Сергей Собянин провел технический пуск второго участка Некрасовской линии метро

Поделиться
Сергей Собянин провел технический пуск второго участка Некрасовской линии метро
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин
Для пассажиров линию планируется открыть через несколько месяцев.

Состоялся технический пуск второго участка Некрасовской линии и участка Большой кольцевой линии метро от станции «Косино» до станции «Лефортово».

«Сегодня, 2 января, закончены основные работы на новой ветке метро — 12 километров от станции “Косино” до станции “Лефортово”. Это очень важное направление, которое позволит улучшить транспортную обеспеченность миллиона жителей Москвы и Подмосковья. В течение трех месяцев будут идти пусконаладочные и испытательные работы. В марте по этой ветке уже поедут пассажиры. Так что это большое, я бы сказал, огромное событие. Спасибо строителям!», — отметил Сергей Собянин во время осмотра станций.

Решение о строительстве Некрасовской линии было принято Мэром Москвы в 2011 году. К работам приступили в начале 2012 года. Проектированием и строительством занималась команда специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Белоруссии.

Линия протяженностью 19,6 километра тянется от «Авиамоторной» на шоссе Энтузиастов через станцию «Нижегородская» в начале Рязанского проспекта, а далее идет вдоль Рязанского проспекта за МКАД в районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка. Всего на ветке девять станций.

Некрасовская линия станет дублером юго-восточного радиуса Таганско-Краснопресненской линии, который сейчас перегружен. Улучшится транспортная доступность почти для миллиона москвичей из районов Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки, а также для жителей подмосковных Люберец и других расположенных рядом городов. В среднем пассажиры будут экономить на дороге до 20 минут в день. Путь станет более комфортным, так как обслуживать линию будут новейшие поезда «Москва». Кроме того, снизится нагрузка на Лермонтовский и Рязанский проспекты, Носовихинское шоссе и другие дороги.

Первый участок «Некрасовка» — «Косино» длиной 7,9 километра был открыт в июне 2019 года. Жителям стали доступны четыре станции. Свое метро впервые появилось в районах Некрасовка и Косино-Ухтомский, а в районе Выхино-Жулебино стало на одну станцию больше. Едва ли не впервые в истории строительства Московского метрополитена открытие новой линии начинается с участка, расположенного за МКАД. Пуск первого участка стал возможным благодаря организации пересадки со станции «Косино» на станцию «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии.

Строительство второго участка — от «Косина» до «Авиамоторной» — завершили в декабре 2019 года. Это 11,7 километра путей и пять станций.

Кроме того, завершено строительство участка Большой кольцевой линии от «Авиамоторной» до «Лефортова» длиной 2,7 километра. Открытие движения по обоим участкам запланировано через несколько месяцев, после завершения обкатки. Поезда поедут от «Лефортова» до «Косина», далее — в Некрасовку. В дальнейшем к Некрасовской линии будет подключен участок БКЛ от «Лефортова» до «Электрозаводской».

Ввод новых участков метрополитена обеспечит создание 1286 рабочих мест.

После полного завершения строительства БКЛ участки «Нижегородская» — «Авиамоторная» и «Авиамоторная» — «Электрозаводская» войдут в состав Большой кольцевой линии. Конечной станцией Некрасовской ветки станет «Нижегородская».

Двухпутный тоннель и технологии top-down: как строили Некрасовскую линию

При сооружении Некрасовской линии применялись новейшие технологии метростроения. Главной особенностью стало строительство двухпутного тоннеля диаметром 10 метров между станциями «Косино» и «Нижегородская». Его основное преимущество — безопасность. Так, в случае аварии или поломки поезда на полную эвакуацию пассажиров потребуется всего около 16 минут, тогда как в однопутном тоннеле она затянется почти на 40 минут.

Еще одно новшество — улучшенная технология строительства top-down, когда подземная часть станции возводится сверху вниз от уровня земной поверхности с возможностью параллельного строительства наземных сооружений. Это позволило сократить сроки, расходы и площадь работ на станции «Нижегородская».

Кроме того, для технического обслуживания, ремонта и стоянки подвижного состава Некрасовской линии было построено электродепо «Руднево», в котором в сейчас работают свыше 320 человек. Вместе с открытием второго участка Некрасовской линии будет введена в эксплуатацию вторая очередь депо. Новые мощности позволят в течение суток проводить техническое обслуживание 48 составов, текущий ремонт одного поезда и мойку еще 20 составов. Депо обеспечит ночную стоянку 31 состава.

Некрасовская линия и БКЛ: шесть новых станций метро 

«Юго-Восточная» 

На пересечении Ферганской и Ташкентской улиц откроется станция «Юго-Восточная». Это станция мелкого заложения с одним вестибюлем и выходами на обе стороны Ферганской и Ташкентской улиц, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного городского пассажирского транспорта. Для удобства пассажиров есть четыре эскалатора и три лифта для маломобильных граждан.

Особенностью художественного оформления «Юго-Восточной» станут светоотражающие плафоны-купола, которые напоминают об исторической архитектуре Средней Азии. Пол в вестибюлях станции покрыт коричневым гранитом, потолок — декоративной черной штукатуркой. Стены облицованы травертином, полированным или шлифованным известняком. А основными цветами в отделке стали бежевый, желтый, черный и серый.

Проектное решение

Уже скоро около станции появится фонтан, современные светильники и скамейки. Вокруг высадят 117 деревьев и 1100 кустарников, разобьют газон и цветники, а также установят пять новых остановок наземного транспорта и сделают дорожки.

В перспективе около «Юго-Восточной» откроют ярмарку, построят многофункциональный комплекс с ФОКом и плоскостным паркингом на 80 машино-мест.

Пешеходные переходы, совмещенные с выходами из метро, заработают досрочно. Уже в январе жители смогут переходить через Ферганскую улицу (напротив дома 17), а в феврале откроют переход через Ташкентскую улицу к дому 10, корпусу 1 и к дому 12/20.

«Окская» 

Станция «Окская» мелкого заложения. Она расположена у примыкания улиц Окской и Паперника к Рязанскому проспекту. На станции один вестибюль, который ведет на обе стороны Рязанского проспекта, к улицам Окской, Паперника, 3-й Институтской. Станция оснащена пятью эскалаторами и тремя лифтами для маломобильных граждан. Для перехода через Рязанский проспект и Окскую улицу построен пешеходный переход, который планируется открыть в январе.

Дизайнеров «Окской» вдохновила река Ока. В оформлении станции четко прослеживается водная тема, а основным цветом выбран синий. В таких оттенках оформлены кассовый зал, вестибюли и платформа.

Проектное решение

Главным элементом дизайна стал потолок: его украшают ярко-синие алюминиевые панели и светодиодные круглые лампы диаметром около пяти метров. Мерцающие окружности на синем фоне потолка создают иллюзию течения реки с кругами на воде. Стены на платформе выполнены из керамогранита, а пол — из светло-серого гранита.

К открытию линии возле станции установят четыре остановки общественного транспорта, новые скамейки и светильники, а также высадят 14 деревьев и 1260 кустарников, разобьют газон и сделают тротуары.

«Стахановская» 

На пересечении Рязанского проспекта и 2-го Грайвороновского проезда находится станция мелкого заложения «Стахановская». У нее один вестибюль с выходом к Рязанскому проспекту, жилой и общественной застройкам. Здесь установлены четыре эскалатора, три лифта и подъемник для маломобильных пассажиров.

Проектное решение

Интерьер станции выполнен в духе советского авангарда 1920−1930-х годов. Проектировщики увековечили трудовые подвиги того времени и стахановское движение. Колонны из гранита вдоль путевых стен станции напоминают станки 1930-х годов, а белые плафоны-трубки на потолках — перекрытия заводских цехов. Основными цветами в оформлении станции стали красный, серый и черный. Стены на платформе выполнены из керамогранита и металлических панелей. Пол — из серого гранита и габбро.

При благоустройстве планируется установить четыре остановки наземного транспорта, сделать тротуары, разбить цветники, установить скамейки и освещение, а также высадить 19 деревьев и 120 кустарников.

«Нижегородская» 

Станция «Нижегородская» расположена на пересечении Рязанского проспекта, Нижегородской улицы и железнодорожных путей МЦК. Она имеет две островные платформы, между которыми проложены пути Некрасовской линии, а по бокам — пути Большой кольцевой линии. Таким образом реализована кросс-платформенная пересадка, позволяющая быстро пересесть с одной линии на другую (аналогичная кросс-платформенная пересадка действует, например, на станции «Китай-город»).

На базе станции формируется крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел «Рязанская». ТПУ обеспечит пересадку на платформу Карачарово Горьковского направления МЖД и станцию МЦК Нижегородская. Выходы из метро в город расположены по обе стороны Рязанского проспекта. А для удобства пассажиров на станции создано 12 эскалаторов и пять лифтов.

Проектное решение

Дизайн «Нижегородской» напоминает конструктор Lego — большие разноцветные элементы, складывающиеся в простые формы. В отделке использованы металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, а также серый крупноформатный керамогранит, имитирующий бетон. Цветные панели визуально разделяют станцию на несколько зон. По задумке проектировщиков, это станет своеобразной навигационной системой для пассажиров.

Освещение станции будет комбинированным, с использованием светильников прямого и отраженного света. Потолок выполнен из алюминиевых панелей, стены и карнизы украшены современной графикой, а пол — полированным гранитом серых и коричневых оттенков. В переходах и вестибюлях стены облицованы керамогранитом и натуральным камнем.

К открытию станции территорию планируется благоустроить. Здесь появятся три остановки наземного транспорта, тротуары, газоны, а также скамейки, светильники и урны.

«Авиамоторная» 

Станция «Авиамоторная» станет пересадочной с одноименной станции Калининско-Солнцевской линии метро. Она расположена на пересечении проезда Энтузиастов, шоссе Энтузиастов и путей Рязанского направления МЖД.

Эта станция мелкого заложения, с двумя вестибюлями, тремя эскалаторами и лифтом. В оформлении «Авиамоторной» преобладают лаконичные и сдержанные черные, серые и белые тона. В дизайне прослеживается авиационная тематика. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолета, потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков, а множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия имитируют след от самолета в небе.

Материалы отделки также не совсем обычные. Путевые стены выполнены из нержавеющей стали, пол — из натурального камня, а потолок — из алюминия.

Проектное решение

В перспективе на базе станции «Авиамоторная» заработает транспортно-пересадочный узел. После открытия второго вестибюля и перехода на Калининско-Солнцевскую линию заработают еще шесть эскалаторов и четыре лифта. Появится комфортная пересадка на железнодорожную платформу Новая (в перспективе — МЦД-3).

Кроме того, в составе ТПУ предусмотрено обустройство перронов и конечной станции наземного городского пассажирского транспорта, разворотного кольца для трамваев, подземного пешеходного перехода и другой пассажирской инфраструктуры. Запланировано строительство торгового центра, апартаментов и паркингов.

В рамках благоустройства территории появятся тротуары, светильники, урны и газон.

«Лефортово» 

Станция «Лефортово» расположена в сквере у кинотеатра «Спутник». Станция мелкого заложения имеет один вестибюль с выходами к Солдатской и Наличной улицам, оснащена тремя лифтами для маломобильных граждан и восемью эскалаторами. Лифтовый павильон находится со стороны Наличной улицы.

Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу Яузы. До наших дней первоначальная постройка не сохранилась, но облик дворца запечатлен на старинных гравюрах. Здание в стиле эклектики с шатровыми крышами и резными украшениями фасадов построили по указу Петра I для адмирала Франца Лефорта в конце XVII века. Дворцовый ансамбль, восстановленный после пожара в XVIII веке, является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

В отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели. Интерьеры стилизованы под старинные гравюры XVII–XVIII веков. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают о богатом историческом наследии района Лефортово.

Проектное решение

Например, стены вестибюля украшает черно-белое декоративное панно площадью около 40 квадратных метров с изображением дворца, отражающегося в водной глади реки Яузы. При создании композиции в кассовом зале авторы обращались к истории династии Лефортов, включив в нее геральдические символы фамильного герба: слона и рыцарский шлем. Картину поместили в потолочную нишу со встроенными светильниками. Диаметр изображения составил около пяти метров.

Территорию вокруг станции благоустроили. Здесь установили скамейки и урны, обустроили тротуары и разбили газоны. В перспективе на базе станции «Лефортово» заработает небольшой транспортно-пересадочный узел, в составе которого предусмотрены устройство трамвайных перронов, реконструкция прилегающей улично-дорожной сети, а также строительство катка с искусственным льдом.

Всего во время благоустройства территорий около новых станций метро появится 16 остановок наземного транспорта, удобные дорожки и 226 скамеек, 610 светильников и 233 урны. Для обустройства дорог и внутридворовых проездов будет уложено 8,5 гектара асфальтового покрытия, а также выполнено мощение на площади 9,1 гектара. Работы по озеленению предусматривают высадку 150 деревьев и 2480 кустарников, а также создание 6,9 гектара газонов и 1,2 гектара цветников. Кроме того, будет установлен один фонтан.

Крупнейший в Москве и Европе 

Перспективный транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Рязанская» откроется в районе пересечения Рязанского проспекта с Нижегородской улицей. Здесь же пересекаются четыре крупнейшие транспортные артерии города: Московское центральное кольцо (МЦК), пути Горьковского направления Московской железной дороги (МЖД) (в перспективе — МЦД-4) и две ветки метро — Некрасовская и Большая кольцевая линии.

Рядом с ТПУ проложат новую городскую магистраль — Юго-Восточную хорду. Она — наряду с Рязанским проспектом — обеспечит высокую транспортную доступность пересадочного узла для автомобилистов и пассажиров наземного транспорта.

ТПУ «Рязанская» станет одним из крупнейших пересадочных узлов в Москве и в Европе. В его состав войдут:

— действующая станция МЦК Нижегородская (открыта в сентябре 2016 года);

— строящаяся станция метро «Нижегородская» Некрасовской линии и БКЛ;

— остановочный пункт Карачарово Горьковского направления МЖД (открыт после реконструкции в январе 2019 года, в будущем — МЦД-4);

— пассажирские терминалы, которые позволят сделать пересадку в теплом контуре между различными видами транспорта;

— коммерческие объекты (офисы, торговый центр, апартаменты, парковка).

Также планируется, что здесь откроется центр госуслуг «Мои документы» для жителей Нижегородского района.

После создания ТПУ пересадки между четырьмя видами транспорта (метро, МЦК, МЖД и наземный транспорт) станут комфортными для пассажиров. Кроме того, будет обеспечена полноценная работа Некрасовской линии метро. Для нее «Рязанская» станет главным пересадочным узлом, принимающим основные потоки пассажиров, следующих в центр из Некрасовки и других районов за пределами МКАД. Выиграют после создания ТПУ и пассажиры Горьковского направления МЖД (в будущем — МЦД-4), которые смогут после въезда в город комфортно пересесть на другой транспорт.

Также снизится нагрузка на Курский вокзал и станцию метро «Курская», на Рязанский проспект, Нижегородскую улицу и прилегающую улично-дорожную сеть. Будут улучшены условия транспортного обслуживания жителей районов Нижегородский и Лефортово. Кроме того, создание ТПУ будет стимулировать развитие и благоустройство прилегающих территорий.

Сейчас специалисты заняты строительством пассажирского терминала, объединенного зала эксплуатационного персонала, улично-дорожной сети (4,5 километра), а также ведут работы по озеленению и благоустройству прилегающей к ТПУ территории. Строительная готовность технологической части узла составляет 80 процентов. Завершить работы планируется в первом квартале 2020 года.

Уже выполнены работы по возведению основных конструкций пассажирского терминала с объектами торговли. Строительная готовность объекта составляет 40 процентов. Закончить работы планируется во втором квартале 2021 года.

В перспективе в составе ТПУ планируется построить офисно-гостиничный центр с зоной торговли и надземной парковкой на 350 мест.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин

Десятки километров линий, сотни станций и новое наземное метро 

С 2011 года по настоящее время Правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД» построило и запустило 287 километров линий, 138 станций, три дополнительных вестибюля метро, Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, а также 10 электродепо.

На Люблинско-Дмитровской линии:

— участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции);

— участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций);

— второй выход (вестибюль) «Марьиной Рощи»;

— второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».

На Калининской линии:

— участок от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция).

На Солнцевской линии:

— участок от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций);

— участок от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций).

На Замоскворецкой линии:

— участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция);

— станция «Технопарк»;

— участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции).

На Арбатско-Покровской линии:

— участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция).

На Таганско-Краснопресненской линии:

— участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции);

— станция «Спартак».

На Бутовской линии:

— участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции).

На Сокольнической линии:

— участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции);

— участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции).

На Некрасовской линии:

— участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции).

На Большой кольцевой линии:

— участок от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций).

На Филевской линии:

— второй вестибюль станции «Международная».

Московское центральное кольцо: 31 станция.

Московские центральные диаметры (МЦД-1 и МЦД-2): 57 станций, с 19 из которых можно сделать пересадку на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги.

Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».