Транспортно-пересадочный узел связал платформу НАТИ и станцию МЦК Лихоборы

Транспортно-пересадочный узел связал платформу НАТИ и станцию МЦК Лихоборы
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин
Если раньше пассажиры тратили на пересадку до 10 минут, то теперь путь между станциями занимает всего две минуты.

На севере столицы открылся транспортно-пересадочный узел, в состав которого вошли платформа НАТИ Октябрьской железной дороги и станция Лихоборы Московского центрального кольца (МЦК). В церемонии приняли участие Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

«Построили вокзал, по сути дела, транспортно-пересадочный узел, который обеспечит пересадку огромного количества людей, пользующихся поездами Октябрьской железной дороги и МЦК. Это Зеленоград, это Химки, это Тверь. Это огромное количество людей, которые вынуждены были в свое время добираться до Ленинградского вокзала, заходить в метро на “Комсомольской”, и без того перегруженной. Сейчас значительная часть из них будет пересаживаться на МЦК уже здесь, в теплом контуре, в условиях, максимально приближенных по комфорту к метрополитену», — отметил Сергей Собянин.

Строительство ТПУ «НАТИ — Лихоборы» началось во втором квартале 2018 года и завершилось в январе 2020-го. Был возведен новый пассажирский вестибюль (фактически мини-вокзал) на платформе НАТИ, полностью перестроен вестибюль станции Лихоборы. Их связал надземный пешеходный переход через Северо-Восточную хорду длиной 85 метров. Общая площадь построенных сооружений составила 2,7 тысячи квадратных метров. Для создания единого облика транспортно-пересадочного узла фасады пассажирских вестибюлей и переход украсили архитектурно-художественной подсветкой.

В рамках благоустройства прилегающей территории построили новый участок дороги, обустроили тротуары, разбили газоны, высадили более 100 деревьев и кустарников.

Строительство пересадочного узла велось в крайне стесненных условиях на действующем участке железной дороги с высокой интенсивностью движения поездов, в том числе высокоскоростных.

«Уникальность проекта заключается еще и в том, что это действительно самое загруженное направление: здесь курсируют и поезда дальнего следования, и пригородные электрички, и поезда “Сапсан”», — уточнил Олег Белозеров.

Значительная часть работ по монтажу конструкций могла быть выполнена исключительно в ночные технологические окна в рамках графика движения поездов.

Кроме того, строительство осложняла необходимость обеспечения повышенного уровня безопасности при выполнении работ по обустройству пешеходного перехода через Северо-Восточную хорду. Монтаж конструкций перехода осуществлялся в ночное время с временным перекрытием отдельных полос движения.

До ввода нового пересадочного узла прямая пересадка между платформой НАТИ и станцией Лихоборы отсутствовала. Пассажирам приходилось пользоваться подземным пешеходным переходом, расположенным в 300 метрах от станции Лихоборы. Теперь сделать пересадку можно в тепле и с комфортом. При этом весь путь сократился с 450 до 100 метров, а вместо 7–10 минут на него уходит всего две минуты.

Сейчас станцией Лихоборы пользуются более 12 тысяч пассажиров в день. К концу года их количество может увеличиться примерно в два раза — до 20 тысяч. Это позволит частично снизить нагрузку на Ленинградский вокзал, станции метро «Комсомольская» и «Петровско-Разумовская», а также сократит поток автотранспорта, следующего в центр города.

В перспективе — после открытия МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» (Зеленоград — Раменское) — роль нового транспортно-пересадочного узла значительно возрастет.

Олег Белозеров отметил, что железная дорога — это транспорт будущего. Он напомнил, что по поручению Президента России между Москвой и Санкт-Петербургом должна появиться высокоскоростная железнодорожная магистраль. Новый ТПУ может войти в будущий транспортно-пересадочный хаб, поможет развести пассажирские потоки и обеспечить максимально комфортные условия для пересадки.

МЦК, МЦД и не только: развитие столичной транспортной системы обсудили на заседании координационного советаПопулярность МЦК выросла после сокращения интервалов движения «Ласточек»

Единая транспортная система

Правительство Москвы вместе с ОАО «РЖД» завершило работу по интеграции МЦК с восемью радиальными направлениями железной дороги.

«Мы закончили в основном интеграцию радиальных направлений железной дороги и МЦК. Всего построено, по сути дела, восемь вокзалов — действительно по масштабу, по объему, по задачам можно их сегодня так назвать — большие транспортно-пересадочные узлы», — сказал Сергей Собянин.

В 2017 году провели интеграцию платформы Фрезер Казанского направления Московской железной дороги (МЖД) со станцией МЦК Андроновка. В 2018-м завершилась интеграция станций МЦК с платформами Новохохловская Курского направления МЖД (входит в состав МЦД-2), Окружная Савеловского направления (входит в состав МЦД-1) и Верхние Котлы Павелецкого направления МЖД.

В 2019 году станции МЦК интегрировали с платформами Ленинградская Рижского направления МЖД (входит в состав МЦД-2) и Северянин Ярославского направления МЖД. Платформа Карачарово Горьковского направления МЖД была перенесена к станции МЦК Нижегородская.

В результате станции Московского центрального кольца стали популярнее. Так, число пассажиров на Новохохловской увеличилось в 3,5 раза, а на станциях Ростокино, Верхние Котлы и Стрешнево — в три раза.

«Должен сказать, что на этом работа не заканчивается, а продолжается в еще больших объемах. Мы продолжаем совместные проекты по развитию Московского транспортного узла: строительству новых магистральных путей, обустройству платформ, замене подвижного состава, в том числе и на открытых и строящихся МЦД. Это огромная работа, сопоставимая со строительством метрополитена», — заключил Мэр Москвы.