От «Хорошевской» до «Можайской»: как идет строительство западного участка БКЛ

От «Хорошевской» до «Можайской»: как идет строительство западного участка БКЛ
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Работы разделены на два этапа. В 2020 году планируется сдать участок «Хорошевская» — «Карамышевская», а на следующий год будет готов участок «Карамышевская» — «Можайская».

Строительство западного участка Большой кольцевой линии метро от станции «Хорошевская» до станции «Можайская» планируется завершить в 2021 году.

По словам Сергея Собянина, полностью реализовать проект предполагается в 2020–2021 годах. Он отметил, что после ввода в эксплуатацию западного участка Большой кольцевой линии, а также Северо-Западной хорды серьезно улучшится транспортная ситуация в этой части города. Северные и западные районы столицы будут связаны между собой.

Западный участок Большой кольцевой линии метро от «Хорошевской» до «Можайской» начали строить в 2018 году. Его длина — девять километров. Здесь будет четыре станции: «Улица Народного Ополчения», «Карамышевская», «Мневники» и «Можайская».

Работы разделены на два этапа. Участок «Хорошевская» — «Карамышевская» метростроевцы планируют сдать в 2020 году, а участок «Карамышевская» — «Можайская» — в 2021 году.

С помощью десятиметровых щитов

Строители уже завершили проходку левого перегонного тоннеля от «Карамышевской» до «Улицы Народного Ополчения». Работы по прокладке правого перегонного тоннеля между этими станциями выполнены на 94 процента. Закончить их планируется в конце августа. В настоящее время там работает тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Светлана».

«Сейчас монтируется щит и оборудование. Отсюда будет старт — ТПМК дойдет до станции “Можайская”. От станции “Можайская” еще один щит (60-го диаметра) пойдет через станцию “Давыдково” до “Аминьевского шоссе”, и на “Аминьевском шоссе” будет демонтажная камера», — рассказала о ходе строительства Наталья Оцепова, гендиректор компании-подрядчика. 

Она отметила, что тоннель будет готов к осени. Начать проходку двухпутного перегонного тоннеля от «Карамышевской» в сторону «Мневников» планируется в сентябре 2019 года. Проходку будет вести тоннелепроходческий комплекс «Лилия», который до этого работал на Некрасовской линии метро. Диаметр щита — 10 метров.

В метро по канатной дороге

«Карамышевская» расположена в северной части Мневниковской поймы. Станция мелкого заложения сооружается на глубине порядка 25 метров, два подземных вестибюля будут выходить к перспективной жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.

Москвичи, которые живут в районе Филевский Парк и работают в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева, а также посетители спорткомплекса в Крылатском смогут попасть на станцию с помощью пешеходных и автомобильных мостов. Их построят в будущем через Москву-реку.

Кроме того, рассматривается возможность строительства канатной дороги, которая соединит территорию создаваемого на базе научно-производственного центра имени М.В. Хруничева национального космического центра с Мневниковской поймой и строящейся станцией метро «Карамышевская».

Контраст за счет цвета и фактуры

Дизайн станции «Карамышевская» выбрали в ходе открытого конкурса. Его победителем стало архитектурное бюро Тимура Башкаева. Основная идея, предложенная авторами проекта, — визуальное объединение станции с помощью объекта (свободно стоящих колонн) красного цвета, расположенного в центре платформы. Элементы объекта повторяются в других частях станции (красные балки над эскалаторами, колонны и фрагменты потолка в вестибюле).

В облицовке стен и потолков используют материалы, имитирующие бетонные поверхности, трех основных цветов: светло-серого, серого и темно-серого. Пол будет иметь однородное покрытие из светло-серого гранита. Таким образом, контраст будет достигнут как за счет цветов — красного и серого, так и за счет фактур — глянцевой и матовой.

Освещение пассажирских зон тоже решено в едином стиле: линейные светильники вдоль края платформы в центральной зоне превращаются в штрихпунктир с чередованием светящихся и непрозрачных трубок, а в зоне красного объекта разрываются на отдельные светильники, создавая при этом динамичную световую композицию.

В настоящее время ведется разработка грунта, устройство основных конструкций станции «Карамышевская».

До 70 тысяч пассажиров ежедневно

В будущем на базе станции метро «Карамышевская» планируется создать транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Мневники». В его состав войдут жилые, спортивные, общественно-деловые и социальные объекты. Значительную часть застройки территории ТПУ составят дома, возводимые по программе реновации. Ожидается, что ТПУ будут пользоваться до 70 тысяч пассажиров в день.

Открытие западного участка Большой кольцевой линии от «Хорошевской» до «Можайской» позволит улучшить транспортное обслуживание районов Хорошево-Мневники, Кунцево, Филевский Парк, Фили-Давыдково, в которых проживают более 530 тысяч человек.

Кроме того, снизится нагрузка на центральные участки Арбатско-Покровской и Таганско-Краснопресненской линий метрополитена, а также уменьшится интенсивность движения автотранспорта по прилегающим дорогам, что улучшит экологическую ситуацию в этой части города.

БКЛ объединяет столицу

Строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена — это крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина линии составит 70 километров. На ней будет 31 станция и два электродепо. Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец — Вторую кольцевую линию пекинского метро (57 километров).

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии. Это позволит разгрузить станции внутри кольца и собственно Кольцевую линию.

Во время строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

— Рублево-Архангельскую линию — на станции «Улица Народного Ополчения»;

— Коммунарскую линию — на «Улице Новаторов»;

— перспективную линию в Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие ветки метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, пять пересадок на первые два Московских центральных диаметра (МЦД-1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск), 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.

Первые идеи строительства Большой кольцевой линии относятся к 1985 году. Однако тогда реализовать проект не удалось, и он был отложен на 25 лет. Решение о создании БКЛ принято в 2011 году. Работы начались в ноябре того же года.

Строительство линии разделено на следующие участки:

— первый пусковой (северо-западный) участок от станции «Деловой центр» до «Савеловской». Этапы: «Деловой центр» — «Петровский парк» (участок открыт для пассажиров 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» — «Савеловская» (открыт для пассажиров 30 декабря 2018 года);

— северо-восточный участок между станциями «Савеловская» и «Авиамоторная». Этапы: «Авиамоторная» — «Лефортово», «Лефортово» — «Рубцовская», «Рубцовская» — «Савеловская»;

— западный участок от станции «Хорошевская» до станции «Можайская» («Кунцевская»). Этапы: «Хорошевская» — «Мневники», «Мневники» — Можайская» («Кунцевская»);

— юго-западный участок между станциями «Можайская» («Кунцевская») — «Проспект Вернадского». Этапы: «Можайская» — «Аминьевское шоссе», «Аминьевское шоссе» — «Проспект Вернадского»;

— южный участок от станции «Проспект Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» — «Каховская»);

— восточный участок от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородской»).

Участок от «Авиамоторной» до «Нижегородской» войдет в состав Некрасовской линии метрополитена.

Сейчас развернуты работы на всех участках БКЛ. Проходку тоннелей ведут 13 ТПМК.

155 километров линий и 81 станция

С 2011 года в эксплуатацию ввели 155 километров линий метро и Московского центрального кольца, 81 новую станцию, три дополнительных вестибюля метро и МЦК и 10 электродепо, в том числе:

— на Люблинско-Дмитровской линии — участок от «Марьина» до «Зябликова» (три станции), участок от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций), второй выход (вестибюль) со станции «Марьина Роща», второй вестибюль «Петровско-Разумовской»;

— на Калининско-Солнцевской линии — участок от «Новогиреева» до станции «Новокосино» (одна станция), участок от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций), участок от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций);

— на Замоскворецкой линии — участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), станцию «Технопарк», участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции);

— на Арбатско-Покровской линии — участок от станции «Митино» до «Пятницкого шоссе» (одна станция);

— на Таганско-Краснопресненской линии — участок от «Выхина» до «Котельников» (три станции), станцию «Спартак»;

— на Бутовской линии — участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции);

— на Сокольнической линии — участок от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции), участок от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции);

— на Некрасовской линии — участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции);

— на Большой кольцевой линии — участок от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций);

— на Филевской линии — второй вестибюль станции «Международная»;

— на Московском центральном кольце — 31 станцию;

— электродепо (включая реконструкцию) «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево».