Транспорт

Сергей Собянин провел технический пуск нового участка Большой кольцевой линии от «Электрозаводской» до «Савеловской»

Сергей Собянин провел технический пуск нового участка Большой кольцевой линии от «Электрозаводской» до «Савеловской»
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Технический пуск позволит проверить работоспособность устройств автоматики, телемеханики и управления движением поездов, устройств тяговой сети, поездной и диспетчерской радиосвязи, а также работоспособность системы жизнеобеспечения станции.

Состоялся технический пуск северо-восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро от станции «Электрозаводская» до станции «Савеловская».

«Строительство Большой кольцевой линии метро вошло в свою завершающую стадию. Сегодня мы открываем северо-восточный участок — пробный пуск. Это один из самых сложных участков в истории метростроения. В ближайшее время, до конца года, мы осуществим технические пуски восточного и южного участков. Нам необходимо будет подготовить к открытию девять станций метрополитена, 11 перегонов. Кроме того, необходимо будет достроить и ввести два крупнейших электродепо для эксплуатации всего комплекса БКЛ», — отметил Сергей Собянин

Северо-восточный участок БКЛ «Электрозаводская» — «Савеловская» длиной 7,2 километра является одним из самых сложных в истории московского метростроения. Он был сооружен по традиционной технологии — с устройством островных платформ и двух однопутных тоннелей диаметром шесть метров. 

Расположенная на уровне 72 метров под землей «Марьина Роща» войдет в топ-3 наиболее глубоких станций Московского метрополитена с самым длинным эскалатором — 130 метров.

По словам Сергея Собянина, станции «Марьина Роща» и «Рижская» строили с применением очень сложной технологии — под землей, закрытым способом. При этом их необходимо было интегрировать в действующие линии метро: Калужско-Рижскую и Люблинско-Дмитровскую. Тем не менее их удалось построить в достаточно короткие сроки. «Сложнейшие инженерные комплексы, которые необходимо было собрать воедино, пройти рядом с действующими линиями. Сложнейшая ювелирная работа. Ну и сами станции сделаны на основе проектов — победителей международных архитектурных конкурсов, они одобрены москвичами, проголосовавшими на Активном гражданине. Поэтому, с одной стороны, это сложнейшие с точки зрения строительства станции, а с другой — эстетически они выглядят, мне кажется, очень неплохо», — сказал Мэр Москвы.

На последнем этапе работы для ввода новых станций в эксплуатацию предстоит подготовить около миллиона единиц документации, а также настроить все необходимое оборудование. «Сюда же должны прийти новые поезда “Москва-2022”, самые современные, они должны быть укомплектованы локомотивными бригадами, эксплуатационными службами. Вот эту всю работу предстоит за ближайшие месяцы закончить», — добавил Сергей Собянин.

Во время технического пуска по новому участку метро организовано движение тестового электропоезда без пассажиров. Технический пуск позволит проверить работоспособность устройств автоматики, телемеханики и управления движением поездов, устройств тяговой сети, поездной и диспетчерской радиосвязи, а также работоспособность системы жизнеобеспечения станции.

По итогам испытаний будет проведена работа по устранению выявленных замечаний, наладка инженерных систем и устройств на станциях и в тоннелях. Для пассажиров станции метро «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща» планируется открыть в 2023 году.

«Я уверен, что в первом квартале следующего года после сложных пусконаладочных работ, которые включают в себя проверку автоматики, телемеханики, управления систем энергоснабжения, запуска большого количества поездов, набора обслуживающего персонала большое кольцо замкнется и будет работать уже в полном режиме. Все три новых участка будут открыты одномоментно», — сказал Мэр Москвы.

Новые станции улучшат транспортное обслуживание жителей 12 районов и тех, кто там работает. Это районы Савеловский, Бутырский, Беговой, Тверской, Марьина Роща, Мещанский, Алексеевский, Красносельский, Сокольники, Басманный, Преображенское, Соколиная Гора с населением с населением около 900 тысяч человек, из которых почти 250 тысяч проживают в пешей доступности. Сокращение времени при ежедневных поездках по городу для местных жителей составит до 77 процентов.

Все три новые станции имеют пересадки на радиальные линии метро — одноименные станции Сокольнической, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий.

Кроме того, со станции «Рижская» уже сейчас можно пересесть на МЦД-2, а в будущем можно будет сделать пересадку на МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5. Со станции «Марьина Роща» можно будет в перспективе пересесть на МЦД-2 и МЦД-4.

Таким образом, благодаря пуску северо-восточного участка БКЛ в Москве будут сформированы три новых крупных транспортно-пересадочных узла.

Ожидается, что после открытия новыми станциями БКЛ будут ежедневно пользоваться около 61 тысячи человек, а вместе с пересадками — более 236 тысяч человек. В результате существенно разгрузятся действующие станции метро «Сокольники» Сокольнической линии (до 25 процентов), «Рижская» Калужско-Рижской линии (до 20 процентов) и «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии (до 20 процентов).

Участки Кольцевой линии благодаря пуску северо-восточного участка БКЛ разгрузятся до 20 процентов, а радиальных линий — до 15 процентов.

 

Новые станции обеспечат хордовые связи между соседними районами и тем самым повысят привлекательность использования городского транспорта. Например, время поездки от станции «Рижская» до «Сокольников» сократится в 5,5 раза — с 17 до трех минут, а до «ЦСКА» — в 2,5 раза, с 30 до 12 минут. Более чем в два раза быстрее станет путь от «Сокольников» до «Петровского парка» (12 минут вместо 27) и от «Марьиной Рощи» до «Нижегородской» (18 минут вместо 40).

За счет этого снизится нагрузка на улично-дорожную сеть: улица Сокольнический Вал станет свободнее до 10 процентов, Третье транспортное кольцо (ТТК), проспект Мира, Дмитровское шоссе, улицы Русаковская, Гастелло и Шереметьевская — до пяти процентов.

Рядом с новыми станциями появятся остановки наземного городского пассажирского транспорта, пешеходные переходы, парковки для автомобилей, места для стоянки такси и зоны kiss & ride (быстрой высадки пассажиров личного транспорта). Для пассажиров обустроят удобные тротуары, установят малые архитектурные формы, разобьют газоны, высадят деревья и кустарники.

Станция «Сокольники»

Станция «Сокольники» расположена у главного входа в исторический парк культуры и отдыха (ПКиО) на Сокольнической площади между улицами Русаковской и Сокольнический Вал.

Станция колонного типа, мелкого заложения, находится на глубине около 30 метров. Работы велись в условиях плотной городской застройки с большим количеством подземных инженерных сетей.

Перегонные тоннели в сторону станции «Электрозаводская» были проложены в сложных гидрогеологических условиях всего лишь в шести метрах от действующей станции «Сокольники» Сокольнической линии. Также успешно были пройдены участки тоннелей, расположенные под путями Ярославского направления Московской железной дороги.

В основе художественного решения станции — плакаты, посвященные строительству первых станций Московского метрополитена. Художественные композиции размещены на светоотражающих панелях потолка. Путевые стены превращены в большое декоративное панно.

В отделке станции использованы серый мрамор, серый и черный гранит. Подвесной потолок выполнен из алюминиевых трехслойных панелей и реечных конструкций, а детали светильников, барьеры, ограждения и поручни — из нержавеющей стали.

Новая станция имеет два вестибюля, через которые пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии или выйти к Песочному и Сокольническому переулкам, ПКиО «Сокольники» и Русаковской улице.

Переходов между станциями два — в вестибюле и в торце платформенной части действующей станции.

Благодаря благоустройству Сокольническая площадь станет городским парком — с дорожками, мощенными красным клинкерным кирпичом, клумбами-скамейками и деревьями, которые будут высажены зимой 2022 — весной 2023 года.

Станция «Рижская»

Станция «Рижская» БКЛ расположена под проспектом Мира с выходом на Рижскую площадь и пересадкой на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Станция глубокого заложения с одной островной платформой строилась закрытым (горным) способом на глубине 62 метров.

После открытия «Рижская» войдет в состав одного из крупнейших пересадочных узлов Москвы, который объединит станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метро, МЦД-2 «Курско-Рижский». В перспективе здесь также пройдут линии МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Киевско-Горьковский». Таким образом, в Москве появится пересадочный узел, объединяющий две линии метро и три Московских центральных диаметра.

Дизайн станции «Рижская» — наряду со станциями «Марьина Роща» и «Сокольники» —выбран по итогам международного архитектурного конкурса. Автором проекта стало архитектурное бюро Blank Architects. Проект одобрили москвичи — участники голосования в проекте «Активный гражданин»

Основной архитектурный элемент станции — арочные порталы из нержавеющей стали. Платформу украшают 16 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой.

Для отделки станции «Рижская» использован классический для московского метро гранит. Завершает общую композицию свод над путями и путевая стена без облицовки, на которой разместили название станции и схемы линии.

В центральном зале вдоль пилонов станции установлены скамьи.

Рядом со станцией появится обновленный городской сквер. Концепция благоустройства включает озеленение, гранитное мощение и установку малых архитектурных форм. На Рижской площади вновь заработает фонтан.

Для удобного подвоза пассажиров вдоль вокзала будет организован проезд только для общественного транспорта.

Станция «Марьина Роща»

Станция «Марьина Роща» располагается в одноименном районе на северо-востоке Москвы вдоль 3-го проезда Марьиной Рощи.

Расположенная на уровне 72 метров под землей станция «Марьина Роща» БКЛ войдет в топ-3 самых глубоких станций Московского метрополитена с самым длинным эскалатором — 130 метров.

Станция строилась закрытым способом, который является одним из наиболее сложных в метростроении. Транспортировку разработанного грунта, доставку материалов, конструкций и оборудования, спуск и подъем людей производили через шахтные стволы, оборудованные вертикальными конвейерами, клетями и бадьями.

Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Шереметьевскую улицу и 2-ю улицу Марьиной Рощи, к жилой и общественной застройке, а также остановкам наземного транспорта.

Станция «Марьина Роща» северо-восточного участка БКЛ станет частью крупного транспортно-пересадочного узла, объединяющего Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую линии метрополитена, МЦД-2 (открытие станции МЦД-2 запланировано в этом году), перспективный МЦД-4, а также наземный транспорт.

Архитектурно-художественный облик станции разработали победители международного конкурса — архитектурное бюро AI Architects. В основе дизайна станции — эстетика фарфора. Колонны выпуклой формы напоминают пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты словно покрыты мелкими трещинами, что создает эффект старины.

Пол выложен гранитом. Потолок на станции сводчатый, его сделали из максимально бесшовных панелей. Благодаря спрятанной архитектурной подсветке потолок будет казаться бесконечным.

На потолках входного павильона разместили перфорированные панели, которые облегчили установку систем вентилирования, кондиционирования и подачи тепла. Вестибюль украсили шары диаметром 2,5 метра. В качестве основного материала использовалась полированная нержавеющая сталь, а вместо стен — панорамные стекла.

Рядом со станцией появится функциональная зона отдыха. На ней установят малые архитектурные формы, разобьют газоны, высадят деревья и кустарники.

Большая кольцевая линия

Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена — крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 километров. Для сравнения: протяженность Кольцевой линии московского метро — 19,4 километра, что в 3,5 раза меньше. На БКЛ разместятся 31 станция и три электродепо, включая существующий участок «Каховская» — «Каширская».

Большая кольцевая линия станет самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).

Ввод в эксплуатацию Большой кольцевой линии метро улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 миллиона человек. В пешей доступности от станций проживают 1,18 миллиона человек.

За счет существенного снижения нагрузки на другие линии и появления многочисленных альтернативных маршрутов поездок положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры метро. На многих из этих маршрутов экономия времени при ежедневных поездках составит до 35–45 минут.

После полного открытия БКЛ Кольцевая линия разгрузится до 25 процентов, радиальные направления — до 22 процентов. Снижение нагрузки на Третье транспортное кольцо и вылетные магистрали за счет отказа от части поездок на личном автомобиле в пользу общественного транспорта прогнозируется на уровне от пяти до 15 процентов.

При строительстве БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

— Рублево-Архангельскую линию — на станции «Народное Ополчение»;

— Троицкую линию — на станции «Новаторская»;

— перспективную линию, которая пройдет в Бирюлево и Щербинку, — на станции «Кленовый бульвар».

После открытия всех станций БКЛ с нее можно будет сделать пересадку на 20 станций метро 11 других линий, три станции Московского центрального кольца (МЦК), восемь станций Московских центральных диаметров (МЦД-1 и МЦД-2), 13 станций железной дороги. Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская» и несколько других.

Первые идеи строительства БКЛ появились в 1985 году. Однако из-за недостатка ресурсов и по иным причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял Сергей Собянин.

Работы разделены на следующие участки:

— северо-западный — от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская». Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (участок открыт 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт 30 декабря 2018 года);

— северо-восточный — от станции «Савеловская» до станции «Нижегородская». Этапы: «Нижегородская» — «Лефортово» (участок открыт 27 марта 2020 года), «Лефортово» — «Электрозаводская» (открыт 31 декабря 2020 года), «Электрозаводская» — «Савеловская» (технический пуск 30 ноября 2022 года);

— западный — от станции «Хорошевская» до станции «Кунцевская». Этапы: «Хорошевская» — «Мневники» (участок открыт 1 апреля 2021 года), «Мневники» — «Кунцевская» (открыт 7 декабря 2021 года);

— юго-западный — от станции «Кунцевская» до станции «Проспект Вернадского» (полностью открыт 7 декабря 2021 года). Этапы: «Аминьевская» — «Проспект Вернадского», «Кунцевская» — «Аминьевская»;

— южный — от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (открыт 7 декабря 2021 года), включая реконструкцию станции «Каховская»;

— восточный — от станции «Каширская» до станции «Нижегородская», включая реконструкцию участка «Каховская» — «Каширская».

При строительстве БКЛ выполнен колоссальный объем работы. К концу 2021 года были открыты 22 станции, связанные 44 километрами пути (90 километров тоннелей в однопутном исполнении). Новыми станциями пользуются более полумиллиона пассажиров ежедневно.

Общая строительная готовность кольца составляет 97 процентов, в том числе завершена проходка всех тоннелей.

Итоги реализации программы строительства Московского метрополитена

С 2011 года Правительство Москвы завершило строительство 205,9 километра линий, 103 новых станций, четырех дополнительных вестибюлей, 11 электродепо Московского метрополитена и МЦК. Сеть метро выросла в 1,5 раза.

Кроме того, совместно с ОАО «Российские железные дороги» введены в эксплуатацию линии наземного метро МЦД-1 и МЦД-2 — 132 километра путей и 61 станция.

Перечень новых линий и станций метро, МЦК, МЦД

Люблинско-Дмитровская линия:

— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);

— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);

— второй выход (вестибюль) станции «Марьина Роща»;

— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская»;

— второй вестибюль станции «Окружная».

Калининско-Солнцевская линия:

— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);

— участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (семь станций).

Замоскворецкая линия:

— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);

— станция «Технопарк»;

— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).

Арбатско-Покровская линия:

— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).

Таганско-Краснопресненская линия:

— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);

— станция «Спартак».

Бутовская линия:

— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).

Сокольническая линия:

— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);

— участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (четыре станции).

Некрасовская линия:

— участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (четыре станции);

— участок от станции «Нижегородская» до станции «Косино» (три станции).

Большая кольцевая линия:

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (шесть станций);

— участок от станции «Нижегородская» до станции «Лефортово» (три станции);

— участок от станции «Лефортово» до станции «Электрозаводская» (одна станция);

— пересадка между станциями метро «Петровский парк» Большой кольцевой линии и «Динамо» Замоскворецкой линии;

— участок от станции «Хорошевская» до станции «Мневники» (две станции);

— участок от станции «Мневники» до станции «Давыдково» (три станции);

— участок от станции «Давыдково» до станции «Проспект Вернадского» (три станции);

— участок от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (четыре станции);

— участок от станции «Электрозаводская» до станции «Савеловская» (три станции, технический пуск).

Филевская линия:

— второй вестибюль станции «Международная».

Московское центральное кольцо — 31 станция.

Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2) — 61 станция, из которых 22 являются пересадочными на линии метро, МЦК и МЦД.

Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево», «Сокол».