Транспорт

Сергей Собянин: Технический пуск движения поездов по оставшимся участкам БКЛ проведут до конца года

Сергей Собянин: Технический пуск движения поездов по оставшимся участкам БКЛ проведут до конца года
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Поезда в тестовом режиме пустят на северо-восточном, восточном и южном участках кольца.

Технический пуск движения поездов по новым участкам Большой кольцевой линии (БКЛ) метро проведут до конца года. Об этом заявил Сергей Собянин во время осмотра реконструируемой станции «Варшавская».

«Большая сложная работа по строительству БКЛ подходит к своему завершению. До конца этого года мы проведем технический пуск движения поездов на всех трех оставшихся участках: северо-восточном, восточном и южном. Таким образом, кольцо замкнется», — отметил Мэр Москвы.

До конца года также завершатся основные работы по реконструкции «Варшавской». Обновленная станция метро войдет в состав Большой кольцевой линии. «Мы находимся на южном участке — это старая ветка “Каховская” — “Каширская”, которая была самой короткой и самой невостребованной. Идет ее полная реконструкция, по сути дела, строительство заново и интеграция в БКЛ», — добавил Сергей Собянин.

До недавнего времени Каховская линия длиной 3,3 километра была самой короткой веткой Московского метрополитена. Три ее станции — «Каховская», «Варшавская» и «Каширская» — открылись 11 августа 1969 года в составе Замоскворецкой линии, а в 1995 году стали отдельной веткой метро. Комплексная реконструкция Каховской линии с целью ее включения в состав БКЛ началась весной 2019 года. Работы поделили на два этапа.

В 2021 году завершилась реконструкция станции «Каховская», она была открыта в составе южного участка БКЛ. На первом этапе также построили соединительную ветку в электродепо «Замоскворецкое», которое ранее обслуживало одноименную линию метро, а теперь переключилось на обслуживание Большой кольцевой линии. До конца 2022 года планируется завершить основные работы по реконструкции станций «Варшавская» и «Каширская». Их введут в эксплуатацию вместе с участком БКЛ от «Каширской» до «Нижегородской».

До реконструкции Каховская линия была относительно мало востребована у москвичей. Пассажиропоток составлял всего несколько десятков тысяч человек в день. На линии работали укороченные поезда, интервал движения составлял пять минут.

После включения Каховской линии в состав БКЛ интервал движения сократится до 1,6 минуты, а пассажиры получат возможность быстрее и с меньшим количеством пересадок добираться в десятки районов города. Например, время поездки от станции «Варшавская» до крупного транспортно-пересадочного узла «Печатники» сократится в четыре раза — с 48 до 12 минут. До аэропорта Внуково путь сократится вдвое — до 40 минут, до станции «Университет» — почти в 2,5 раза и составит 24 минуты. До «Текстильщиков» можно будет доехать всего за 15 минут без пересадок.

В целом ввод в эксплуатацию нового участка БКЛ и открытие в его составе станции «Варшавская» позволит улучшить транспортное обслуживание районов Зюзино, Москворечье-Сабурово, Нагорный и Нагатино-Садовники с населением свыше 370 тысяч человек.

Кроме того, до 25 процентов снизится нагрузка на Кольцевую линию и до 16 процентов — на участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий. Разгрузка станции «Каширская» Замоскворецкой линии составит до 23 процентов, «Коломенской» — до 10 процентов, «Павелецкой» — до 12 процентов, «Севастопольской» — до 35 процентов.

Городской транспорт станет привлекательнее для пассажиров, а значит, снизится нагрузка на Каширское шоссе (до восьми процентов), проспект Андропова (до 12 процентов), Варшавское шоссе (до семи процентов) и местную улично-дорожную сеть, что в свою очередь улучшит экологическую ситуацию в районах города.

Станция «Варшавская»

Станция «Варшавская» БКЛ расположена у примыкания Чонгарского бульвара к Варшавскому шоссе. Ее строили по типовому проекту, популярному в 1960–1970-х годах. Это станция мелкого заложения, колонная и трехпролетная. С нее пассажиры могут сделать пересадку на маршруты наземного транспорта и одноименную станцию Павелецкого направления Московской железной дороги (перспективный МЦД-5).

В ходе реконструкции исторический облик станции будет максимально сохранен, включая чеканные панно с изображениями Варшавы (авторы — Хайм Рысин, Артур Лапинь, Джемс Бодниек), украшающие путевые стены станции. Рисунок исторических панно также будет использован в облицовке колонн вестибюлей.

При этом специалисты модернизируют инфраструктуру, заменят инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы. По сути, станцию разберут и соберут заново, полностью обновив основные конструкции и оборудование с учетом передовых инженерных технологий. Пол вестибюлей облицуют светло-серым шимановским гранитом, стены — белым саянским мрамором, лабрадоритом и габбро темного оттенка.

Обновят и входные павильоны. Один из них будет стеклянным, второй (рядом с торговым центром) облицуют панелями из оцинкованной стали. Здесь установят витраж и вентиляционную решетку из перфорированных панелей, а также лифт для маломобильных пассажиров.

В настоящее время на станции ведется монтаж инженерных коммуникаций, устройство фасадов входных павильонов, архитектурно-отделочные работы в пассажирской зоне. Территорию рядом благоустраивают. Общая строительная готовность сегодня составляет 82 процента.

«На сегодняшний момент основные строительно-монтажные работы завершены. Монтаж инженерных систем —  примерно на 85 процентов. Приступаем к пусконаладке», — доложил генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.

В зоне обслуживания станции находятся районы Нагатино-Садовники, Москворечье-Сабурово и Нагорный с общим населением 243,6 тысячи человек. В пешей доступности от «Варшавской» живет 76,1 тысячи москвичей.

По оценкам, к 2030 году пассажиропоток транспортно-пересадочного узла «Варшавская» (станция метро, перспективный МЦД-5 и наземный транспорт) составит свыше 69 тысяч человек, в том числе станции БКЛ — около 42 тысяч человек.

Большая кольцевая линия

Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена — крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 километров. Для сравнения: протяженность Кольцевой линии московского метро — 19,4 километра, что в 3,5 раза меньше. На БКЛ разместятся 31 станция и три электродепо, включая существующий участок «Каховская» — «Каширская». 

Большая кольцевая линия должна стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры московского метро.

Ввод в эксплуатацию Большой кольцевой линии метро улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 миллиона человек. В пешей доступности от станций проживают 1,18 миллиона человек.

За счет существенного снижения нагрузки на другие линии и появления многочисленных альтернативных маршрутов поездок положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры метро. На многих из этих маршрутов экономия времени при ежедневных поездках составит до 35–45 минут.

По расчетам экспертов, Кольцевая линия разгрузится до 25 процентов, радиальные направления — до 22 процентов. Снижение нагрузки на Третье транспортное кольцо и вылетные магистрали за счет отказа от части поездок на личном автомобиле в пользу общественного транспорта прогнозируется на уровне от пяти до 15 процентов.

При строительстве БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

— Рублево-Архангельскую линию — на станции «Народное Ополчение»;

— Троицкую линию — на станции «Новаторская»;

— перспективную линию, которая пройдет в Бирюлево и Щербинку, — на станции «Кленовый бульвар».

После открытия всех станций БКЛ с нее можно будет сделать пересадку на 20 станций метро 11 других линий, три станции Московского центрального кольца, восемь станций Московских центральных диаметров (МЦД-1 и МЦД-2), 13 станций железной дороги. Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская» и несколько других.

 

Первые идеи строительства БКЛ появились в 1985 году. Однако из-за недостатка ресурсов и по иным причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял Сергей Собянин. 

Работы разделены на следующие участки:

— северо-западный — от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская». Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (участок открыт 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт 30 декабря 2018 года);

— северо-восточный — от станции «Савеловская» до станции «Нижегородская». Этапы: «Нижегородская» — «Лефортово» (участок открыт 27 марта 2020 года), «Лефортово» — «Электрозаводская» (открыт 31 декабря 2020 года), «Электрозаводская» — «Савеловская»;

— западный — от станции «Хорошевская» до станции «Кунцевская». Этапы: «Хорошевская» — «Мневники» (участок открыт 1 апреля 2021 года), «Мневники» — «Кунцевская» (открыт 7 декабря 2021 года);

— юго-западный — от станции «Кунцевская» до станции «Проспект Вернадского» (полностью открыт 7 декабря 2021 года). Этапы: «Аминьевская» — «Проспект Вернадского», «Кунцевская» — «Аминьевская»;

— южный — от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (открыт 7 декабря 2021 года), включая реконструкцию станции «Каховская»; 

— восточный — от станции «Каширская» до станции «Нижегородская», включая реконструкцию участка «Каховская» — «Каширская».

При строительстве БКЛ выполнен колоссальный объем работы. К концу 2021 года были открыты 22 станции, связанные 44 километрами пути (90 километров тоннелей в однопутном исполнении). Новыми станциями пользуются более полумиллиона пассажиров ежедневно.

Общая строительная готовность кольца составляет 97 процентов, в том числе завершена проходка всех тоннелей.

Программа строительства Московского метрополитена