От «Проспекта Вернадского» до «Каховской»: завершить строительство южного участка БКЛ планируют в 2021 году

От «Проспекта Вернадского» до «Каховской»: завершить строительство южного участка БКЛ планируют в 2021 году
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Протяженность участка — семь километров, на нем будет три станции: «Улица Новаторов», «Воронцовская» и «Зюзино».

В 2021 году планируют завершить строительство южного участка Большой кольцевой линии метро. Готовность одной из строящихся станций участка — «Воронцовской» (рабочее название — «Калужская») — осмотрел Сергей Собянин

«Активно продолжаем строить южный участок Большой кольцевой линии метро от “Проспекта Вернадского” до “Каховской”. Важный участок, соединяет три действующие радиальные линии метро и одну строящуюся. Так или иначе, его открытие улучшит транспортную доступность для полумиллиона москвичей, экологическую ситуацию, снизит нагрузку с действующих линий, с улично-дорожной сети. Планируем его закончить в 2021 году», — сказал Мэр Москвы.

Строительство южного участка Большой кольцевой линии метро от станции «Проспект Вернадского» до «Каховской» начали в апреле 2017 года. Его общая длина составляет семь километров, на нем расположатся три станции: «Улица Новаторов», «Воронцовская» и «Зюзино».

Сейчас готовность южного участка составляет 25 процентов, идет строительство всех трех станций. Уже полностью пройдены перегонные тоннели от станции «Проспект Вернадского» до «Улицы Новаторов», от станции «Воронцовская» до «Улицы Новаторов» и от «Каховской» до «Зюзина».

28 ноября тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Роза» начал проходку правого перегонного тоннеля от станции «Зюзино» до «Воронцовской». А 27 декабря ТПМК «Наталия» приступил к сооружению левого перегонного тоннеля между этими станциями.

Космическая «Воронцовская»

Станцию «Воронцовская» строят на пересечении Хлебобулочного проезда и Профсоюзной улицы. Это будет колонная трехпролетная станция мелкого заложения с одной островной платформой. Два вестибюля будут выходить на Профсоюзную улицу, Хлебобулочный проезд и Старокалужское шоссе, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта. В перспективе с «Воронцовской» можно будет сделать пересадку на станцию «Калужская» Калужско-Рижской линии метро.

Длина платформы на станции составит 163 метра, ширина — 12 метров (с междупутьем — 14,9 метра), высота — шесть метров.

Интерьеры «Воронцовской» будут напоминать о космосе. На такой дизайн архитекторов вдохновило рабочее название станции — «Калужская». В Калуге жил и работал выдающийся ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский (1857–1935). В цветовом оформлении станции будут преобладать серый, черный и оранжевый цвета.

Подвесной потолок оформят параметрическими конструкциями. Их выполнят из одинаковых мелкоформатных алюминиевых элементов, которые будут расположены на разной высоте. Ощущение непрерывного движения создадут встроенные неоновые светильники. В целом, по задумке авторов, потолок будет напоминать Млечный Путь.

Два ряда колонн сложной формы выполнят из бетона и покроют силикатным антивандальным составом, сохраняющим текстуру бетона. Сложный рисунок потолка будет контрастировать с простым рисунком пола, в котором будут сочетаться два оттенка гранита — белый и темно-серый.

В вестибюле подвесной потолок выполнят из треугольных алюминиевых сотовых панелей, между которыми расположат профили с осветительным оборудованием. Колонны вестибюля отделают габбро-диабазом, стены — светло-серым и черным мрамором, кассовый блок — оранжевым агломератом. На полу будет серый гранит и черный габбро.

Сейчас специалисты начали устройство основных конструкций. Строительная готовность станции составляет 15 процентов.

«В настоящее время установлены ограждающие конструкции, вырыт котлован, вынесены инженерные сети. Приступили к сооружению основных конструкций. Железобетонные и основные конструкции будут закончены к концу года. Работы идут по графику», — сообщил председатель правления ООО «ИБТ» Владимир Петрук.

Изначально строительство «Воронцовской» затруднялось тем, что на этом месте размещались два общегородских коммуникационных коллектора, обслуживавшие порядка 1,5 тысячи объектов, а также магистральные газо-, тепло- и водопровод. Для их переноса потребовался почти год.

Открытие южного участка БКЛ позволит улучшить транспортную ситуацию в районах Проспект Вернадского, Обручевский, Коньково, Черемушки и Зюзино, где живут около 550 тысяч человек. Кроме того, снизится нагрузка на центральные и южные участки Сокольнической, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линий метро. Примерно на 10–15 процентов сократится интенсивность движения транспорта по прилегающей улично-дорожной сети. Это улучшит экологическую ситуацию в указанных районах. Также южный участок БКЛ позволит обеспечить интеграцию Коммунарской линии в сеть столичного метрополитена.

70 километров и 31 станция

Строительство Большой кольцевой линии — крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 километров, на ней расположатся 31 станция (включая существующий участок от «Каховской» до «Каширской») и два электродепо. БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии. Это позволит разгрузить станции внутри кольца и саму Кольцевую линию.

Как строится Большая кольцевая линия метро От идеи к реализации: история больших и малых колец метро

Во время строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

— Рублево-Архангельскую линию — на станции «Улица Народного Ополчения»;

— Коммунарскую линию — на «Улице Новаторов»;

— перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на другие ветки метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, шесть пересадок на первые два Московских центральных диаметра (МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск), 11 пересадок на станции железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.

Строительство Большой кольцевой линии задумали еще в 1985 году. Тогда реализовать проект не удалось из-за недостатка ресурсов и по иным причинам. Идею создания большого кольца отложили на 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял Сергей Собянин.

Строительство линии разделено на участки:

— первый введенный в эксплуатацию (северо-западный) участок от станции «Деловой центр» до «Савеловской». Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт для пассажиров 30 декабря 2018-го);

— северо-восточный участок между «Савеловской» и «Авиамоторной». Этапы: «Авиамоторная» — «Лефортово», «Лефортово» — «Электрозаводская», «Электрозаводская» — «Савеловская»;

— западный участок от станции «Хорошевская» до «Кунцевской». Этапы: «Хорошевская» — «Карамышевская», «Карамышевская» — «Кунцевская»;

— юго-западный участок между станциями «Кунцевская» и «Проспект Вернадского». Этапы: «Кунцевская» — «Аминьевское шоссе», «Аминьевское шоссе» — «Проспект Вернадского»;

— южный участок от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);

— восточный участок от «Каширской» до «Нижегородской».

Участок от «Авиамоторной» до «Нижегородской» войдет в состав Некрасовской линии.

Сейчас работы развернуты на всех участках БКЛ. Проходку тоннелей ведут 11 ТПМК.

Что уже построено

С 2011 года Правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» ввело в эксплуатацию 287 километров линий, 138 станций, три дополнительных вестибюля метро, МЦК и МЦД, а также 10 электродепо. Среди них:

— на Люблинско-Дмитровской линии — участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции), участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций), второй выход (вестибюль) с «Марьиной Рощи», второй вестибюль «Петровско-Разумовской»;

— на Калининско-Солнцевской линии — участок от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция), участок от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций), участок от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций);

— на Замоскворецкой линии — участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), станция «Технопарк», участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции);

— на Арбатско-Покровской линии — участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция);

— на Таганско-Краснопресненской линии — участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции), станция «Спартак»;

— на Бутовской линии — участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции);

— на Сокольнической линии — участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции), участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции);

— на Некрасовской линии — участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции);

— на Большой кольцевой линии — участок от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций);

— на Филевской линии — второй вестибюль станции «Международная»;

— на Московском центральном кольце — 31 станция;

— Московские центральные диаметры (МЦД-1 и МЦД-2) — 57 станций (с 19 из них можно сделать пересадку на метро, МЦК и станции радиальных направлений железной дороги);

— электродепо (включая реконструкцию) «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».