Транспорт

Пассажиры наземного транспорта за счет упрощения оплаты проезда стали экономить до 25 минут в пути — Сергей Собянин

Пассажиры наземного транспорта за счет упрощения оплаты проезда стали экономить до 25 минут в пути — Сергей Собянин
Фото Д. Гришкина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
За 150-летнюю историю трамвая, первого городского транспорта, пассажиры оплачивали проезд наличными, талонами и проездными билетами. Сегодня для проезда нужны пластиковые карты, а роль контролера выполняют электронные валидаторы.

До 25 минут в пути стали экономить пассажиры московского наземного транспорта. А время остановок даже на крупных пересадочных узлах уменьшилось до минуты. Об этом рассказал Сергей Собянин в своем аккаунте в социальной сети «ВКонтакте».

«Это стало возможным благодаря упрощению оплаты проезда. Какие меры нами предприняты: отказ от турникетов, оплата проезда не только “Тройкой” или проездным, но и банковской картой, возможность пополнения баланса удаленно, с помощью кнопки на валидаторе прямо в салоне», — написал Мэр Москвы, предложив вспомнить как в разные исторические эпохи оплачивали проезд в первом городском транспорте — трамвае.

 

Источник: аккаунт Сергея Собянина в социальной сети «ВКонтакте»

Проводник по Москве

Первый городской транспорт появился в столице 150 лет назад, когда в Москве запустили конный трамвай. В конце XIX века по всем действующим 25 линиям конки можно было ездить по одному пересадочному билету, что было выгодно и удобно для пассажиров.

В начале XX века конки стали вытесняться трамваями — открытие движения первых электрических вагонов совпало с появлением новой профессии кондуктора. Одним из самых известных московских кондукторов трамвая начала века был писатель Константин Паустовский. Его воспоминания об этом времени в автобиографическом произведении «Повесть о жизни» — уникальный отпечаток эпохи.

Он вспоминал, что руки кондуктора постоянно были зелеными из-за большого количества медных монет, которыми расплачивались пассажиры. Особенно на линии «Б» — она проходила по Садовому кольцу и среди кондукторов получила прозвище «медная линия». А вот на линии «А», проходящей по Бульварному кольцу, пассажиры были более состоятельными и чаще расплачивались серебряными монетами — за что «Аннушку» называли «серебряной линией». Помимо продажи билетов, кондукторы специальным звонком давали вагоновожатому сигнал о том, что можно отправляться, а также объявляли остановки. Для этого нужно было хорошо знать город.

«Кондуктор не только одушевленный прибор для выдачи билетов, но и проводник по Москве. Город велик. Ни один старожил не знает его во всех частях. Представьте, какая путаница произойдет с пассажирами трамвая, особенно с провинциалами, если никто не сможет помочь им разобраться в этом хитросплетении тупиков, застав и церквей», — писал Константин Паустовский.

В культуре закрепился и яркий образ женщины-кондуктора. Хотя эта профессия и считалась непростой, первая женщина стала работать в салоне трамвая уже в 1915 году — это было большим городским событием, о котором писали газеты. Тогда, в годы Первой мировой войны, женщинам пришлось осваивать многие изначально мужские профессии.

Касса вместо человека

Фильм режиссера Марлена Хуциева «Застава Ильича», вышедший в 1965 году, навсегда запечатлел переломный момент в истории развития столичного трамвая. Один из главных героев решается познакомиться ближе с обаятельной девушкой-кондуктором, которую часто видит на своем маршруте, но однажды, заходя в знакомый вагон, обнаруживает вместо нее кассу.  

Именно в 1960-е годы в салонах трамваев появляются билетные кассы-копилки, в которые пассажир должен был сам бросать монеты, а затем отрывать себе билет. В эпоху развитого социализма, покорения космоса и других больших свершений ставка делалась на честность людей.

Вместо конки: Главархив — о московском трамвае121 год назад: как в Москве появился трамвай

Приметы времени

К середине 1980-х годов, с началом перестройки, изменилась и система оплаты проезда в московском трамвае. Кассы-копилки ушли в историю — их заменили компостеры. Теперь, чтобы оплатить проезд, пассажир должен был прокомпостировать купленный заранее абонементный талон. Такие талоны продавались исключительно по 10 штук, скрепленные в так называемые абонементные книжки. Купить их можно было у водителей трамваев, в специализированных киосках, а также у общественных распространителей — обычно это были люди пенсионного возраста, которые продавали талоны и проездные у входов в метро с переносных раскладных столиков.

В 1990-е годы, чтобы снизить количество безбилетников, на некоторых маршрутах вновь появились, казалось бы, давно забытые кондукторы. Теперь они не только продавали талоны, но и контролировали, чтобы пассажиры их компостировали. Заодно кондукторы следили за порядком в вагонах, что было немаловажно в те непростые годы.

Трамвайная остановка у станции метро «Сокол». Фото И. Бурова. 1984 год

Электронный кондуктор

Профессия кондуктора в московском трамвае окончательно исчезла с приходом турникетов. Впервые их установили в 2003 году в трамваях тогда еще существовавшего 19-го маршрута, который проходил от станции метро «Белорусская» через МИИТ до «Новослободской».

Вместе с турникетом в салоне появился валидатор для считывания новых магнитных билетов и карт. Это была первая в столичном трамвае электронная система оплаты проезда, и поначалу ее так и назвали — «электронный кондуктор». Внедрение турникетов в Москве было постепенным и охватило все городские маршруты к 2006 году.

Система, при которой пассажиры могли входить в салон только через переднюю дверь, порой приводила к большим очередям и задержкам движения. По несколько вагонов одного маршрута могли долго стоять в ряд на остановке. Особенно ощущали неудобства пассажиры самого загруженного маршрута трамвая № 17, который и сегодня очень популярен у москвичей. Он проходит на северо-востоке города, связывая Останкино, ВДНХ и Медведково. Поэтому спустя 10 лет, в 2013 году, именно на 17-м маршруте начал работу пилотный проект — здесь ввели бестурникетную систему оплаты.

Пассажирам разрешался вход в любую удобную дверь, достаточно было приложить проездной билет к одному из валидаторов — их стали устанавливать у каждой двери трамвая.

Новая эра без турникетов

В 2014 году в столицу начали поступать трамваи нового поколения — трехсекционные полностью низкопольные вагоны, в которых изначально не было турникетов. Уже в 2018 году их совсем не осталось в общественном транспорте столицы. С тех пор в Москву пришло более 500 современных трамваев отечественного производства — на сегодня трамвайный парк столицы обновлен уже на 95 процентов.

Около 500 тысяч поездок по Москве ежедневно совершается именно на этом виде транспорта. Трехсекционные вагоны «Витязь-Москва» москвичи любят за плавный и бесшумный ход, простор и комфорт. В них есть кондиционеры и зарядки для мобильных устройств, а главное — нет ступеней и турникетов. Это особенно удобно для маломобильных пассажиров, людей пожилого возраста и семей с детьми.

Сегодня во всем городском наземном транспорте Москвы действует бестурникетная система оплаты, благодаря которой движение остается стабильным, быстрым и комфортным. Даже на крупных пересадочных узлах время остановки вагонов уменьшилось до одной минуты, тогда как раньше ожидание посадки могло длиться до 10 минут. В зависимости от маршрута пассажиры экономят в пути до 25 минут.

Оплатить проезд можно с помощью карты «Тройка», билета «Единый», а также социальной или банковской карт. Отмена турникетов упростила и внедрение новых сервисов для пассажиров — с 2022 года пополнить баланс проездного можно прямо в салоне на валидаторе.

Где живут «Витязи»: все о самом инновационном трамвае Москвы