая станция «Физтех» строится вдоль Дмитровского шоссе севернее бульвара Академика Ландау. Это станция мелкого заложения с двумя вестибюлями, выходящими к Дмитровскому шоссе, жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.

Главным украшением будущей станции станут световые колонны, расположенные в центре платформы. Между ними установят широкие скамьи округлой формы. Пол на станции выложат светлым гранитом с контрастными черными полосами, выделяющими скамьи.

Ожидается, что новой станцией ежедневно будут пользоваться 10 тысяч пассажиров, а к 2030 году ее пассажиропоток вырастет до 12,3 тысячи человек в сутки.

К открытию станции планируют провести благоустройство территории, расположенной рядом: будет выполнено гранитное мощение (15,4 тысячи квадратных метров), уложено асфальтовое покрытие (15,1 тысячи квадратных метров), разбит газон (14,3 тысячи квадратных метров), высажено 90 деревьев и свыше 1,1 тысячи кустарников.

С открытием станции «Физтех» улучшится транспортное обслуживание 54 тысяч жителей района Северный. У 18 тысяч жителей района появится метро в пешей доступности. Кроме того, пользоваться этой станцией метро смогут более семи тысяч студентов и преподавателей Московского физико-технического института (МФТИ).

У пассажиров будет возможность добираться до метро без использования наземного транспорта и экономить в пути до 40 минут в день. Например, время поездки до ближайшей станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии (БКЛ) сократится в 1,5 раза — с 40 до 24 минут. В три раза быстрее станет путь до станции Лианозово МЦД-1. Доехать до нее можно будет за три минуты вместо 10. Проще станет добираться и до Московского центрального кольца (МЦК) — время на дорогу уменьшится в 2,5 раза: с 35 до 14 минут.

Развитие Люблинско-Дмитровской линии метро

Строительство участка от «Селигерской» до «Физтеха» завершает развитие Люблинско-Дмитровской линии метро в северном направлении.

До 2011 года в составе линии открыли 14 станций, а ее протяженность от станции «Марьино» до станции «Марьина Роща» составляла 23,6 километра. В 2011-м линию продлили на 4,2 километра в южном направлении, были построены станции «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово».

Далее Люблинско-Дмитровская линия развивалась в северном направлении. В 2016 году ввели в эксплуатацию станции «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская» (5,51 километра). В 2018-м открыли новые станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская» (6,24 километра), а также появилось электродепо «Лихоборы».

После ввода в эксплуатацию в 2023-м участка «Селигерская» — «Физтех» в составе Люблинско-Дмитровской линии будет работать 26 станций, а ее протяженность вырастет до 45,4 километра, что в два раза больше, чем до 2011 году.

В перспективе между станциями «Кожуховская» и «Печатники» планируется построить 27-ю станцию — «Южный порт».

Благоустройство парка «Долгие пруды»

Первый этап благоустройства парка «Долгие пруды» завершили в 2018 году — был приведен в порядок участок площадью 23,4 гектара. В апреле 2023-го городские службы приступили ко второму этапу работ. На территории площадью 25 гектаров появятся детская и спортивная площадки, зоны тихого отдыха, площадка для выгула собак, сцена с трибунами для зрителей.

Будет приведена в порядок существующая дорожно-тропиночная сеть, включая устройство гравийного отсева и деревянного настила. Для комфортного и безопасного отдыха в парке установят 435 малых архитектурных форм, 325 опор освещения и систему видеонаблюдения. В рамах дополнительного озеленения высадят 60 деревьев, разобьют 6,15 тысячи квадратных метров газонов и 300 квадратных метров цветников. Завершить комплексное благоустройство парка «Долгие пруды» планируется уже в августе.

 

В 2019–2022 годах в районе Северный благоустроили четыре знаковых объекта общей площадью 11,5 гектара: сквер вдоль 3-й Северной линии, территорию у дома 25, корпуса 3 на 9-й Северной линии, парк у физкультурно-оздоровительного комплекса на 3-й Северной линии и территорию у библиотеки № 65 имени М.М. Пришвина (6-я Северная линия, дом 1). Также привели в порядок два пруда — Большой Старомарковский (1,8 гектара) и пруд Заболотье (0,7 гектара).

Новое пожарное депо в районе Северный

Строить пожарное депо начали в марте 2021 года в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы. Оно возводится по адресу: Дмитровское шоссе, владение 163. В трехэтажном здании площадью 3,34 тысячи квадратных метров будут созданы комфортные условия для несения службы московских пожарных.

Для практической подготовки рядом с депо разместят:

— учебную четырехэтажную пожарную башню со скалодромом;

— футбольную площадку;

— тренировочную площадку и тренировочные гидранты (две единицы);

— площадку для занятий воркаутом;

— полосу психологической подготовки спасателей (127 метров) с тренировочными элементами «Лабиринт», «Подвал», «Эстакада», «Трап над приямком с горящей жидкостью».

Строительная готовность объекта составляет 65 процентов. Завершить его возведение планируют до конца 2023 года.

«Мой район». Северный

Цель программы «Мой район», разработанной по инициативе Мэра Москвы, — создание комфортных условий проживания во всех районах столицы, независимо от их удаленности от центра.

В Северном проживают 54 тысяч москвичей. За последние годы здесь многое сделано для повышения качества их жизни. Так, полностью завершена программа реновации, в которую вошло четыре дома. Более 1,9 тысячи жителей получили современные квартиры в новостройках, возведенных на Долгопрудной аллее (дом 14, корпуса 1 и 2, дом 15, корпуса 2 и 3).

В Северном появилось наземное метро, сделавшее более быстрыми и удобными поездки в центр города. В составе МЦД-1 открыли станции Новодачная и Долгопрудная, которые были реконструированы в 2020 году. На месте устаревших платформ теперь находятся современные пригородные вокзалы с безопасными переходами через железнодорожные пути, пассажирскими вестибюлями с лифтами, эскалаторами, кассами и турникетами. Территорию около станций привели в порядок, сделали удобные подходы и подъезды. Проложили велодорожку протяженностью 500 метров от «Физтехпарка» до станции Новодачная.

Транспортную доступность района улучшила реконструкция Дмитровского шоссе с развязкой на МКАД. Въезд для жителей новых кварталов Северного и удобный доступ к платформам Новодачная и Долгопрудная обеспечил дублер Дмитровского шоссе, построенный вдоль Савеловского направления Московской железной дороги.

В рамках развития городского наземного транспорта организовали два новых маршрута. Для комфорта пассажиров установили 30 современных остановочных павильонов. Пешеходам стало безопаснее благодаря обустройству около 30 наземных переходов. В районе оборудовали пять велосипедных парковок на 48 мест, а в наиболее популярных местах устанавливают дополнительные парковки для самокатов.

Важным проектом в сфере экономики и инноваций стало создание технопарка «Физтехпарк», в котором сегодня работают крупные ИТ-корпорации и молодые перспективные компании в сфере микроэлектроники, робототехники, блокчейна, машинного обучения и других.

В рамках развития социальной инфраструктуры открыто шесть новых образовательных учреждений — четыре детских сада и две школы. Повышению качества и доступности амбулаторной медицинской помощи способствовало строительство новой детско-взрослой поликлиники на 750 посещений в смену. Кроме того, в районе появился центр современного пятиборья.

На Дмитровском шоссе заработал филиал «Северный» территориального центра социального обслуживания «Бибирево». В новом здании разместили отделение социальной реабилитации людей с инвалидностью, семейный центр «Диалог» и центр московского долголетия «Северный». После капитального ремонта вновь распахнул свои двери Дом культуры «Северный».

Помимо этого, проведена реабилитация прудов Заболотье и Большого Старомарковского, выполнен первый этап благоустройства парка «Долгие пруды». В этом году работы по созданию комфортного рекреационного пространства продолжены.

На улице Летчика Спирина планируют создать скейт-парк, а рядом с ним — зону отдыха. Также собираются построить здания образовательной организации на 825 школьных и 250 дошкольных мест. Предусмотрено строительство пожарного депо и нового здания отделения полиции.

Специалисты капитально отремонтируют детскую школу искусств имени В.С. Калинникова (7-я Северная линия, дом 2) и библиотеку № 65 имени М.М. Пришвина (6-я Северная линия, дом 1).

Улично-дорожную сеть района расширит новая дорога, которая свяжет бульвар Академика Ландау с Дмитровским шоссе. А главным транспортным событием для Северного станет открытие станции метро «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии — самой северной станции Московского метрополитена. На прилегающей к «Физтеху» территории будут созданы удобные подходы к метро, появится качественное общественное пространство с зонами отдыха и спорта.

Как развивается московское метро

Начиная с 2011 года Правительство Москвы завершило строительство и реконструкцию 225 километров линий, 109 станций, четырех дополнительных вестибюлей, 11 электродепо метро и МЦК. Сеть Московского метрополитена выросла в 1,6 раза. Кроме того, совместно с ОАО «РЖД» ввели в эксплуатацию линии наземного метро МЦД-1 и МЦД-2: 132 километра путей и 62 станции.

Новые линии и станции Московского метро, МЦК, МЦД

Люблинско-Дмитровская линия:

— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);

— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);

— второй выход (вестибюль) станции «Марьина Роща»;

— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская»;

— второй вестибюль станции «Окружная».

Калининско-Солнцевская линия:

— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Рассказовка» (12 станций).

Замоскворецкая линия:

— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);

— станция «Технопарк»;

— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).

Арбатско-Покровская линия:

— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).

Таганско-Краснопресненская линия:

— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);

— станция «Спартак».

Бутовская линия:

— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).

Сокольническая линия:

— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Коммунарка» (семь станций).

Некрасовская линия: семь станций.

Большая кольцевая линия: 31 станция.

Филевская линия:

— второй вестибюль станции «Международная».

Московское центральное кольцо: 31 станция.

Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2): 62 станции, из которых 23 являются пересадочными на линии метро, МЦК и МЦД.

Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево» и «Сокол».