От «Карамышевской» до «Мневников»: началась проходка тоннеля на западном участке БКЛ

От «Карамышевской» до «Мневников»: началась проходка тоннеля на западном участке БКЛ
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Максим Мишин
До котлована «Мневников» тоннелепроходческий комплекс «Лилия» дойдет в январе 2020 года. За это время он преодолеет 968 метров на 30-метровой глубине.

В столице начали проходку двухпутного перегонного тоннеля от станции «Карамышевская» до «Мневников», которые будут расположены на западном участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.

«Активно строим Большую кольцевую линию, западный участок. Фактически все тоннели находятся в работе, запускаем последний тоннелепроходческий щит в тоннель. “Лилия” нырнет на глубину 30 метров и через несколько месяцев вынырнет на следующей станции, а затем пойдет до “Можайской”. Это участок длиной около трех километров», — сказал Сергей Собянин.

Диаметр тоннелепроходческого комплекса (ТПМК) «Лилия» — 10 метров. Его произвели в 2015 году в Германии. Ранее «Лилия» работала на строительстве двух участков Некрасовской линии метро:

— от «Окской» до «Юго-Восточной» — 2,6 километра;

— от «Юго-Восточной» до «Косина» — 1,16 километра.

Теперь комплексу предстоит пройти 968 метров на глубине около 30 метров. В январе 2020 года «Лилия» достигнет котлована строящейся станции метро «Мневники». Затем она проложит тоннель от «Мневников» до «Можайской» — еще 2200 метров. Эти работы завершатся в конце 2020-го.

«Рядом с западным участком БКЛ так или иначе расположены микрорайоны, общая численность жителей которых составляет около полумиллиона человек. Так что важный и нужный проект», — подчеркнул Мэр Москвы.

Строительство западного участка Большой кольцевой линии от «Хорошевской» до «Можайской» начали в 2018 году. Отрезок протяженностью девять километров строят в два этапа:

— от «Хорошевской» до «Карамышевской» — 5,5 километра, работы планируется завершить в 2020 году.

— от «Карамышевской» до «Можайской» — 3,5 километра, работы планируется завершить в 2021 году.

Сейчас ведется проходка обоих перегонных тоннелей от станции «Хорошевская» до «Улицы Народного Ополчения». Правый тоннель пройден на 62 процента — его прокладывает ТПМК «Эльмира» (США), который запустили 26 декабря 2018 года. Левый тоннель проложен на 36 процентов. Здесь работает ТПМК «Александра» (США) с 25 февраля 2019-го.

Проходка левого и правого перегонных тоннелей от станции «Карамышевская» до «Улицы Народного Ополчения» завершена.

На западном участке БКЛ будут работать четыре станции:

— «Улица Народного Ополчения» — она находится рядом с проспектом Маршала Жукова, в районе его пересечения с улицей Демьяна Бедного. В перспективе на этой станции будет пересадка на Рублево-Архангельскую линию;

— «Карамышевская» — располагается в северной части Мневниковской поймы;

— «Мневники» — откроется в районе южной части Мневниковской поймы;

— «Можайская» — находится возле Рублевского шоссе между Молдавской улицей и путями Смоленского направления Московской железной дороги (МЖД). Здесь будет пересадка на станцию «Кунцевская» Филевской и Арбатско-Покровской линий метро и на станцию Кунцево-1 Смоленского направления МЖД и МЦД-1 (Одинцово — Лобня).

Открытие западного участка БКЛ от «Хорошевской» до «Можайской» позволит улучшить транспортное обслуживание районов Хорошево-Мневники, Кунцево, Филевский Парк и Фили-Давыдково с населением свыше 530 тысяч человек, а также снизить нагрузку на центральные участки Арбатско-Покровской, Филевской и Таганско-Краснопресненской линий.

Кроме того, сократится интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети. Это улучшит экологическую ситуацию на западе столицы.

В метро по канатной дороге

«Карамышевская» расположена в северной части Мневниковской поймы. Станцию мелкого заложения строят на глубине около 25 метров, это семиэтажное подземное сооружение колонного типа. Ранее станционные комплексы имели не более шести этажей.

Два подземных вестибюля «Карамышеской» будут выходить к перспективной жилой и общественной застройке и остановкам наземного общественного транспорта.

Для жителей района Филевский Парк и горожан, которые здесь работают, например в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева, сделают комфортные подъезды и подходы к станции — построят пешеходные и автомобильные мосты через Москву-реку. Ими будут пользоваться и посетители Гребного канала в Крылатском.

Кроме того, рассматривается возможность строительства канатной дороги, которая соединит территорию национального космического центра на базе научно-производственного центра имени М.В. Хруничева с Мневниковской поймой и строящейся станцией метро «Карамышевская».

На базе «Карамышевской» также планируется создать транспортно-пересадочный узел «Мневники» с жилыми, спортивными, общественно-деловыми и социальными объектами. Значительную часть застройки возле ТПУ составят дома, которые возводят по программе реновации. Ожидается, что пересадочным узлом будут пользоваться до 70 тысяч пассажиров в день.

Абстрактные силуэты и светлый дизайн: какой будет станция БКЛ «Мневники» Круглосуточно и по графику: как строят Большую кольцевую линию

Глянцевое и матовое: как оформят «Карамышевскую»

Дизайн «Карамышевской» выбрали с помощью открытого конкурса. Основная идея, предложенная авторами проекта, — визуальное объединение станции с помощью объекта (свободно стоящих колонн) красного цвета, расположенного в центре платформы. Элементы объекта повторяются в других частях станции (красные балки над эскалаторами, колонны и фрагменты потолка в вестибюле).

В облицовке стен и потолков будут использовать материалы, имитирующие бетонные поверхности, трех основных цветов — светло-серого, серого и темно-серого. На полу уложат однородное покрытие из светло-серого гранита. Таким образом, контраст будет достигнут как за счет цветов — красного и серого, так и за счет фактур — глянцевой и матовой.

Освещение пассажирских зон тоже решено в едином стиле: линейные светильники вдоль края платформы в центральной зоне превращаются в штрихпунктир с чередованием светящихся и непрозрачных трубок, а в зоне красного объекта разрываются на отдельные светильники, создавая динамичную световую композицию.

Сейчас специалисты занимаются разработкой грунта и устройством основных конструкций станции.

Лидер среди подземных колец

Строительство Большой кольцевой линии — крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 километров, на ней будет 31 станция (включая существующий участок от «Каховской» до «Каширской») и два электродепо. БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего лидера среди подземных колец — вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии. Это позволит разгрузить станции внутри кольца и собственно Кольцевую линию.

Во время строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

— Рублево-Архангельскую линию — на станции «Улица Народного Ополчения»;

— Коммунарскую линию — на «Улице Новаторов»;

— перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

Со станций БКЛ можно будет сделать 23 пересадки на другие ветки метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, шесть пересадок на первые два Московских центральных диаметра (МЦД-1, который свяжет Одинцово и Лобню, и МЦД-2, по которому можно будет доехать из Нахабина в Подольск и обратно), 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.

Впервые задумались о строительстве Большой кольцевой линии в 1985 году. Однако тогда реализовать проект не удалось из-за недостатка ресурсов и по иным причинам. Идею создания большого кольца отложили на 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принято Сергеем Собяниным в 2011 году. Работы начались в ноябре того же года.

Строительство линии разделено на участки:

— первый пусковой (северо-западный) участок от станции «Деловой центр» до «Савеловской». Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт для пассажиров 30 декабря 2018-го);

— северо-восточный участок между «Савеловской» и «Авиамоторной». Этапы: «Авиамоторная» — «Лефортово», «Лефортово» — «Рубцовская», «Рубцовская» — «Савеловская»;

— западный участок от станции «Хорошевская» до «Можайской» («Кунцевская»). Этапы: «Хорошевская» — «Мневники», «Мневники» — «Можайская» («Кунцевская»);

— юго-западный участок между станциями «Можайская» («Кунцевская») и «Проспект Вернадского». Этапы: «Можайская» («Кунцевская») — «Аминьевское шоссе», «Аминьевское шоссе» — «Проспект Вернадского»;

— южный участок от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);

— восточный участок от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородской»).

Участок от «Авиамоторной» до «Нижегородской» войдет в состав Некрасовской линии.

Сейчас работы развернуты на всех участках БКЛ. Проходку тоннелей ведут 14 ТПМК.

Как строят метро в Москве

С 2011 года в эксплуатацию ввели 155 километров линий метро и Московского центрального кольца, 81 новую станцию, три дополнительных вестибюля метро и МЦК, а также 10 электродепо. Среди них:

— на Люблинско-Дмитровской линии — участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции), участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций), второй выход (вестибюль) с «Марьиной Рощи», второй вестибюль «Петровско-Разумовской»;

— на Калининско-Солнцевской линии — участок от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция), участок от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций), участок от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций);

— на Замоскворецкой линии — участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), станцию «Технопарк», участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции);

— на Арбатско-Покровской линии — участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция);

— на Таганско-Краснопресненской линии — участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции), станцию «Спартак»;

— на Бутовской линии — участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции);

— на Сокольнической линии — участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции), участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции);

— на Некрасовской линии — участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции);

— на Большой кольцевой линии — участок от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций);

— на Филевской линии — второй вестибюль станции «Международная»;

— на Московском центральном кольце — 31 станцию;

— электродепо (включая реконструкцию) «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».

До конца 2019 года планируется завершить работы на участке Некрасовской линии от станции «Косино» до «Авиамоторной» протяженностью 11,7 километра (пять станций). С двух из них можно будет сделать пересадку: со станции «Нижегородская» — на МЦК, Горьковское направление МЖД и строящуюся Большую кольцевую линию, а с «Авиамоторной» — на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии метро (переход построят в 2020 году).

Также закончить работы планируют на участке БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортова» протяженностью 2,7 километра (одна станция). Участок будет примыкать к Некрасовской линии и улучшит транспортную ситуацию в районах Соколиная Гора и Лефортово.