Сергей Собянин: Московский метрополитен в десятки раз надежнее ведущих систем метро мира

Сергей Собянин: Московский метрополитен в десятки раз надежнее ведущих систем метро мира
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
Город планирует существенно увеличить протяженность линий и количество станций метро, обновить подвижной состав и обеспечить комфортные условия работы сотрудникам.

В электродепо «Владыкино» установят новое диагностическое оборудование для поездов, аналогов которого в Москве еще не было. Об этом сообщил Сергей Собянин во время осмотра электродепо «Владыкино», обслуживающего Серпуховско-Тимирязевскую линию. В рамках второго этапа модернизации будут установлены новые колесотокарные станки, позволяющие проверять состояние колесных пар прямо на въезде в депо. Внедрение этого оборудования позволит сократить время прохождения диагностических процедур, снизить эксплуатационные расходы и повысить плавность хода подвижного состава.

На днях электродепо «Владыкино» исполняется 27 лет. Срок не очень небольшой, но уже достаточный для того, чтобы проводить работы по модернизации предприятия, отметил Сергей Собянин: «У нас достаточно серьезная программа по “Владыкино”. Планируем строительство новых корпусов, дома отдыха локомотивных бригад, так что электродепо будет и дальше развиваться».

Обслуживание и развитие транспортной системы — одна из самых важных задач города. В 2018 году планируется дальнейшее обновление подвижного состава как наземного, так и подземного транспорта, а также запуск новых линий метро. «Очень важно, чтобы подвижной состав метро также обновлялся. Мы уже обновили процентов на 40 за последние годы, и к 2020 году на две трети будет новый подвижной состав. Создаются новые вагоны, “Москва” — один из лучших подвижных составов мира. И конечно, очень важно, чтобы поезда надлежащим образом функционировали и эксплуатировались», — сказал Сергей Собянин.

Продолжается активное строительство линий и станций метрополитена. В этом году планируется открыть новые станции на Калининско-Солнцевской и Серпуховско-Тимирязевской линиях. «К 2025 году планируем увеличение объема метро практически в два раза с учетом МЦК», — добавил Мэр Москвы.

Кроме того, город приступил к новому масштабному проекту — к созданию Московских центральных диаметров. «Московские центральные диаметры соединят разрозненные линии пригородного сообщения и создадут единую сеть, интегрированную с метрополитеном», — сообщил Сергей Собянин.

 

Ветераны метрополитена и рабочие династии

Несколько работников депо были награждены благодарственными письмами Мэра Москвы. Среди них машинист-инструктор локомотивной бригады почетный работник Московского метрополитена Федор Постаногов. Он работает в метро с 1989 года, а в депо «Владыкино» — со дня его открытия.

Благодарности также получили:

— Сергей Никольский — машинист электропоезда;

— Надежда Пиценко — оператор;

— Дмитрий Тихонравов — машинист-инструктор локомотивных бригад;

— Сергей Харлин — дежурный по электродепо.

Кроме того, благодарственные письма получили представители трех трудовых династий. В совокупности члены каждой из них в метрополитене более 100 лет:

— оператор ЭВМ Наталья Демидова и инженер по договорам Антонина Демидова (династия Костомаровых — Демидовых);

— машинист Виталий Ермаков (династия Смирновых — Авраменко — Ермаковых);

— старший механик Александр Гусев (династия Смирновых — Гусевых).

Всего в депо работают 620 специалистов 80 различных профессий, в том числе 257 машинистов, 42 помощника машиниста, 20 операторов электродепо, 20 помощников дежурного по электродепо, 15 машинистов-инструкторов локомотивных бригад и другие.

84 сотрудника — ветераны Московского метрополитена. Это звание присваивается женщинам, проработавшим в метро не менее 20 лет, и мужчинам — за 25-летнюю работу.

Средняя зарплата сотрудников депо составляет 86 тысяч рублей, а средняя зарплата машинистов — 113 тысяч рублей. Выплачиваются также 13-я зарплата и 14-я зарплата за безаварийную работу. Сергей Собянин отметил, что с 1 июля зарплата сотрудников метрополитена увеличится.

Общий парк — около 400 вагонов

Электродепо «Владыкино» было введено в эксплуатацию 7 марта 1991 года. Оно обслуживает одну из самых востребованных линий московского метро — Серпуховско-Тимирязевскую. Ежедневно ею пользуются более одного миллиона пассажиров.

Сегодня общий парк депо насчитывает 392 вагона (49 составов по восемь вагонов), не считая резервных и ремонтных. Это около восьми процентов от общего числа поездов метрополитена.

Здесь проходят обслуживание вагоны моделей 81-760/761 «Ока» и 81-760А/761А/763А «Ока», произведенные в 2014–2016 годах.

Отстойно-ремонтный комплекс депо имеет 39 канав: 32 глубокие смотровые на один восьмивагонный состав, четыре мелкие на восемь вагонов и три технологические канавы на шесть вагонов.

 

Модернизация депо «Владыкино»

Реконструкция и модернизация электродепо «Владыкино» ведется с 2013 года. Завершить работы планируется к концу 2019-го.

Для депо построено новое здание специализированной автобазы площадью 2,5 тысячи квадратных метров, рассчитанное на 125 машин.

В 2018–2019 годах планируется возвести два дополнительных пролета отстойно-ремонтного комплекса на четыре и пять канав для обслуживания и ремонта поездов.

К комплексу также будет пристроено четырехэтажное здание, в котором разместятся комфортные комнаты отдыха локомотивных бригад. Сейчас бригады отдыхают в комнатах на шестом и седьмом этажах. Помещения рассчитаны на трех-четырех человек. На этаж приходится всего два умывальника и две душевые. В новом здании будут созданы комнаты отдыха гостиничного типа, рассчитанные на одного-двух человек.

Обслуживание по контракту жизненного цикла

Текущий ремонт и обслуживание составов в депо проводится силами сервисного центра ОАО «Метровагонмаш», открытого здесь в 2014 году в рамках контракта жизненного цикла (КЖЦ). В сервисном центре работают 270 человек.

Всего по КЖЦ обслуживается 1608 вагонов (201 состав моделей «Ока» и «Москва»). Контракт жизненного цикла метрополитен заключает непосредственно с поставщиком, который обязуется обеспечивать качественное обслуживание вагонов в течение всего срока эксплуатации (30 лет). Это позволяет метрополитену сэкономить до 20 процентов средств на обслуживание и больше инвестировать в обновление подвижного состава.

Поставка вагонов метро финансируется по лизинговой схеме — равными платежами в течение 15 лет. Цена вагонов при этом не увеличивается.

Показателем качества работы поездов по КЖЦ является сокращение количества неисправностей — ведь производитель заинтересован в безотказной работе вагонов и совершенствовании их конструкции. Например, после перехода на КЖЦ количество неисправностей подвижного состава Серпуховско-Тимирязевской линии снизилось вдвое.

В случае нарушения графика движения поездов или невыдачи поездов на линию в отношении производителя применяются штрафные санкции. Предусмотрены также штрафы за системные дефекты в подвижном составе, если в течение трех месяцев график движения нарушается из-за неисправности в одной и той же системе вагона.

В результате сегодня Московский метрополитен — самый надежный в мире. «Если сравнить с такими ведущими системами метро, как нью-йоркское, лондонское, московская подземка в десятки раз надежнее, в десятки раз лучше, в десятки раз меньше поломок и в десятки раз более четко ходят наши поезда метро во многом благодаря вашему труду, вашим рукам, вашему умению», — сказал Мэр Москвы.  

Развитие транспортной системы Москвы получило мировое признание. «И по динамике развития, и по качеству московский общественный транспорт считается одним из самых лучших в мире. Так что мы вместе с вами можем гордиться тем, что сделали за последние годы, тем, что вы делаете ежедневно на своей работе», — подчеркнул Сергей Собянин.

На миллион вагоно-километров пробега приходится около двух сбоев. В Нью-Йорке этот показатель равен 100 сбоям, в Париже – 80, а в Мадриде фиксируется 30 сбоев на миллион вагоно-километров.

Пока заключено четыре КЖЦ. По самому первому, 2013 года, на обслуживание должно было поступить 248 вагонов «Ока». Уже в январе 2014 года начал работу первый сервисный центр в электродепо «Новогиреево».

Второй контракт обеспечивал изготовление, поставку и обслуживание 664 вагонов «Ока». Сегодня они обслуживаются в сервисных центрах депо «Владыкино», «Выхино», «Свиблово» и «Измайлово».

По третьему контракту в течение 2017–2020 годов в метрополитене прибавится 768 вагонов «Москва», 224 из них уже получено. Обслуживанием подвижного состава с апреля прошлого года занимается электродепо «Выхино», а с этого года сервис появится и в депо «Планерное».

Четвертый контракт предусматривает обслуживание 400 вагонов «Ока» в сервисных центрах депо «Варшавское» и «Измайлово».

Кроме того, метрополитен планирует заказать еще 594 вагона «Москва». 234 из них закупят до конца года, а остальные 360 — в 2019 году.

Новые и современные поезда

Пассажиров метро перевозят 643 состава — более 4,5 тысячи вагонов. Почти половина поездов — современные. На линии выходят 135 составов с вагонами «Русич», 137 составов с вагонами «Ока», 39 — с вагонами «Москва».

С 2010 года было закуплено более 1900 вагонов, еще 1610 метрополитен получит в 2018–2020 годах. Таким образом, доля современных поездов на линиях метро после 2020 года составит 65 процентов.

В первую очередь новые вагоны направляются на недавно построенные или наиболее загруженные линии.

Например, полностью обновлен подвижной состав Серпуховско-Тимирязевской линии, а на Таганско-Краснопресненской около 45 процентов старых поездов заменили составами нового поколения «Москва». Полностью линия будет укомплектована в течение двух лет. Это позволит сделать поездки пассажиров более комфортными. По рабочим дням пассажиропоток фиолетовой ветки превышает 1,2 миллиона человек, что практически вдвое больше, чем на Кольцевой линии.