Сергей Собянин: Строительство станции БКЛ «Электрозаводская» завершат до конца года

Сергей Собянин: Строительство станции БКЛ «Электрозаводская» завершат до конца года
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Сейчас на станции ведутся отделочные работы. Пол и лестницы выложат светло-серым гранитом, а колонны украсят гранатовым амфиболитом — горным минералом, который добывают в Карелии.

Строительство станции «Электрозаводская» Большой кольцевой линии (БКЛ) завершат до конца года. Сейчас ее готовность составляет 70 процентов.

«“Электрозаводская” — очень важная станция. На ее базе появится транспортно-пересадочный узел, который свяжет Арбатско-Покровскую линию метро, Казанское направление МЖД, где будет создан МЦД-3, и она очень важная для местных жителей. Станцию, надеюсь, мы до конца года сдадим и в следующем году создадим переход на одноименную стацию Арбатско-Покровской линии», — отметил Сергей Собянин во время осмотра строительства станции.

По словам Мэра Москвы, сегодня Большая кольцевая линия — важнейшая стройка метростроения не только столицы, но и страны. «70 километров Большой кольцевой линии во многом улучшат транспортную доступность большинства районов, метро будут пользоваться даже те москвичи, которые, в принципе, не спускаются в него сейчас, улучшится транспортная ситуация в мегаполисе», — сказал он.

Работы на «Электрозаводской», которая входит в состав участка Большой кольцевой линии метро от «Нижегородской» до «Савеловской», начались в 2016 году. Длина участка — 14 километров. На нем располагается семь станций («Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща»), также от него тянется соединительная ветка в депо «Нижегородское» протяженностью 1,9 километра.

Работы ведут в три этапа:

— открыт участок «Нижегородская» — «Лефортово» длиной 5,8 километра (три станции), пока входит в состав Некрасовской линии метро;

— строится участок «Лефортово» — «Электрозаводская» длиной один километр (одна станция), завершить работы планируется до конца 2020 года;

— строится участок «Электрозаводская» — «Савеловская» длиной 7,2 километра (три станции), завершить работы планируется в 2021–2022 годах.

Генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков добавил, что на станции выполнены основные строительно-монтажные работы. В целом на северо-восточном участке в этом году планируется закончить строительство перегонных тоннелей.

«Все пока идет по намеченному плану, — сказал он. — Осталось два перегона: от станции “Стромынка” до станции “Рижская” и от станции “Рижская” до станции “Шереметьевская”. Вот эти два участка, один заканчиваем в конце августа, следующий — в конце сентября этого года».

Сейчас строительная готовность участка «Авиамоторная» — «Савеловская» составляет 66 процентов. На нем ведется сооружение двух последних тоннелей. Тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) «Инна» строит левый перегонный тоннель от монтажно-щитовой камеры у «Рижской» до тупиков за станцией «Савеловская», а ТПМК «Татьяна» — левый перегонный тоннель от «Сокольников» до монтажно-щитовой камеры у «Рижской». Завершить проходку планируется осенью 2020 года. Остальные тоннели на участке пройдены. Также идет строительство четырех станций («Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская» и «Марьина Роща»).

Открытие северо-восточного участка Большой кольцевой линии от станции «Нижегородская» до станции «Савеловская» улучшит транспортное обслуживание 12 районов города: Савеловского, Бутырского, Алексеевского, Красносельского, Марьиной Рощи, Мещанского, Сокольников, Басманного, Соколиной Горы, Лефортова, Косино-Ухтомского и Некрасовки с населением более 960 тысяч человек. Кроме того, уменьшится загрузка станций, пересадочных узлов и перегонов центральных участков действующих линий метрополитена. Пассажиры будут чаще пользоваться подземкой, и наземный общественный транспорт станет свободнее.

Улучшится транспортная доступность Савеловского и Рижского вокзалов. Интенсивность движения автотранспорта на прилегающих улицах сократится примерно на 10–15 процентов, что улучшит экологическую ситуацию в этой части города.

Некрасовская линия будет полноценно интегрирована в сеть Московского метрополитена.

Станция «Электрозаводская»: какой она будет

Станция «Электрозаводская» (проектное название — «Рубцовская») Большой кольцевой линии расположена в районе Басманный вдоль Семеновской набережной у примыкания к путям Казанского направления Московской железной дороги (МЖД). До завершения строительства БКЛ станция будет работать в составе Некрасовской ветки.

С «Электрозаводской» Большой кольцевой линии пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Арбатско-Покровской ветки и платформу Электрозаводская Казанского направления МЖД (в перспективе через нее пройдет МЦД-3).

Эта станция мелкого заложения, колонная, трехпролетная, с двумя вестибюлями (подземным и наземным), через которые можно будет выйти на Семеновскую набережную, к железнодорожной станции, жилой и общественной застройке.

Пассажирская зона станции — двухуровневая. Четыре лестницы будут вести с платформы на верхний уровень станции, расположенный над правым перегонным тоннелем. Далее по эскалаторам в северном торце пассажиры смогут подняться в наземный вестибюль, а из центральной зоны перейти в подземный переход, ведущий на станцию «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии метро.

Одну из путевых стен станции украсит масштабное историческое панно «Битва героев» длиной 163 метра, на котором будет запечатлен собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнят на стекле в технике многоцветной печати. В сочетании с другими декоративными элементами станции — подсветкой и объемными конструкциями — это позволит создать целостную пространственную композицию.

Два ряда колонн свяжут продольные балки, в круглых сквозных проемах которых будут установлены станционные светильники. Колонны облицуют полированными плитами из гранатового амфиболита — минерала высокой плотности, безопасного и стойкого к различным видам повреждений. Он добывается в Карелии на месторождении Нигрозеро. Пол выложат полированными плитами из габбро-диабаза, лестницы — светло-серым гранитом.

Сейчас на платформе станции полностью завершено устройство монолита, ведутся отделочные работы. Завершить строительство планируется до конца 2020 года.

Удобные пересадки

На базе «Электрозаводской» планируется создать крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), где пассажирам будут доступны поезда двух линий метро (Арбатско-Покровской и Большой кольцевой), а также Казанского направления МЖД (здесь пройдет МЦД-3 «Ленинградско-Казанский»).

Одним из главных объектов ТПУ станет пешеходный мост через Яузу длиной около 85 метров. Он соединит Семеновскую и Рубцовскую набережные, и жители этой части города смогут добираться до станции метро пешком. Мост предполагается возвести из легких современных материалов и остеклить полупрозрачным поликарбонатом.

При создании ТПУ планируется благоустроить территорию вокруг, сделать плоскостные парковки, а также реконструировать прилегающие улицы. Среди них Проектируемый проезд № 789 и Гольяновский проезд.

Новое кольцо метро

Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 километров. На ней будет 31 станция (включая существующий участок «Каховская» — «Каширская») и три электродепо.

Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав сегодняшнего лидера среди подземных колец — вторую кольцевую линию пекинского метро, длина которой 57 километров. Большая кольцевая линия соединит существующие и перспективные радиальные ветки на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (Кольцевая линия) пересадочные контуры метро.

Во время строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

— Рублево-Архангельскую линию — на станции «Улица Народного Ополчения»;

— Коммунарскую линию — на станции «Улица Новаторов»;

— перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на станции «Кленовый бульвар».

Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, шесть пересадок на МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский», 11 пересадок на другие линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.

О строительстве БКЛ задумались еще в 1985 году, но по ряду причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство принял Мэр Москвы. По проекту БКЛ разделена на следующие участки:

— северо-западный — от «Делового центра» до «Савеловской». Участок от «Делового центра» до «Петровского парка» открыли для пассажиров 26 февраля 2018 года, а от «Петровского парка» до «Савеловской» — 30 декабря 2018 года;

— северо-восточный — от «Савеловской» до «Нижегородской». Включает участки «Авиамоторная» — «Лефортово» (открыт для пассажиров 27 марта 2020 года), «Лефортово» — «Электрозаводская», «Электрозаводская» — «Савеловская»;

— западный — от «Хорошевской» до «Кунцевской». Включает участки «Хорошевская» — «Карамышевская», «Карамышевская» — «Кунцевская»;

— юго-западный — от «Кунцевской» до «Проспекта Вернадского». Включает участки «Аминьевское шоссе» — «Проспект Вернадского», «Кунцевская» — «Аминьевское шоссе»;

— южный — от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);

— восточный — от «Каширской» до «Нижегородской».

Строительство метро: планы и итоги

С 2011 года в столице ввели в эксплуатацию 301,4 километра линий, 147 станций, три дополнительных вестибюля Московского метрополитена, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо.

На Люблинско-Дмитровской линии:

— участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);

— участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);

— второй вестибюль станции «Марьина Роща»;

— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».

На Калининско-Солнцевской линии:

— участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);

— участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (семь станций).

На Замоскворецкой линии:

— участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);

— станция «Технопарк»;

— участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).

На Арбатско-Покровской линии:

— участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).

На Таганско-Краснопресненской линии:

— участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);

— станция «Спартак».

На Бутовской линии:

— участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).

На Сокольнической линии:

— участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);

— участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (четыре станции).

На Некрасовской линии:

— участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (четыре станции);

— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Косино» (пять станций).

На Большой кольцевой линии:

— участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (шесть станций);

— участок от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово» (одна станция).

На Филевской линии:

— второй вестибюль станции «Международная».

На Московском центральном кольце открыли 31 станцию, в составе Московских центральных диаметров (МЦД-1, МЦД-2) заработало 60 станций, 20 из которых являются пересадочными на линии метро, МЦК и МЦД.

Открыли либо реконструировали электродепо «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино» и «Руднево».

С начала 2020 года введено в эксплуатацию 14,3 километра линий и шесть новых станций московского метро, в том числе:

— второй участок Некрасовской линии от «Авиамоторной» до «Косина» (пять станций — «Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная»);

— северо-восточный участок БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортова» (одна станция — «Лефортово»).

До конца года планируется построить еще 10,4 километра линий, три станции, одно электродепо, в частности:

— западный участок БКЛ от «Хорошевской» до «Карамышевской» — 5,5 километра, две станции («Улица Народного Ополчения» и «Карамышевская»);

— северо-восточный участок БКЛ от «Лефортова» до «Электрозаводской» («Рубцовской») — один километр, одна станция («Электрозаводская» («Рубцовская»);

— участок Сокольнической линии от «Саларьева» до «Коммунарки» (тупики) — 1,3 километра);

— оборотные тупики за станцией «Деловой центр» Солнцевской линии — 1,4 километра;

— тупики за станцией «Деловой центр» БКЛ — 1,2 километра.

Кроме того, реконструируют электродепо «Сокол».

Всего в этом году планируется ввести в эксплуатацию 24,7 километра линий, девять станций и одно электродепо.