Сергей Собянин рассказал об итогах работы Комплекса градостроительной политики в 2020 году и задачах на будущее

Поделиться
Сергей Собянин рассказал об итогах работы Комплекса градостроительной политики в 2020 году и задачах на будущее
Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
На каждый рубль, вложенный в развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, город получает три-четыре рубля частных инвестиций в промышленность, инновации, торговлю и прочие сферы экономики.

Главными задачами московских строителей в 2020 году оставались создание комфортной сбалансированной городской среды, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры и выполнение обязательств перед москвичами по программе реновации. Вопрос об основных направлениях и результатах работы Стройкомплекса в 2020 году и планах развития отрасли на 2021–2023 годы прозвучал на заседании Президиума Правительства Москвы.

По состоянию на декабрь 2020 года в Москве функционирует 1188 строительных площадок. Вклад Стройкомплекса в валовый региональный продукт (ВРП) столицы составляет 19 процентов. На каждый рубль, вложенный в развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, город получает три-четыре рубля частных инвестиций в промышленность, инновации, торговлю и прочие сферы экономики.

Меры поддержки в условиях пандемии

С 13 апреля по 12 мая 2020 года строительные работы в Москве были временно приостановлены из-за пандемии. Однако ограничения не коснулись стратегически важных проектов ― 67 локаций, на которых были задействованы порядка 20 тысяч человек. Это 42 объекта метрополитена, три автодороги, восемь объектов коммунально-инженерной инфраструктуры и энергоснабжения, шесть производственных объектов (в том числе фармацевтических) и восемь объектов здравоохранения.

Правительство Москвы разработало и приняло комплекс мер экономической поддержки строительной отрасли, среди которых:

― отсрочка и рассрочка по платежам за аренду земли до конца года;

― отмена штрафов за срыв сроков по договорам до конца года;

― продление срока лицензий и аккредитаций до 1 января 2021 года.

Большой вклад в бесперебойную работу отрасли внесла цифровизация административных процедур и государственных услуг. Задолго до пандемии у застройщиков появилась возможность получать в электронном виде 22 госуслуги и 19 услуг ресурсоснабжающих организаций. Во время действия ограничительных мер это позволило не прекращать ввод объектов в эксплуатацию, продолжать проектировать онлайн и проводить в дистанционном формате публичные слушания по проектам планировок территорий.

Застройщики получат отсрочку по арендным платежам С начала года в Москве разработано 56 проектов межевания жилых кварталов

Строительство жилья и другой недвижимости

Отдельно стоит отметить меры, принятые на федеральном уровне. Программа льготной ипотеки под 6,5 процента годовых помогла не просто сохранить, а даже увеличить показатели ввода жилья. По данным на декабрь 2020 года, годовой план (3,6 миллиона квадратных метров) уже перевыполнен на 17 процентов. Фактически введено в эксплуатацию 4,2 миллиона квадратных метров жилья. В 2020 году в Москве построено 9,36 миллиона квадратных метров недвижимости.

Благодаря реализованным мерам поддержки строительная отрасль Москвы не снижала темпы работы и достигла плановых показателей.

В целом с 2011 года в столице построено 88 миллионов квадратных метров недвижимости, в том числе 35,4 миллиона квадратных метров жилья.

Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Новые станции метро

С 2011 года в Москве введено в эксплуатацию 173 километра линий метро и МЦК, 88 новых станций, три дополнительных вестибюля, 10 электродепо метро и МЦК.

В 2020 году было открыто движение по второму участку Некрасовской линии и примыкающему к нему участку Большой кольцевой линии метро общей протяженностью 14,3 километра с шестью станциями от «Косина» до «Лефортова».

До конца года планируется открыть для пассажиров станцию «Электрозаводская» Большой кольцевой линии, а также переход между станциями «Петровский парк» и «Динамо» (пересадка с БКЛ на Замоскворецкую линию).

Создан задел, обеспечивающий строительство в 2021–2023 годах 63,6 километра линий, 27 станций метро и пяти депо.

В городе идет строительство всех участков БКЛ ― самого большого метрокольца в мире. В ближайшие годы будут продолжены работы по продлению существующих линий (Сокольнической — до «Новомосковской», Люблинско-Дмитровской — до «Поселка Северного», Калининско-Солнцевской — до «Внукова», Арбатско-Покровской — до «Гольянова») и строительству новых радиусов (в Коммунарку и Троицк, Рублево-Архангельское и Бирюлево).

Завершается благоустройство территории возле станции метро «Электрозаводская» БКЛ 70 километров и 31 станция: как строят БКЛ

Железная дорога и Московские центральные диаметры

В 2011–2020 годах в столице построено и реконструировано свыше 250 километров железнодорожных путей и более 50 остановочных пунктов. В том числе 46 километров путей и 15 станций МЦД в 2020 году. Это станции Славянский Бульвар, Сетунь, Новодачная, Долгопрудная на МЦД-1, Остафьево, Курьяново, Опалиха, Нахабино и Подольск на МЦД-2, Ховрино и Лихоборы на будущем МЦД-3, Победа, Санино, Мичуринец и Крекшино, относящиеся к будущему МЦД-4.

В ближайшие годы планируется завершить строительство и реконструкцию более 20 станций.

Ведется разработка решений по взаимной увязке проектов высокоскоростной магистрали Москва ― Санкт-Петербург и МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», что позволит оптимизировать сроки строительства и стоимость работ.

Продолжаются работы по строительству третьего и четвертого главных путей на Киевском направлении МЖД, шестикилометровой соединительной ветви между Киевским и Белорусским направлениями МЖД, а также по реконструкции участков Москва-Пассажирская-Курская ― Каланчевская и Москва-Пассажирская-Курская ― Карачарово.

МЦД-1 и МЦД-2 — это 132 километра путей и 60 станций, с 20 из которых можно сделать пересадку на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. С момента открытия поезда МЦД перевезли около 140 миллионов пассажиров.

Запуск МЦД позволил до 12 процентов разгрузились станции метро «Кунцевская», «Фили», «Окружная», «Царицыно», «Киевская», «Комсомольская» и «Парк Победы».

Также до пяти процентов разгрузились вылетные магистрали ― Волоколамское, Новорижское, Варшавское и Симферопольское шоссе.

В 2021 году планируют открыть 14 станций МЦД Удобнее и дешевле: как МЦД облегчают жизнь пассажиров

Развитие улично-дорожной сети

Последние годы в Москве строят не менее 100 километров в год. Всего за 2011–2020 годы было построено 1025 километров дорог, что составляет 18 процентов от существующей улично-дорожной сети. Возведено 295 искусственных сооружений (мосты, тоннели, эстакады) и 253 внеуличных пешеходных перехода.

Несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году было введено в эксплуатацию 115,5 километра дорог, а также 23 искусственных сооружения и 22 пешеходных перехода.

Среди ключевых объектов:

― новая вылетная магистраль ― проспект Генерала Дорохова (22 километра, 20 искусственных сооружений, два пешеходных перехода);

― путепровод через железнодорожные пути МЦК от улицы Пруд-Ключики до 1-й Фрезерной улицы (1,6 километра, одно искусственное сооружение);

― подземный пешеходный переход через железнодорожные пути Октябрьского направления МЖД в районе Марфино к станции метро «Фонвизинская» (192 метра);

― автомобильная дорога к жилой застройке поселка Северного вдоль Савеловского направления МЖД (2,5 километра);

― связка Раменского бульвара с проспектом Вернадского в районе МГУ имени М.В. Ломоносова (1,3 километра, один пешеходный переход);

― транспортная развязка на Киевском шоссе в районе станции метро «Саларьево» (3,85 километра, четыре искусственных сооружения, один пешеходный переход);

― улично-дорожная сеть для транспортного обслуживания Московского клинического центра инфекционных болезней «Вороновское» (16 километров);

― дорога от поселка Коммунарка до МКАД с транспортной развязкой на 40-м километре МКАД с дублером Калужского шоссе (7,4 километра, два искусственных сооружения, один пешеходный переход);

― автомобильная дорога Марьино ― Саларьево (13,65 километра, одно искусственное сооружение, один пешеходный переход).

Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Юго-Восточная хорда станет ключевым проектом дорожного строительства Москвы Новая геометрия Москвы: как дорожное строительство меняет город

Согласно расчетам Института генплана Москвы, программа транспортного строительства в городе с 2011 года по настоящее время помогла достичь следующих показателей:

― среднее время поездки по городу сократилось на девять минут;

― доля перегруженных участков на магистральной сети сократилась на 18 процентов.

С 2011 года в Москве зафиксировано значительное улучшение состояния атмосферного воздуха вблизи автотрасс. Среднегодовая концентрация оксида углерода уменьшилась в три раза, диоксида азота ― в 1,3 раза, оксида азота и диоксида серы ― в 3,1 раза.

В 2021–2023 годах планируется построить 258 километров дорог, 88 искусственных сооружений и 54 пешеходных перехода. Ключевым проектом на ближайшие годы остается строительство новых хордовых магистралей ― СВХ, ЮВХ и Южной рокады.

Общая строительная длина системы из четырех хорд (включая уже построенную Северо-Западную хорду) с учетом 186 искусственных сооружений, съездов и дублеров составит 355 километров.

Хорды улучшат транспортную доступность 73 районов Москвы, где проживают семь миллионов человек.

Сергей Собянин: Строительство четырех хорд — ключевой проект развития дорожной инфраструктуры Москвы Юго-Восточная хорда станет ключевым проектом дорожного строительства Москвы

Реконструкция развязок на МКАД

Реконструкция и строительство развязок на МКАД остается одним из приоритетов развития транспортной системы Москвы.

Помимо реконструкции самих развязок и вылетных магистралей, Правительство Москвы проводит комплексные мероприятия по развитию прилегающей улично-дорожной сети и расширению проезжей части МКАД за счет строительства боковых проездов и переходно-скоростных полос.

Эта работа синхронизирована с реконструкцией вылетных магистралей внутри МКАД и на территории Московской области, что позволяет существенно увеличить их пропускную способность и обеспечить полноценную связь транспортной инфраструктуры Москвы и Подмосковья.

Каждая реконструированная развязка ускоряет движение в своем районе на 10–20 процентов. Снижение числа пробок и перепробега автомобилей благоприятно влияет на экологию.

В 2020 году была завершена реконструкция развязки МКАД с Волоколамским шоссе. В общей сложности построено 7,7 километра дорог, включая реконструкцию двух существующих и сооружение трех новых эстакад суммарной протяженностью 1,8 километра.

С 2011 года было построено и реконструировано 18 развязок на пересечении МКАД и 15 вылетных магистралей.

Продолжается проектирование еще четырех развязок на МКАД:

― на пересечении с Алтуфьевским шоссе (увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД);

― на пересечении с Липецкой улицей (обеспечит беспрепятственный выезд на федеральную трассу М4 «Дон» и увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД);

― на пересечении с Осташковским шоссе (увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД);

― на пересечении с улицами Верхние Поля и Капотней (увеличит пропускную способность прилегающего участка МКАД, а также обеспечит беспрепятственный выезд с Южной рокады).

Реконструкцию пяти клеверных развязок на МКАД завершат в 2022 году Метро и дороги: Москва продолжает активное развитие транспортного каркаса

Набережные Москвы-реки

Столичные набережные постепенно превращаются в новые общественные центры с комфортной городской средой.

В 2011–2020 годах было благоустроено 71,1 километра набережных вдоль Москвы-реки. Это Москворецкая, Лужнецкая, набережная Марка Шагала, Пресненская и другие набережные, ставшие популярными местами для прогулок, занятий спортом и отдыха среди москвичей и гостей столицы.

Продолжаются работы по строительству новых и благоустройству существующих набережных ― Шелепихинской, Нагатинской, Бережковской, набережной Филевской поймы и других.

На 2021–2023 годы запланировано благоустройство 121 километра городских набережных, а также строительство и реконструкция 16 мостов и создание порядка 40 новых общественных зон отдыха у воды.

В Москве отремонтировали восемь набережных Реконструкция набережной Марка Шагала завершится в 2021 году

Программа реновации

Целью программы реновации является переселение в новые квартиры одного миллиона москвичей, проживающих в некомфортных пятиэтажках, и создание городской среды нового качества. В программу включено 5175 домов (около 350 тысяч квартир общей площадью 16,4 миллиона квадратных метров).

Подобрано 472 стартовые площадки во всех округах Москвы для строительства новых домов общей площадью 7,5 миллиона квадратных метров. Порядка 20 процентов стартовых площадок находится на месте домов, расселяемых по программе реновации. Правительство Москвы начало формирование перечней домов, строящихся в рамках второй волны переселения по программе реновации.

На данный момент построено 82 новых дома. Еще 175 зданий находится в процессе строительства, 106 ― в процессе проектирования.

Идет либо закончено переселение 29,4 тысячи человек из 200 домов. 22,9 тысячи москвичей уже переехали в новые квартиры.

В 2021–2023 годах в рамках программы реновации планируется спроектировать и построить новые жилые дома общей площадью 3,8 миллиона квадратных метров.

В 2021 году по программе реновации построят еще 70 жилых домовПрограмма реновации играет ключевое значение для всей строительной отрасли столицы

Социальные объекты

В уходящем году в Москве построили 29 зданий школ и детских садов, 12 корпусов медицинских учреждений, 12 спортивных объектов, шесть объектов культуры.

В городе появилось несколько новых крупных образовательных комплексов:

― в поселке Московском (23-й километр Киевского шоссе, дом 11, строение 3) ― школа на 1150 мест (общая площадь помещений ― 21,1 тысячи квадратных метров);

― в районе Северный (Долгопрудная аллея, дом 16) ― школа на 900 мест (общая площадь помещений — 16,4 тысячи квадратных метров).

Ключевым проектом 2020 года в сфере здравоохранения стало строительство Московского клинического центра инфекционных болезней «Вороновское» на 800 коек. Центр включает в себя 50 одноэтажных строений, 14 общежитий в два-три этажа, шесть километров подъездных и внутренних дорог, 80 километров инженерных сетей. Строительство велось во время общего локдауна. В работах было задействовано 27 крупных организаций, а также порядка 20 тысяч человек и 1,5 тысячи единиц техники.

«У нас есть все для лечения тяжелых патологий»: как устроен новый клинический центр в Вороновском Построили за месяц: в Вороновском открылась инфекционная больница

Особое внимание уделяется развитию спортивных кластеров в «Лужниках», на Воробьевых горах, в поселке Северном и Некрасовке.

Важным достижением 2020 года стало присуждение награды международного конкурса MIPIM Awards Дворцу художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой в «Лужниках» как лучшему проекту культуры и спорта.

В 2020 года в присутствии Президента России Владимира Путина в Нагатинской пойме был открыт «Остров мечты» ― первый в России и крупнейший в Европе крытый тематический парк развлечений.

С 2011 года в Москве построено 696 социальных объектов, включая 407 зданий школ и детских садов, 97 объектов здравоохранения, 136 спортивных объектов, 56 объектов культуры.

В планах на 2021–2023 годы в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы строительство еще 205 социальных объектов, включая 91 здание школ и детских садов, 64 объекта здравоохранения, 29 спортивных объектов, 21 объект культуры.

Развитие ТиНАО

На территории ТиНАО в 2020 году возведено 2,2 миллиона квадратных метров недвижимости. С 2012 года здесь построено 19,74 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 83 социальных объекта. Создано 255 тысяч рабочих мест.

Открыто восемь станций метро, проложено 252 километра дорог, в том числе 27 километров в 2020 году.

В планах на ближайшее время строительство 2,4 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 34 социальных объектов, и 24,7 километра дорог. Кроме этого, продолжатся строительные работы на Коммунарской и Бирюлевской линиях метро, также будут созданы новые дорожные магистрали.

Восемь лет с Москвой: как развиваются новые территории Главные цифры: как живут и развиваются ТиНАО

Экспертиза расходов в бюджетном строительстве

Масштабное развитие инфраструктуры возможно лишь при условии грамотного и экономного использования бюджетных средств. В 2020 году по итогам проведения экспертизы проектно-сметной документации удалось сэкономить средства бюджета города Москвы в объеме 156,3 миллиарда рублей. Общая стоимость строительства объектов была снижена на 19,7 процента.

Всего за последние 10 лет экспертиза проектов по госзаказу позволила сэкономить свыше одного триллиона рублей.

Для оптимизации сроков и повышения эффективности строительства в Москве в рамках пилотного проекта внедряются технологии BIM (Building Information Modeling) ― информационного моделирования на всем жизненном цикле объекта. По сути, создается трехмерная модель строительного объекта, с помощью которой можно менять те или иные параметры сооружения и автоматически получать готовые чертежи, визуализации, спецификации и календарный график работ.