«КамАЗ» откроет в Москве производство электробусов и центр разработок

«КамАЗ» откроет в Москве производство электробусов и центр разработок
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
На предприятии смогут работать выпускники московских средних и высших учебных заведений — молодые конструкторы, технологи и ИТ-специалисты. Всего будет создано около 3,5 тысячи рабочих мест.

В столице запустят производство электробусов и электрокомпонентов к ним, а также построят центр инновационных разработок для пассажирского электрического транспорта. Соответствующее Соглашение подписали Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин на Московском урбанистическом форуме

Документ предусматривает, что ПАО «КамАЗ» при поддержке Правительства Москвы создаст инженерно-производственный центр на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (филиал ГУП «Мосгортранс»). Здесь запустят сборочное производство электробусов и электрокомпонентов к ним, которое оснастят современным технологическим оборудованием — станками, инструментами и другими необходимыми приспособлениями. Проектная мощность производства составит не менее 500 электробусов в год.

Также на территории завода откроют центр компетенций (инновационных разработок). Здесь будут разрабатывать технологии, которые помогут в развитии и повышении качества пассажирского электрического транспорта. Например, создадут устройства электронной и электросиловой архитектуры, батареи, зарядные станции и многое другое.

На новом предприятии будет создано около 3,5 тысячи высокотехнологичных рабочих мест, в том числе для молодых конструкторов, технологов и ИТ-специалистов — выпускников московских средних и высших учебных заведений.

Для размещения инженерно-производственного центра ПАО «КамАЗ» реконструирует и построит производственные объекты общей площадью около 75 тысяч квадратных метров. Также на территории завода создадут комфортную среду для сотрудников. Здесь появятся спортивный клуб, кафе, магазины, парковка и зона отдыха.

Инвестиции в реализацию проекта от ПАО «КамАЗ» составят порядка одного миллиарда рублей.

Создание в Москве производства электробусов и электрокомпонентов к ним позволит повысить качество и скорость сервисного обслуживания пассажирского электротранспорта, а также создать новые высокотехнологичные рабочие места.

Производственная площадка ПАО «КамАЗ» планирует получить статус технопарка. Правительство Москвы предоставит предприятию налоговые льготы и поможет с подключением к электрическим и инженерным коммуникациям.

В 2018–2019 годах ПАО «КамАЗ» победил на столичных аукционах на поставку 200 городских электробусов и установку 67 ультрабыстрых зарядных станций. Также компания будет оказывать услуги по их сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет. Сейчас ПАО «КамАЗ» уже поставил в парк Мосгортранса 101 электробус и установил в столице 32 зарядные станции.

Кроме того, компания поставляет в столицу традиционные дизельные автобусы. С января 2019 года на столичные маршруты вышли более 180 автобусов. До конца года ожидается поставка еще более 420 транспортных средств.

За последние восемь месяцев Правительство Москвы заключило контракты с ПАО «КамАЗ» на общую сумму почти 20 миллиардов рублей.

Московский электробус: инновационный и эффективный

Москва лидирует среди мегаполисов Европы и Америки по числу электробусов в парке общественного транспорта. По состоянию на 1 июля 2019 года в парке Мосгортранса числится 166 электробусов, а для их эксплуатации установлено 63 зарядные станции.

В 2020 году Москва планирует закупить еще 300 машин. А с 2021 года город будет приобретать только электробусы (по 800–1000 штук в год), полностью отказавшись от закупок дизельных автобусов.

«Мы стоим на пороге новой революции — перехода на электрический транспорт. Мы сделали шаг вперед даже быстрее, чем владельцы частных автомобилей. Приняли решение с 2021 года отказаться от закупок автобусов на моторном топливе. И не только продекларировали, но и приступили к закупкам самого современного российского экологического транспорта — электрического транспорта», — рассказал Мэр Москвы, выступая на пленарном заседании Московского урбанистического форума.

По условиям контрактов производители обеспечивают эксплуатацию электробусов и зарядных станций в течение 15 лет, берут на себя все риски и расходы по ремонту и закупке комплектующих. Это делает московские электробусы на 30 процентов дешевле, чем их аналоги в других странах.

Электробус вмещает 85 пассажиров, в нем есть 30 мест для сидения. Благодаря низкому уровню пола, накопительной площадке и наличию пандуса им удобно пользоваться и маломобильным пассажирам. В салоне есть системы климат-контроля, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, информационные медиаэкраны и бесплатный Wi-Fi. Электробус двигается практически бесшумно. Заряжать его нужно с помощью пантографа на ультрабыстрых зарядных станциях, которые размещены по маршруту автобуса и на конечных остановках.

Первые электробусы начали курсировать по улицам города осенью 2018 года. Сейчас транспорт обслуживает девять маршрутов. На пяти из них ездят только электробусы.

Маршруты, полностью обслуживаемые электробусами:

Т73 («6-й микрорайон Бибирева» — «ВДНХ»);

Т25 («Проспект Буденного» — «Станция метро “Лубянка”»);

Т36 («Дмитровское шоссе, 155» — «ВДНХ»);

Т80 («6-й микрорайон Бибирева» — «Осташковская улица»);

— № 649 («Ясный проезд» — «Осташковская улица»).

Маршруты, частично обслуживаемые электробусами:

Т83 («Уссурийская улица» — «Станция метро “Преображенская площадь”»);

Т42 («Рижский вокзал» — «Станция метро “Петровский парк”»);

Т76 («Холмогорская улица» — «Станция метро “ВДНХ”»);

Т47 («Бескудниковский переулок» — «Самотечная площадь»).

«Я уверен, что в течение пяти — семи лет ситуация в области транспорта и его экологичности будет меняться кардинально. И это будет огромный вклад в развитие и улучшение экологии наших городов», — отметил Сергей Собянин.

Транспортные эксперты высоко оценили запуск электробусов в Москве. В 2018 году инновационный транспорт стал лауреатом премии «Формула движения» в номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». Кроме того, московский электробус получил национальную премию «Автомобиль года в России — 2019».

Завод Мосгортранса с вековой историей

Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод Мосгортранса основан в 1905 году. Это одно из ведущих российских предприятий по ремонту подвижного состава городского транспорта, его узлов и агрегатов.

Завод находится в районе Сокольники по адресу: улица Матросская Тишина, дом 15/17. Площадь территории — свыше шести гектаров.

Сейчас на территории завода работает многофункциональный сервисный центр по ремонту, гарантийному и сервисному обслуживанию автобусов и их агрегатов. Также завод предоставляет предприятиям-перевозчикам услуги по сервисному обслуживанию транспортных средств. С помощью современного диагностического оборудования специалисты в короткие сроки выявляют и устраняют возникшие неполадки.

Кроме того, здесь занимаются производством современных остановочных павильонов, реставрацией и восстановлением ретротранспорта, который участвует в парадах старинной техники. На территории завода находится центральный склад для хранения запасных частей для подвижного состава Мосгортранса.

На Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе работают около 550 человек. Завод сертифицирован по международным стандартам качества ISO-9000.