Москва стала финалистом международной премии за устойчивое транспортное развитие

Москва стала финалистом международной премии за устойчивое транспортное развитие
Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы. Денис Гришкин
В последние годы меры, которые проводятся в столице по улучшению ситуации на дорогах, привели к увеличению скорости движения и росту популярности общественного транспорта. В результате Москва заняла второе место в финале престижной международной премии.

Улучшение транспортной ситуации на магистралях Москвы признаны международным экспертным сообществом. В январе 2016 года столица стала второй в финале ежегодной международной премии «За устойчивое транспортное развитие» (SustainableTransportAward 2016), которую присуждает нью-йоркский Институт транспорта и развития. Об этом сообщил Сергей Собянин на заседании Президиума Правительства Москвы.

«За последние годы мы провели колоссальную работу по строительству и развитию транспортной инфраструктуры, организации движения, улучшению работы общественного транспорта. И в целом, несмотря на то что каждый год количество автомобилей в Москве и Подмосковье значительно увеличивается, нам удалось переломить негативную тенденцию, которая существовала в последние десятилетия, когда ситуация на дорогах каждый год ухудшалась», — сказал Мэр Москвы.

Сейчас в городе наблюдается увеличение скорости движения, а общественный транспорт стал ходить регулярнее: «И в целом общественным транспортом, по сравнению с 2010 годом, в прошедшем году воспользовались на 600 миллионов человек больше. Это огромная цифра, которая позволяет говорить о том, что негативные тенденции в сфере транспорта постепенно уходят. Хотя работы ещё более чем достаточно».

Жюри конкурса отметило существенные достижения в создании комфортной транспортной и городской среды в Москве.Премия учреждена в 2005 году. Она вручается ежегодно городам, добившимся значительных успехов в решении транспортных проблем, уменьшении дорожных заторов, сокращении загрязнения воздуха, повышении безопасности движения и мобильности пешеходов и велосипедистов. В разные годы финалистами становились крупнейшие мировые города — Лондон, Сеул, Нью-Йорк, Мехико.

Об итогах работы транспортного комплекса столицы в 2015 году и задачах на 2016 год доложил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

«В 2015 году ситуация на дорогах Москвы значительно улучшилась по ряду показателей, крайне важных для нас. Это количество дорожно-транспортных происшествий с материальным ущербом — с 2010 года произошло снижение почти на 20 процентов. Это улучшение скорости движения более чем на 12 процентов. Это выполнение расписания общественного транспорта. Мы вышли на показатель 94 процента», — сказал заммэра.

По его словам, это один из лучших показателей в Европе, хотя ещё в 2010 году общественный транспорт выполнял расписание на 76 процентов. Почти на 10 процентов сократилась нагрузка на улично-дорожную сеть, несмотря на то что количество автомобилей у жителей Москвы и Подмосковья растёт.

Ещё один важный показатель эффективности работы — время прибытия специальных служб. «Если в 2010 году в среднем наши оперативные службы — скорая помощь, пожарные и другие, расчёты МЧС например, — прибывали в течение 20 минут, то в 2015 году это уже восемь минут», — отметил Максим Ликсутов.

Улучшение дорожной ситуации стало возможным благодаря строительству дорог, развязок, метро, созданию цивилизованного парковочного пространства, работе интеллектуальной транспортной системы и переходу на автоматическое управление дорожным движением.

Государственная программа города Москвы «Развитие транспортной системы» включает следующие направления:

— приоритетное развитие всех видов общественного транспорта (метро, наземный транспорт, пригородное железнодорожное сообщение, такси);

— внедрение комплексной схемы организации дорожного движения;

— создание цивилизованного парковочного пространства;

— повышение безопасности дорожного движения и улучшение администрирования нарушений правил дорожного движения, особенно грубых и массовых (например, превышение скорости);

— масштабное строительство новых дорог и развязок;

— регулирование движения грузового транспорта;

— создание интеллектуальной транспортной системы и сокращение ручного управления светофорами;

— стимулирование появления новых для столицы способов передвижения по городу (велосипед и каршеринг).

В 2015 году в общественном транспорте было совершено на 30 миллионов поездок больше, чем в 2014 году, и на 640 миллионов поездок больше, чем в 2010 году.Число поездок на всех видах общественного транспорта в 2015 году составило 5,74 миллиарда:

— 2,42 миллиарда — на Московском метрополитене;

— 0,68 миллиарда — в пригородном железнодорожном сообщении;

— 0,34 миллиарда — в пригородном автобусном сообщении;

— 2,2 миллиарда — на наземном городском пассажирском транспорте;

— 0,1 миллиарда — на такси.

Московский метрополитен

В 2015 году построили четыре новые станции метрополитена — «Котельники», «Технопарк», «Румянцево», «Саларьево». В рамках плановых ремонтных работ проведена замена 50 километров рельсового пути. В 2016 году эта цифра будет удвоена — заменить в общей сложности планируется 100 километров пути. Закуплено 184 новых современных вагона метро. Всего с 2010 года метрополитен получил 1435 новых вагонов.

Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» в целях повышения безопасности пассажиров и предотвращения террористических актов все станции метро оборудовали досмотровыми зонами.

На 84 станциях началось благоустройство подуличных переходов общей протяжённостью 6,7 километра. В 2016 году планируется завершить эту работу.

На всех линиях метро пассажиры получили возможность пользоваться бесплатным доступом в интернет через Wi-Fi. Ежедневно совершается около 2,5 миллиона подключений к сети. Бесплатным Wi-Fi пользуется каждый четвёртый пассажир метро.

Наземный городской пассажирский транспорт

В 2015 году продолжены работы по повышению комфорта наземного городского транспорта. В частности, модернизированы 1176 остановочных павильонов (начиная с 2013 года — 4144 павильонов, или почти 50 процентов всех павильонов в городе).

Дополнительно появилось 12 километров выделенных полос для движения общественного транспорта. На сегодняшний день общая длина выделенных полос достигла 230 километров.

На остановках установили 551 электронное информационное табло с данными об ожидаемом времени прибытия автобусов, троллейбусов и трамваев, а также 450 точек доступа к Wi-Fi. Появилось три новых ночных маршрута, всего в городе их 11.

Для обновления подвижного состава приобретено198 низкопольных автобусов. Общее количество новых автобусов, троллейбусов и трамваев,закупленных с 2010 года, составляет 5,7 тысячи. В результате масштабных инвестиций в обновление подвижного состава городской перевозчик Мосгортранс располагает сегодня одним из самых современных и молодых автобусных парков Европы (средний возраст — менее пяти лет).

В 2015 году также провели работу по внедрению новой модели управления наземным транспортом. Она предусматривает интеграцию частных компаний (маршруток) в единую систему общественного транспорта Москвы с переходом на единые стандарты оказания услуг.

Новая модель, в частности, устанавливает следующие обязанности коммерческих перевозчиков:

— применять единые регулируемые тарифы на проезд;

— принимать для оплаты проезда городские проездные билеты (карту «Тройка» и другие);

— предоставлять право бесплатного или льготного проезда соответствующим категориям пассажиров;

— обеспечивать выполнение единых городских требований к качеству транспортного обслуживания;

— обеспечивать непрерывность транспортного облуживания, в том числе соблюдение расписания движения;

— обеспечивать безопасность перевозок пассажиров.

На данный момент разработана оптимизированная маршрутная сеть автобусов Мосгортранса и коммерческих перевозчиков: устранено дублирование маршрутов, сокращены интервалы движения и скорректировано расписание. Для каждого маршрута подобран оптимальный тип подвижного состава (автобусы малой, средней, большой или особо большой вместимости).

«У нас в общей сложности было выставлено на конкурс почти 211 маршрутов, на которых работают на сегодняшний день частные компании. Мы поставили перед ними задачу — увеличить почти на 30 процентов количество новых пассажирских мест, значительно увеличить количество подвижного состава. Это будут автобусы не старше двух лет, российского производства. И уже в этом году компании в рамках заключённых контрактов обязались перед Правительством Москвы, перед москвичами купить почти две тысячи новых автобусов на сумму более 10 миллиардов рублей», — сообщил Максим Ликсутов.

Согласно требованиям государственных контрактов к подвижному составу все автобусы должны быть адаптированы для комфортного доступа маломобильных граждан, соответствовать экологическому классу не ниже «Евро-4». Также в них должны быть кондиционеры, системы отопления, указатели маршрутов и информационные табло, бортовые навигационно-связные терминалы, радиостанция и система видеонаблюдения.

30 сентября 2015 года первый перевозчик — ОАО «Автокарз» — приступил к работе на маршрутах № 199к и 368 в СЗАО. На все 211 маршрутов коммерческие перевозчики должны выйти в мае — июне 2016 года. Право бесплатного и льготного проезда в частных автобусах получат более пяти миллионов москвичей.

Одновременно будет прекращена эксплуатация 3,9 тысячи старых маршруток.

Пригородное железнодорожное сообщение

В 2015 году был открыт для движения четвёртый главный путь Октябрьской железной дороги на участке Ленинградский вокзал — Крюково. Это позволило запустить скоростные электрички «Ласточка» и сократить время в пути между Москвой и Зеленоградом в два раза — с 57 до 25 минут. Ежедневно скоростными поездами пользуется 21 тысяча человек, что составляет 25 процентов от общего числа пассажировЛенинградского направления. Пассажиропоток «Ласточек» растёт на два-три процента ежемесячно.

В течение года было отремонтировано и реконструировано 255 платформ на станциях и остановочных пунктахжелезной дороги. Построено 15 перехватывающих парковок на 1335 мест. На Павелецком вокзале открыт новый терминал «Аэроэкспресса».

В пригородных поездах появилось 265 тысяч дополнительных пассажирских мест за счёт увеличения частоты движения поездов.

Для обновления подвижного состава закуплено 110 новых вагонов. С 2010 года приобрели 446 новых вагонов. Кроме того, в 2015 году Правительства Москвы и Московской области провели конкурс на выбор перевозчиков для осуществления транспортного обслуживания пригородным железнодорожным транспортом в Московском регионе сроком на 15 лет. Его победителями стали ОАО «Центральная ППК» и ОАО «Московско-Тверская ППК».

Долгосрочные контракты позволили перевозчикам сформировать программы развития инфраструктуры и обновления подвижного состава, которые предусматривают закупку не менее 1880 современных вагонов пригородных электропоездов.

Ключевой задачей на 2016 год является запуск пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги (МКЖД).

Такси и каршеринг

В 2015 году число легальных такси, получивших разрешение на осуществление таксомоторных перевозок в Москве, достигло 60 тысяч автомобилей. За счёт развития сервисов заказа такси, улучшения инфраструктуры стоянок и уменьшения пробок среднее время подачи такси уменьшилось до семи минут (в 2010 году — 30 минут). В рамках борьбы с нелегальным извозом задержано порядка двух тысяч бомбил.

В 2015 году на московский рынок вышла компания «Делимобиль» (инвестор — итальянская компания GeneralInvest), предложившая новую транспортную услугу — каршеринг (систему краткосрочной аренды автомобиля).

В настоящее время в этой системе зарегистрировались 29 тысяч потенциальных пользователей. Число машин компании достигло 300. Пользователи совершили более 40 тысяч поездок.

Кроме того, в конце 2015 года 50 автомобилей добавилось к системе каршеринга благодаря присоединению к проекту ещё одного оператора — компании Car5.

«И каждый день одна машина делает порядка четырёх с половиной поездокс пассажирами, с водителями, наверное, правильнее будет сказать. И мы планируем, что частные компании в этом году увеличат количество автомобилей ещё примерно на одну тысячу», — подчеркнул руководитель Департамента.

Велодвижение

Продолжился рост популярности велосипеда как экологически чистого и доступного вида транспорта. На Бульварном кольце была открыта первая в России велополоса, проходящая по улично-дорожной сети.

Московская сеть велопроката увеличилась в два раза — со 150 до 300 станций (2600 велосипедов). Пользователи городской системы велопроката совершили порядка 880 тысяч поездок за сезон (в восемь раз больше, чем в 2014 году).

«Достаточно существенная часть велосипедов использовалась для транспортных целей. И конечно, популярны такие масштабные городские мероприятия, как московский велопарад, который прошёл в мае и привлёк в общей сложности около 25 тысяч участников», — заявил заммэра.

Билетное меню

В 2015 году число пользователей карт «Тройка» достигло 6,1 миллиона, а число точек её пополнения — 40 тысяч. Она стала самой популярной транспортной картой России.

Кроме того, в сентябре 2015 года была запущена система оплаты проезда на городском транспорте по технологии NFC («Тройка» на мобильном телефоне). Таким образом, в столице теперь функционируют самые современные способы оплаты проезда в общественном транспорте.

В настоящее время с помощью «Тройки» оплачивается около 45 процентов поездок в метро и наземном транспорте. С помощью карты также можно оплатить посещение зоопарка, планетария и катков города.

Внедрение карты и новых проездных билетов позволило решить проблему очередей в кассы метро (очереди сократились в два раза), а число проданных водителями наземного транспорта билетов снизилось в три раза (со 172,3 миллиона в 2010 году до 54,3 миллиона в 2015 году).

Диалог с жителями

Продолжилось формирование системы взаимодействия транспортного комплекса с москвичами. В систему вошли:

— контакт-центр «Московский транспорт» (два миллиона звонков в год);

— сервисный центр «Московский транспорт» на улице Старой Басманной(51 тысяча обращений с августа 2015 года);

— информационный центр транспортного комплекса (предоставление информации для публикаций в СМИ и социальных сетях);

— интернет-сайты транспортного комплекса и единый транспортный портал transport.mos.ru (более 16 миллионов посещений в год);

— центры госуслуг «Мои документы» (оформление резидентных разрешений и другие государственные услуги).

Ключевые задачи транспортного комплекса Москвы на 2016 год

В 2016 году работа транспортного комплекса будет сосредоточена на решении задач дальнейшего улучшения ситуации на дорогах Москвы и повышения комфорта, надёжности и популярности общественного транспорта.

Наиболее важные проекты:

— организация пассажирского движения по МКЖД;

— завершение перехода на новую модель управления наземным городским пассажирским транспортом, приобретение частными компаниями-перевозчиками двух тысяч новых автобусов, которые заменят маршрутки;

— транспортное обслуживание чемпионата мира по хоккею.

Кроме того, продолжится:

— обновление подвижного состава и другой инфраструктуры городских перевозчиков, а также пригородного железнодорожного сообщения (приобретение новых вагонов, поездов, автобусов, ремонт остановок, путей, платформ, станций, благоустройство подуличных переходов и другое);

— строительство и открытие новых станций метро;

— расширение городской системы велопроката, в том числе запуск станций проката электровелосипедов;

— организация доступа к Wi-Fi в автобусах и на остановках Мосгортранса;

— реализация иных транспортных проектов.